К середине XIX столетия спрос в Восточной Сибири на металлические изделия сильно возрос. Поэтому было решено соорудить здесь большой государственный железоделательный завод. Место для завода выбрали на берегу реки Долоновки, в 12 верстах от реки Оки, в 600 верстах по Ангаре от Иркутска, в 25 верстах от селения Братское. Его строительство началось в 1845 г. Этот чугунолитейный и железоделательный завод получил название Николаевского.
Техническое руководство постройкой проводил командир корпуса горных инженеров полковник Иван Антонович Бароцци де Эльс. Средства на сооружение завода были отпущены Государственным заёмным банком в сумме 137117 рублей. Предприятию отвели 52 000 десятин земли, из которых лесом было покрыто 44 800 десятин. К заводу были причислены четыре рудника: в 4 верстах Долоновский, в 45 верстах Ермаковский, в 90 верстах Кежемский и в 60 верстах Красноярский. На строительстве использовался труд ссыльнокаторжных, которых здесь работало до 700-800 человек.
Первую продукцию завод выдал в 1847 г., хотя ещё и продолжалось строительство некоторых заводских объектов. Меха и механизмы в цехах приводились в движение водяными колёсами. Окончено строительство Николаевского завода в 1856 г. На заводе работало девять горнов, доменная печь, стан для прокатки железа, два кузнечных молота и вагранка для отливки чугунных изделий.
В первые годы Николаевский завод выпускал до 6000 пудов железа с качеством, желающим быть намного лучшим. И вдобавок завод был убыточным даже несмотря на то, что здесь использовалась даровая рабочая сила — каторжане.
Поэтому Сибирский Комитет решил казённый Николаевский завод продать купцу, почётному гражданину Сергею Константиновичу Трапезникову. Это решение Высочайше было утверждено 21 июля 1864 г. С. К. Трапезников, вступив во владение, поручил управление заводом приглашённому специалисту Гектору Ивановичу Гуллету. Уже с января следующего года С. К. Трапезников открывает в Иркутске торговлю профильным железом, полученным на Николаевском заводе. В продажу поступили: шины железные однопрокатные по цене 2 руб. 70 коп. за пуд, то же двухпрокатное — по 2 руб. 80 коп., брусковое четырёхгранное — по 2 руб. 70 коп. В 1868 г. Николаевский железоделательный завод произвёл уже 65 482 пуда железа. Производство Николаевского завода в последующие годы резко возрастает. В 1875 г. здесь выплавлялось около 153 тысяч пудов чугуна и изготовлялось 75 тысяч пудов изделий и литья из железа; в 1892 г. — около 200 тысяч пудов металла. В 1894 г. производство чугуна поднялось до 206 тысяч пудов чугуна, и получили 124 тысячи пудов товаров из железа.
С апреля 1872 г. Николаевский железоделательный завод переходит в собственность фирмы «Братья Бутины и К°». При Бутиных завод достигает своего наивысшего расцвета. В 1878 г. за представленные экспонаты на Всемирную Парижскую выставку Николаевский чугунолитейный и железоделательный завод получил серебряную медаль. А в 1882 г. на Московской Промышленной выставке за разнообразные и высококачественные изделия и за постройку стодвадцатисильного парохода «Нерчуган» заводу присуждается в качестве награды Государственный герб.
Судостроение в производственной деятельности Николаевского завода занимало видное место. В 1886 г. здесь был построен второй из эксплуатирующихся на Байкале винтовой пароход «Иннокентий». Постройкой «Иннокентия» руководили управляющий заводом Н. Е. Глотов, губернский механик Сенотрусов и механик Д. Н. Степанов.
В 1891 г. к приезду наследника русского престола Николая устраивается специальное здание, находящееся против дома Лаврентьева по Трапезниковской улице, в котором размещаются выставочные экспонаты лучших образцов изделий Николаевского завода. Но по какой-то ошибке в распорядке посещения города Иркутска цесаревич не посетил эту выставку.
В 1892 г. управляющим Николаевским заводом Н. Е. Глотовым на правом берегу реки Ангары в селе Лучиха (недалеко от Заярска) закладывается Новониколаевский завод, который был введён в строй в 1894 г. Иногда этот завод назывался просто по имени села Лучихинским.
Владельцы Николаевского завода в 1896 г. решают его продать. Покупатель быстро нашёлся. Им стал известный промышленник С. И. Мамонтов, который добился крупного подряда на изготовление большой партии рельсов для строящейся Транссибирской магистрали. Но производство рельсов не было на заводе освоено на должном техническом уровне. Большая часть рельсов была забракована. Заказ был передан конкурентам. А С. И. Мамонтов разорился. Всё производство обоих заводов стало резко сокращаться. 7 мая 1899 г. начались массовые волнения рабочих, протестовавших против сокращения производства и рабочих мест на заводах. На следующий день оба Николаевских завода закрываются.
Через пять лет (в 1904 г.) жители села при Николаевском заводе подали на Высочайшее имя прошение, в котором они отмечали своё бедственное положение из-за простоя заводов. Жители, бывшие заводские работники, просили взять заводы в казну и ввести их в действие. Одним из энтузиастов восстановления и пуска Николаевских заводов стал бывший управляющий Н. Е. Глотов, который проработал техническую возможность возрождения заводов и составил «Смету на восстановление Николаевского завода». Эта смета была отослана в Иркутск генерал-губернатору. Кстати сказать, в собственности Николаевского завода имелось земельное владение в размере 52 083 десятин 2002 квадратных саженей.
Проблема восстановления Николаевских заводов рассматривалась на совещании о путях сообщений в Сибири, состоявшемся в 1906 г. в Иркутске. На этом совещании с докладом по этому вопросу выступил инженер С. И. Лодзинский. Он представил присутствующим на совещании фактическое состояние заводов и высказался за восстановление предприятий. В своём докладе он, между прочим, сказал:
«... Не сам завод с его землёй и машинами представляет особую ценность, а ценность огромную представляют: обилие руды, лёгкость её добывания, высокие качества её, большие кругом леса, судоходность реки, каменный уголь, даровая огромная двигательная сила ангарских порогов...»
Ну а в последующее время решение вопроса восстановления и пуска Николаевского завода сильно замедлилось, и было отложено на будущее. Это будущее наступило только в 1915 г., когда Николаевский завод наконец-то был открыт. Владельцем заводов был Н. А. Шос-кальский, который в следующем году передал их «Товариществу механических заводов Столля и К°».
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 2.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей