Нарышкинское барокко (иркутская школа)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Фотоальбом

Спасская церковь (г. Иркутск)
Спасская церковь (г. Иркутск)
Источник: Русская Википедия
Собор Богоявления (г. Иркутск)
Собор Богоявления (г. Иркутск)
Автор: Борис Слепнёв
Источник: Иркипедия
Знаменский монастырь (г. Иркутск)
Знаменский монастырь (г. Иркутск)
Автор: Не известен

Нарышкинский стиль (также Нарышкинское или Московское барокко) является условным названием специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, западноориентированному боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко. Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем, возводимого в европейском духе Санкт-Петербурга. Существовавший одновременно с нарышкинским, более близкий к западноевропейскому барокко голицынский стиль (здания, возведённые в нём иногда причисляют к нарышкинскому стилю либо используют для них обобщённое понятие «московское барокко») оказался лишь эпизодом в истории русского барокко и не смог сыграть подобной важной роли в истории русского зодчества.

Иркутская школа

Во второй трети XVIII в. в Сибири сформировалась местная школа — иркутская. Произведения возникли на пересечении нарышкинской и украинской традиций. Храмостроители иркутской школы исходят из устюжского варианта нарышкинского стиля с привнесением отдельных украинских и местных деталей. В центральной Сибири собственная традиция так и не сформировалась, и преобладал нарышкинский стиль в уральском варианте.

Спасская церковь и собор Богоявления отражают стилистику русского зодчества XVIII века в сочетании с чертами "московского барокко", постепенно проникающего в Сибирь . Используется традиционная, выработанная в деревянном зодчестве, планировочная схема с предельно-осевым трехчастным решением. В фасадном убранстве применяется фигурный кирпич и изразцовый декор.

Последняя треть XVIII в. ознаменована последним расцветом региональных школ, а затем их упадком и гибелью под влиянием классицизма. Более консервативные вятская и иркутская (до 1770-х гг.) школы остаются в целом в рамках нарышкинской стилистики, но испытывают влияние устюжской и тобольской традиций. Постановка сибирского храмостроения в контекст архитектуры северо-восточной России делает очевидной неадекватность термина «сибирское барокко» реальности. В то время, когда сибирская архитектура имела некоторое единство, она ничем не выделялась из общерусской, и к тому же отражала нарышкинскую стилистику.

Нарышкинский стиль в культовой архитектуре

Нарышкинское барокко в Иркутске не воплотилось полностью, хотя некоторые черты отразились в иркутской архитектуре XVIII века. Для нарышкинского стиля характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, использование полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». Сочетание красных кирпичных стен, отделанных белым камнем или гипсом.

По форме декора к нарышкинскому стилю принадлежит Богоявленский собор в Иркутске (1718-1731). В архитектуре собора своеобразно соединились традиции древнерусского посадского храма и новые барочные приемы. Основа композиции - сочетание двух вертикалей: ярусного храма (широкий восьмерик на четвертинке, первоначально имевший пятиглавое завершение) и шатровой колокольни. В декоративном оформлении фасадов переплелись мотивы древнерусского зодчества и барочные элементы. Нарядные наличники включают в себя волюты и фронтоны на полуколонках. Карниз довольно сложно профилирован. В дальнейшем его рисунок будет довольно часто повторятся в храмах сибирского барокко.

Влияние барокко сильнее всего сказалось в декоре памятника, убранство которого удивительно пышно и своеобразно. В наличниках нижнего яруса всех объемов храма появляется полный ордер с колонками и сандриками. Целые пучки колонн оформляют углы здания, соединения объемов; их развитые капители вписываются в венчающий стены многократно расчлененный карниз. Соответственно принципам раннего периода русского барокко, перекликаясь с приемами «московского барокко», ордер на фасадах Богоявленского собора имеет сугубо декоративное значение, превращаясь в элемент ритмического членения и украшения. Более дробной становится орнаментация здания, появляется мелкая, рассыпанная по всем деталям порезка. Стены нижней части постройки закрываются сплошным орнаментальным поясом. Зрелые формы барокко пронизывают убранство памятника.

В Сибири возводились также бесстолпные традиционные храмы, увенчанные пятиглавием — иркутская Спасская церковь (1706–1713), в декоре которой отразилась работа столичных мастеров. Нарышкинские формы встречаются здесь наряду с допетровскими, их разнообразие не позволяет точно определить принадлежность храмов тем или иным работавшим в Сибири артелям.

Знаменский монастырь (1757–1762) отличает не композиция (малый восьмерик), а декор. Имея ряд форм, сходных с характерными для иркутской школы, он использует и более обычные нарышкинские формы (завитковые наличники и др.), что роднит его с некоторыми уральскими храмами.

Барочные традиции в культовой архитектуре сохраняются и в конце XVIII века. В то же время в каменном зодчестве отмечаются постепенные стилистические изменения. Благодаря интенсивному использованию Московского тракта теснее становятся культурные связи с городами Урала (Соликамск, Верхотурье) и северо-востока страны (Тотьма, Устюг). Церковные постройки Иркутской губернии, имея свой собственный почерк, одновременно очень близки с постройками этих регионов. Объясняется это тем, что сохраняется, как и в прошлые годы, ориентация на какой-либо образец или строительство по подобию уже существующих церквей. Каменные храмы Иркутска конца XVIII века образуют стилистически единую группу памятников эпохи позднего барокко, они обладают крупным масштабом, эффектностью объемного построения, остротой силуэта. Архитектурный облик иркутских храмов решающим образом повлиял на культовое строительство в городах и селах епархии. Такие церкви, как Харлампиевская, Благовещенская, Преображенская, надолго определили особенности церковного зодчества Восточной Сибири. Объемное решение построек этого периода варьируется: храмы завершаются то широким, то малым восьмериком, при сложной напряженной форме венчающих частей (Спасская церковь в с. Урик, Троицкая в г. Киренске, Спасская в с. Петропавловском, Спасский собор в г. Балаганске и другие).

Во второй трети XVIII в. стилистическое развитие школ Тобольска и Иркутска, приверженных ярким образцам украинской и нарышкинской (в столичном и устюжском вариантах) архитектуры, несколько запаздывает по сравнению с другими региональными школами Северо-востока, в основном усвоившими позднепетровские формы и начавшими обращаться к барочным (Великий Устюг).

Запаздывание, конечно, вовсе не означает художественного несовершенства храмов Сибири, чья традиция была в это время полна творческой энергии: тобольской и особенно иркутской школе на основе устаревшего, казалось бы, языка нарышкинских форм удалось создать ярчайшие произведения, одно из которых (Крестовская церковь) заслуженно признаётся шедевром русской архитектуры. Опыт местной интерпретации барокко в данных сооружениях выливается в 1747 г. в фантастическую декоративность Крестовоздвиженской церкви — уникального памятника «сибирского барокко», где региональные особенности выражены с наибольшей силой. Основным средством художественной выразительности является орнамент, который заполняет все поле стены от цоколя до карниза. «При этом исчезает обычное представление о структуре кирпичной кладки - стена имитирует сплошной монолит, искусно обработанный резцом мастера». Скульптурное понимание пластики стены свойственно барокко в целом, когда материал, по образному выражению Вёльфина, «точно размяк и стал сочным». Но общие принципы стиля (живописность и динамичность композиции, стремление к творческой импровизации и др.) по-своему интерпретированы в Крестовоздвиженской церкви и убедительно доказывают мастерское владение художественным языком барокко в отдаленной сибирской провинции.

Нарышкинский стиль в архитектуре жилых домов

Деревянных домов, которые по общему облику, главным же образом благодаря своим украшениям, богатым барочным оконным наличникам с резными волнистыми фронтонами, резьбою ставень и прочим, должны быть отнесены к числу барочных, строилось в Иркутске в 30-60е гг. очень много. Довольно много этих домов уцелело и до настоящего времени в различных частях города, не подвергавшимся пожарам. Это дома, по большей части, в два этажа, 3, 5 и даже 7 окон фасаду. Некоторые из них общиты, но большинство просто бревенчатые, что делает их еще более интересными. Они почти, как правило, все имеют выходящие во двор характерные высокие крыльца с длинной, далеко выдающейся вперёд крышей на вытянутых гуськом полукруглых консолях. окна их украшены богатыми барочными наличниками и ставнями.

Как на типичный образец такого рода домов можно указать например на дом № 27 по улице К. Либкнехта (бывшая Саломатовская). Часть его украшений на наличниках окон нижнего этажа хотя и должна быть отнесена к классическому стилю, но барочные наличники окон верхнего этажа придают всему характер барочного.

Как на особо интересный образчик барочного дома в Иркутске нужно указать на дом декабриста С. П. Трубецкого (1840-е года) улица Дзержинского, № 72. Это довольно высокий деревянный дом в 7 окон на каменном полуподвальном этаже и с мезонином наверху. Дом обшит тёсом и окрашен в строгий серый цвет. Украшен он фронтонами, парными пилястрами, наличниками и резным фризом. Много красоты ему придавал, ныне уже снятый, эккер мезонина, поддерживавшийся снизу большой консолью, затейливо украшенной акафоновыми листьями.

Литература

  1. Иркутск: события, люди, памятники: Сб. статей по материалам журнала "Земля Иркутская"/ Сост. А.Н. Горащенко. — Иркутск: Оттиск, 2005.
  2. Калинина И.В. Православные храмы Иркутской епархии XVII - начала XX века. Научно-справочное издание. — М.: Галарт, 2000.
  3. Каменные храмы Сибири XVIII века: эволюция форм и региональные особенности. — М., 2004
  4. Корзун А. Сибирский диалект барокко // Земля Иркутская. — 2001. — № 17. — С.9-12.

Ссылки

  1. Православные храмы Иркутской епархии

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркипедия | Иркутск