Новости

Малое море // Карнышев А. Д. «Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий» 3-е изд.

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Малое море

Скала Шаманка на Малом Море, Ольхон
Скала Шаманка на Малом Море, Ольхон
Автор: Ольга Майорова
Вид на Малое Море в районе р. Сарма.
Вид на Малое Море в районе р. Сарма.
Источник: Русская Википедия
Вид на Ольхонские ворота с материка.
Вид на Ольхонские ворота с материка.
Паромный флот Ольхонских ворот.
Паромный флот Ольхонских ворот.
Источник: Русская Википедия

Малое море — акватория меж­ду  берегом   Байкала  и  островом Ольхон, занимает в своей водной глади свыше 1000 квадратных ки­лометров. Это самая большая замкнутая   водная   поверхность   свя­щенного моря. Два крупных залива Чивыркуйский и Баргузинский вместе составляют площадь, равную Малому морю.

Малое море:   залив  или пролив? - данный вопрос для  книги оказался не праздным. Включить это небольшое естественно-географическое размышление в раздел меня побудила запись в Интер­нете, где меня обвиняли в незнании Байкала из-за путаницы реалий, которые отражаются в сути вопроса. На самом деле двойственность понимания демонстрируют многие исследователи. Например, Г.И. Галазий в книге «Байкал в вопросах и ответах» хотя в ряде мест и использует понятие «пролив», но одновременно в объяснении его сути приводит термин «акватория» и сожалеет, что из нее необосно­ванно отбрасывается ествественное продолжение - залив «Мухор» (83, с.55). На наш взгляд, понятие «акватория» дает возможность придерживаться менталитета коренных народов Байкала — бурят и эвенков, для которых и Малое море и Большое море — это не заливы или проливы, а две равноценные по сути, но не по величине, части священного моря, границей которых служит остров Ольхон.

Противоречие наблюдается и в том, что известнейший знаток Байкала С. Волков хоть и определяет Малое море проливом, но в одном из своих путеводителей пишет: «Малое море кончается мелко­водным заливом с песчаными берегами, тогда как на противополож­ной стороне оно соединяется с Байкалом». Нелогичность возникает в том, что пролив, с одной стороны может чем-то закон­читься. «Смуту» наводит и то, что пролив Малое море отделяется от «Большого моря» проливом «Ольхонские ворота»: это и происходит по существу. Так что однозначный вариант ответа на поставленный вопрос можно всегда оспаривать, и пусть это будет еще одной из за­гадок Байкала.

«Входом» в Малое море и одновременно акваторией, отделяю­щей остров Ольхой от «материка», является пролив «Ольхонские ворота». Пролив этот окаймляется несколькими мысами и бухтами с юго-западной стороны побережья озера и самого острова. Шири­на «ворот» даже в самых узких местах - более 1-2 километров, а длина пролива в целом составляет не менее 7 км. Как любые двери Ольхонские ворота выполняют присущие им функции и имеют соот­ветствующую символику. Во-первых, по аналогии с богом «входов и выходов» двуликим Янусом они отпирают и запирают в опреде­ленные периоды посещение жаждущими острова, а островитянами - желанной «большой земли». Обычно это происходит в весенние и осенние месяцы, когда ледовая обстановка не позволяет перебраться на любую из сторон ни на лодке, ни пешим. Во-вторых, как в любые двери не проломишься «скопом», так и Ольхонские ворота пропу­скают и выпускают людей в ограниченном количестве: в очередях на паром, перевозивший машины и пассажиров, в летнее время прихо­дится стоять многими часами.

Перечисленные моменты позволяют говорить, что Ольхонские ворота многие века затрудняли или вообще закрывали доступ к со­кровенным и сакраментальным местам Байкала, коими в полной мере можно назвать территорию Ольхона. Именно поэтому территория острова стала хранилищем традиций и менталитета аборигенного на­рода, здесь «законсервировались» самобытные предметы и ритуалы старины. Легенд, мифов, загадок, таинств, связанных с духами, бо­жествами, реальными и древними жителями на острове хватит на всех желающих. К этому можно добавить подпитку магической энер­гией Ольхонских и других шаманов, не говоря уже о замечательных песчаных пляжах и чудесных островных ландшафтах, способных по­трафить любому отдыхающему (см. раздел «Быть островом не про­сто»).

С древних времен прохождение через какие-то двери зачастую знаменовало приобщение человека к определенным истинам, обы­чаям, нормам. Въехать в ворота это значит стать причастным к какому-то сообществу, ярким событиям, к неординарным террито­риям и торжествам, и одновременно очиститься от зла и грехов. Не случайно в примечательных местах по всему миру построены триум­фальные арки, через которые проходили гости, победители, знамени­тости и даже современные звезды. Ольхонские ворота, находящиеся по существу в самой середине священного моря это именно то место, которое надо обязательно пройти, чтобы стать по-настоящему посвященным в байкальские предания, заветы, открытия.

К содержанию книги К списку источников книги

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Карнышев А. Д. | Источник(и): Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий, 3 изд-е, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Карнышев А. Д. "Байкал таинственный ..." | Ольхонский район | Библиотека по теме "Байкал"