Новости

Михайловский, Константин Яковлевич

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF
Источник: http://genrogge.ru/1kk/index.htm

Константин Яковлевич Михайловский (1834–1909)  инженер путей сообщения.

Имя К.Я. Михайловского не значится в отчетах об изысканиях и строительстве Средне-Сибирской и Забайкальской железных дорог, как прямого руководителя. Но он много сделал для этих дорог в качестве ведущего эксперта Министерства путей сообщения, обследуя дороги в составе различных комиссий.

К.Я. Михайловский родился в 1834 в Черниговской губернии, дворянин. Воспитывался в первом кадетском корпусе. После окончания Михайловского артиллерийского училища в 1853 служил в войсках, С.-Петербургском Арсенале, затем в 1859 окончил Михайловскую Артиллерийскую Академию и поступил в Институт путей сообщения. По окончании института в 1861 в возрасте 27 лет поступил в Корпус инженеров путей сообщения и на должность начальника 6-й дистанции 3-го отделения 2-го округа путей сообщения.

В дальнейшем Константин Яковлевич принимал участие в изысканиях и строительстве целого ряда железных дорог: Московско-Курской, Курско-Киевской, Курско-Харьковской, Балтийской, Рязано-Козловской, Вильно-Ровенской, Оренбургской. Он участвовал в строительстве железнодорожного моста через Волгу (у Сызрани) и двух каналов: Свирского и Мариинского.

С 1885 К.Я. Михайловский возглавляет работы по сооружению Самаро-Уфимской, Уфа-Златоустовской, Златоуст-Челябинской, Западно-Сибирской и Екатеринбург-Челябинской железных дорог. При этом ему пришлось совмещать руководство строительством ряда дорог одновременно. Так, в 1890 будучи начальником работ на строительстве Златоуст-Челябинской дороги и изысканий Западно-Сибирской дороги, он оставался в должности начальника работ по сооружению железной дороги на участке Уфа-Златоуст. А в 1894 К.Я. Михайловский являясь начальником работ по строительству ветки Екатеринбург-Челябинск одновременно возглавлял работы по сооружению Западно-Сибирской железной дороги.

К.Я. Михайловский поддержал в спорном вопросе о месте перехода железной дороги через реки Обь начальника изыскательской партии Н.Г. Гарина-Михайловского, предложившего в 1891 построить мост у села Кривощеково, а не у Колывани, как планировалось ранее.

7 июля 1892 состоялось торжественное открытие работ по строительству Западно-Сибирской железной дороги.

Решая сложные задачи организации строительства К.Я. Михайловский при нехватке подрядчиков на поставку материалов и на строительные работы, организовал особый отдел для заготовки хозяйственным способом строительных материалов. В 1895 комиссия во главе с заместителем министра путей сообщения генерал-лейтенантом Н.П. Петровым, исследуя на месте дело сооружения Западно-Сибирской дороги, особо отмечала «правильную организацию строительства хозяйственным способом», что говорило о богатом опыте и знаниях руководителей работ во главе с К.Я. Михайловским, благодаря чему Западно-Сибирская дорога была построена с экономией утвержденных средств.

Здесь К.Я. Михайловский проявил себя не только как высококвалифицированный специалист и талантливый организатор, он был еще и по-отечески заботливым, внимательным к строителям дороги. В списке к награждению представлено 14 человек, среди них: начальники строительных дистанций, участков, производители работ и другие.

Его настойчивое, неоднократное ходатайство о награждении званием личного почетного гражданина купца 1-й гильдии И.К. Салтыкова, взявшего подряд на земляные работы и успешно их выполнявшего после третьего представления в 1896 было удовлетворено. Салтыков все же был награжден этим званием.

В 1897 Министерство путей сообщения направило комиссию в составе начальника строительства Западно-Сибирской железной дороги К.Я. Михайловского и начальника Управления по сооружению Сибирской железной дороги П.Я. Соколова на строительство средне-сибирского участка. Их вердикт был однозначный: перерасхода не избежать.

Комиссия К.Я. Михайловского приезжала в 1900 и на строительство Иркутск-Байкальской ветки и вместе с представителями морского ведомства проверяла сооружение причалов для паромной железнодорожной переправы. И везде было признано оправданным завышение сметных расходов.

После окончания работ по постройке Западно-Сибирской дороги в 1899 К.Я. Михайловский занял пост начальника Управления МПС по сооружению железных дорог. Он был в постоянном контакте с руководителями строительства Кругобайкальской железной дороги Б.У. Савримовичем и К.Н. Симбергом, часто посылая телеграммы по такому адресу: «Байкал. По нахождению. Инженеру Симбергу».

Свою многолетнюю деятельность в области железнодорожного строительства Константин Яковлевич Михайловский закончил в чине члена Совета министров путей сообщения. На эту должность он был назначен как высококвалифицированный специалист, обладающий, как было сказано в поздравительном письме министра Путей сообщения князя М.И. Хилкова, обширными техническими знаниями, имеющий богатый опыт и горячий интерес к делу.

Заслуги К.Я. Михайловского перед страной были отмечены орденами: Св. Владимира – 2-й и 4-й степени, Св. Станислава трех степеней, Св. Анны трех степеней. Он награжден также бронзовой и серебряной медалями. По окончанию строительства Сибирской железной дороги был награжден титулом тайного советника.

2-го марта 1907 согласно его прошению, К.Я. Михайловский был уволен со службы по болезни.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Хобта А.В. | Источник(и): Строительство Транссиба: очерки истории (конец XIX – начало XX вв.). Иркутск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 23 марта 2019

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.