Марина Валентина Ивановна (23 февраля 1914, с. Козловка Тамбовской губернии – 2002, Иркутск), прозаик. Член Союза российских писателей. Автор книг «Трудный год», «Павильон Раймонды», «Чернотроп» и др.
Мое поколение первым было мобилизовано на поддержку колхозного строя. Начиная с нас, семиклассников, все должны были отработать на уборке урожая. К школе по
догнали две подводы, погрузили на одну девчонок, на другую – парнишек. И увезли в далекий от города Канска Абанский район.
Ни подушек, ни одеял с собой не брали. Ехали целый день. Парнишек увезли в другую деревню, а нас поселили у одинокой женщины. Спали на полу вповалку. Почему-то ни одной из нас не пришло в голову поинтересоваться, откуда у этой маленькой и незаметной женщины столько поношенных, вытертых шубников и комковатых подушек, что можно уложить десяток пятнадцатилетних девчонок. Впрочем, что спрашивать с городских школьниц! Я и в двадцать лет, работая в газете, не догадывалась, откуда на железнодорожном материальном складе столько трухлявого женского белья, выдававшегося паровозникам вместо обтирочных концов. Я-то не понимала, а паровозники, видимо, догадывались и очень не любили этот «обтирочный материал».
А были это остатки крестьянского быта, невостребованное имущество, оставленное увезенными на Игарку и в другие не столь отдаленные места пахарями земли сибирской. А иные и сегодня не верят, что была такая партийная установка – ликвидировать крестьянство.
Утром нас увезли в поле. Две жатки-лобогрейки уже работали. Поодаль несколько женщин вязали снопы. Нам велели крутить вязки. Немолодая женщина учила городских неумех. Но, как оказалось, она и сама этого не умела. Хозяйка нашей квартиры вечером объяснила, что женщина эта не простая. Она десятитысячница, работница Ленинградской трикотажной фабрики. Хлипкий колхозный строй приходилось подпирать со всех сторон. Десять тысяч городских коммунистов были мобилизованы и отправлены председателями колхозов. Председательницы из нее не вышло. Оказалось, не каждая кухарка может управлять государством. Определили поварихой на полевой стан. Вот тут она была на месте! Похлебки ее до сих пор помню.
Вернувшись в город, мы узнали, что седьмой класс по новому постановлению правительства стал последним в средней школе. Кто хотел учиться дальше, должен был идти на рабфак, куда принимали только работающую молодежь. Рабфаки открылись при каждом высшем учебном заведении. В Канске не только высших учебных заведений, но и техникумов не было.
Старшие сестры, пока мы «укрепляли» колхоз, уже устроились в Иркутске. Мать ждала меня из колхоза, чтобы оторваться от Канска окончательно.
***
В начале тридцатых годов извозчиков в Иркутске почти не осталось. Задавил огромный налог на лошадей. Ходил по единственному маршруту (вокзал – Маратовское предместье) автобус марки АМО величиной с сегодняшний «пазик». С нашим багажом попасть в него было несбыточной мечтой. Зато у вокзала было полно крепких дядечек с ручными тележками. Они наперебой предлагали пассажирам увезти их багаж по любому адресу. Скорее всего, это были те самые «обезлошадившие» извозчики.
Чем не рикша? Правда, садиться на этот «экипаж» никто не решался. Даже детей несли на руках. Но вещей на эту тележку можно было накладывать и накладывать, как на ишака.
Уборщицы требовались даже в годы нэпа. Мама устроилась уборщицей в общежитии при монгольских курсах. Монгольских юношей в Иркутске обучали русскому языку, а потом устраивали в разные институты. На улице Карла Либкнехта для них отвели два больших двухэтажных дома. Здесь же в полуподвальном этаже нашлась комната для уборщицы. Район был застроен деревянными домами с большими усадьбами. Дома перешли в собственность горсовета, а усадьбы пустовали. Но уже в разгар нэпа землю эту присмотрели трудолюбивые китайцы. Их в это время в Иркутске было много.
Моя старшая сестра хотела стать врачом и пошла на рабфак медицинского института. А днем работала на швейной фабрике. Младшая попала в ремесленное училище при обувной фабрике. Только через год с большим трудом ей удалось перебраться на рабфак горного института.
По слабости зрения ни на одну фабрику меня не приняли, и я совершенно случайно забрела в Иркутское отделение РОСТА (Российского телеграфного агентства), где требовался репортер. Работа мне понравилась. Иркутск в те годы кипел.
Примитивные обозные мастерские превратились в завод тяжелого машиностроения. Он стал выпускать драги для промывки золотоносных песков. Открылась слюдяная фабрика, поставлявшая слюдяные изоляторы для электроприборов. Широко раскинула крылья чаеразвесочная фабрика. А на развалинах знаменитого на всю Сибирь Иннокентьевского монастыря поселили целых три гиганта (по тем временам) – мыловаренный и комбикормовый заводы и совсем уж гигантский мясокомбинат.
Улица Большая (Карла Маркса) от набережной до улицы Амурской (Ленина) была вымощена деревянной торцовой брусчаткой. Проезд был закрыт. По вечерам иркутяне гуляли по этой мостовой. Вообще раньше сибиряки любили гулять. Надо было успеть надышаться за короткое сибирское лето. В маленькой Слюдянке гуляли по вокзальному перрону. В Канске, где прошло мое детство, был большой тенистый сад. Гуляли по аллеям. В садах играли духовые оркестры. В Иркутске я слышала часто классическую музыку.
Многие из примет того времени кажутся смешными. Пожилые иркутяне очень любили крепкий чай с молоком. Но Великий пост запрещал употребление молока. Этот запрет обходили легко. Пили чай с молоком, приготовленным из кедровых орехов. Вкусно, но дорого! А вот халва из кедровых орехов у нас, юных и вечно голодных, была просто райским деликатесом. Но где он, это деликатес? Осетрина, стерлядь, белорыбица, нельма. Как вкусно ели предки наши! Тоже, наверное, думали, что добра этого всем потомкам хватит.
Рабочих рук не хватало, но еще острее была нехватка руководителей. И в царской-то России инженеров и техников было немного, а тут столько новых производств! И тогда пришел «выдвиженец». Это значило – человек без образования, выдвинутый на руководящую должность за преданность партии. Были среди них люди умные и не очень. Были случаи, когда выдвигала их рабочая масса. Иногда удачно.
Так, много лет руководил колхозом «Власть Советов» совершенно неграмотный Адам Макарыч Кузнецов. У него учились хозяйствовать специалисты с дипломами.
А были и такие «самородки», о которых грех умолчать. Иркутской областью некоторое время руководил некто Качалин, человек настолько дремучий, что через год его сменили. Но память о себе он оставил!
Речи для выступлений ему готовил референт, но читать их он был не мастак. Незнакомые слова он просто переделывал на свой лад. На юбилей медицинского института он смутил зал заявлением, что советская наука идет вперед под руководством великого «кафетерия» науки Сталина! Перечисление видных профессоров института – Сапожникова, Мочалина, Хо- доса – он закончил фразой: «.и другие ветеринары науки».
Чем неудачнее было выдвижение, тем больше важничал выдвиженец.
Один из таких – Василий Гаврилович Ш., вчерашний старатель, с гордостью говорил:
— У меня на прииске семнадцать дипломированных инженеров!
Прииск был небольшой, никакой техники не было. И я спросила:
— А сколько инженеров держал бы здесь хозяин (частник)?
— Нисколько! – простодушно признался Василий Гаврилович. – Одного десятника хватило бы! (Десятник – старший рабочий).
***
Моя работа мне нравилась. Было интересно встречать отовсюду наехавших людей. Слушать о том, что они сделают в ближайшую пятилетку. Еще не ушибленный репрессиями тридцать седьмого года, народ жил открыто и беззаботно. Вспоминаются маевки тех лет. Не было коллектива, который на воскресенье не раздобывал бы грузовик со скамейками. Брали с собой бочонок пива, буфетчицу с пирожками, самовар и выезжали на целый день. Чай на природе, говорят, вкуснее, чем дома. Иркутяне любили выезжать на Казачьи луга, в падь Топку и вверх по Ушаковке. Сейчас все живописные места в окрестностях города изрезаны огородными участками, именуемыми «дачами». «Жигули» поставить некуда, не то что грузовик с буфетчицей и самоваром.
Охотно ходили на праздничные демонстрации. Очень любили петь бодрые советские песни. Озорные песни тоже пели. Помните «Гоп со смыком», «В доме отдыха мы были. Нас кормили хоть куда! Каждый день определенно – солнце, воздух, вода!..», «Далеко в стране Иркутской.» В этой песне об Александровском централе особенно нравилась строфа: «Я попал сюда случайно за подделку векселей, за фальшивую монету и за кражу лошадей!»
Имя Ленина иногда упоминалось рядом с именем Троцкого, но про Сталина мы, беспечная молодежь двадцатых годов, даже не слыхали. На школьных тетрадках были портреты Бубнова (наркома просвещения) и Луначарского. В популярном репортаже американского журналиста Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» о самых горячих днях Октябрьского переворота Сталин упоминается всего один раз, да и то по пустяковому случаю: куда-то его (Сталина) не пустили без пропуска. Не случайно эту книгу при жизни Сталина ни разу не переиздавали. Знакомый секретарь райкома Степан Трифонович Кращук, воспитанный на том, что именно Сталин сыграл решающую роль в Октябрьском перевороте, прочитавши этот репортаж, был потрясен не меньше, чем мир Октябрьской революцией.
Те годы вспоминаются как очень светлые. Наверху, конечно, интриговали, но внизу шла обыкновенная человеческая жизнь.
***
После разгрома троцкистской оппозиции в Иркутске оказалось много ссыльных оппортунистов (так тогда называли противников генеральной линии партии). Среди них были блестящие ораторы. Помню, на очередной юбилей Карла Маркса нас, рабфаковцев, привели послушать лекторов. Первым выступал иркутский профессор Бялый. Он нам рассказал, как следует строить коммунизм по Марксу. Потом выступил столичный профессор Галеркин, он не оставил от доводов Бялого камня на камне и предложил свой путь к коммунизму. А мы как-то не задумывались, каким путем идти. Сталину верили.
«Пятилетку в четыре гора!», «Догнать и перегнать Америку!», «Первый хлеб – государству!». Много было таких директив, которые нам полагалось выполнять. Это было нетрудно. Никто весь всерьез не проверял, догнал ли Иванов Америку или позорно плетется в хвосте. Впрочем, отстающее предприятие или бригада рисковали получить рогожное знамя. Было учреждено и такое в противовес красному. Рогожу эту полагалось вывесить на видном месте. Однако не зря народная мудрость утверждала, что «на миру и смерть красна»! Ходить под рогожным знаменем вместе с директором или бригадиром было не так уж стыдно. Шутили: «Догнать-то мы Америку догоним, а перегонять не будем. Заплаты на штанах больно велики!»
Впрочем, шутить по поводу партийных директив было небезопасно. К бдительности нас призывали на каждом шагу. Мы, журналисты, и думать не смели написать, что в Иркутске работает авиастроительный завод. Да и цензура не пропустила бы. Мы писали: «Завод, где директором Петров.», не подозревая, что крупный этот специалист давно уже на примете у всех иностранных разведок. Его присутствие в Иркутске, да еще в качестве директора, комментариев не требовало.
Всюду висели плакаты: «Болтун – находка для шпиона!» Не задумывались, зачем шпиону слушать безответственного болтуна, если из окна пригородного поезда открывался вид на аэродром Иркутского авиационного завода. Специалист мог безошибочно определить тип и назначение самолета.
Мы привыкли к этой пронизывающей нашу жизнь бдительности и часто не замечали связанных с нею глупостей. Молодой журналист, побывавший у пограничников, закончил свой очерк красивой фразой: «А за рекой лежала некая японская держава».
— Так некая или японская? – спросил редактор.
И парень не сразу сообразил, что написал глупость.
Помню, написала очерк о черемховских спасателях. Так хотелось рассказать о героическом их труде. Не пропустили. Нет у нас аварий, а тем более катастроф, а следовательно, никаких спасателей!
Знакомый геолог спросил меня, почему до сих пор не напечатано об открытии месторождения марганца.
— Полезные ископаемые – государственная тайна, – объясняю я. – Цензура никаких сообщений о них не пропускает.
— Странно! – удивился мой знакомый. – Я вчера только прочел об этом месторождении в немецком журнале. Подробное сообщение с характеристикой руды и местности.
Однако вернемся к старой шутке «о заплатах на штанах». Сегодняшним людям покажется странным, над чем мы смеялись, обсуждая вопрос, стоит ли обгонять Америку. Что, нельзя было сменить штаны? В том-то и дело, что нельзя! Негде было их взять. Своих тканей не хватало. Платья, брюки, даже чулки продавались по ордерам, которые выдавал завком.
Помню, как молодой Саша-фельетонист «клянчил» в месткоме ордер на женские чулки.
— Зачем тебе? – удивились месткомовские женщины.
— Подарю своей девушке за любовь!
Рассказывали о любопытном случае с всесоюзным старостой Михаилом Ивановичем Калининым. Сам из крестьян, он любил расписывать деревенским мужикам, какая будет жизнь при коммунизме. В одной деревне спросили:
— А товар на штаны будет? Обносились вконец! Штанов пошить не из чего!
— Подумаешь! Что такое штаны по сравнению с мировой революцией?! Вон в Африке в некоторых местах совсем без штанов ходят, – попытался отшутиться всесоюзный староста. Мужики сейчас же «припечатали»:
— Видать, давно там советская власть!
С обувью было еще хуже. Лаптей в Сибири, конечно, не носили, но кожу на сапоги добывали только незаконно. Шкуры забитого скота полагалось сдавать. Горожанки, и я в том числе, носили туфли на резиновой подошве (не путать с микропорой). Верх из темно-синего молескина. Правда, на обувной фабрике существовал цех индивидуального пошива, но ордер туда достать было не просто. Если уж выпадало счастье, то туфли эти завертывали в тряпочку и носили только на работе. А моя репортерская работа почти вся была на улице.
Один штрих, характеризующий нашу тогдашнюю «дикость». В Иркутск на гастроли приехала негритянская певица средней руки, однако наши женщины ходили на ее концерты по три раза. «Что вы там такое нашли? – удивлялась я. – Наши певицы лучше!» – «Да понимаешь, хочется рассмотреть, как она влезает в свои платья! – отвечали мне. – Ни одного крючка, ни одной пуговицы, а платье как перчатка!» Мы понятия не имели о застежках-молниях! Когда весь мир уже отказался от крючков и пуговиц.
Но это мелочи. А вот когда заезжий корреспондент «Правды» рассказал, что за границей первоклассным журналистом считается только тот, кто может управлять автомобилем, самолетом, знает два-три иностранных языка, работает на пишущей машинке, стенографирует. Вот тогда мне стала до слез обидной наша убогость. У нас-то была только одна машинка «Ундервуд» на всю редакцию, и примадонна-машинистка не разрешала редакционной «плотве», вроде меня, даже касаться этого инструмента. И где нам было научиться управлять автомобилем? Нашу редакцию «Последних известий» обслуживала лошадь.
***
Я не была ортодоксальной комсомолкой, но все же свято верила, что лепешка из картофельных очисток и ботинки с подошвой из автопокрышек (мы сразу их прозвали ЧТЗ – была такая марка трактора, Челябинский тракторный завод) – дело временное. Этим путем еще никто не шел, вот нам и трудно. Термин был такой расхожий – «трудности роста». Но я любила географию и любила читать. Было интересно представить, где конкретно происходили события в повести или романе. Удивилась, что в романе Дмитрия Фурманова «Чапаев» ни слова нет о Сталине. А ведь в те годы, согласно официальной биографии, Сталин руководил военными действиями Красной Армии. Ничего нет о Сталине и в «Железном потоке» Серафимовича, и в очерках Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир». А Сталин ли руководил? О Троцком пропаганда и не заикалась.
В первом варианте романа Николая Вирты «Одиночество» (об антоновском восстании) тоже нет Сталина, но Вирта догадался его переписать, как требовалось. А Дмитрий Фурманов и Джон Рид к тому времени уже умерли. Их просто больше не издавали. Но к тому времени, когда я это осознала, делиться своими сомнениями было небезопасно. А вообще-то тогда мы жили не то чтобы весело, но очень бездумно, беззаботно. Свято верили, что впереди нас ждет светлое будущее: «Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет». Мирились с коммуналками и этими лепешками из картофельной шелухи. И пока еще не подозревали, что Сталин прибирает страну к рукам.
***
Старое не устраивало моих современников не только в общественной жизни, но и в личной. Особенно сильно эта тяга к новому сказалась на именах, которые давали детям, нимало не сообразуясь с тем, как это будет звучать в сочетании с русским отчеством. Пятилетнюю дочку директора нашего издательства звали Агита. В те годы многие давали детям революционно-замысловатые, заграничные имена. Большинство обладателей новых имен, получая паспорт, меняли новомодное имя на привычное старое, но некоторые до старости гордо остаются Октябринами, Владленами и Спартаками. Когда мы узнали что невинное дитя Агита в метриках записана Агитацией, начались шуточки и подначки. «Вот увидишь, – говорили мы ее папе, – девочка вырастет и даст в газету объявление: «Меняю имя Агитация на Пропаганду».
Иногда на этой почве случались конфузы. Знакомому журналисту досталась от родителей смешная фамилия Пипкин. Для журналиста фамилия – не последнее дело. Наш друг решил ее сменить, но, к несчастью своему, выбрал слишком громкую – Мятежный. И сейчас же его прозвали Мятежная пипка!
Другой объявлений не давал, а просто сказал, что его зовут Виктор. Так и подписывался, и все к этому привыкли. А во время войны студию радиокомитета взяли на охрану, нашего Виктора не пустили на работу, так как пропуск был на Виктора заказан, а в паспорте был записан Трофим.
Наш милый, красивый Иркутск тоже едва не пострадал от этой моды. В тридцать первом году местные подхалимы пригласили Ворошилова поохотиться на кабанов в дельте Селенги. Бурятия в то время входила в Восточно-Сибирский край, а Иркутск был центром этого края. Тогда и попросили наркома дать свое имя нашему городу. Не разрешил. Иркутск и сегодня считается одним из красивейших сибирских городов, а в начале тридцатых, когда в нем еще много было нарядных деревянных особняков и церквей, он был очень хорош. Скорее всего, нарком-слесарь побоялся опередить Сталина в количестве названных его именем населенных пунктов, краев и областей. А были еще колхозы, заводы, институты и пароходы. Эта эпидемия переименований Сталину, видимо, нравилась.
Улицы перекрещивали особенно ретиво. И до сего дня в любом российском городе есть улицы Ленина, Карла Маркса, Профсоюзные. Первые названия – всегда историческая память. Улица Кругобайкальская, скажем, до прокладки великой Сибирской железной дороги была началом колесного пути вокруг южной оконечности Байкала. Улица Марата называлась Луговой – была когда-то южной границей города. За ней, видимо, до самой реки простирался прибрежный лужок. Четвертая Железнодорожная называлась Селитбенной. Селитбенная черта – обозначение границы городских земель. Улица Лагерная – за ней располагались летние лагеря городовой казачьей сотни.
Старое название улицы Желябова – Трапезниковская – тоже следовало не только сохранить, но и увековечить мемориальной доской, поведать потомкам, что улица названа именем купца Трапезникова, одного из учредителей Русско-Американской компании, положившей начало освоению русскими американского севера. А Желябов в наших краях никогда не бывал.
***
Читатели очень любят исторические романы, однако в советское время историческая тема не поощрялась. Нам старались внушить, что собственно история человечества началась с семнадцатого года. Все, что было раньше, не стоит внимания. Раздавались даже голоса о начале нового летоисчисления с Октябрьской революции. Упрямых писателей основательно прорабатывали за уход от нашей прекрасной действительности в нафталинное прошлое.
Слабонервные сдавались. Автор прекрасных исторических повестей «Артамошка Лузин», «Путешествие в Китай», «Албазинская крепость» иркутский писатель Гавриил Кунгуров выбросил собранные материалы для романа о нашем земляке Григории Шелихове и начал работу над романом о советском студенчестве. Но не его была эта тема. Роман «Наташа Брускова» получился вялым, скучным. Рядом с историческими повестями Кунгурова не стоял.
Не поощрялось и любование природой, красотой женского тела, лирическими страданиями. В газете «Советская Сибирь» (в те годы Сибирь еще не делили на Западную и Восточную) был напечатан стихотворный фельетон некоего Филиппыча. Громил репертуар гастрольной группы, посетившей шахтеров Кузбасса. Громил Филиппыч артистов, как стали говорить об этом спустя несколько лет, за безыдейность. Всего фельетона не помню, но заканчивался он выразительно:
Не видать бы, не слыхать бы
Поцелуи, вздохи, свадьбы!
Стой! Шахтерскую гармонь
Старым мусором не тронь!
***
Иркутский художник Развозжаев написал обнаженную, лежащую в лодке на таежной речке. Ну и досталось ему! До чего докатился: голых баб пишет! Честные советские девушки его, видите ли, не вдохновляют! А советские девушки ходили в те годы преимущественно в комбинезонах и ватниках. Послушные художники уговаривали красивых натурщиц надеть неуклюжую спецовку и спрятать роскошные волосы под металлическую каску. Строптивые сочиняли песенки:
Хочу ласкать в тени заводов
твою мозолистую грудь!
Или:
Не за то люблю, что стан твой узок
И глаза с отливом голубым,
А за то, что сеешь кукурузу
Методом квадратно-гнездовым!
Пейзажистам тоже доставалось в те благословенные времена:
«Перед ними бескрайние колхозные поля с тракторами и комбайнами, а их почему-то тянет на Мую», – писали критики. Муя – небольшой приток Лены. Ее живописные берега вдохновили не одного художника и многих поэтов. Но и в те годы не было и намека ни на какое социалистическое строительство. Какая природа? Советскому художнику восхищаться ею в противовес индустриализации страны вовсе не полагалось. А догадливый художник, не выезжая из Москвы, трудился в это время над монументальным полотном «Утро Родины».
***
По мере того как правительство спешило в темпе выполнить свои обязательства по хозяйственному договору с Германией, пустели полки в наших магазинах. Дольше всех продержались крабы.
Люди моего поколения пережили четыре основательных голода. Голод после Гражданской войны и разрухи. Мы, дети, ели луковицы саранок, сочные и толстые дудки растения, которые мы называли «пучками», побеги молодых сосенок и вечно были голодными. В годы нэпа в магазинах появилось все, но нашей матери все это было не по карману. Самую дешевую колбасу она покупала только на Пасху. Второй голод был пострашнее. Началась индустриализация страны. Капиталистическое окружение не приветствовало эту политику. Нам объясняли, что за все необходимое для индустриализации придется платить втридорога и поэтому продовольствие вывозится за границу. Животное масло, яйца, мясо мы могли купить только на рынке. А много ли мог поставить приусадебный участок? Да и цены держались, как бы теперь сказали, не для бюджетников. Мы покупали на базаре только молоко. Сахара не было, так что чай с молоком – это уже изобилие. Мать пропускала через мясорубку картофельные очистки, добавляла горсть муки и на подсолнечном масле выпекала лепешки. Это был добавок к скудному пайку – 400 граммов черного хлеба – норма для служащих и иждивенца. В нашей семье эту норму получали все: младшие сестры – подростки, старшие – студентки и мать – уборщица, уборщицы и дворники относились к категории служащих.
В рабочих и студенческих столовых давали тарелку супа неизвестного названия, мы его звали «брандахлыст», и горку перловой или пшенной каши с ямкой, куда входила ровно одна чайная ложка растительного масла. Впечатление от этого обеда проходило быстро. В то время и появились закрытые распределители. В 1934 году шумно праздновали отмену хлебных карточек и пропусков. О закрытых распределителях ничего не говорилось. А они просуществовали до падения советской власти.
Секрет их долголетия очень прост. В них полагалось ответственному работнику (мы-то были безответственные) приобретение товаров на определенную сумму. Сумма эта устанавливалась в ценах 1927 года. Эти цены не менялись в отличие от свободной торговли. Например, детские ботинки в 27-м году стоили не больше 10 рублей, а во время войны их уже не было в свободной продаже, на барахолке же они стоили 400 рублей. Жена нашего редактора, Сергея Ивановича Семина, Ненила Васильевна рассказывала, что Сергею Ивановичу можно было приобрести товаров и продуктов не больше чем на «полкорыта» – говорила она. Полное «корыто» в области имели только первый и второй секретари обкома и председатель облисполкома.
Третий голод настиг нас еще до войны. Хлебных карточек еще не вводили, но за хлебом уже змеились большие очереди. Скажем, от хлебного магазина на Тихвинской улице (она же Красной Звезды, она же Сухэ-Ба- тора) очередь тянулась до улицы Харлампиевской (Горького), по ней до улицы Амурской (Ленина) и иногда переходила на другую сторону этой улицы и шла в обратном направлении. Пересчитывались, и счет доходил до седьмой сотни. Обслужить такое количество людей магазин не мог. Мы приходили узнать, какая сотня сегодня получает хлеб, и прикидывали, когда дойдет очередь до нашего трехзначного числа.
Хотя историки и правительство уверяли нас, что Гитлер напал на нашу страну неожиданно, к войне, видимо, готовились заранее. Хлебные карточки ввели чуть ли не на другой день после начала войны. Кирпичик хлеба на черном рынке стоил 50 рублей. Сахар, масло исчезли из магазинов сразу. На рынке граненый стаканчик сахара стоил 80 рублей. Я как- то легко переносила этот сахарный голод, а многие мучились, глядя на этот недоступный продукт. Усиленно внедряли сахарную свеклу. Моей сестре Наде была поручена делянка сахарной свеклы в качестве дипломной работы.
Урожай ей разрешили забрать. Мама сварила свеклу с брусникой, и ребятишки ее ели. А я до сих пор помню ее противный вкус. Появились детские ботинки на деревянной подошве. Утром, когда с деревянным стуком дети шли в школу, хотелось зареветь.
Уже в конце войны нам на всю редакцию достался мешок кукурузной муки. Как мы ее делили! Постное масло тоже можно было купить только на базаре. Ловчилы продавали вместо подсолнечного масла касторку, рыбий жир, а иногда черт знает что. Один раз и я нарвалась на рыбий жир.
С обувью вообще в советское время было непросто. Сразу после Гражданской войны не было не только кожи, но и скотины, чтобы с нее кожу снять. Сапожники ухитрялись делать подошвы из тонких веревок. Верх, конечно, тоже был из какой-нибудь ткани. Ну а мы, малышня, вообще обходились без обуви.
Всегда были модны женские сапожки. В годы нэпа это были скорее ботиночки с высокими голенищами на шнурках. С этими шнурками возни хватало, может быть, поэтому мода на эти сапожки быстро прошла. В начале тридцатых годов молодые модницы стремились приобрести остроносые сапожки мужского типа. Называли их почему-то «джимми». К таким сапожкам полагалась юбка в складку и шапка-кубанка. Такая модница гордилась своим нарядом не меньше, чем сегодняшняя манекенщица.
После войны к нам пришли теплые ботиночки с меховой выпушкой по краям. И только где-то в пятидесятых пришли сапоги-чулки и сапоги с высокими голенищами.
В тридцатые годы мы о такой обуви и не мечтали. Ходили в спортивных туфлях, они так и назывались – «спортсменки», и в туфлях с матерчатым верхом. Кожи хватало только на носок. Потом появились белые матерчатые туфли с резиновой подошвой. Это были туфли с ремешками, но их почему-то сразу окрестили тапочками. Поначалу это была очень дефицитная обувь. На всем нашем рабфаке в белых тапочках ходила только молоденькая жена большого военспеца Нина Храмцова.
***
Я уже говорила, что после заключения хозяйственного договора с Германией хлебные фонды для населения были сильны урезаны. Хлеб потоком шел уже в немецкие закрома. У магазинов стали с ночи выстраиваться очереди за хлебом. Начальству ночные очереди не понравились, было велено их разгонять. Разгоняла конная милиция. Покорные расходились сразу, строптивых уводили на часок-другой в милицию. Поостудив – отпускали. Однажды в число таких строптивых попала и я. Опоздала на работу. Других репрессий, к счастью, не было.
Потом граждане сорганизовались и стали «считаться». К концу продажи очередной «порции» хлеба оставшиеся в очереди пересчитывались и на другой день были первыми. Чтобы не забыть и не спутать номер, его писали на тыльной стороне ладони химическим карандашом. Очереди за другими продуктами были немногим меньше.
Карикатура в журнале «Крокодил» тех лет: молодой человек целует даме руку. Дама возмущена: «Нахал! Слизал очередь на масло!»
***
В годы нэпа Иркутск был шумным торговым городом и славился грабежами. Зимой носились кошевочники, снимали с загулявших нэпманов дорогие шубы, чистили карманы. Целые кланы карманников воевали за наиболее «урожайные» районы. Железнодорожный вокзал, базар и барахолка были самыми удобными местами для чистки карманов. Но когда нэпманов разорили и на «барахолке» остались одни старые барахольщики, воровская жизнь замерла. Конечно, еще грабили квартиры, но это было уже редкостью.
В начале тридцатых годов я работала в экспедиции Центрального телеграфа и училась на вечернем рабфаке. Занятия на рабфаке кончались в половине двенадцатого. Улицы были уже пустынны. Мы шли гурьбой, постепенно таявшей. От улицы Литвинова (6-я Солдатская) по Тимирязева (Преображенская) я шла совершенно одна. За три года учебы не случилось ни одной неприятности.
А на телеграфе в ночных сменах случалось выходить на ночные улицы и в два, и в три часа ночи. Шифрованные телеграммы на имя начальника НКВД или секретаря крайкома партии полагалось доставлять немедленно, а рассыльных в ночных сменах не было. Хорошо помню, что не испытывала никакого страха на тихих спящих улицах.
В середине тридцатых годов я уже работала в редакции и часто ездила в командировки. Возвращалась иной раз в ночное время пешком от железнодорожного вокзала до улицы Фурье (Котельниковская), где мы тогда жили. Единственный автобусный маршрут ночью не действовал, о такси иркутяне в то время даже и не мечтали, а извозчиков уже придавили налогами. Страха не было, только зимой на этом длинном пути успевала замерзнуть.
Сейчас сердце сжимается от страха, если кто-нибудь из близких задержится после полуночи и вынужден будет один пешком идти по опасным нашим улицам.
***
Иркутск был сравнительно небольшим городом. В статистическом справочнике 27-го года в списке городов со стотысячным населением я его не нашла. Водопровод и канализация были только в квартирах центральной части города. Зато было шесть общественных бань. Их содержали, как тогда говорили, частники. Надо думать, дело это было прибыльным. Дочь содержателя Ивановской и Курбатовской бань (впоследствии народную артистку Крамову) привозили в гимназию на личном выезде. При советской власти бани стали убыточными, их постепенно сносили. Какое для этого потребовалось чудо экономики, понять до сих пор не могу.
***
В начале тридцатых годов появилось слово «блат». Возможно, это была какая-нибудь аббревиатура. Не знаю. Но обозначало оно способность откуда-то достать то, чего не было в магазинах и даже на базах.
С блатом боролись, но безуспешно. Ходил анекдот: в одном городе хоронили блат. Привезли на кладбище, но ни у кого не оказалось гвоздей, чтобы заколотить гроб. Блат поднялся, сказал: «Подождите, я достану!» Ушел и до сих пор не вернулся.
В Иркутске было много гостиниц. Только на ул. Карла Маркса их было четыре больших, таких, как Гранд-Отель (дом, где сейчас магазин «Родник»). Кроме того, было много маленьких, на десяток номеров. В советское время их позакрывали, а взамен построили всего одну – круглую «Сибирь». Получить койку в гостиничном номере было непросто. Чаще всего действовал блат. Следователь по особо важным делам Роберт Улья- нович Фролов, помогавший директору «Спортторга» переселиться за колючую проволоку, негодовал: «Приезжают в командировку офицеры из лагеря и по его запискам немедленно поселяются в гостинице. А я не могу устроить кого-нибудь даже на сутки».
Теперь блата нет. Устраивайся где хочешь – нужны только деньги. Часто – немалые. Но вот их у многих и нет.
Такие вот картинки прошлой жизни. Стоит оглянуться на них. Чтобы лучше понять и оценить сегодняшний день.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей