ОСОБОЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ (ОМС) ПО ВЫРАБОТКЕ ПЛАНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ПЯТИЛЕТИЕ 1917—1922, временный орган, созданный в 1915 для ускоренного развития железнодорожной сети страны в целях решения обострившихся транспортных проблем. В работе совещания участвовали 15 представителей Министерства путей сообщения, по 2 - от военного и морского министерств, по 3 - от министерств финансов и внутренних дел, 7 - от Министерства земледелия и государственных имуществ, 7 - от Особого совещания по перевозкам, 4 - от Государственного контроля, а также видные ученые-транспортники Н.П. Петров, А.Н. Фролов, К.Я. Загорский и другие.
Проблемы Сибири рассматривались в заседании ОМС в ноябре 1916. Обсуждался вопрос об установлении новых широтных связей Сибири с европейской частью страны, прежде всего предложенный А.А. Борисовым проект железной дороги Обь-Котлас-Сорока. Участники ОМС пришли к мнению, что для сибирских условий неприменимы принципы проектирования и строительства, сложившиеся в практике сооружения железнодорожных линий в Европейской России. При рассмотрении проектов железнодорожных линий к западу от Урала принималось во внимание главным образом их соответствие местной потребности в перевозках. В Сибири, напротив, проведение железной дороги само служило главным фактором, способствовавшим заселению и освоению прилегающих районов.
Выработанный совещанием план перспективного развития сети железных дорог предусматривал сооружение в Сибири 2 магистральной линий транзитного назначения: Кыштымской дороги (от Томска через Кыштым и Красноуфимск до Костромы) и Обь-Котласской, которая рассматривалась как первая очередь будущей транзитной магистрали до Тихоокеанского побережья. Вместе с Транссибирской магистралью предложенные линии должны были составить основу транспортной системы Сибири. План ОМС 1916 предусматривал ускорение темпов железнодорожного строительства в Сибири. Первоочередное внимание рекомендовалось сосредоточить на связи Центральной России и ее морских портов с глубинными территориями Сибири и побережьем Тихого и Северного Ледовитого океанов. Центр тяжести транспортного строительства в Сибири предлагалось перенести в ее северные районы с их громадными и почти не затронутыми хозяйственной практикой природными ресурсами. Проекты ОМС воплощения не получили.
Лит.: Колесов Л.И. Развитие концепции формирования транспортной системы Сибири // Проблемы развития транспортной системы в районах Сибири. Новосибирск, 1980; Проблемные регионы ресурсного типа: экономическая интеграция Европейского Северо- Востока и Сибири. Новосибирск, 2002.
В.В. Ламин
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей