Вопросы будущего Сибири, осмысление ее прошлого и настоящего, ее роли в развитии Российского государства всегда вызывали широкий резонанс в сибирском обществе, нередко оказываясь в центре внимания общественной мысли.
Отношение царизма к Сибири как экономической колонии России, соответствующая политика, сдерживающая экономическое, социальное и культурное развитие этого края, произвол приезжей администрации и другие факторы создавали благоприятную почву для формирования оппозиционных настроений и в среде сибирской буржуазии. В последней трети XIX – в начале XX в. на страницах местных и российских газет, частных изданий ею было частично представлено свое видение проблем «современного состояния Сибири, нужд и потребностей» этого края.
В нашем распоряжении несколько таких работ иркутских купцов (1), объединяет которые одно: всемерная поддержка прогресса в Сибири, стремление обратить внимание правительства на необходимость более эффективного освоения восточных окраин, желание видеть Сибирь регионом с развитыми экономическими, социальными и культурными институтами. Совершенно доступные, эти материалы, тем не менее, до сих пор не нашли должного отклика в научной среде и неизвестны массовому читателю, хотя, несомненно, заслуживают всяческого внимания. Данные документы представляют интерес при изучении общественного и политического сознания сибирской буржуазии, ее положения и роли в обществе, исследовании ее культурного потенциала.
Публикуемый ниже источник («Об автономии Сибири») – вводная глава книги А.М. Сибирякова «О путях сообщения Сибири и морских сношениях ее с другими странами», вышедшая в 1907 г. в С.-Петербурге и более не переиздававшаяся. Но прежде, чем перейти к характеристике самого документа, несколько слов хочется сказать об авторе книги иркутском 1 гильдии купце, почетном гражданине, известном исследователе Сибири.
Александр Михайлович Сибиряков (1849–1933) принадлежал к старинному купеческому роду, обосновавшемуся в Иркутске еще в начале XVIII в. Сибиряковы были известны не только как крупные предприниматели (хотя знавшие и периоды чуть ли не полного разорения), но и как активные общественные деятели местного самоуправления. Немалые суммы тратились ими на благотворительные цели. Были среди них и образованные люди, знавшие и ценившие литературу и искусство. Родственные узы связывали клан не только со многими знатными сибирскими родами, но и столичной знатью: влиятельна и богата была эта купеческая фамилия.
Лучшие ее качества не были утеряны представителями последнего, седьмого, поколения. В семье Михаила Александровича и Варвары Константиновны было шестеро детей. Александр, Константин, Иннокентий, Ольга, Анна и Антонида. Отец постарался дать им хорошее воспитание и образование. Старший сын окончил цюрихский политехникум, младшие – петербургский университет. Современники отзывались о них как о высокообразованных людях, заботящихся о просвещении и освоении своего края. Достаточно сказать, что общий их благотворительный взнос на пользу Иркутска, да и всей Сибири, исчислялся несколькими миллионами рублей.
Более других получил общественное признание старший из сыновей Михаила Александровича – Александр.
Он принадлежал к тому поколению «новой» буржуазии, о которой, переиначивая слова М. Александрова, можно сказать: «...воспитаны по новой методе, т.е. по-светски, с прекрасной нравственностью, с высокими религиозными понятиями о добре и чести, с пламенной патриотической любовью к общим пользам» (2). Действительно, в среде буржуазии в этот период шел постепенный процесс осознания своего места и назначения в обществе, вырабатывалась гражданская позиция.
А.М. Сибиряков успешно продолжил предпринимательскую деятельность отца, оставившего после себя около 5 млн.руб. Александр получил право на участие в нескольких золотопромышленных компаниях, в том числе «Прибрежно-Витимской К°» и «К° промышленности...» и стал членом «К° Ленско-Витимского пароходства...» (3), наиболее крупного пароходного предприятия в системе Лены. Определенный доход приносила продукция Александро-Невского стеклоделательного завода и писчебумажной фабрики, приобретенной им в начале 1870-х годов.
С конца 70-х – в 80-е гг. XIX в. Сибиряковым были сделаны крупные вложения капиталов в водную транспортную сеть Сибири. Пароходовладение, наряду с золотопромышленностью, стало основной сферой его предпринимательской деятельности. В 1885 г. иркутский купец открывает “Ангарское пароходство”: ему предстояло организовать буксирное пароходство по Ангаре от устья до Братского острога. Выполнение задачи было сопряжено с большими трудностями, но все же плавание пароходов в нижнем и среднем течении реки было освоено. Пороги же близ Братского острога оказались непроходимыми, и А.М. Сибиряков в середине 1890-х гг. ликвидировал предприятие. С этого времени его внимание приковано к водным сообщениям Дальнего Востока. В августе 1894 года им совместно с А.И. Петровым был подписан контракт на учреждение «Амурского общества пароходства и торговли». Среди его акционеров значились крупные российские и сибирские фирмы, отдельные коммерсанты (4).
В начале XX в. Александр Михайлович отходит от активного предпринимательства: капиталы обращаются в процентные и гарантийные бумаги, облигации. Он покидает Иркутск и подолгу живет на юге России, в Швейцарии и Франции. Умер А.М. Сибиряков в Ницце, в больнице Пастера, 2 ноября 1933 года.
Однако не только и не столько предпринимательской деятельностью снискал А.М.Сибиряков внимание и память сибиряков. В 1893 году иркутский городской голова В.П.Сукачев, преподнося ему звание почетного гражданина, говорил на заседании Думы: «Александр Михайлович проявляет особую сердечную отзывчивость, как затратою личного почина и трудов своих, а равно громадными материальными жертвами в делах поднятия народного образования и религиозно-нравственного чувства в народе, а также в предприятиях, имеющих целью поднять и развить экономические силы на благо не только Иркутска, но и всего родного края – Сибири» (5). Среди наиболее крупных пожертвований Сибирякова хочется отметить взнос 100 000 руб. в 1880 году на строительство Томского университета, 50 000 рублей – на учреждение в Иркутске Высшего Технического училища (1882), 950 000 рублей – «на дела просвещения»: открытие народных школ, обустройство Томского университета, на выдачу премии за лучшее сочинение о Сибири.
Еще большую известность снискал А.М. Сибиряков научно-практической деятельностью по изучению Сибири, главным образом, ее водных путей. «Там, где реки имеют громадные протяжения, как у нас в Европейской и Азиатской России, – писал он, – они, казалось бы, и должны играть в организме страны подобающую им роль... Сибирь богата своими водными путями..., стало быть, естественно предполагать, что наша задача состоит в том, чтобы ими воспользоваться как должно; если это необходимо, создать систему сообщений, имеющую своим выходом море... Наступило время подумать об этом» (6).
Интерес к водным путям Сибири был не случаен и во многом диктовался практическими нуждами сибирской буржуазии. Неразвитая сеть путей сообщения (как водных, так и сухопутных) при значительных расстояниях между рынками сбыта и закупками товаров создавали крайне неблагоприятные условия для ведения торговых операций, в значительной степени сдерживали рост товарооборота между Сибирью, европейской Россией, с одной стороны, и Востоком, с другой; отрицательно сказывались на общем экономическом развитии Сибири. В данном случае узкие интересы определенного класса объективно совпадали с общенациональными – необходимостью развития прогресса на восточных окраинах российской империи.
В 1880-х гг. правительство усилило внимание к водным путям Сибири, но реальные результаты были невелики. Даже представители речной администрации высказывались по поводу курса властей нередко очень критически. Главная инициатива в вопросе освоения новых, более выгодных путей сообщения сосредоточивалась в частных руках. В связи с этим деятельность А.М. Сибирякова по освоению сибирских рек носила, несомненно, позитивный характер. Весьма показательным, на наш взгляд, представляется сам подход купца к решению данных проблем, осознание им важности развития водного транспорта Сибири для всего государства.
В течение 1870–1890-х гг. Сибиряков предпринял ряд серьезных экспедиций, в ходе которых были исследованы устья рек Печоры, Енисея, Оби, Амура; побережья Карского моря и Охотского в районе Аяна; сухопутные маршруты между реками Западной и Восточной Сибири.
Ход и результаты многочисленных путешествий Александр Михайлович изложил в ряде статей в отдельных книгах (7). Судя по ним, мечтою исследователя было связать все уголки восточной части России (Западную и Восточную Сибирь, Якутский край, Дальний Восток, Камчатку) посредством водных артерий (Оби, Иртыша, Печоры, Енисея, Ангары, Лены, Амура) в единый хозяйственный механизм; открыть новые порты для активизации внешней торговли Сибири. Исследовательская деятельность иркутского предпринимателя была широко известна и получила признание в России и за рубежом. Именитый сибиряк имел знаки отличия французского и шведского правительств, серебряную медаль Русского Географического общества.
