Родился Иван Лазаревич Могильчак в 1917 году в селе Демидовка Тростянецкого района Винницкой области, в семье крестьянина. Член КПСС с 1943 года. Украинец. В 1924 году семья переехала на Урал, с 1933 года жил и учился в школе в Свердловске. По путевке комсомола в 1936 году направлен в авиашколу. Окончив ее, с 4 октября 1939 по 16 января 1941 года работал в Восточно-Сибирском управлении ГВФ летчиком. Летал в Жигалово, Бодайбо, Киренск, Усть-Кут, Нижнеудинск, Тулун. В январе 1941 года был откомандирован в распоряжение Главного управления ВВС и окончил курсы высшей летной подготовки. Воевал на Южном, Сталинградском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. За доблесть и геройство, проявленные при форсировании Днепра, старшему лейтенанту И.Л. Могильчаку 4 февраля 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза. Командуя авиаэскадрильей, участвовал в освобождении Румынии и Венгрии. Погиб в воздушном, бою под Будапештом 13 февраля 1945 года. Похоронен в Виннице.
В своем заявлении в летную авиашколу И.Л. Могильчак писал: «Я хочу стоять на страже наших границ. Я давно готовлю себя к поступлению в летную школу. Занимаюсь гимнастикой, имею значок ГТО, Ворошиловский стрелок, ГСО, сдал нормы ПВХО. Считаю нужным быть в рядах летчиков нашей страны». Этот документ свидетельствует о том, что молодой человек имел волевой, крепкий характер. Таким он остался и когда водил самолеты на воздушных трассах Восточной Сибири и когда сражался с фашистскими захватчиками.
Сражаться с врагом летчику пришлось с первых же дней войны. На быстроходном Ил-2 он наносил снайперские штурмовые удары по танковой армии Клейста под Ростовом, уничтожал фашистских вояк под Сталинградом. За мужество и мастерство И.Л. Могильчак был в 1942 году отмечен боевой наградой — орденом Красного Знамени.
Но во всем блеске его талант летчика-штурмовика раскрылся во время боев на подступах к Днепру и на днепровских переправах. Смело и беззаветно разил он боевую технику, узлы сопротивления и живую силу врага. Старший лейтенант И.Л. Могильчак пользовался славой мастера снайперского штурмового удара. Никакие сложные метеоусловия не могли остановить его в выполнении боевого задания. Успешно водил он группы самолетов на выполнение боевых задач.
Так, в борьбе за расширение нашего плацдарма на правом берегу Днепра 3 октября 1943 года в районе Великий Букрин, ведя группу самолетов Ил-2 на боевое задание, он проявил правильное понимание обстановки, полезную инициативу. Попав в сложные метеоусловия и полосу сильного зенитного огня, связался с КПП и был перенацелен на новую цель. При первом заходе на нее у штурмовика Могильчака были повреждены рули глубины, управление самолетом стало весьма сложным, но несмотря на это, он произвел атаку цели. Задание было выполнено, на КПП переданы, ценные разведывательные данные. Группа Могильчака благополучно возвратилась па свой аэродром.
6 октября 1943 года в районе деревень Ромашки, Медведовка старший лейтенант был ведущим пятнадцати «илов». Не теряя связи с КПП, он получил дополнительные данные о противнике и точно в указанные сроки произвел штурмовку цели. При первой атаке его самолет прямым попаданием термитного снаряда был зажжен. Кабина наполнилась дымом, пламя обжигало руки, но, невзирая на мучительную боль, произвел второй заход, уничтожив силами группы двадцать пять автомашин с боеприпасами и склад с горючим. При отходе от цели группа была атакована восемью фашистскими ФВ-190. Оценив обстановку, командой по радио собрал свою группу в круг и смело принял бой. Два вражеских самолета были подбиты, один из них упал на землю от меткой очереди Могильчака.
В октября 1943 года в районе Горностаевки, летчик проявил высокую тактическую грамотность. Двумя атаками по подходящим резервам гитлеровцев он уничтожил до десяти танков, двадцать автомашин с военными грузами, подавил три точки зенитной артиллерии и уничтожил до семидесяти пяти фашистов. Тем самым он сорвал готовящееся контрнаступление фашистов и дал возможность нашим войскам закрепиться на правом берегу Днепра.
12 октября, штурмуя подходящие резервы в тактическом тылу противника у деревни Когарлык, лично уничтожил две штабные автомашины. В эти и последующие дни И.Л. Могильчак совершал по четыре вылета в день, водя в бой группы штурмовиков по пятнадцать-восемнадцать самолетов, не имея потерь в личном составе. И каждый новый бой — это новый подвиг летчика.
Командир 5-го штурмового корпуса, в котором воевал И.JI. Могильчак, известный советский летчик генерал Н.П. Каманин рассказывает в своих воспоминаниях, как во время одного из боев он изменил задачу, поставленную ранее И.JI. Могильчаку. «Перенацеливание старший лейтенант воспринял привычно, как само собой разумеющееся. Мне невольно представилось: вот он, бросив в эфир подтверждение о получения приказа, одной рукой держась за ручку управления, отыскал заданные координаты и на какие-то секунды впился взором в маленький квадратик карты, изучая все извилины, черточки и пометки. Рассчитал курс, каким лучше всего вывести группу к цели, и принял решение на маневр. Группа И.JI. Могильчака меняет курс и направляется в сторону фашистских танков, по которым только что нанесли удар самолеты капитана Зудилова... «Вражеские танкисты, как говорится, перевели дух и готовилась двинуться дальше. Но в этот момент на них стали пикировать штурмовики Ивана Могильчака. Вновь посыпались противотанковые бомбы, загорелось несколько бронированных машин, еще добрых десять минут противник не мог тронуться с места. И вот итог: захватчики недосчитали шести танков, их контратака потеряла всякий смысл, не успев начаться.
Так русский парень Василий Зудилов и украинский хлопец Иван Могильчак, в ходе войны ставшие снайперами штурмовых ударов, отличились в небе над столицей Украины своим бесстрашием, мастерством и мужеством».
За время боевых действий на Воронежском фронте с 4 июня 1943 года по 22 октября эскадрилья старшего лейтенанта И.JI. Могильчака совершила триста двадцать успешных боевых вылетов. Сам Могильчак сделал шестьдесят один боевой вылет, уничтожив девятнадцать танков, восемьдесят пять автомашин с военными грузами, шесть цистерн с горючим, четыре зенитных орудия, взорвав пять складов с боеприпасами и горючим, уничтожив до двухсот фашистов.
Всего за два с половиной года войны летчик-штурмовик провел 12 воздушных боев. За мужество и отвагу он был награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны 2-й степени, а в феврале 1944 года И.Л. Могильчаку было присвоено звание Героя Советского Союза.
Он по праву стал одним из лучших летчиков-штурмовиков 2-й воздушной армии. Вывший командующий армией маршал авиации С.А. Красовский в своих мемуарах «Жизнь в авиации» дает такую оценку И.Л. Могильчаку: «Летчик высокого класса, умелый и настойчивый, он проносился над позициями врага и, невзирая на сотни зенитных разрывов, на огонь вражеских истребителей, всегда держал группу в железном «кулаке». Он никогда не повторял приема, примененного в предыдущем полете. И это приносило успех».
Награжденный за бои 1944 года орденом Александра Невского, герой-летчик не дожил до дня Победы. Он погиб в жаркой схватке над венгерской столицей.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей