Навигацкие школы в Восточной Сибири в XVIII веке

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Навигацкие школы в Восточной Сибири в XVIII веке

 

Первая навигацкая школа в России была учреждена по указу Петра I от 14 января 1701 в Москве. В эту школу принимались дети бояр, дворян, дьяков и дьячков в возрасте от 12 до 17 лет, которых обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, артиллерии, геодезии, навигации и астрономии. Выпуск­ники школы из дворян назначались почти исключительно во флот, а также кондукторами к генерал-квартирмейстеру, в помощники к инженерам, артиллеристам и архитекторам. Разночинцы выпускались писарями и мастеровыми в адмиралтейство.

Навигацкие школы в Сибири появились уже в послепетровское время. Однако и там их зарождение было пря­мым следствием задуманной Петром I Первой Камчатской экспедиции 1725–1730, инструкцию руководителю которой В.Й. Берингу сочинял сам император. Возвратившись из экспедиции, В.Й. Беринг подал в апреле 1730 в Сенат записку о мерах по освоению Камчатского и Охотского краев, в которой, помимо прочего, предлагал: «Для морского пути обучать молодых казачьих детей всякому морскому обыкновению... сколько надлежит для проезду от Камчатки до Охотска. И ежели б оное учинилось, то б и отсюда посылать не надобно; а на всякое судно довольно по 12 или 13 человек для науки».

В ответ на это в инструкции от 10 мая 1731 Сибирский приказ предписал начальнику Охотского порта Г.Г. Скорнякову-Писареву открыть «нарочитую школу не для одной грамоты, но и для цифиры и навигации завесть... и жалованье малое для содержания учеников давать, из чего могут люди к службе грамотные взрастить, а не дураками оставаться».

Однако Г.Г. Писареву в Охотске оказалось не до школы. Добравшись туда только к лету 1735, он сначала всту­пил в конфликт с участником Второй Камчатской экспедиции капитаном М.П. Шпанбергом, а затем и с прибывшим туда в 1737 начальником экспедиции В.Й. Берингом. Кроме того, Писарев брал взятки, не выдавал жалования служилым людям нижних чинов, засекал их до смерти за любой проступок и разворовывал казенный ясак. В итоге императрица Анна Иоанновна указом Сенату от 13 апреля 1739 повелела назначить в Охотск бывшего обер-полицмейстера столицы A.M. Девиера, сосланного в Сибирь вместе с Писаревым, а последнего арестовать и отдать под суд.

Уже в 1740 новый начальник порта A.M. Девиер открыл школу для детей нижних чинов, назначив учителем в нее попа-расстригу Якова Самгина. Таким образом, ко вре­мени получения в Охотске (16 апреля 1741) высочайше­го указа от 3 декабря 1740 об организации там школы в ней был 21 ученик. Указом предписывалось: «...в Охотске, отобрав детей разных сословий 20 человек, не старше 12 лет, записать их в полную службу, с жалованием и хлебным довольствием и учить их грамоте, рисованию и арифметике». К сожалению, из-за отсутствия постоянных учите­лей Охотская школа работала с перерывами и оставалась цифирной, так как в ней обучали только грамоте и арифметике.

Ситуация в корне изменилась, когда губернатором Сибири стал бывший моряк генерал-поручик В.А. Мятлев. В 1755 В.А. Мятлев предписал находившемуся в Охотске штурману В.А. Хметевскому подготовить из числа учеников Охотской школы 10 человек «так, чтобы они, будучи в обу­чении, могли для надобных здесь к мореплаванию служителей вступить в навигацкия науки». Почти одновременно 27 мая 1755 В.А. Мятлев послал указ иркутскому вице-губернатору И.И. Вульфу о немедленной отправке в Охотск необходимого количества арифметик, логарифмов, аспид­ных досок, меркаторских карт, плоских циркулей и одного квадранта. В 1756 все эти предметы были доставлены в Охотск, где во второй половине того же года наконец-то открылась навигацкая школа. Иркутская канцелярия пред­писала выплачивать тем ученикам, которые учатся только читать, –1 рубль 80 копеек в год, тем, кто писать, – полторы копейки в день, а тем, кто будет обучаться арифметике, геометрии и тригонометрии, – по 2 копейки в день из штатных доходов Иркутской провинции.

В 1758 в Охотск на учительские должности были при­сланы два выпускника Иркутской навигацкой школы. В 1760-х в Охотской школе преподавали такие опытные мореходы, как лейтенанты И. Синдт, Юрков, штурман Кожевин, подштурманы Софьин и М. Неводчиков.

Благодаря этим мероприятиям Охотская навигацкая школа с переменным успехом существовала до начала 1770-х, а в 1789 бедствовавшие там из-за отсутствия преподавателей и жалования ученики окончательно раз­бежались. Однако активные действия коменданта Охотска полковника Г. Козлова-Угренина позволили возобновить финансирование школы. Очередная смена начальника порта привела к новому запустению школы, где в 1801 шесть навигацких учеников остались без преподавателей. К счастью, уже в декабре того же года Адмиралтейств-коллегия назначила начальником порта капитан-лейтенанта Башуцкого, которому было предписано заняться школою, куда был командирован штурман для преподавания морс­ких наук. В дальнейшем Охотская школа пережила еще не­сколько периодов упадка и возрождения, просуществовав до 1870. Несмотря на многочисленные трудности, она в годы удачного функционирования регулярно поставляла на службу штурманов, штурманских помощников, штурманс­ких учеников, писарей и баталеров.

Не менее сложно проходило становление Якутской навигацкой школы. В.Й. Беринг, будучи в 1734 проездом в Иркутске, нанял учителем в нее ссыльного протонотариуса Юстиц-коллегии Гейдерейха. Последний прибыл в Якутск в 1736 и в течение трех лет оставался там без дела, по­скольку в школу не явилось ни одного ученика, хотя подготовительная «Русская школа», где обучали читать и писать, функционировала в городе уже в 1735. Ситуация измени­лась в 1739, когда в Якутск прибыл советник Адмиралтейств-коллегии В.И. Ларионов. Он приказал добавить к обучаю­щимся в «Русской школе» 26 ученикам всех казачьих детей в возрасте от 6 до 15 лет, которых набралось 84 человека, и из них через два года 25 наиболее способных были опреде­лены в навигацкую школу. К этому времени выяснилось, что Гейдерейх не в состоянии преподавать морские науки, и учи­телями стали назначаться лица, служащие в Якутске. Одна­ко из-за отсутствия оплаты учителям школа просуществова­ла всего пять лет. Только почти через 20 лет, в 1764, якут­ский воевода Ф. Чередов обратился к иркутскому губерна­тору с представлением о ее возобновлении.

В 1766 в школу набрали 40 учеников, прислали учите­ля, книги и инструменты. Учитель вскоре умер, и его место занял штурманский ученик Турчанинов, преподававший в школе с перерывами до 1783. В том году уже женатые уче­ники подали прошение иркутскому губернатору об опреде­лении их на службу или об увольнении, ввиду своего бед­ственного положения и незнания сержантом Турчаниновым, что преподавать дальше. В итоге ученикам совсем прекра­тили выплату жалования. После семи лет бесплодной пере­писки генерал-губернатор распорядился в 1791 из-за от­сутствия средств произвести трех старших учеников в сер­жанты геодезии, а остальных распределить по другим дол­жностям. В 1792 школа была закрыта.

Иркутская навигацкая школа была открыта 1 августа 1754 по инициативе сибирского губернатора В.А. Мятлева. Ее основание было связано с организацией Секретной Нерчинской экспедиции 1753–1765. Эта экспедиция яви­лась непосредственным продолжением деятельности Вто­рой Камчатской экспедиции, закрытой в 1743, и, так же, как она, остро нуждалась в специалистах. Целью экспедиции было открытие судоходства по Амуру для снабжения Охотс­кого и Удского острогов и строительство на верфи в устье реки не менее трех фрегатов для обследования земель, ле­жащих к востоку от Камчатки. Для ее осуществления указом от 22 июля 1753 № 204 Сенат предписал иркутской про­винциальной канцелярии завести в Иркутске, а главное – в Нерчинске навигацкие школы для обучения в них геодезии и навигации детей дворянских, сыновей боярских, морских, адмиралтейских, солдатских и казачьих, сколько будет нуж­но, за счет доходов Иркутской провинции. Первым препода­вателем в школе стал И. Бритов, посланный туда адмиралтейством младшим учителем с годовым жалованием в 120 рублей. Старший учитель – Семыкин – умер в дороге. На­чальником школы сенатским указом от 28 декабря 1753 был назначен с окладом 300 рублей в год служивший преж­де во флоте чиновник седьмого класса Есипов. Прибыв в Иркутск, И. Бритов, вместе с руководителем Нерчинской эк­спедиции Ф.И. Соймоновым, отобрал для школы 32 учени­ка, каждый из которых стал получать по копейке в день жа­лования и казенный провиант. В программу обучения вхо­дили арифметика, черчение, геометрия, геодезия, архитек­тура, судостроение и мореходство.

Указом Адмиралтейств-коллегии от 14 августа 1755 вместо умершего учителя Семыкина в Иркутскую школу был назначен поручик А. Юсупов. С ним из Санкт-Петербурга были отправлены: 2 арифметики, 180 досок аспидных, 200 шкал планных, 100 шкал гантирных, 50 секторов, 20 книг о пользовании секторами, 200 меридиональных таблиц, 100 плоских и меркаторских карт, 2 сборника «элементов эвкли­довых с архимедовыми теоремами», 4 книги полного собра­ния о навигацких науках в трех частях с фигурами, 2 изме­рительных цепи, 2 теодолита, 200 циркулей и 200 логариф­мов. Половина этих учебников и инструментов была остав­лена в Иркутске, а другая с учителем Юсуповым отправлена в 1756 в Нерчинск.

Нерчинская навигацкая школа была основана Ф.И. Соймоновым в 1754, и первые два года он преподавал там основы морского дела. Первоначально в ней обучалось 35 учеников по той же программе, что и в иркутской школе. Пос­ле назначения Ф.И. Соймонова в 1757 сибирским губерна­тором он поручил школу своему сыну М.Ф. Соймонову. К тому времени в ней обучалось уже 59 человек. Позже ее возглав­ляли капитан П. Бегунов, а с 1759 И. Бритов, посланный туда вместо пьянствующего А. Юсупова. 17 июня 1765 по высочайшему указу Секретная Нерчинская экспедиция была упразднена, а вместе с ней и навигацкая школа, которую пред­писывалось соединить с Иркутской. 19 октября 1765 И. Бри­тов прибыл в Иркутск с 39 учениками и принял школу, кото­рой с 1756 вместо умершего Есипова заведовал штурман М. Татаринов, под свою команду. За время существования Нерчинской школы в ней обучалось 140 человек, из которых 3 поступило в секретную экспедицию, 6 было отправлено в Охотск на штурманскую работу, 36 определено в горное ве­домство, 23 – в драгуны, 13 – на нерчинские заводы, 7 за неспособностью к наукам отдано в обучение мастеровым, 8 от­числено по болезни, 5 умерло, а 39 переведено в Иркутскую школу навигации и геодезии.

За немногим большее время, с 1754 по 1768, Иркутс­кая навигацкая школа выпустила 142 человека. Один из них был направлен на обучение в школу японского языка, 16 человек – штурманами в Охотск, 15 – в горные чины, 5 – в подмастерья ластовых (речных) судов, 6 – в экспедицию ка­питан-лейтенанта П.К. Креницина, один – в медицинские чины, 36 – в канцелярию Нерчинского горного ведомства, 6 – геодезистами в Охотск и Анадырск, 23 из-за неспособности к наукам переведены в карабинеры, а 28 – в казаки. Еще 5 человек умерло.

4 декабря 1768 иркутский губернатор А.И. Бриль до­ложил Сенату, что в школе преподает 1 учитель, учеников геодезии –1, круглой навигации – 5, астрономии – 2, сферики – 1, меркаторской навигации –15, тригонометрии – 2, гео­метрии – 3, арифметики – 23, письма – 2. В той же записке губернатор изложил свое мнение о количестве необходимых для школы преподавателей и учеников по каждой из специ­альностей. Свои предложения А.И. Бриль обосновал необ­ходимостью геодезической съемки и описания почти неизу­ченных окраин огромной Иркутской губернии и в частности Якутского уезда. Кроме того, он подчеркивал необходимость подготовки кадров на суда для Охотского порта и на разные должности для нерчинских заводов. Однако поскольку «учи­тель Бритов в морской практике сам никогда не бывал, то необходимо иметь в Иркутске одного флотского офицера, который бы мог с учениками на Байкале плавать, для прак­тики, на казенных судах». Тем не менее, Сенат не утвердил всех предложений губернатора и ограничился разрешением не закрывать школу до особого распоряжения.

Тем временем 25 сентября 1770 умер преподаватель И. Бритов, и школу снова возглавил М. Татаринов, вызван­ный из-за Байкала, где он был занят постройкой судов на реках Хилок и Селенга.

28 июня 1771 Адмиралтейств-коллегия предписала выслать из Иркутской навигацкой школы в Санкт-Петербург 10 учеников, окончивших курс, для определения штурмана­ми во флот, которые и были отправлены 29 ноября того же года. По указу от 15 февраля 1772  туда было отправлено еще 10 человек. Те из них, которые хорошо писали, были оставлены в Адмиралтейств-коллегии приказными, а осталь­ные направлены в штурманскую роту в Кронштадт для окон­чания курса обучения. Кроме того, с разрешения Сената в геодезисты было определено 7 учеников, в Охотск штурма­нами – 3, подштурманами – 3, штурманскими учениками – 3 и на суда Российско-Американской компании – 2.

После выпуска этих учеников М. Татаринов укомплекто­вал школу новыми учениками. В 1777 в ней находились прикомандированными по выпуску из школы: 5 старших сержантов геодезии, 12 младших сержантов, 9 унтер-офице­ров, 7 капралов и 20 штатных учеников. За столь быструю подготовку учеников М. Татаринов 27 февраля 1776 был произведен в секунд-майоры.

В 1777 по представлению М. Татаринова иркутский гу­бернатор Ф.Г. Немцов возобновил начатую А.И. Брилем пе­реписку с Сенатом об увеличении штата Иркутской школы.

На этот раз прошение было удовлетворено, и в том же году новый штат школы на 40 учеников был утвержден. В 1782 в школе состояло 22 сержанта, 9 унтер-офицеров, 1 прапор­щик и 28 учеников.

18 июня 1784 секунд-майор М. Татаринов умер, и навигацкая школа перешла в ведение секунд-майора графа Сойки, который в 1785 сдал ее под начало заведующего Иркутским адмиралтейством лейтенанта Юрлова, умерше­го 29 сентября 1791. Преподавали в ней губернский зем­лемер капитан И. Протопопов и байкальский штурман в ранге прапорщика А. Пушкарёв. Прием новых учеников в школу прекратился, а старых постепенно выпускали. В1784 было выпущено в приказные – 3 ученика; в 1785 в приказные также 3 человека, в адмиралтейские должности – 2 и в уезд­ные землемеры – 1; в 1786 на штурманские должности в морские экспедиции –10, в уездные землемеры – 4, в адмиралтейство – 1, в сержанты – 1, за плохое поведение в сол­даты отдан 1 и выгнан «за непонятием наук» 1. В 1787 в штурманы на Байкал было выпущено 2 ученика; в 1790 в военную службу – 1, в 1791 в Охотск штурманами – 5, в землемеры – 3, в форшмейстеры – 1, переведен в школу переводчиков с японского языка – 1, выбыл по болезни – 1, в 1792 в землемеры – 2; в 1794 в приказные служители – 2, в землемеры – 1; в 1795 в землемеры – 1 и в 1799 также в землемеры – 1. Умерло с 1784 по 1805 три ученика. В 1805 в школе осталось всего 10 геодезистов и 7 учеников.

Тем временем изменился и статус школы, которая в 1795 за отсутствием учителей была присоединена к глав­ному народному училищу, открытому в Иркутске в 1787. В 1797 геодезисты и навигацкие ученики были переведены из военных чинов в гражданские, а 12 ноября 1805 в день открытия Иркутской гимназии зачислены в нее, куда стали поступать и средства, отпускаемые на содержание навигацкой школы. В таком состоянии, практически утратив свое первоначальное назначение, школа просуществовала до 1835, когда ученики геодезии были распущены.

Подводя итоги вышеизложенному, можно заключить, что, несмотря на организационные трудности, навигацкие школы в Восточной Сибири выполнили свою функцию по обеспече­нию региона необходимыми кадрами специалистов и сыгра­ли важную роль в становлении там системы специального и общеобразовательного обучения.

Литература

  1. Артемьев А.Р. Секретная Нерчинская экспедиция 1753–1765 гг. и археологическое изучение Нерчинска // Вестник ДВО РАН. – Владивосток, 1996. – № 2.
  2. Гольденберг Л.А. Каторжанин – сибирский губернатор: Жизнь и труды Ф.И. Соймонова. – Магадан, 1979.
  3. Изгачев В.Г. Нерчинская навигацкая школа в XVIII в. // II Труды Дальневосточного филиала СО АН СССР. – Владиво­сток, 1968. – Т. 6.
  4. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII – начала XIX в. – Новосибирск, 1974.
  5. Русская Тихоокеанская эпопея. – Хабаровск, 1979.
  6. Русские открытия в Тихом океане и Северной Америке в XVIII веке. – М., 1948.
  7. Русские экспедиции по изучению северной части Ти­хого океана в первой половине XVIII в.: сб. доку­ментов. – М., 1984.
  8. Русские экспедиции по изучению северной части Ти­хого океана во второй половине XVIII в.: сб. доку­ментов. – М., 1989.
  9. Сгибнев А. Навигацкие школы в Сибири // Морской сбор­ник. – СПб., 1866. – Т. LXXXVII. – № 11.
  10. Сенатский архив. – СПб., 1901. – Т. 9.
  11. Соколов А.П. Навигацкия школы в Сибири // Записки географического департамента Морского министерства. – СПб., 1850. – Ч. VIII.
  12. Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Си­бири. Вып. 1: Общий ход развития школьного дела в Сиби­ри. 1703–1917 гг. – Новониколаевск, 1923.

Артемьев А.Р. Навигацкие школы в Восточной Сибири в XVIII веке. – Тальцы (журнал). – 2001. – № 1 (12). – С. 3–11.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Артемьев А. Р. | Источник(и): Тальцы, журнал | 2001, № 1 (12), с. 3–11 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2001 | Дата последней редакции в Иркипедии: 26 марта 2015

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Организации ушедшие в историю | Имперский период (1721-1917) | Иркутск