Новости

Особое межведомственное совещание (ОМС) по выработке плана железнодорожного строительства на пятилетие 1917—1922 // «Историческая энициклопедия Сибири»

Вы здесь

ОСОБОЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ СОВЕЩА­НИЕ (ОМС) ПО ВЫРАБОТКЕ ПЛАНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА ПЯТИЛЕТИЕ 1917—1922, временный орган, созданный в 1915 для ускоренного развития железнодорожной сети страны в целях решения обострив­шихся транспортных проблем. В работе совещания участ­вовали 15 представителей Министерства путей сообщения, по 2 - от военного и морского министерств, по 3 - от министерств финансов и внутренних дел, 7 - от Министерства земледелия и государственных  имуществ, 7 - от Особого совещания по перевозкам, 4 - от Государственного контроля, а также видные ученые-транспортники Н.П. Петров, А.Н. Фролов, К.Я. Загорский и другие.

Проблемы Сибири рассматривались в заседании ОМС в ноябре 1916. Обсуждался вопрос об установлении новых широтных связей Сибири с европейской частью страны, прежде всего предложенный А.А. Борисовым проект железной дороги Обь-Котлас-Сорока. Участники ОМС пришли к мнению, что для сибирских условий неприменимы принци­пы проектирования и строительства, сложившиеся в практике сооружения железнодорожных линий в Европейской России. При рассмот­рении проектов железнодорожных линий к западу от Урала прини­малось во внимание главным образом их соответствие местной пот­ребности в перевозках. В Сибири, напротив, проведение железной дороги само служило главным фактором, способствовавшим заселению и освоению прилегающих районов.

Выработанный совещанием план перспективного раз­вития сети железных дорог предусматривал сооружение в Сибири 2 магистральной линий транзитного назначения: Кыштымской дороги (от Томска через Кыштым и Красноуфимск до Костромы) и Обь-Котласской, которая рассматривалась как первая очередь будущей транзитной магистрали до Тихо­океанского побережья. Вместе с Транссибирской магистралью предложенные линии должны были составить ос­нову транспортной системы Сибири. План ОМС 1916 пре­дусматривал ускорение темпов железнодорожного строительства в Сибири. Первоочередное внимание рекомендовалось сосредоточить на связи Центральной России и ее морских портов с глубинны­ми территориями Сибири и побережьем Тихого и Северного Ледовитого океанов. Центр тяжести транспортного строительства в Сибири предлагалось перенести в ее северные районы с их громадными и почти не затронутыми хозяйственной практикой природными ресур­сами. Проекты ОМС воплощения не получили.

Лит.: Колесов Л.И. Развитие концепции формирования транс­портной системы Сибири // Проблемы развития транспортной сис­темы в районах Сибири. Новосибирск, 1980; Проблемные регионы ресурсного типа: экономическая интеграция Европейского Северо- Востока и Сибири. Новосибирск, 2002.

В.В. Ламин

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири