Новости

ОАО «Транссибнефть»

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

Строительство ТС ВСТО-1
Строительство ТС ВСТО-1
Станция Рыбная, 1964 г.
Станция Рыбная, 1964 г.
Участники конференции трудового коллектива. Омск, июнь 1959 г.
Участники конференции трудового коллектива. Омск, июнь 1959 г.
Первый начальник Омской перевалочной базы Н.Крайкин
Первый начальник Омской перевалочной базы Н.Крайкин
Операторная НПС 80-е гг
Операторная НПС 80-е гг
НПС «Вознесенка»
НПС «Вознесенка»

Открытое акционерное общество «Транссибирские магистральные нефтепроводы» с 1991 года в качестве дочернего акционерного общества входит в состав ОАО «АК «Транснефть» и является надежным звеном системы магистральных нефтепроводов России, обеспечивая бесперебойную транспортировку нефти по территориям Омской, Новосибирской, Кемеровской областей, Красноярского края на нефтеперерабатывающие заводы Сибири, Дальнего Востока и для поставки на экспорт. Предприятие эксплуатирует более 3664 километров магистральных нефтепроводов (в однониточном исчислении): Омск – Иркутск, Анжеро-Судженск – Красноярск, Красноярск – Иркутск, Омск – Павлодар, «ТОН-2» (до границы с Республикой Казахстан). Обслуживается свыше 39 ниток подводных переходов, в том числе через реки Иртыш, Обь, Енисей. Генеральный директор - Чепурной Олег Вячеславович. Главное управление находится в городе Омске. Иркутское районное нефтепроводное управление находится в городе Ангарске.

История 

На пустом месте, преодолевая сибирские просторы, без электроники и современных видов связи, они планомерно, объект за объектом, километр за километром создавали один из серьезных инженерно-технических объектов страны – магистральный нефтепровод Омск – Иркутск.

1950-60 гг. Истоки транссибирской нефтяной магистрали

Первый начальник Омской перевалочной базы Н.Крайкин

1952 год – стартовала прокладка нефтепровода Туймазы (Башкирия) – Омск диаметром 500 миллиметров и протяженностью 1332 км, который в конце 1955 года был завершен.

12 октября 1954 года вошла в строй Омская перевалочная нефтебаза, именовавшаяся в обиходе «Площадкой 8-0», вначале она принимала бензин из Башкирии. На ее основе сформировалась первая управленческая структура оперативного руководства транспортировкой нефти и нефтепродуктов.

Январь 1955 года – не дожидаясь утверждения директив очередного пятилетнего плана, начато строительство нефтепродуктопровода Омск – Новосибирск и крупнейшего в мире магистрального нефтепровода Омск – Иркутск.

5 сентября 1955 года был введен в строй один из крупнейших в мире нефтеперерабатывающих заводов – Омский.

1956 – строительство на участке Омск – Татарск, «Площадка 8-0» (Омск) и «9-Т» (Татарск). Увеличение инвестиций в проект.

7 января 1956 года по нефтепроводу Туймазы – Омск на Омский нефтезавод начала поступать башкирская нефть.

Конец 1956 года – ввод в строй нефтепродуктопровода Омск – Татарск. Нефтепровод до Татарска был введен в строй лишь в 1959 году.

1957 год – продолжалось строительство магистрального нефтепродуктопровода по линии Татарск – Барабинск – Убинская – Чулым.

1958 год – устранение дефектов и брака строительных работ на линии магистрального нефтепровода и нефтепродуктопровода между Омском и Новосибирском.

1959 год – завершение строительства нефтепродуктопровода Омск – Новосибирск. Ввод в строй второй нити магистрального нефтепровода Туймазы – Омск. Запуск нефтепровода Омск – Татарск.

5 ноября 1959 года – запущена перекачивающая насосная станция в Барабинске.

1960-70 гг. Годы масштабных строек и организационной работы.

24 ноября 1960 года – в Омске создано районное управление Дирекции строящегося магистрального нефтепровода (ДСМТ) Омск – Иркутск, Дирекция строящегося магистрального нефтепровода Омск – Иркутск располагается в Красноярске.

15 ноября 1961 года – принят в эксплуатацию нефтепровод Татарск – Сокур, следующая составляющая трассы Омск – Иркутск.

25 декабря 1961 года – сдача участка Сокур – Клюквенная с пунктом налива нефти в Уяре (100 км восточнее Красноярска). Длина магистрального нефтепровода Омск – Татарск – Клюквенная достигла 1462 километра.

Осень 1962 года – нефтепровод Сокур – Клюквенная вышел на проектный режим. В этот момент работы велись на всей трассе будущего магистрального нефтепровода до Иркутска.

1963 год – установка первых электроприводов на Омской перевалочной нефтебазе. Уровень электрификации задвижек на трассе МН не превышает 10%.

2 сентября 1964 года вошла в строй Рыбинская НПС.

2 октября 1964 года строительство основной трассы МН Омск – Иркутск завершается. В составе транссибирской магистрали 6 НПС (Омск, Барабинск, Сокур, Каштан, Рыбинск, Нижнеудинск). Первая нефть поступает в Ангарск. Но строительство объектов вдоль трассы еще только набирает силу: возводятся новые НПС, инфраструктурные социальные объекты.

30 декабря 1964 года приняты в эксплуатацию Нижнеудинская и Омская станции.

1 мая 1965 года – ликвидация ДСМТ и возложение работ по строительству МН на Западно-Сибирское нефтепроводное управление.

17 января 1967 года – создано Омское РНУ.

Февраль 1967 года – ввод в строй Татарской и Чулмской НПС. На трассе работают 8 НПС. Мощность нефтепроводной системы – 12 миллионов тонн нефти в год.

30 октября 1967 года – нефть из тюменского Усть-Балыка пришла в Омск – новый нефтепровод связал МН Омск – Иркутск с месторождениями Тюменского Севера.

1968 год – запуск станций первой очереди расширения нефтепровода: Анжерской, Тайшетской, Кемчугской, Кимельтейской.

11 декабря 1969 года – Постановление Совета министров и ЦК КПСС о строительстве магистральных нефтепроводов Александровское – Анжеро-Судженск, Анжеро-Судженск – Красноярск, Красноярск – Иркутск, Омск – Павлодар – на период до 1974 года.

1970-80 гг. Наращивая мощности и качество

1970-е годы – процесс электрификации линейной части МН Омск – Иркутск. Появление первых систем автоматического регулирования давления на нефтепроводе.

16 июня 1970 года – разделена деятельность коллектива магистрального нефтепровода Омск – Иркутск (будущая «Транссибнефть») и продуктопровода Омск – Новосибирск.

Август 1970 года - Западно-Сибирское нефтепроводное управление переименовано в УТМН – Управление транссибирскими магистральными нефтепроводами.

Январь 1971 год – создана центральная производственная теплоэлектротехническая лаборатория, структура по автоматизации производственного процесса, в дальнейшем - ЦПТЭЛ. Создание службы КИП и автоматики.

1971 год – организовано Иркутское РНУ (входило в состав ТСМН до создания ООО «Востокнефтепровод»)

Сентябрь 1972 года – ввод в строй станций второй очереди расширения нефтепровода Омск – Иркутск: Вознесенской (Красноярск), Мариинской и Ачинской.

1973 год – завершено строительство 5 новых НПС: Кутуликской, Тулунской, Пойменской, Замзорской и Кимельтейской. на НПС стали внедрять бесконтактные системы автоматики на транзисторных модульных элементах «Логика-Т». Первый вариант этой системы назывался ПАЗ – программный автоматический запуск, а последующие – «ПУСК-71» (программно-управляющий системой комплекс). В том же году - впервые начата разработка годовых планов по защите природы – будущих экологических программ предприятия.

1973-75 годы – ввод в эксплуатацию участков (лупингов) нефтепровода на участках Анжеро-Судженск – Красноярск и Красноярск – Иркутск, Рыбная – Ангарск. Рост мощности Транссибирской нефтяной магистрали до 20 миллионов тонн нефти в год.

1974 год – организована и начала работу аналитическая лаборатория Омской ЛПДС, на тот момент одна из крупнейших в отрасли по номенклатуре анализов и оснащению оборудованием.

1975 год – начало использования компьютеров: приобретена первая ЭВМ «Наири-К». Впервые для мониторинга трассы МН использованы вертолеты.

1976 год – прием госкомиссией в строй НПС Анжерская-2. На Омской ЛПДС открыт первый здравпункт для сотрудников предприятия.

16 декабря 1976 года – приказ о создании баз производственно-технического обслуживания и комплектации оборудованием (БПТОиКО) на безе РНУ в Омске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске.

1977 год – в состав УТМН включается южный фрагмент среднеазиатской системы нефтепроводов СССР с Ленинским и Павлодарским РНУ.

Декабрь 1977 года – ввод в строй магистрального нефтепровода Омск – Павлодар.

1978 год – Анжерская НПС в связи с ростом объемов и значимости в системе получает статус линейной – ЛПДС.

1979 год – укомплектован собственный информационно-вычислительный центр.

1980-90 гг. Время автоматизации и новых решений

1980 год – начало внедрения систем станционной телемеханики в районных управлениях с использованием мини-ЭВМ. Начат процесс автоматизации делопроизводства. Запущена автоматизированная система управления производством и система телеобработки данных.

1981 год – начало перевода учета нефти при сдаче на НПЗ на автоматические узлы учета. Завершение процесса полной электрификации задвижек на МН Омск – Иркутск.

13 мая 1981 года – на базе Центральной лаборатории (ЦПТЭЛ) создается ЦБПО – Центральная база производственного обслуживания, предназначенная для ремонта и производства оборудования и запчастей для магистрального нефтепровода.

1982 год – ввод в строй НПС Каштан-2.

1982 год – монтаж систем контроля содержания серы в нефти (АСУ-сера) на 10 НПС. Рост уровня автоматизации производственного процесса.

Февраль – ноябрь 1983 года – УТМН (будущая «Транссибнефть») достигает максимального географического распространения: в это время кроме трассы Омск – Иркутск в ведении предприятия находится магистральный нефтепровод от Омска до Чимкента. Общая длина нефтепроводов превышает 5000 километров! По причине падения эффективности управления гигантским предприятием его среднеазиатская зона ответственности выделяется в новое самостоятельное Восточно-Казахстанское нефтепроводное управление.

1985 год – начали работу НПС Нижнеудинская-2 и Рыбинская-2.

1986 год – социальная нагрузка на предприятие достигает 130 жилых домов и 13 детских учреждений.

1990-2000 гг. Сохранить потенциал и пережить шторм в экономике

1990 год – реконструкция Кемчугской НПС.

13 марта 1991 года – УТМН переименовывают в Производственное объединение транссибирских магистральных нефтепроводов (ПО ТСМН).

1991 год – разрушен СССР, начинается эпоха многолетнего экономического кризиса. В системе УТМН на этот момент - 24 станции и почти 4000 сотрудников.

1994 год – очередное изменение название – ПО ТСМН становится АО «Транссибнефть».

1995 год – остановлена Вознесенская НПС, ликвидирована Кутуликская НПС. В стране продолжается падение объемов добычи нефти и ее транспортировки.

1996 год – завершение полной автоматизации производственных процессов в акционерном обществе. Начало массового перехода на компьютеры и сети современного формата.

1995-96 гг. – реконструкция систем автоматики Омской ЛПДС, Анжерской ЛПДС, Мариинской НПС, Ачинской ЛПДС и Нижнеудинской ЛПДС.

1997 год – принятие первой в постсоветскую эпоху программы совершенствования и развития на срок до 2010 год. Несмотря на кризис в стране, акционерное общество пытается вести стратегическое планирование своей деятельности на перспективу.

1998 год – проведена первая научно-техническая конференция (НТК).

2000-10 гг. Второе рождение системы.

2000 год – начало возрождения российской нефтепроводной системы. Поэтапное наведение порядка в сфере добычи природных ископаемых и экономический рост России приводят к необходимости развития на базе сохраненной в 1990-х базы нефтепроводной системы мощного государственного оператора – АК «Транснефть», частью которой является ОАО «Транссибнефть».

Февраль 2000 года – в «Транссибнефти» создан отдел экологической безопасности и рационального природопользования.

2000 год – полностью введено в эксплуатацию современное здание Административного управления ОАО «Транссибнефть» в Омске.

С 2000 года – ежегодно проходят научно-технические конференции молодежи.

2000-10 гг. – активное внедрение систем охранно-пожарной сигнализации и мониторинга безопасности на объектах и трассе МН Омск – Иркутск.

2001 год – начало масштабной программы реконструкции резервуарного парка. Строительство новых резервуаров большого объема с использованием современных безопасных решений. Создание 20 линейных эксплуатационных служб (ЛЭС) на базе аварийно-восстановительных подразделений акционерного общества. Завершена реконструкция ЦБПО и государственная сертификация. Перевод системы контроля учета нефти на современную программную платформу.

2002 год – создание собственной службы безопасности движения.

Январь 2003 года – начало опытной эксплуатации корпоративной информационной системы (КИС) «Флагман».

2003 год – начало совместной работы акционерного общества в Омским государственным техническим университетом по теме подготовке кадров и профессиональному повышению квалификации сотрудников предприятия на базе ВУЗа.

Ноябрь 2003 года – введена в действие Экологическая политика АК «Транснефть», в рамках которой в «Транссибнефти» разработана Программа экологической безопаности.

2001-2005 гг. – масштабные ремонтные работы на трассе МН Омск – Иркутск.

2004 год – «Транссибнефть» впервые сертифицирована международными аудиторами по всемирной системе качества ISO 14000: получены сертификаты системы DQS Gmbh и JQNet.

2005 год – начало строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), в котором коллектив «Транссибнефти» принимает постоянное участие вплоть до ввода объектов и линейной части.

2006 год – крупные инвестиции в объекты нефтепровода по программе «Тайшет +30» - подготовка мощностей к увеличению объемов в рамках запуска ВСТО.

Декабрь 2006 года – Иркутское РНУ выведено из состава «Транссибнефти» и включено в ООО «Востокнефтепровод». География деятельности акционерного общества приобретает современный вид – от западной границы Омской области до восточной – Красноярского края.

2009 год – окончание строительства первой части ВСТО. Специалисты акционерного общества принимают участие в строительстве второй части нефтепроводной системы.

2010-… гг. В ритме высоких технологий

2010 год – по программе диагностики доля исследованных нефтепроводов «Транссибнефти» составила 100%.

2011 год – введена в действие автоматизированная информационно-аналитическая система контроля технического состояния подводных переходов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (АИСПП).

2012 год – внедрена Система мониторинга автотранспорта на базе ГЛОНАСС. Выполнена замена релейной автоматики на микропроцессорную систему автоматики Ачинской ЛПДС. В промышленную эксплуатацию внедрена автоматизированная система контроля гидравлического уклона «Гидроуклон»

Декабрь 2012 года - сдан в эксплуатацию нефтепровод ВСТО-2, в строительстве которого принимали активное участие специалисты «Транссибнефти».

Апрель 2014 года - ООО "Востокнефтепровод" объявило закрытый конкурс на поставку нефтяных насосов и электродвигателей на общую сумму более 2 млрд руб. Срок представления документации на конкурс - до 5 мая 2014 года. Оборудование должно быть поставлено с 30 июня 2015 года до 30 июня 2016 года. Начальная (максимальная) цена договора составляет более 2,005 млрд руб. Насосы предназначены для нефтепровода Куюмба - Тайшет. Магистральный нефтепровод "Куюмба - Тайшет" позволит подключить к трубопроводной системе "Восточная Сибирь - Тихий океан" Юрубчено-Тохомское и Куюмбинское месторождения, расположенные на севере Красноярского края. Протяженность составит 695 км, 506 км из которых пройдут по территории Красноярского края, 189 - по территории Иркутской области.

Направления деятельности

В 2004 году ОАО "Транссибнефть" получило международный сертификат соответствия деятельности предприятия требованиям международных стандартов серии ISO 14000. Деятельность предприятия в области обеспечения экологической безопасности соответствует основным положениям "Экологической политики" и направлена на достижение целевых и плановых экологических показателей при транспортировке, хранении и перекачке нефти.

Перекачку нефти осуществляют 19 магистральных нефте - насосных станций. Общая емкость резервуарного парка предприятия составляет более 1100 тысяч м3.

Основными видами деятельности ОАО «Транссибнефть» являются:

  • Эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта;
  • Транспортировка по магистральным трубопроводам нефти;
  • Хранение нефти;
  • Приобретение и реализация нефти;
  • Строительство, техническое перевооружение и реконструкция объектов магистрального трубопроводного транспорта, зданий и сооружений;
  • Ремонт объектов магистрального трубопроводного транспорта, зданий и сооружений;
  • Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов; предупреждение и тушение пожаров и т.д.

Иркутское районное нефтепроводное управление (ИРНПУ)

Нефтепровод Омск-Ангарск - наиболее крупный (2 нитки диаметром 700 и 1000 мм) тянется от западной границы области и практически до восточной. Перекачивается сырая нефть. Нефтепровод принадлежит ОАО "Транссибнефть" АК "Транснефть" Министерства топлива и энергетики РФ. По Иркутской области нефтепровод эксплуатирует Иркутское районное нефтепроводное управление (ИРНПУ). В 2001 г. ИРНПУ разработан "План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти Иркутского районного нефтепроводного управления ОАО "Транссибнефть" - находится на согласовании.

Экологические аварии на нефтепроводе в Иркутской области

  1. Март 1993 г. на 840 км магистрального нефтепровода Красноярск-Иркутск (поврежден трубопровод бульдозером) излилось на рельеф 8 тыс. тонн нефти. Своевременно принятые меры по локализации места пролива позволили свести к минимуму последствия этой аварии. Пролитая нефть, в основном, была откачена в хранилища. Загрязненный грунт был собран и вывезен для выжигания из него нефти.

  2. Март 1993 г. на 643 км магистрального нефтепровода Красноярск-Иркутск (разрыв нефтепровода из-за дефекта сварного шва, момент аварии не был своевременно зафиксирован) на поверхность излилось более 32.4 тыс. тонн нефти. Принятые срочные меры по ликвидации последствий этой аварии позволили быстро нейтрализовать негативные явления. Однако около 1 тыс. тонн нефти проникло в недра и локализовалось в 150-ЗООм от действующего Тыретского хозяйственного водозабора подземных вод. Около 40% 2-го и 3-го поясов зоны санитарной охраны водозабора оказались загрязненными нефтью. Еще около 1 тыс. тонн нефти проникло в грунты на участке заболоченной поймы р. Унги и постепенно мигрировала ниже по течению в хозяйственно-ценный водоносный горизонт. Для сохранения Тыретского хозяйственного водозабора подземных вод от загрязнения нефтью был сооружен и задействован специальный защитный водозабор, который уже в течение 9 лет "отсекает" загрязненную нефтью воду от хозяйственного водозабора. Эколого-гидрогеологическая ситуация остается сложной в части загрязнения нефтью извлекаемой воды хозяйственным водозабором. На протяжении всех лет, после аварии осуществлялся государственный природоохранный контроль за ведением эколого-гидрогеологических работ в районе аварии. Каждый год проводятся совместные совещания лиц и служб, заинтересованных в очищении от загрязненных нефтью земель и подземных горизонтов (землепользователей, природоохранных органов, санэпиднадзора, гидрометеослужбы, гидрогеологов, нефтепроводного управления) - подводятся итоги мониторинга за прошедший год и определяется дальнейшая программа работ. Обслуживание систем мониторинга и контроля геологической среды в районе Тыретского водозабора до 1999 г. проводило по договору ГФГУП "Иркутскгеология". С 1999 г.-ИРНПУ

  3. Март 1995 г. на 464 км магистрального нефтепровода Красноярск-Иркутск (трещина серповидная на трубопроводе Ду 1000мм, длина 0.565 м, ширина 0.006м) на поверхность излилось 1683 мЗ нефти. Нефть по руслу ручья (300м) достигла реки Курзанки и растеклась по льду реки на расстояние 1150м. При ликвидационных работах 1424 мЗ нефти было собрано и откачено в резервный трубопровод Ду700 мм. Река Курзанка до наступления весеннего паводка была полностью очищена от загрязнения. Безвозвратные потери нефти составили 259 мЗ, из которых 218.3мЗ было сожжено. Загрязненный нефтью грунт из русла ручья был снят и заскладирован в карьере, где организована его обработка биоприном.

  4. Январь 1998 г. на 373 км магистрального нефтепровода Красноярск-Иркутск (трещина длиною 380 мм на трубопроводе Ду 1000 мм) выход нефти на поверхность около 25 мЗ, собрано около 20 мЗ. Вывоз загрязненного снега произведен в нефтеловушки Нижнеудинской НПС.

  5. Ноябрь 1999 г. на 565 км магистрального нефтепровода Красноярск-Иркутск (разгерметизация трубопровода Ду700, в результате повреждения задвижки во время ремонтных работ, с последующим возгоранием разлившейся нефти). Площадь загрязнения 120 м2, сгорело 48 тонн нефти.

  6. Декабрь 2001 г. на 393,4 км магистрального нефтепровода Красноярск-Иркутск (при опорожнении резервной нитки Ду700мм, с перекачкой нефти ПНУ в трубопровод Ду 1000мм), произошла разгерметизация всасывающей нитки насоса. На поверхность излилось около 134 мЗ нефти. Нефть локализовалась в пониженной части рельефа - естественный овраг , расположенный от места аварии на расстоянии 80м. После устранения повреждения, нефть из оврага - 115 мЗ откачена в действующий нефтепровод. Остатки нефти собраны спецмашиной. Объем безвозвратных потерь нефти составил - 4 мЗ. Поверхность земли загрязненная нефтью обработана сорбентом "Эконафт" последующей вывозкой загрязненного грунта на Нижнеудинскую НПС. По Предписанию КПР по Иркутской области организован мониторинг земель и поверхностных вод р. Уды

Интересные факты из истории компании

  • В 1961 г. в коллективе ЗСНПУ сыграна первая комсомольско-молодежная свадьба. Молодожены: инженер В. Новиков и техник связи Л. Ануфриева получили в подарок шифоньер. 

  • В 1962 г. в Конгрессе США рассмотрены первые сообщения об открытии большой сибирской нефти. Сенатор Китинг заявил, что у капиталистического мира "осталось только три года для того, чтобы предотвратить заполнение США, Европы, Азии, Южной Америки и Африки коммунистической нефтью". 

  • В 1974 г. основное орудие труда службы ЭХЗ, призванной обеспечивать защиту нефтепроводов от коррозии - лопата. На трассу выезжали на чем придется. Чтобы связаться с оператором, необходимо было забраться на опору и подключить телефонную трубку к проводам воздушной линии связи.  

  • На станциях ЗСНПУ 1967 г в ходе проведения смотра-конкурса "За высокую культуру производства и улучшение условий труда" вывешена памятка "Как надо работать". Памятка помогла более рационально организовать производство, способствовала снижению травматизма среди рабочих и служащих. 

  • В 1973 г. образовано Иркутское торговое отделение ОРСа. Главной особенностью иркутян было наличие своего свинооткормочного пункта на 400 голов. За привесами поросят строго следили. Для этого на свинарник периодически выезжала представительная комиссия, члены которой ловили визжащих от испуга, сбивающих людей с ног поросят для взвешивания. 

Литература

  1. Рябиков В.М. 50 лет истории ОАО "Транссибнефть". Иллюстрированная летопись. Омск - 2004. - 252 с.

Ссылки

  1. ОАО Транссибнефть: официальный сайт. 
  2. Информационная поддержка кампании в защиту Байкала // Международный социально-экологический союз: сайт
  3. Транссибнефть ОАО (Омск)//ГИС-Ассоциация: сайт.
  4. Кислов А.И. Планы ОАО "Транссибнефть" // Красноярский рабочий - газета: 31 декабря 2004.
  5. "Востокнефтепровод" закупит нефтяные насосы для нефтепровода Куюмба - Тайшет на сумму более 2 млрд рублей //РИА Сибирские Новости

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Составление Иркипедии | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 29 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.