Наипростейшее экологическое просвещение людей, как в масштабах всего мира, так и в нашей стране сегодня становится все больше актуальным. И это проблема не столько чистоты воздуха, воды, территорий, сколько вопрос о выживании человека, его физическом и психологическом здоровье. Причем есть регионы, где состояние экологической среды настолько обострилось, что вызывает тревогу и боль живущих. Особо это касается больших городов. Газета «Труд» в конце ноября 2006 года опубликовала статью «Смертельно опасная столица», в которой привела весьма впечатляющие факты.
Независимые эксперты-экологи опубликовали скандальные данные исследования московских районов, зон отдыха и источников «чистой питьевой воды». Результаты ошеломляют - в 49 московских районах жить опасно для здоровья! Эксперты лаборатории «Экостан-дарт» год ведут проект «Экорейтинги Москвы и Подмосковья». К исследованиям присоединились НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи РАМН и Центрального геолого-разведочного института цветных и благородных металлов. В поле зрения попали 25 популярных в столице парков, полтора десятка родников, где горожане любят набирать питьевую воду, и 125 районов мегаполиса. Проверяли акустику, уровень радиации, анализировали химсостав воздуха, отыскивали несанкционированные свалки. Эксперты исследовали воздух в часы пик, когда в парках больше всего посетителей. Парки поделили на 4 условные категории. В первую попали самые чистые — там можно гулять с детьми хоть сутки напролет (Ботанический, Филевский, Нескучный, Измайловский, Воробьевы горы). В парках второй категории экологи советуют лишь заниматься спортом. В третьих — гулять, но без детей (Сокольники, Кусково, Хамовнический). А вот в парки четвертой категории заглядывать стоит лишь изредка (Пресненский, Чистопрудный бульвар, Александровский сад, ЦПКиО им. Горького и др.).
Этот пример, характерный не только для Москвы, но и для других мегаполисов страны и мира, наводит на размышления двоякого рода. С одной стороны жизненно важен поиск конкретных мер, которые смогут уменьшить вредное влияние индустриализации городов на здоровье и психическое состояние их жителей. С другой стороны, такая открывающаяся для людей информация говорит об ущербности практики, когда пагубные стороны взаимодействия человека и природы недооцениваются, скрываются и даже определенным образом оправдываются. Но шила в мешке не утаишь.
К сожалению, наблюдается среди ученых и практиков стремление преуменьшить вредное влияние на Байкал и, наоборот, выпятить его «самоочищающие потенциалы». Об одном из таковых, высказанном после спуска на «Пайсисе» под воду рассказывает А.Мищенко: «Меня как гидробиолога волнуют проблемы очистки промышленных стоков на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате. Раньше я думал, что на дне озера у берегов этого предприятия все время растет количество химических сбросов. Сейчас открылись зримые, реальные образы жизни глубин. Куча бактерий набрасывается на чужеродную массу и начинает сражение с ней. И нам, гидробиологам, нужно научится помогать Байкалу в этой благородной его битве за кристальную свою чистоту». И еще при обнаружении на глубине простейших организмов Байкала: «Ученые считали, что губок и водорослей нет на глубине более тридцати-сорока метров: туда не проникает необходимый для фотосинтеза свет. И вот — пожалуйста! Значит, здесь, на дне в кромешной тьме идут неизвестные нам пока процессы синтеза. Губки питаются, фильтруя влагу, вся толща озера самоочищается».
Точнее, чем «психологические механизмы» самозащиты и самоуспокоения, высказывания подобного рода не назовешь. Они могут быть совершенно безвредными, поскольку утешают разбуженную совесть человека и успокаивают ее. Но они могут быть и вредными, если сопровождаются стремлением поддержать всякого рода прожекты, которые, в конце концов, так или иначе, поранят Байкал.
Если попытаться обобщить те причины и факторы, которые в последнее время усугубляют обстановку на Байкале, то они «в человеческом измерении» могут быть представлены в следующем:
- Социально - экономический кризис, стимулирующий потребительское отношение к природным ресурсам, не только из-за стремления сколачивать состояние за счет «ничейных» богатств окружающей среды, но больше из-за необходимости выжить, хоть как-то скрасить нужду, уйти от голодного существования,
- Пренебрежение к традициям и обычаям предков, старшего поколения, в связи с их неумением и неспособностью эффективно влиять на сложившуюся обстановку, на улучшение жизни окружающих и даже самих себя,
- Отсутствие или полное забвение норм рационального, рачительного отношения к природе, которые к тому же только нарабатываются,
- Слабость системы экологического просвещения и воспитания, усугубляющиеся в связи со всеми вышеназванными причинами,
- Психология "временщика", человека "перекати-поле", которому мало дела до достоинств и красоты родных мест: «ubi bene, ibi partia» — где хорошо, там и родина.
И это только часть причин психологического порядка, преодоление которых должно стать основой основ реальных направлений борьбы за чистоту и жизненность природы.
Все те аспекты экологического сознания и деятельности на Байкале, которые мы рассмотрели выше, могут иметь практическое значение только в том случае, если изложенную информацию можно использовать в совершенствовании системы природоохранной работы. Чтобы обосновать такую систему в психологическом плане, нужно ответить на ряд вопросов. Главный из них: как сделать экологическое мышление и соответствующие действия органичными и естественными характеристиками каждого человека. Экологические установки и манеры необходимо сделать такими же непринужденными и натуральными, как привычка по утрам чистить зубы, убирать за собой постель, мыть грязную посуду и т.п. «Поступаю так не потому, что должен или обязан, а потому, что не могу иначе, не представляю иного» - вот единственная альтернатива рационального экологического поведения. Только она может обеспечить эффективную отдачу каждой личности в природоохранной деятельности.
Но все же для многих людей данный эффект можно назвать идеальным и желательным. Строить воздушные замки в области экологического воспитания — это такое же неблагодарное занятие, как вынашивать надежды на быстрое решение экономических проблем в стране. Сделать поведение человека «природосберегающим» сможет только целенаправленная система социальных воздействий в данном направлении. При этом важно уйти от нудного морализирования, излишнего повторения приевшихся нравственных сентенций, а нужно встроить алгоритм влияний в повседневную обыденную жизнь человека таким образом, чтобы она не назойливо, но поступательно формулировала соответствующие привычки.
Попытаемся смоделировать те установки, которые могут стать органичными для человека в силу их слитности с естественными состояниями и запросами личности. Итак, это могут быть:
• понимание отношения для личного здоровья, четкое видение сути влияния конкретных природных факторов на самочувствие, образ и длительность жизни индивида, когда любой вред, приносимый природе, бумерангом возвращается в разные системы человеческого организма (известное русское изречение «себе дороже» хорошо раскрывает данный аспект);
• осознание солидарности своих экологических позиций и действий, своих помыслов с мнениями и установками других людей и отсюда их социальной значимости;
• представление возможностей использования своих потенциалов для защиты окружающей среды, обеспечения ее процветания, для развития своих дарований, которые так или иначе связаны с природным миром, для процветания окружающей среды;
• стремление к высокой самооценке, в которую обязательно включены элементы осознания роли своего «я» в преобразовании окружающего мира, в достижении гармоничного единства с природой;
• желание взаимодействовать с другими людьми по поводу жизненно значимых ценностей, которыми наполнена природоохранная деятельность в силу своей социальной и личностной пользы (популярность «зеленого» движения весьма красноречиво иллюстрирует это).
Названные позиции и установки, характерные для психики конкретного человека, становятся тем внутренним фундаментом, на котором выстраивается общее отношение к природе. Но психика - это всегда двустороннее движение. И вторая ее сторона неотъемлема от социальных примеров, которые личность видит в ближайшем и отдаленном окружении. Сравнение себя с другими, ориентация на других — это такое же естественное явление, как и любовь человека к своей «рубашке, близкой к телу». И эта вторая сторона психики может быть охарактеризована следующими взаимоувязанными реалиями:
• забота общества и его представителей о социальном и индивидуальном здоровье, которое формируется по следующей цепочке: здоровая окружающая среда - здоровый быт - здоровье конкретной личности. Из этой цепочки нельзя убрать ни одного слагаемого без ущерба для системы экологического воспитания в целом. Для человека и его ближайшего окружения очень важно не слышать декларативные заявления разного рода деятелей «о здоровом обществе в здоровой естественной среде», а видеть конкретные меры и мероприятия, в которых реализуются эти здравые мысли.
• формирование экологических приоритетов, которые жизненно необходимо «внедрять» в сознание личности в качестве непротиворечивых и обязательных ценностей, способных обеспечить природо-центрированную ориентацию человека; естественно должны быть обеспечены простота и прагматизм этих ценностей, чтобы они не только понимались людьми, так сказать, «с лету», но так же естественно могли переходить в тайники сознания, становиться основой для автоматизмов поведения;
• создание, поддержка и стимулирование экологически направленных административных, корпоративных и общественных организаций, объединений, сообществ, которые дают возможность любому желающему проявить свои усилия и возможности в природоохранной деятельности, выполнять в этом плане какие-либо важные социальные роли. В административном плане это разного рода отделы и комиссии в государственных и муниципальных органах (в них предусмотрено также участие «привлеченных лиц» - волонтеров), а также общественные организации типа «зеленых» разных специализаций, которые все шире и шире распространяются в современном мире и в нашем регионе ("Байкальская экологическая волна", "Байкалэкосеть" и др.); особые возможности и обязанности в сфере охраны и улучшения окружающей среды необходимо предоставить государственным и частным предприятиям. Последние лишь проходят становление в производстве, коммерции и бизнесе, но их количество неуклонно возрастает и, значит, их вклад в экологию также должен увеличиваться, а руководство и сотрудники таких предприятий всем существом своей деятельности должны быть вовлечены в защиту природы;
• достижение широкого общественного признания экологической деятельности в целом и любых ее разновидностей; при этом признание может и будет делать своим главным критерием не только поддержку и одобрение государственных, муниципальных, и корпоративных мер и мероприятий в экологии, но и, наоборот, противодействие любой из данных организаций в том случае, если ее деятельность оказывает тот или иной вред окружающей среде в данное время или может принести заметные негативные сдвиги в природе в будущем; такое признание дает человеку способность поддерживать здоровую самооценку и самоуважение;
• обеспечение широкого сотрудничества общественности по экологическим вопросам не только в своей стране, но и в международном масштабе; широта контактов в данном деле практически ничем не ограничена и может приобретать самые причудливые сочетания.
Если приводить конкретный пример, когда индивидуальная и социальная стороны психики эффективно взаимодействуют между собой, то он касается вопросов включения экологических приоритетов в документы по корпоративной культуре предприятия. В 2005 году нам пришлось осуществлять разработку Кодекса корпоративной культуры автоцентра «Кузьмиха» в г. Иркутске. Его руководитель Лобачев О.В. настоял на том, чтобы в формулировку миссии предприятия был включен экологический аспект: «Наша работа создает уверенность, безопасность и удобство в душах наших клиентов. А это, в свою очередь, влияет на экологическое состояние природной и социальной среды, на окружающий мир. Мы живем в этом мире, в этой среде и хотим видеть их чистыми, комфортными и безопасными. Мы хотим таким оставить этот мир нашим детям и внукам. И мы готовы отдавать названным ценностям наши усилия, наши знания, умения, навыки и всю нашу страсть». Существенно то, что эту готовность и руководитель, и все члены коллектива подтверждают реальными делами по защите и очищению окружающей среды в г. Иркутске и на Байкале. И чем больше таких людей и коллективов, с их экологически ориентированной корпоративной культурой будет появляться на сибирской земле, тем скорее в отношении к природе в экономическом, экологическом и психологическом плане произойдут реальные изменения.
В экологической деятельности на байкальской земле никак нельзя становиться в позу «Ивана, не приемлющего никакого родства». Здесь опыт любой страны в природоохранной работе должен быть востребован и в разумной мере заимствован. Особенно этот момент должен касаться организации деятельности в байкальских национальных парках и заповедниках, в решении ими конкретных вопросов обеспечения сохранности окружающей среды. Вот, к примеру, важный нюанс. В совсем недавнее время службой национальных парков Канады был разработан принцип зонирования парков, который в настоящее время вводится в практику. Этот принцип предусматривает пять классов землепользования в парках.
I. Специальные территории, подлежащие полной охране, вмешательство в жизнь которых ограничено предотвращением стихийных
бедствий и где не допускается строительство каких-либо дорог, запрещен доступ механического транспорта и обычных посетителей. На таких участках возможно проведение научно-исследовательских работ, если они не нарушают целостность экосистемы. В этот класс могут быть включены уникальные исторические или культурные объекты, посещение которых пешим путем может быть разрешено ограниченному числу посетителей в дневное время.
II. Рекреационные территории дикой природы, близкие по своему характеру и режиму к участкам первого класса. Они должны быть большими по площади и располагаться так, чтобы не испытывать заметных антропогенных воздействий. Доступ на такие территории разрешен, но без использования механического транспорта (пешком, верхом, на безмоторных лодках).
III. Рекреационные территории природной среды, представляющие собой буферные зоны между участками II класса и обычными рекреационными территориями. Они имеют автомобильные дороги, площадки для разбивки лагерей и другие простые формы приема посетителей.
IV. Территории рекреации, включающие площадки для кемпингов, смотровые площадки, объекты бытового обслуживания малых форм.
V. Территории интенсивного использования, предусмотренные для крупных, отдаленно расположенных парков у их границ или при перекрестках основных дорог внутри этих парков. Здесь размещаются отели, магазины, заправочные станции и другие средства приема и размещения посетителей.
Рассматривая систему экологического воспитания, связанную с Байкалом, нельзя забывать, что в ней неизбежно будут взаимодействовать традиционные направления, на которые нацелены образовательные учреждения всех типов. Поэтому важно видеть элементы экологической социализации, взаимосвязанные аспекты во всех конкретных направлениях. Обратимся к тем сторонам формирования экологического сознания и поведения, которые должны пронизывать все виды социализации и воспитания.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей