Новости

Черемховский драматический театр. История создания

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Первым в Черемхово был открыт острожный, или этапный, театр. Уже в начале века здесь играли талантливые актеры, сосланные в Сибирь за какие-то преступления. В помещении царской пересылки проходили спектакли для всех жителей города. В труппе играли не только сосланные актеры, но и местные учителя, приказчики, инженеры. Вся интеллигенция Черемхово ходила на спектакли острожного театра в царскую тюрьму. Фото начала ХХ века
Первым в Черемхово был открыт острожный, или этапный, театр. Уже в начале века здесь играли талантливые актеры, сосланные в Сибирь за какие-то преступления. В помещении царской пересылки проходили спектакли для всех жителей города. В труппе играли не только сосланные актеры, но и местные учителя, приказчики, инженеры. Вся интеллигенция Черемхово ходила на спектакли острожного театра в царскую тюрьму. Фото начала ХХ века
Саманный барак, в котором жили актеры - черемховские зэки. В одном из таких бараков был устроен первый в зоне театр, где актеры были под охраной, как и другие осужденные по 58-й статье
Саманный барак, в котором жили актеры - черемховские зэки. В одном из таких бараков был устроен первый в зоне театр, где актеры были под охраной, как и другие осужденные по 58-й статье
Старая театральная программка 1937 года. От талантливых московских актеров остались одни звучные псевдонимы: Валлери, Ольгин, Степная... Эта программка, правда, умалчивает о том, что спектакль "Чужой ребенок" был поставлен в саманном бараке на Шадринке
Старая театральная программка 1937 года. От талантливых московских актеров остались одни звучные псевдонимы: Валлери, Ольгин, Степная... Эта программка, правда, умалчивает о том, что спектакль "Чужой ребенок" был поставлен в саманном бараке на Шадринке
В Черемховском драматическом театре известный на всю страну драматург, автор пьесы "Любовь и голуби" Владимир Гуркин каждое свое произведение ставит сам. Все дело в том, что местный театр - наследник традиций лучших московских театров. И в этом заслуга ссыльных актеров
В Черемховском драматическом театре известный на всю страну драматург, автор пьесы "Любовь и голуби" Владимир Гуркин каждое свое произведение ставит сам. Все дело в том, что местный театр - наследник традиций лучших московских театров. И в этом заслуга ссыльных актеров
Черемховские драматические актеры, 50-е годы
Черемховские драматические актеры, 50-е годы
Талантливый актер и режиссер театра на Шадринке Григорий Ицексон - один из тех, о ком Охлопков говорил: "Половину труппы взял бы в свой театр, да комендатура не разрешает"
Талантливый актер и режиссер театра на Шадринке Григорий Ицексон - один из тех, о ком Охлопков говорил: "Половину труппы взял бы в свой театр, да комендатура не разрешает"
Черемховский Пушкин
Черемховский Пушкин

У истоков создания Черемховского драматического театра стояли заключенные из числа столичных артистов. Об исполнителях главных героев в спектаклях, которые в 1930–х годах с неизменными аншлагами шли в Черемхово, в прессе упоминать было нельзя. Во всех статьях и документах тех лет об актерах–зэках нет ни слова. Зато везде обозначено место действия этих спектаклей – "Театр на Шадринке". Шадринка – это не что иное, как бывший Сиблаг, тюремная зона. Этим актерам было запрещено покидать территорию Шадринки, и даже в больницу их сопровождал конвоир. В Иркутск им тоже ездить запрещалось. Режиссер Николай Охлопков специально приезжал смотреть их постановки. А уезжая, вздыхал: "Я бы половину труппы взял в иркутский драмтеатр, да комендатура не разрешает". С тех пор прошло больше семидесяти лет. Что сохранилось в Черемхово с тех давних времен, когда в лагерную зону по 58–й статье попадали знаменитые московские актеры и режиссеры? Несколько старых программок с истершимися краями да театральные афиши.

"Без вины виноватые"

В 1930–х годах поселок Шадринка на окраине Черемхово, или Сиблаг, стал местом, где била ключом театральная жизнь. Актеры, одетые в телогрейки и сапоги с портянками, умудрялись для спектаклей из крашеной марли мастерить себе бутафорию и костюмы. Спасаясь от уныния и безнадеги, сосланные по наветам и доносам московские актеры и режиссеры ставили "Лес" и "Без вины виноватые" Островского (название старой пьесы русского классика в 1937 году вновь стало очень актуальным). Здесь, в Сибири, они спасались искусством, вспоминая, чему их учили Немирович–Данченко и Станиславский, которых многие не только знали лично, но и работали с ними вместе. Среди шадринских актеров были артисты легендарной труппы Театра Таирова с Большой Бронной.

Вот что вспоминала старая черемховская актриса, ныне покойная Елизавета Онуфриевна Соколова:

"– В одном из бараков оборудовали клуб на 450 мест с хорошей по тем временам сценой и грим–уборными. В клубе был создан замечательный драматический коллектив – русский, украинский (среди заключенных были и актеры харьковского театра. – Авт.) и татарский. Успешно выступили на областном смотре. А из самых способных в декабре 1932 года образовался профессиональный драматический театр райкома угольщиков. Актерами в нем стали исключительно жители Шадринки".

Спасало ремесло

Московская интеллигенция, попавшая в мясорубку 30–х годов и оказавшаяся в жутких условиях Сиблага, стремилась не потерять человеческое достоинство и выжила лишь благодаря глубокой вере в гуманность и человечность, благодаря вере в искусство. Вечерами после работы они ставили спектакли и корпели над декорациями и скульптурой. Это при том, что зимними ночами волосы заключенных примерзали к стенам бараков, где пол был земляной, а вместо постелей – деревянные нары.

Сохранилось свидетельство о московской актрисе Елене Афеногеновой, чья фамилия в свое время гремела по всей Москве. Фамилию Афеногеновых носила целая династия московских актеров. Все та же Елизавета Онуфриевна Соколова, актриса театра на Шадринке, писала:

"Появились в нашем театре профессиональные режиссеры – Сажин, Хаптыгаев. Актриса Елена Александровна Афеногенова, работавшая прежде со Станиславским и Немировичем–Данченко, преподавала нам основы системы Станиславского. Приезжал из областного театра Н.Охлопков, читал курс основ сценической культуры. Он говорил нам, что "взял бы половину труппы в свой театр, да комендатура не разрешает".

Актеры играли под конвоем

Почему зэкам разрешали играть на театральных подмостках? Идеологи считали, что искусство, а особенно пролетарское, поможет "врагам народа" стать людьми. Ведь все актрисы и актеры театра на Шадринке были осуждены по пресловутой 58–й статье как враги народа.

Газета "Черемховский рабочий" в номере 151 за 2 июля 1939 года посвятила целую полосу итогам работы сиблаговского театра на Шадринке в сезоне 1938/1939 г. Статья называлась "Советский театр – величайший фактор культурной революции". В ней говорилось, что на первый спектакль, поставленный актерами–зэками в поселке Шадринка, пришло столько народу, что не хватило мест: люди стояли даже в проходах. Пьеса называлась "Плавятся дни". Потом режиссер Григорий Яковлевич Стронский поставил спектакли "Чужой ребенок" и "Винтовка № 492116".

Надежда Скоморовская, нынешний директор Черемховского драматического театра, помнит рассказы местных старожилов, которые сохранили память о московских актерах – зэках Сиблага:

"– Здесь у нас были зоны, лагеря и поселения. Почти в каждой зоне был свой театр. Актеры из труппы Таирова жили под охраной, но был какой–то день, когда они играли спектакли для свободного населения".

Почему сюда ездит Гуркин?

Знаменитый на всю страну автор пьесы "Любовь и голуби" – черемховец Владимир Гуркин каждую свою новую работу едет ставить в Черемховский драматический театр. И не только потому, что он родился в Черемхово и здесь живут его близкие и друзья. Просто в Черемховском драматическом работают настоящие артисты, здесь жив истинный дух сибирского театра, воспитанного на традициях Станиславского и Немировича–Данченко. Ничто не исчезает бесследно, и труд актеров–зэков не ушел в песок: здесь, в Черемхово, все еще живут традиции московской школы.

Черемхово когда–то имело славу полубандитского городка. Ходила шутка, что "всех воров из Одессы сослали сюда". Черемховцы все еще помнят местные зоны, предприятия, где работали "химики", и общежития, где жили хотя и освободившиеся, но подконвойные люди. Именно поэтому особую роль в жизни Черемхово играла интеллигенция, а именно – драматический театр, в который люди шли увидеть другую, лучшую жизнь. Не было бы зон, не было бы и московских актеров, не было бы тех вековых театральных традиций, которыми по праву гордится Черемховский драматический театр.

Безработный москвич

В старой московской актерской среде было принято выступать не под своими настоящими фамилиями, а под звучными псевдонимами. Режиссер и актер театра на Шадринке Григорий Яковлевич Стронский на самом деле был по документам Григорием Яковлевичем Ицексоном. Родился он Москве 11 ноября 1885 года, а умер в Черемхово 15 декабря 1951–го. Сохранилась пожелтевшая от времени справка, выданная артисту Ицексону–Стронскому для поступления на биржу труда и получения пособия по безработице. Здесь перечислены все театральные подмостки, на которых выступал артист в 1920–х годах:

"Летний сезон 1920 г. – в Иркутском летнем театре. Зимний сезон 1920/1921 г. – в Культпросвете 5–й Сибирской трудовой бригады. Летний 1921 г. – там же. Летний сезон 1922 г. – в Иркутском летнем театре. Зимний 1922/1923 г. – Маратовский рабочий дворец. Летний 1923 г. – Иркутский летний театр. Зимний 1924 г. – в Красноярском государственном театре. Уволен 1 марта 1924 года по окончании сезона (ликвидация предприятия), с коего времени состоит на учете Секрабис биржи труда как безработный". 

Как же Григорий Яковлевич Ицексон попал в черемховский театр на Шадринке, то есть в Сиблаг, история умалчивает. Но, видимо, как и все другие – по доносу.

Черемховский Пушкин

Еще одно свидетельство близости московской культуры к черемховской земле – памятник Александру Сергеевичу Пушкину, который и поныне стоит в городе шахтеров на улице Ленина. Имя скульптора–зэка не сохранили архивы, так же, как и имена многих актеров, заключенных Сиблага. Но мастер он был хороший – Пушкин здесь как живой.

"– Памятник этот поставили к столетию со дня гибели поэта – в 1937 году, – рассказала черемховская журналистка Татьяна Ковальская. – К сожалению, имени скульптора не сохранилось. Этот черемховский Пушкин очень напоминает памятник скульптора Александра Опекушина в Москве на Пушкинской площади".

Редакция благодарит за помощь журналистов Вадима Александровича Инешина и Татьяну Викторовну Ковальскую, а также директора Черемховского драматического театра Надежду Николаевну Скоморовскую. Особое спасибо работникам шадринской библиотеки Ольге Васильевне Жданец и Ольге Ивановне Голенько.

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Статья | Автор(ы): Гордеева Оксана | Оригинальное название материала: Черемховский драматический театр. Московские актеры – черемховские зэки | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2007 | Дата последней редакции в Иркипедии: 31 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.