Новости

«Полёт» // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

«ПОЛЁТ», производственное объединение, федеральное государственное унитарное предприятие (до 1965 — завод № 166, в 1965—75 — Омский авиационный завод). Один из крупнейших российских производителей авиационной и космической техники.

Самолетостроительный завод № 166 появился 24 июля 1941 в Омске на базе эвакуированных московских авиазаводов (№ 156 и № 81), омских заводов — автосборочного им. Коминтерна, № 6 автоприцепов и авиационных мастерских.  В 1941—43 на предприятии функционировало опытно-конструкторское бюро авиаконструктора А.Н. Туполева. В числе специалистов КБ работал будущий основоположник космонавтики С.П. Королев.

9 декабря 1941 завод № 166 изготовил 1-й самолет Ту-2, ставший лучшим фронтовым бомбардировщиком времен войны. За период Великой Отечественной войны завод поставил фронту 80 Ту-2, 3 416 истребителей Як-7 и Як-9У. Всего в 1942—45 выпущено более 3,8 тыс. самолетов разных марок и модификаций. После победы завод продолжал активную производственную деятельность. С 1945 по 1949 выпущено 227 модернизированных бомбардировщиков Ту-2Н, 758 реактивных самолетов-бомбардировщиков Ил-28. С 1955 начат выпуск пассажирских реактивных самолетов Ту-104 (произведен 61 самолет).

В конце 1950-х гг. завод № 166 (он же — п/я 7) перешел на выпуск боевых баллистических ракет, а затем и космических аппаратов. С 1968 развернуто произв-во ракеты легкого класса «Космос-3М». Завод выпускал изделия ведущих конструкторов ракетно-космической техники, среди которых М.К. Янгель, М.Ф. Решетнев, В.П. Макеев, В.П. Глуш­ко, В.М. Барышев и др.

31 января 1975 на базе Омского авиазавода и конструкторского бюро создано производственное объединение (ПО) «Полет». С 1970 завод участвовал в создании космических спутниковых систем «Парус», «Сфера», «Цикада». Объединение принимало участие более чем в 40 программах международного сотрудничества, в том числе в программе «Интеркосмос». Космические аппараты «Надежда» и «Стерх», выпускаемые ПО «Полет», являются основным элементом международной космической поисково-спасательной системы «КОСПАС—САРСАТ», предназначенной для поиска потерпевших бедствие судов и самолетов. С 1982 и до недавнего времени «Полет» являлся единственным в России изготовителем космических аппаратов всемирной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС», которая обеспечивает проведение навигационных определений в любой точке Земли и околоземного космического пространства.

Производимая в объединении ракета-носитель «Космос-3М» предназначена для выведения одиночных космических аппаратов на круговые и эллиптические орбиты, а также для группового запуска от 3 до 8 спутников, общей массой до 1,5 тыс. кг. Осуществлено более 760 успешных запусков ракеты (данные на 2005). В рамках международных соглашений ракетой-носителем «Космос» произведены запуски спутников Индии, Франции, Швеции, США, Мексики, Германии, Италии, Великобритании и Китая. «Полет» участвовал в программах «Луна», «Марс», «Венера» и других. В 1978 по решению Совета министров СССР в объединении создано производство двигателей ракеты-носителя «Энергия» для доставки на орбиту космического корабля «Буран».

В период экономической нестабильности начала 1990-х гг. «Полет» оказался в тяжелой ситуации в связи с резким сокращением государственного заказа. В 1992 завод освоил выпуск многоцелевого среднемагистрального самолета Ан-74, в 1998 — нового легкого самолета Ан-3Т. Начато серийное производство ракет 8К63, 8К63У, 8К64, 8К64У, 8К84. С помощью высотных зондов ВЗА и ВЗАФ-С, изготовленных в объединении, исследовалось околоземное космическое пространство.

Хозрасчетные предприятия ФГУП «Полет» выпускают: дельталеты серии «Ветер», устройство «Шанс» для Министерства по чрезвычайным ситуациям, нефтегазодобывающее и сельскохозяйственное ­оборудование, разнообразную продукцию хозяйственного назначения и товары народного потребления, в том числе предназначенные для медицинских учреждений и общепита.

ПО «Полет» награждено орденами: Трудового Красного Знамени (1945), Ленина (1961), Октябрьской Революции (1971).

Лит.: Машкарин М.И. На «Ту» взлетели, на «Ане» сели: с гордостью — о прошлом, с печалью — о настоящем (из истории АКО «Полет») // Машкарин М.И. Сибиряки в Великой Отечес­твенной войне: страницы историографии и истории. Омск, 1998; Каня Э.В., Елтышева Л.В. Высота «Полета». Исторический очерк. Омск, 2001.

С.Г. Сизов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири