Новости

Медицинское образование // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система профессиональной подготовки врачей, среднего и младшего медицинского персонала. Первым медицинским образовательным учреждением Сибири была Колывано-Воскресенская госпитальная школа, открытая в 1758 по инициативе главного лекаря Колывано-Воскресенских (Алтайских) заводов.

К попыткам организовать медицинское про­свещение в Сибири относится и создание в 1802 при Тобольской духовной семинарии медицинских классов. Однако до второй трети XIX в. подготовка медицинских кадров для Сиби­ри осуществлялась преимущественно в образовательных учреждениях европейской части России, в частности в Казани, где были уч­реждены сибирские стипендии. В 1870-х гг. в сибирских городах стали открываться повивальные и ветеринарно-фельдшерские школы: в 1878 — повивальная школа с 3-годичным сроком обучения и ветеринарно-фельдшерские школы в Томске и Тобольске, Центральная фельдшерская школа в Омске, в 1892 школа фельдше­риц и акушерок в Иркутске, в 1889 — в Красноярске. В 1884 медицинским департаментом Министерства внутренних дел принято постановление, согласно которому в повивальные школы стали принимать лиц при условии сдачи вступительного экзамена за прогимназию. Повивальные школы в Тобольске (1895), Ир­кутске (1905) и Томске (1906) преобразованы в акушерско-фельдшерские школы с 4-летним обучением, в которых, по­мимо акушерской специализации, давали сведения и по другим медицинским дисциплинам. В начале ХХ в. в Томске действовали 3 частных зубоврачебных школы. В 1906 в Якутске создана мужская фельдшерская школа. Помимо фельдшерских школ Министерства образования, в Чите (с 1872) и Иркутске (с 1880) дейст­вовали военно-фельдшерские школы. Подготовкой младшего и среднего медицинского персонала занималось также Общество Красного Крес­та, имевшее свои отделения и общины сестер милосердия во многих сибирских городах. В начале ХХ в. в Сибири по-прежне­му ощущался острый недостаток фельдшерского персонала и его крайне низкая квалификация. Сибирская медицинская обществен­ность добивалась открытия средних медицинских школ в крупных городах. Особо стоял вопрос о подготовке медицинского персо­нала из коренного населения.

В первое десятилетие после Октябрьской революции сеть фельдшерских школ Сибири, преобразованная в медицинские техникумы, остава­лась почти неизменной. В конце 1920 — начале 1930-х гг. открылись медицинские техникумы в Новосибирске, Барнауле и Бийске, фармацевтические — в Томске и Иркутске. В 1931 в 10 медицинских техникумах обучалось около 4,5 тыс. человек, ежегодный выпуск составлял более 700 человек. Техникумы стали осуществлять подготовку по узким специальнос­тям (фельдшер, акушерка, медицинская сестра, санитарный фельдшер, зубной техник, зубной врач, фельдшер-лаборант). С 1932 в медицинских техникумах Сибири введено заочное обуче­ние. В 1935 техникумы переименованы в фельдшерско-акушерской школы. В 1939 в средних медицинских учебных заведениях региона обучалось более 16 тыс. человек.

В годы Великой Отечественной войны на базе большинства медицинских учебных заведений Сибири создавались госпитали. Для обеспечения фронта медицинским и санитарным персо­налом подготовка специалистов в училищах региона велась по ускоренной программе. Эвакуированные в Сибирь ведущие учебные заведения европейской части страны способст­вовали усилению педагогической и методической базы регионального среднего медицинского образования. На базе прибывшего из Ленинграда Военно-медицинского училища им. Щорса возникло Омское медицинское училище, ныне одно из крупнейших учебных заведений страны этого профиля.

С 1953 медицинские техникумы по всей стране были преоб­разованы в училища. В 1950—70 в регионе открылось несколько десятков медицинских училищ во многих городах и районных центрах. Дефицит среднего медицинского персонала и необходимость его более узкой специализации потребовали создания в краевых и областных центрах нескольких медицинских училищ. Для обеспечения кадрами наиболее крупных больниц и медицинских центров на их базе создавались училища. В 1980 в Си­бири действовало более 60 медицинских училищ. Старейшие средние медицинские учебные заведения Сибири получили статус базовых, они выполняли роль координационно-методических центров, зани­мались повышением квалификации среднего медицинскоог персона­ла. Так, в 1989 в Омском базовом медицинское училище (ныне колледж) открылось отделение повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием, в 1996 на ба­зе колледжа создан межрегиональный Центр повышения ква­лификации преподавателей медицинских училищ и колледжей Западной Сибири, Урала и Дальнего Востока. В настоящее время под­готовка среднего медицинского персонала осуществляется по 10 основным. специальностям: лечебное дело, акушерское дело, гигиена, санитария и эпидемиология, стоматология, фармация, лабораторная диагностика, стоматология ортопедиче­ская, сестринское дело, медицинская оптика, монтаж и техническое об­служивание медицинской техники. В регионе действует 63 средних медицинских учебных заведения, в том числе в Западной Сибири — 29, в Восточной Сибири — 34; в них обучается около 60 тыс. человек. С начала 1990-х гг. в рамках перехода к многоуровневой системе подготовки медицинских сестер, включающей высшее сестринс­кое образование, училища, реализующие первую ступень вузовского образования, получили статус колледжа. В 1994 создана Ассоциация медицинских сестер с участием медицинских училищ и колледжей Сибири, Урала и Дальнего Востока.

История высшего медицинского образования в Сибири началась с создания в 1888 Томского университета с единственным факультетом — медицинским. Открытие университета сопровождалось строительством вспомогательных учреждений: факультетских клиник, бактериологических и анатомических институтов. Количество студентов- медиков первоначально не превышало 65-120 человек, за пер­вые 10 лет университет подготовил 303 врача. Более половины студентов первых наборов являлись выпускниками ду­ховных семинарий. Первый выпуск медицинского факультета состоялся в 1893. Дипломы лекаря получили 34 человек, из них 31 с отличием. До 1913 женщины принимались на медицинский факультет университета только в качестве вольнослушательниц. В 1899 по инициативе и при поддержке кафедры акушерства университета в Томске открылся Повивальный институт ведомства императрицы Марии Федоровны. Институт готовил высококвалифицированных повивальных бабок, однако из-за недо­статка ресурсов прекратил деятельность в 1914. До револю­ции Томский университет оставался единственным высшим медицинским учебным заведением за Уралом. Многие из его выпускников стали впоследствии знаменитыми врачами и известными учеными, ак­тивно участвовавшими в развитии медицинского образования в Сибири. За дореволюционный период сформировались научные школы и направления, предопределившие дальнейшее развитие медицины Сибири и получившие широкую известность не только в регионе, но и во всей стране.

Сеть высших медицинских учебных заведений региона расшири­лась за счет открытия медицинских факультетов в Иркутском университете (1919) и Омском ветеринарном институте (1920). Послед­ний выделился в самостоятельный институт в 1921. В 1922 на медицинских факкльтетах и в Омском мединституте обучалось более 3 тыс. человек. Большую роль в становлении и раз­витии этих вузов сыграли их первые руководители: профессор Н.Д. Бушмакин (декан медицинского факультета, затем ректор Ир­кутского университета), профессор В.Т. Шевяков (декан медицинского факультета Иркутского университета) и профессор К.В. Ромодановский (рек­тор Омского медицинского института). Для формировании кадровой и методической базы вузов большое значение имела деятельность профессоров и преподавателей Томского и эвакуированных в Сибирь Казанского и Пермского университетов.

Процессы советизации высшего образования коснулись и медицинских учебных заведений. В 1920-е гг. основные изменения бы­ли связаны с существенным увеличением объема дисциплин санитарно-гигиенического и профилактического профиля. В целях повы­шения квалификации врачей была введена годичная интернатура (последипломатическая стажировка при клиниках и больницах) по терапии, хирургии, акушерству, отола­рингологии, нервным и детским болезням. Социальный состав как преподавателей, так и студенчества медицинских вузов изменял­ся медленнее, чем др.: вплоть до середины 1930-х гг. среди студентов преобладали дети служащих.

В рамках реформы высшего образования конца 1920 — начала 1930-х гг., преследовавшей цель ускоренной под­готовки узких специалистов, медицинские факультеты университетов в 1930 выделились в самостоятельные институты, внутри инс­титутов увеличилось количество факультетов. С 1931 в медицинских ву­зах начали действовать рабфаки и аспирантура. В 1935 открылся Новосибирский медицинский институт (НМИ), созданный на базе переведенного в 1931 из Томска Си­бирского института для усовершенствования врачей. Осно­ву преподавательского состава НМИ составили профессора и пре­подаватели Томского и Омского медицинских инсти­тутов, в том числе профессор (впоследствии академик АМН СССР) В.М. Мыш, профессор Н.И. Горизонтов, Г.Д. Залесский (впоследствии ректор НМИ). Первоначально НМИ состо­ял из 1 факультета - лечебного, на котором в 1935 обучалось 127 переведенных из Омского и Томского медицинских институтов студентов 3-го курса, в 1938 институт вы­пустил первых 120 врачей.

В конце 1930-х гг. средства на развитие высшей медицинской школы, особенно на приобретение научного и учебного обору­дования, значительно увеличились. Улучшилось материальное поло­жение сотрудников и студентов. К 1940 в Сибири насчи­тывалось 5 медицинских институтов (включая. Новосибирский институт усовершенствования врачей), которые с 1918 подготовили около 10 тыс. сибирских врачей. Сибирские медицинские вузы играли большую роль в организации и проведении научных исследований. При вузах действовали научного медицинского общества, в деятельности которых прини­мали участие студенты. В Томске, Омске и Иркутске работала аспирантура, в Томском медицинском институте (ТМИ) действовал единственный в регионе совет по защите докторских диссертаций, в Омске (с 1935) — кандидатских диссертаций.

С началом Великой Отечественной войны многие сотрудники и студенты вузов ушли на фронт, остальным предстояло обеспечить подготовку медицинских кадров для фронта и орга­нов здравоохранения, работу эвакогоспиталей и т. д. Система преподавания и тематика научных исследований изме­нились в соответствии с требованиями военного времени. Увели­чилось количество часов на преподавание военных дисциплин, а также курсов хирургии, инфекционных болезней и т. п. Длительность обучения сократилась до 3,5 лет. Одна­ко именно в эти годы региональная система медицинского образования продолжала активно развиваться. С целью выполнения плана по набору в медицинские институты с 1942 стали прини­мать по окончании 9 классов. Эвакуация в Сибирь медицинских вузов из европейской части страны позволила расширить сеть высшего медицинского образования в регионе. В ТМИ открылись новые факультеты: в 1941 фармацевтический, в 1942 — сто­матологический, в 1944 — педиатрический. В 1942 в результате объединения эвакуированного Воронежского стома­тологического института, подразделений 1-го и 2-го Ленин­градских медицинских институтов, Ленинградского педиатрического института, Ленинградского стоматологического институтов создан Красноярский медицинский институт (КрасМИ), первые выпускники которого сразу ушли на фронт. Не прекраща­лась в годы войны в медицинских вузах научно-исследовательская работа, в первую очередь по оборонной тематике: военный травматизм, борьба с эпидемиями, создание новых лекарственных средств. По окончании войны восстановлен 5-летний срок обучения, а с 1948 продолжительность обучения в медицинских вузах уве­личена до 6 лет.

В 1950-е гг. в Сибири открылось 4 медицинских института: в 1953 в Чите (на базе переведенного из Перми медицин­ского стоматологического института), в 1955 в Кемерове, в 1956 — Алтайский государственный медицинский институт в Барнауле. В 1957 в составе естественного факультета Якутского государственного университета открылось медицинское отделение, преобразованное в 1960 в медико-лечебный факультет, что впервые позволило обеспечить территорию севера Восточной Сибири местными медицинскими кадрами высшей квали­фикации. В 1951 из Новосибирска в Сталинск (ныне — Новокузнецк) переведен Государственный институт усовершенствования врачей, где он находится в настоящее время. Большую по­мощь в становлении вновь открытых вузов оказали медицинские институты других сибирских городов, прежде всего Томска, на многих кафедрах ТМИ велась целевая подготовка научно- педагогических кадров через ординатуру и аспирантуру. Откры­тие новых вузов позволило в 1960-70 увеличить обес­печенность населения региона врачами в 1,4—1,8 раза (по краям и областям).

Последующие десятилетия медицинское образование продол­жало развиваться, ориентируясь на растущие потреб­ности региона во врачебных кадрах. Практически во всех сибирских медицинских вузах открылись новые факультеты: стоматологи­ческий в Омском (1957), педиатрический в Новосибир­ском (1965), санитарно-гигиенический (1963) и педиатричес­кий (1967) в Кемеровском и другие. В 1965 в составе ТМИ начал работать военно-медицинский факультет, преобразованный в 1999 в Томский военно-медицинский институт. В 1975 в ТМИ от­крылся второй в стране медико-биологический факультет, готовивший врачей-биохимиков, врачей-биофизиков и врачей-кибернетиков. Развитию высшего медицинского образования, его научно-методической базы способствовало создание в Новосибирске в 1970 Сибирского филиала Академии медицинских наук СССР, преобразованного в 1980 в Сибирское отделение.

В 1990-е гг. экономическое положение медицинских вузов заметно ухуд­шилось. Одним из источников существования медицинских вузов стал набор студентов на коммерческой основе, в том числе на вновь открываемые факультеты и отделения по специальностям, имею­щим повышенный спрос: высшего сестринского образования, социальной работы, экономики и управления в здравоохранении, клинической психологии, косметологии, медицинского права и т. д.

В 1990-х гг. изменился статус медицинских институтов Си­бири, ставших в зависимости от количества реализуемых учебных профилей и специальностей либо академия­ми, либо университетами. В 1992 статус университета получил старейший медицинский вуз Сибири - ТМИ (ныне - Сибирский государственный медицинский университет), в 1994 - Алтай­ский медицинский институт, в 2006 - НМИ. Остальные сибирские медицинские институты стали медицинскими академиями. Медико-лечебный факультет Якутского государственного университета преобразован в медицинс­кий институт в составе университета. В 2003 к системе высшего медицинского образования Сибири добавился медицинский факультет Новосибирского государственного университета, ориентирующий выпускни­ков прежде всего на работу в системе РАМН.

В настоящее время 11 медицинских вузов Сибири осуществляют подготовку и повышение квалификации кадров для сис­темы здравоохранения по самым разным направлениям, проводят исследования по наиболее актуальным направлениям медицинской науки и практики. Помимо значительного числа факультетов в медицинских вузах действуют центры довузовской и последипломной подготовки, собственные клиники и НИИ. В последние годы улучшилось качество технического оснащения учебного про­цесса, появились компьютерные классы, мультимедийное сопровождение учебного процесса и дистанционное обучение. Од­ним из первых обладателем сертификата, удостоверяющего соответствие системы менеджмента вуза требованиям Международного стандарта в области оказания образовательных услуг в сфере медицины и социалной работы, стал Ново­сибирский государственный медицинский университет. На сегодняшний день 80 % специалистов, работающих в области здравоохране­ния и фармации Сибири, являются выпускниками медицинских вузов региона. Всего за все годы существования высшего медицинского образования в Сибири вузами региона подготовлено свыше 300 тыс. врачей, прошли переподготовку сотни тысяч специалистов практического здравоохранения.

Лит.: Мендрина Г.И. Развитие высшего медицинского образо­вания в Сибири // Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири (1917-1941 гг.). Новосибирск, 1980; Очерки истории вы­сшего и среднего специального образования в Сибири (1917-1980). Новосибирск, 1986; Толочко А.П., Ищенко О.В., Сковородина И.С. Развитие профессионального образования в Западной Сиби­ри в конце XIX - начале ХX в. (опыт истории в контексте совре­менности). Омск, 2005.

Е.С. Баннова, И.И. Николаева

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирь | История Сибири