Своеобразным итогом деятельности А.М. Сибирякова стала его книга «О путях сообщения Сибири и морских сношениях ее с другими странами» (СПб., 1907). В ее основе лежат научные и публицистические работы ранних лет. Книга состоит из введения и семи глав, в которых представлены и детально описаны возможные в будущем маршруты путей сообщения Сибири («О морских сношениях через Карское море и устье Печоры», «О сообщениях Тобольска с Печорой, устье Таза и о канале между Тазом и Туруханском», «О путях сообщения в Якутской области», «О внешних рынках Сибири», «О сношениях Приморской области с Китаем»). Написанная легко и интересно, эта книга мыслилась автором не только как исследовательская работа, она явились как бы концентрированной формой выражения его мыслей по проблемам «современного состояния Сибири, ее нужд и потребностей», о которых Сибиряков писал и которые пытался частично претворить в жизнь в ходе своей активной благотворительной, исследовательской и предпринимательской деятельности. Эти взгляды нашли яркое проявление в публикуемом ниже предисловии «Об автономии Сибири», о них свидетельствуют многочисленные отступлении автора и, наконец, письма, помещенные в седьмой главе, отосланные им ранее в редакции «Биржевых ведомостей» и «Сибирской мысли»: «По поводу мирных переговоров с Японией» и «О Портсмутском договоре с Японией» (8).
Книга Сибирякова вышла в 1907 г. после окончания Русско-японской войны, показавшей отсталость России и тяжело сказавшейся на социально-экономическом и политическом положении страны, в том числе и ее восточных окраин. Подобная ситуация не могла не волновать Сибирякова... На наш взгляд, эта книга стала в определенной степени реакцией сибирского предпринимателя на результаты войны, желанием в связи с этим привлечь в очередной раз внимание правительства к Сибири, требованием необходимости быстрейшего развития этого региона, укрепления его экономического потенциала не только в хозяйственных интересах, но и стратегических целях, учитывая увеличивающуюся мощь Японии и Китая.
Сибиряков мыслил масштабно: нужно улучшить и реорганизовывать не только экономическую базу Сибири, но и ее управление; предоставить сибирякам право самим решать многие жизненно важные вопросы. В данном случае он выступал сторонником региональной политики, децентрализации управления. Возможно, в этих требованиях сказались отголоски идей областничества...
Немалую роль отводил иркутский меценат и росту культуры в Сибири как неотъемлемой части общего прогрессивного развития этой территории. Хочется думать, что с опубликованием статьи Александра Михайловича «О автономии Сибири» будет открыта еще одна станица жизни и творчества нашего знаменитого земляка, сделан еще один штрих к портрету купечества, игравшего важную роль в жизни сибирского общества.
Некоторые из положений, высказанные А.М. Сибиряковым в предисловии кратко, получили развернутую характеристику на следующих страницах книги, что будет нами отмечено в примечаниях к публикации.
В последнее время в столичной печати стали появляться заметки об автономии некоторых русских окраин и, в том числе, Сибири. Хотя Сибирь совершенно не подходит под категорию таких окраин, как Польша или даже Малороссия, где существуют особые виды славянской народности, и никто из русских, т.е. российских жителей, а равно и самих сибиряков не будет причислять сибиряков к какой-нибудь особой национальности, отличной от русской, но тем не менее, особенные условия Сибири в географическом, этнографическом и даже социальном отношениях настолько уже, в настоящее время, специализировались, что, прибавив к ним внешние отношения Сибири к ее непосредственным соседям, каковы Китай и Япония, т.е. то положение, какое занимают они по отношению к Сибири в данный момент, возбуждение вопроса об автономии Сибири представляется теперь более чем кстати. Действительно, на наших глазах целые области Сибири начинают отпадать от нее к другим державам и, будучи у нас почти вовсе незамеченными, у них оказываются краями, наделенными природой богатыми преимуществами, каких мы вовсе в них не замечали (1). Неужели же так будет и дальше? Где же этому причины? Очевидно, они находятся в настоящей организации Сибири, которая должна быть признана вредной для ее культуры, т.е. те же края, которые в наших руках остаются без движения, по переходе к другим, в течение короткого времени, начинают изменяться и усваивать европейскую культуру. В Сибири до сих пор ощущается громадный недостаток в хороших путях сообщения, а некоторые обширные области ее, как Якутская, Приамурская или Приморская с Камчаткой, и почти совершенно лишены всяких сухопутных дорог, вследствие чего и культура их развивается крайне слабо, водяные сообщения тоже далеко не развиты так, как могли бы они быть, принимая во внимание естественные условия Сибири, реки ее одни из первых в мире, в течение всего времени, как Сибирь существует, они совершенно между собой не были соединены, между ними нет ни одного канала, точно так же и по некоторым волокам, имеющим важное значение, не существует до сих пор никаких сообщений, как, например, между Аяном и Нельканом, или между Олой и Колымой, или между Печорой и Обью, или, чтобы не ходить уж так далеко, - даже между Ангарой и Аеной, между Амуром и Аеной, между Байкалом и Витимом... Вследствие этого обстоятельства и торговля и промышленность в Сибири развиты очень слабо и, несмотря на соседство наше с Китаем и возможность пользоваться им как рынком для сбыта разных произведений, как это давно практикуется у многих цивилизованных народов, наши сношения с ним до настоящего времени сравнительно ничтожны и ограничиваются почти только чайной торговлей. Иное дело было бы, если бы в Сибири были установлены заводы и фабрики и сбыт их произведений был бы обеспечен в Китай, что вполне естественно, казалось бы предполагать в виду соседства его с нами (2). Точно так же и взаимные отношения некоторых областей Сибири до настоящего времени далеко неразвиты так, как бы следовало; так, например, вследствие того, что между Якутской и Приамурскои областями нет никаких дорог и сношений - продукты одной не могут попасть в другую, хотя в этом и ощущается надобность: соль, например, из Якутской области могла бы доставляться в Приамурье, т.к. в ней ее нет, если бы была проведена дорога между Аяном и Нельканом или Амуром и Аеной (3).
В Сибири были введены раньше, еще Сперанским, особые учреждения, так называемые Главные управления (4), как для Восточной, так и для Западной Сибири; стало быть и тогда уже правительство находило нужным дать ей свое особое устройство (5). В последнее время взгляды правительства совершенно неожиданно переменились, и их охватила мысль о централизации окраин, в том числе и Сибири. Плачевные последствия этого мы видели в войну между Японией и Россией, которая доказала, что на Сибирь правильнее смотреть, как на колонию России, и которая была неудачна именно потому, что она была колониальная, а колониальные войны и в прежние времена, как это доказывает история, были для метрополии крайне обременительны и в высшей степени разорительны. Поэтому, нам кажется, следовало бы ввести в Сибири снова особые устройства управления краем наподобие тех Главных управлений Сибири, которые были упразднены, улучшив их расширением прав и введением в них местного представительства на выборных началах, т.е. создав в некотором роде общественную Думу. В самом деле, кому же лучше могут быть известны местные условия края и кому дороги его интересы, как не местным жителям? Но этим учреждениям, по нашему мнению, следует не только предоставлять особые права, более или менее самостоятельные, но и дать возможность пользоваться средствами для использования тех предначертаний, какие будут ими для пользы края предложены (6). Помимо этого, необходимо теперь же возбудить вопрос и в Государственной Думе об улучшении сообщений в Сибири, устройстве в ней дорог, каналов, морских сношений ее с соседними странами и заселении ее областей, еще малообитаемых, чтобы как можно скорее двинуть ее культуру вперед (7) и не дать возможности и другим областям ее отойти к ее соседям, в виду того, что в настоящее время, благодаря нашей неудачной войне с Японией, последняя стала на Востоке сильною военною державою, да и Китай начинает уже реорганизовываться и, кто знает, в будущем, – быть может, весьма недалеком, - тоже превратится в еще более сильную великую державу, чем нынешняя Япония. Таким образом, внешние обстоятельства побуждают нас обратить серьезное внимание на Сибирь, а более или менее автономное ее управление будет, несомненно, содействовать к ее скорейшей культуре, т.к. чрез это создастся орган, который социально будет ведать ее интересы и постоянно будет следить за ее развитием, – орган, который к тому же нисколько не будет идти вразрез с участием Сибири в Государственной Думе как части русской территории.
Что же касается до земских учреждений, уже предположенных к введению в Сибири (8), то такие учреждения, мы считаем крайне полезными для нея, но недостаточными еще для более всестороннего развития ее культуры, земские учреждения или, применяясь к Сибири, иначе сказать, областные учреждения и те общесибирские, о которых мы говорили выше, будут дополнять друг друга и содействовать выяснению ее нужд, как целою края, и их скорейшему удовлетворению; по крайней мере, таково наше мнение.
(Из книги: Сибиряков А.М. О путях сообщения Сибири и морских сношениях ее с другими странами. – СПб., 1907. – С. V–IX.)
(Публикация Н. Гавриловой)
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей