ОМСКОЕ МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ им. П.И. Баранова (ОМПО), федеральное государственное унитарное предприятие — производитель авиационных двигателей, включен в список стратегических заводов России, утвержден указом Президента РФ 4 августа 2004.
ОМПО ведет свою историю с 1916, когда в Александровске (ныне — Запорожье) петроград. АО «Дека» («Дюфлон, Константинович и К°») выпустило первый авиадвигатель. Предприятие неоднократно меняло имя: с 1920 — «Большевик», с 1927 — «Государственный союзный завод № 29», в 1933 заводу присвоили имя погибшего в авиакатастрофе начальника. Гл. управления авиационной промышленности.
В 1920-х гг. завод стал переоснащаться и расширяться. В 1925 начался серийный выпуск авиадвигателей М-6. К 1930 завод освоил двигатель М-22 (480 л. с.), который устанавливался на самолетах И-15, И-16, Сталь-3, Хаи-1, К-5, АНТ-14 и других. В 1935—41 запущено в производство около 10 типов двигателей и их модификаций, в том числе М-85 (850 л. с.), М-88 (1 100 л. с.). Изготовленные на заводе двигатели стояли на самолете «Родина» В. Гризодубовой, П. Осипенко, М. Расковой, совершивших в 1938 рекордный беспосадочный перелет по маршруту Москва— Дальний Восток (6 540 км).
С начала Великой Отечественной войны Запорожский моторостроительный завод им. П.И. Баранова эвакуировали в Омск. В августе—сентябре 1941 в эвакуацию прибыло 1 056 платформ и вагонов с оборудованием, 12 тыс. работников и членов их семей. Станки разместили на территорию двигателестроительного завода, строившегося в Омске с 1936 и планировавшегося к пуску в 1943. Уже 7 ноября 1941 прошел испытания авиационный двигатель М-88Б. 2 декабря 1941 началось производство более экономичных и надежных авиационных двигателей АШ-82 ФН (1 850 л. с.) для истребителей Су-2, И-180, Ла-5, Ла-7, Ла-9, Ла-11, бомбардировщиков дальнего действия Ил-4, пикирующих бомбардировщиков Ту-2, тяжелых бомбардировщиков Пе-8. В мае 1942 коллективу завода присуждено 1-е место во Всесоюзном социальном соревновании и вручено переходящее Красное знамя ГКО СССР. В дальнейшем коллектив завода удостаивался такой награды еще 6 раз. В годы войны за образцовое выполнение заданий 458 работников завода награждены орденами и медалями.
После окончания войны завод остался в Омске и продолжал изготавливать моторы АШ, которые устанавливались на пассажирские самолеты Ил-12, Ил-14, вертолеты Ми-4. В конце 1950-х гг. началось освоение газотурбинных двигателей. Параллельно развивалось производство ракетных двигателей (ЖРД), которыми предприятие занималось до 1975. В 1967 завод начал выпуск турбореактивных двигателей (ТРДФ) для самолетов Су-17 и Су-24. В 1983 организовано производство нового поколения газотурбинных двигателей. С 1966 на предприятии налажен выпуск коробок передач для автомобилей «Москвич-412», с 1990 — также для «Иж-2126».
В начале 1990-х гг. ОМПО, как и другие предприятия ВПК, столкнулся с проблемой резкого сокращения госзаказа. Возникли долги по зарплате, проводились сокращения численности работников. Тем не менее предприятие продолжало вести творческие поиски. В 2000 прошел сертификацию двигатель ТВД-20 для самолетов Ан-3 (ПО «Полет») и для Ан-38 (Новосибирское авиапредприятие им. В.П. Чкалова). В начале XXI в. «барановские» моторы ТВ-7-117С устанавливаются на Ил-114, выпускаемых в Ташкенте.
ОМПО имеет лицензию на самостоятельное ведение внешнеторговой деятельности в части поставок военной продукции, ее технического обслуживания и ремонта. Это позволило заводу выполнять заказы по капитальному ремонту двигателей для самолетов Су, стоящих на вооружении ряда стран, в том числе Ирана и Алжира. В 2003 ОМПО приступило к изготовлению принципиально нового двигателя, предназначенного для малого штурмовика Як-130. ОМПО успешно работает по программам «СибВПКнефтегаз» и «Компомаш», изготавливает детали и узлы для железнодорожного транспорта и для автомобильной промышленности. Из отработавших ресурс самолетных двигателей завод изготовляет генераторы сжатого воздуха для нефтяной и газовой промышленности. Большим спросом пользуются выпускаемые заводом мотокультиваторы «Крот» и «Омич».
С 2005 завод проводит курс на интеграцию с московским моторостроительным производственным предприятием «Салют» — российским лидером в области моторостроения. В марте 2006 Администрация Президента РФ утвердила график создания на базе ММПП «Салют» федерального научно-производственного центра газотурбостроения «Салют». ОМПО им. Баранова войдет в него в качестве филиала. Таким образом, создается научно-производственная структура, обеспечивающая замкнутый цикл от научных исследований до утилизации продукции. Разработка новых газотурбинных двигателей — задача московских моторостроителей; Омску в новом объединении отведена роль основной базы серийного производства двигателей для ВВС России.
ОМПО им. П.И. Баранова награждено орденами Трудового Красного Знамени (1944), Ленина (1945), Октябрьской Революции (1971).
Лит.: Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова. 1916-1991. Омск, 1991; Это нашей истории строки: 75- летию объединения посвящается. Омск, 1991; Машкарин М.И. Имена, герои, даты...: Омскому моторостроительному объединению им. П.И. Баранова - 80 лет // Машкарин М.И. Сибиряки в Великой Отечественной войне: страницы историографии и истории. Омск, 1998.
С.Г. Сизов
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей