МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СИБИРИ. Первые свидетельства о зарождении музыкальной культуры Сибири содержатся в археологических памятниках. Наскальные рисунки (петроглифы) с изображением обрядов, сопровождавшихся музыкой, обнаружены в пещерах Горного Алтая (Каменная, Денисова, Усть-Каракол, Кара-Бом, Страшная), Иркутской области (Еланцы), Тувы (Чинге-Даг-Ужу, пещера «Пестуновка»), Хакасии (грот «Двуглазка»). В результате раскопок на территории Сибири найдены образцы (фрагменты) некоторых музыкальных инструментов (скифская арфа), разнообразные манки для подманивания птицы и зверя, фигурки человека, давшие представление об элементах ритуального танца шамана и других обрядовых плясок. Древние музыкальные инструменты сохранились в традиционных культурах коренных народов Сибири (бубен, флейта, варган и другие).
Музыкальные культуры коренных этносов (см. Алтайская..., Бурятская.., Тувинская., Хакасская., Якутская музыкальная культура), несмотря на сходство типологическое, генетическое или по ареалу, имеют индивидуальный облик. Во всех культурах выделяются обрядовая, сказительская и лирическая сферы, однако их жанровый состав и музыкально-стилистические особенности заметно различаются.
Обрядовую сферу представляют: музыка шаманского ритуала (ханты, нганасаны, челканцы, шорцы, тувинцы, буряты, эвенки и другие); музыка медвежьего праздника (ханты, манси, эвены); похоронные и поминальные плачи (чалканцы, телеуты, эвенки, шорцы, хакасы); интонируемые скотоводческие заговоры (алтай-кижи, теленгиты, тувинцы, буряты); круговые танцы (нганасаны, буряты, якуты, долганы, эвены, эвенки); благопожелания (буряты, тувинцы, якуты, долганы и другие). Неотъемлемой частью многих культур стала музыка буддийских (буряты, тувинцы), христианских (телеуты, шорцы, хакасы) и мусульманских (сибирские татары) культов.
Эпическую сферу образуют развернутые поэтические сказания объемом до нескольких тысяч строк, которые поются целиком или фрагментами на один или несколько напевов (южные алтайцы, шорцы, хакасы, якуты, долганы, нганасаны, буряты, эвены, эвенки), часто под аккомпанемент струнных инструментов; поющиеся сказки и/или сказки с песенными вставками (обские угры, алтайские этносы, тувинцы); эпико-мифологические, героические (ханты, манси, ненцы и другие) и повествовательно-бытовые (сибирские татары и другие) песнопениями. В некоторых культурах жанровой особенностью эпической традиции является горловое пение.
Лирическая сфера представлена разнообразными жанрами песенной традиции, которая во многих культурах является центральной, а иногда и единственно сохранившейся (тофалары, чулымцы). В большинстве случаев ее основу составляют типовые напевы. У обских угров, самодийцев, тунгусо-маньчжуров выделяется жанр личных песен с указанием авторства.
Инструментальное исполнительство у одних народов (ханты, манси, тувинцы и другие) входит в центральную часть культуры, у других (ненцы, энцы, нганасаны, долганы и другие) в периферийную.
Традиционную музыку коренных сибирских народов отличает ведущая, в том числе жанро-маркирующая роль тембра (вокально-тембровые отличия могут быть более значимыми, чем звуковысотные и ритмические). Звуковысотные нормы характеризуются преобладанием узкообъемных структур с широкими зонами (более тона) ступеней звукорядов при наличии разнообразных гемитонных (полутоновых) и ангемитонных (бесполутоновых) ладов. Согласно гипотезе В.В. Мазепуса, музыкальные культуры коренных народов Сибири образуют собственно сибирскую этномузыкальную зону, составляющую наряду с колымско-чукотско-камчатской и приамурско-сахалинской этномузыкальными зонами сибирскую метакультуру.
Новый этап в развитии музыкальной культуры Сибири начинается в конце XVI в. с присоединением Сибири к Русскому государству и появлением переселенцев из России. Перенесение культурных традиций из европейской части страны и их приспособление к сибирским условиям, взаимодействие традиций аборигенов и переселенцев формируют культуру региона конца XVI-XVII вв.
Сибирские переселенцы относились к разным языковым группам и семьям: славянской (русские, украинцы, белорусы, поляки), германской (немцы), финно-угорской (эстонцы, коми, удмурты, марийцы, мордва), тюркской (татары, башкиры, чуваши). Наиболее изучена музыкальная традиционная культура восточнославянских переселенцев Сибири, представленная языческими бытовыми и календарными обрядами, скоморошьими и историческими песнями, былинами, эпическими сказаниями, перенесенными из европейской части России. Ее музыкальный инструментарий: кобза, скрипка, зурна, сопель, домра.
В городской культуре Сибири XVII в. музыкальное искусство выполняло функцию «сопровождения» процессов военного, бытового и церковного характера. Оставаясь преимущественно утилитарным, оно вместе с тем было художественно значимым для духовной жизни населения. Особую роль в централизации общественной жизни сибиряков играла церковная музыка, связанная с христианской обрядовостью. Первые упоминания о церковной музыке (молебное пение) относятся еще ко времени походов дружины Ермака, в которой были 3 попа и монах-расстрига. Церкви Сибири возникали одновременно с укрепленными опорными пунктами. К 1697 в городах Тобольской епархии функционировало 108 церквей и 141 часовня. Документы той поры свидетельствуют и о постройках звонниц, и о приобретении колоколов. В Сибири имелись свои мастера колокольного звона. Сохранились имена 2 тобольских звонарей Софийского дома. Ими были некто Первушка (1624) и Лартка Григорьев (1636). Развивалось в Сибири церковное певческое искусство. В окладных книгах Софийского дома за 1636 числятся находившийся на государевом жаловании 1 демественник, 2 станицы (хора) певчих дьяков и 8 поддьяков.
После раскола РПЦ (середина XVII в.) богослужебное пение православного населения Сибири разделилось на 2 направления. Не принявшие реформы Никона староверы остались верны традициям древнерусской монодии - одноголосному знаменному пению (см.: Богослужебное пение старообрядцев Сибири). В храмах официальной Православной церкви получило распространение многоголосное (партесное) пение. Отдельные знаменные песнопения подверглись многоголосной обработке, заняв свое место в обновленном своде церковных напевов. В дальнейшем многоголосное церковное пение составили обиходные песнопения, включавшие обработки старинных распевов (знаменного, киевского, греческого, болгарского) и авторского сочинения.
[caption id="attachment_10924" align="aligncenter" width="300"] Иркутская областная филармония[/caption]
Создаются новые профессиональные коллективы (хоры, оркестры, ансамбли), причем не только филармонические. Во многих городах крупные оркестровые и хоровые коллективы действуют как муниципальные. Среди новых коллективов академического направления проявляется особый интерес к исполнению старинной музыки (см. Камерно-инструментальное исполнительство). Появляется много фольклорно-этнографических коллективов (профессиональных и любительских) и современные ансамбли этно-музыки.
Большое распространение в конце XX — начале XXI в. получает духовная музыка русских и западноевропейских композиторов, ставшая неотъемлемой частью репертуара академических хоров. В церковно-певческой практике сибирских православных храмов все большее место занимают песнопения, созданные композиторами-сибиряками как старшего (П.И. Иванов-Радкевич, М.С. Алтабасов, С.Д. Саватеев, Ф.П. Веселков, Н.Р. Зданевич), так и младшего (С.Б. Толстокулаков, В.В. Пономарев, Ю.В. Орлов, И.П. Сальникова, Е. Изранова, Д.И. Ганин) поколения. Появились композиторы, сочиняющие профессиональную музыку для богослужения в католических и протестантских церквах.
Активизируется концертная жизнь. Филармонии осуществляют широкие международные контакты, развиваются фестивальные программы. Распространенной практикой в музтеатрельной деятельности становится приглашение для постановок режиссеров и балетмейстеров из Москвы, Санкт-Петербурга, зарубежных стран, совместные международные проекты (НГАТОиБ, Якутский театр оперы и балета, Новосибирский театр музыкальной комедии и др.). Зарубежные музыканты возглавляют филармонические симфонические оркестры (Томск, Кемерово, Новосибирск).
Позитивные сдвиги происходят в исполнительстве, концертной и театральной жизни благодаря инициативе и предприимчивости отдельных творческих личностей, спонсорской поддержке крупных организаций, банков. Важным фактором во всех областях музыкальной культуры становится усиление связей с зарубежными странами, интенсивно развивается процесс взаимообмена информацией, достижениями в подготовке специалистов.
Лит.: Азадовский М.К. Очерки литературы и культуры Сибири. Иркутск, 1947; Копылов А.Н. Культура русского населения Сибири в XVII—XVIII вв. Новосибирск, 1968; История музыкальной культуры Сибири. М., 1978; Творчество композиторов Сибири. Новосибирск, 1983; Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1986; Харкеевич И.Ю. Музыкальная культура Иркутска. Иркутск, 1987; Музыкальная культура Сибири: В 3 т. Новосибирск, 1997; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005.
О.В. Новикова, В.Е. Гиливеря, Н.В. Леонова, Л.Л. Пыльнева, Б.А. Шиндин
АЛТАЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
АРКАНОВ, (Лизунов-Арканов) Вениамин Павлович
БУРЯТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА
НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ (АКАДЕМИЯ) им. М.И. Глинки
ОМСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей