Новости

Музыкальная культура Сибири // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СИБИРИ. Пер­вые свидетельства о зарождении музыкальной культуры Сибири содержатся в археологических памятниках. Наскальные рисунки (петроглифы) с изображением обрядов, сопровождавшихся музыкой, обнаружены в пещерах Горного Алтая (Каменная, Денисо­ва, Усть-Каракол, Кара-Бом, Страшная), Иркутской области (Еланцы), Тувы (Чинге-Даг-Ужу, пещера «Пестуновка»), Хакасии (грот «Двуглазка»). В результате раскопок на территории Сибири найдены образцы (фрагменты) некоторых музыкальных инструментов (скифская арфа), разнообразные манки для подманивания птицы и зверя, фигурки человека, давшие представление об элементах ритуального танца шамана и других обрядовых плясок. Древние музыкальные инструменты сохранились в традиционных культурах коренных народов Сибири (бубен, флейта, варган и другие).

Традиционная музыка коренных сибирских народов

Музыкальные культуры коренных этносов (см. Алтайская..., Бурятская.., Тувинская., Хакасская., Якутская музыкальная культура), несмотря на сходство типологи­ческое, генетическое или по ареалу, имеют индивидуальный об­лик. Во всех культурах выделяются обрядовая, сказительская и лирическая сферы, однако их жанровый состав и музыкально-стилистические особенности заметно различаются.

Обрядовую сферу представляют: музыка шаманского риту­ала (ханты, нганасаны, челканцы, шорцы, тувинцы, буряты, эвенки и другие); музыка медвежьего праздни­ка (ханты, манси, эвены); похоронные и поминальные плачи (чалканцы, телеуты, эвенки, шорцы, хакасы); интони­руемые скотоводческие заговоры (алтай-кижи, теленгиты, тувинцы, буряты); круговые танцы (нганасаны, буряты, якуты, долганы, эвены, эвенки); благопожелания (бу­ряты, тувинцы, якуты, долганы и другие). Неотъемлемой частью многих культур стала музыка буддийских (буряты, тувинцы), христианских (телеуты, шорцы, хакасы) и мусульманских (сибирские татары) культов.

Эпическую сферу образуют развернутые поэтические сказа­ния объемом до нескольких тысяч строк, которые поются цели­ком или фрагментами на один или несколько напевов (южные алтайцы, шорцы, хакасы, якуты, долганы, нганасаны, буряты, эвены, эвенки), часто под аккомпанемент струнных инструментов; поющиеся сказки и/или сказки с песенными вставками (обские угры, алтайские этносы, тувинцы); эпико-мифологические, героические (ханты, манси, ненцы и другие) и повествовательно-бытовые (сибирские татары и другие) песнопения­ми. В некоторых культурах жанровой особенностью эпической традиции является горловое пение.

Лирическая сфера представлена разнообразными жанра­ми песенной традиции, которая во многих культурах является центральной, а иногда и единственно сохранившейся (тофалары, чулымцы). В большинстве случаев ее основу со­ставляют типовые напевы. У обских угров, самодийцев, тунгусо-маньчжуров выделяется жанр личных песен с указанием авторства.

Инструментальное исполнительство у одних народов (хан­ты, манси, тувинцы и другие) входит в центральную часть куль­туры, у других (ненцы, энцы, нганасаны, долганы и другие) в периферийную.

Традиционную музыку коренных сибирских народов отличает веду­щая, в том числе жанро-маркирующая роль тембра (вокально-тембровые отличия могут быть более значимыми, чем звуковысотные и ритмические). Звуковысотные нормы ха­рактеризуются преобладанием узкообъемных структур с широкими зонами (более тона) ступеней звукорядов при наличии разнообразных гемитонных (полутоновых) и ангемитонных (бесполутоновых) ладов. Согласно гипотезе В.В. Мазепуса, музыкальные культуры коренных народов Сибири образуют собственно сибирскую этномузыкальную зону, составляющую наряду с колымско-чукотско-камчатской и приамурско-сахалинской этномузыкальными зонами сибирскую метакультуру.

Конец XVI - XVII век

Новый этап в развитии музыкальной культуры Сибири начинается в конце XVI в. с присоединением Сибири к Русскому государству и появ­лением переселенцев из России. Перенесение культурных традиций из европейской части страны и их приспособление к сибирским условиям, взаимодействие традиций абориге­нов и переселенцев формируют культуру региона конца XVI-XVII вв.

Сибирские переселенцы относились к разным языковым груп­пам и семьям: славянской (русские, украинцы, бело­русы, поляки), германской (немцы), финно-угорской (эстонцы, коми, удмурты, марийцы, мордва), тюрк­ской (татары, башкиры, чуваши). Наиболее изучена музыкальная традиционная культура восточнославянских переселенцев Сибири, представленная языческими бытовыми и календарными обрядами, скоморошьими и историческими пес­нями, былинами, эпическими сказаниями, перенесенными из европейской части России. Ее музыкальный инструментарий: кобза, скрипка, зурна, сопель, домра.

В городской культуре Сибири XVII в. музыкальное искусство вы­полняло функцию «сопровождения» процессов военного, бытового и церковного характера. Оставаясь преимущественно утилитарным, оно вместе с тем было художественно значимым для духовной жизни населения. Особую роль в централиза­ции общественной жизни сибиряков играла церковная музыка, связанная с христианской обрядовостью. Первые упоми­нания о церковной музыке (молебное пение) относятся еще ко времени походов дружины Ермака, в которой были 3 попа и монах-расстрига. Церкви Сибири возникали одновременно с укрепленными опорными пунктами. К 1697 в городах Тобольской епархии функционировало 108 церквей и 141 часовня. Документы той поры свидетельствуют и о постройках звонниц, и о приобретении колоколов. В Сибири имелись свои мастера колокольного звона. Сохра­нились имена 2 тобольских звонарей Софийского дома. Ими были некто Первушка (1624) и Лартка Григорьев (1636). Развивалось в Сибири церковное певческое искусство. В ок­ладных книгах Софийского дома за 1636 числятся на­ходившийся на государевом жаловании 1 демественник, 2 станицы (хора) певчих дьяков и 8 поддьяков.

После раскола РПЦ (середина XVII в.) богослужебное пе­ние православного населения Сибири разделилось на 2 на­правления. Не принявшие реформы Никона староверы остались верны традициям древнерусской монодии - од­ноголосному знаменному пению (см.: Богослужебное пение старообрядцев Сибири). В храмах официальной Пра­вославной церкви получило распространение многого­лосное (партесное) пение. Отдельные знаменные песнопения подверглись многоголосной обработке, заняв свое мес­то в обновленном своде церковных напевов. В дальнейшем многоголосное церковное пение составили обиходные пес­нопения, включавшие обработки старинных распевов (знаменного, киевского, греческого, болгарского) и авторского сочинения.

[caption id="attachment_10924" align="aligncenter" width="300"] Иркутская областная филармония[/caption]

Создаются новые профессиональные коллективы (хоры, оркест­ры, ансамбли), причем не только филармонические. Во многих городах крупные оркестровые и хоровые коллективы действуют как муниципальные. Среди новых коллек­тивов академического направления проявляется особый интерес к исполнению старинной музыки (см. Камерно-инструментальное исполнительство). Появляется много фольклорно-этнографических коллективов (профессиональных и любительских) и современные ан­самбли этно-музыки.

Большое распространение в конце XX — начале XXI в. получает духовная музыка русских и западноевропейских компози­торов, ставшая неотъемлемой частью репертуара академических хоров. В церковно-певческой практике сибирских православных храмов все большее место занимают песнопения, созданные композиторами-сибиряками как старшего (П.И. Иванов-Радкевич, М.С. Алтабасов, С.Д. Саватеев, Ф.П. Весел­ков, Н.Р. Зданевич), так и младшего (С.Б. Толстокулаков, В.В. Пономарев, Ю.В. Орлов, И.П. Сальникова, Е. Изранова, Д.И. Ганин) поколения. Появились ком­позиторы, сочиняющие профессиональную музыку для богослуже­ния в католических и протестантских церквах.

Активизируется концертная жизнь. Филармонии осу­ществляют широкие международные контакты, развиваются фестивальные программы. Распространенной практикой в музтеатрельной деятельности становится приглашение для поста­новок режиссеров и балетмейстеров из Москвы, Санкт-Пе­тербурга, зарубежных стран, совместные международные проекты (НГАТОиБ, Якутский театр оперы и балета, Новосибирский театр музыкальной комедии и др.). Зарубежные музыканты возглав­ляют филармонические симфонические оркестры (Томск, Кемерово, Новосибирск).

Позитивные сдвиги происходят в исполнительстве, концертной и театральной жизни благодаря инициативе и пред­приимчивости отдельных творческих личностей, спонсорской под­держке крупных организаций, банков. Важным фактором во всех областях музыкальной культуры становится усиление свя­зей с зарубежными странами, интенсивно развивается про­цесс взаимообмена информацией, достижениями в под­готовке специалистов.

Лит.: Азадовский М.К. Очерки литературы и культуры Си­бири. Иркутск, 1947; Копылов А.Н. Культура русского населения Сибири в XVII—XVIII вв. Новосибирск, 1968; История музыкаль­ной культуры Сибири. М., 1978; Творчество композиторов Сиби­ри. Новосибирск, 1983; Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1986; Харкеевич И.Ю. Музы­кальная культура Иркутска. Иркутск, 1987; Музыкальная куль­тура Сибири: В 3 т. Новосибирск, 1997; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005.

О.В. Новикова, В.Е. Гиливеря, Н.В. Леонова, Л.Л. Пыльнева, Б.А. Шиндин

Читайте также:

АЛТАЙСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

АЛТАЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР 

АРКАНОВ, (Лизунов-Арканов) Вениамин Павло­вич

БУРЯТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА 

ДУХОВНЫЕ СТИХИ 

МУРОВ Аскольд Федорович  

НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ (АКАДЕМИЯ) им. М.И. Глинки 

ОМСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР 

РОМЕНСКАЯ Татьяна Аркадьевна 

САХА (ЯКУТИЯ) 

САХЬЯНОВА Лариса Петровна

Читайте в книгах:

Хозяйство, быт и культура тофаларов

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири