Лодейщиков, Николай Ва­сильевич

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Николай Ва­сильевич Лодейщиков

Творчество художника уходит корнями в последние десятилетия прошлого и самое начало нынешнего столетии, но его произведения близки и понятны зрителю про­стотой и внутренней углубленностью
Творчество художника уходит корнями в последние десятилетия прошлого и самое начало нынешнего столетии, но его произведения близки и понятны зрителю про­стотой и внутренней углубленностью
Источник: baikalart.ru
Источник: baikalart.ru
Источник: baikalart.ru

Николай Ва­сильевич Лодейщиков (14 сентября 1881, Пожевский завод Соликамского уезда Пермской губернии 15 марта 1943, г. Иркутск) — иркутский художник, живописец, график, пейзажист. Художествен­ное образование получил в Иркутске у Н.И. Верхотурова и М.Л. Рутченко (1900), в Петербурге у Л.Е. Дмитрие­ва–Кавказского. Писал преимущественно виды Ир­кутска, Байкала и Прибай­калья. 

Н.В. Лодейщиков: биографическая справка

Родился в семье заводского служащего.  Тринадцатилетним мальчишкой познакомился с приезжавшим туда Л.Е. Дмитриевым–Кавказским и работал некоторое время под его руководством. Вместе с родителями переехал сначала на Урал (Инзерский завод, недалеко от Уфы), а в 1899 г. – в восемнадцатилетнем возрасте вместе с отцом, участником строительства Забайкальской железной дороги, выехал из Уфы в Слюдянку и Иркутск.  

С 1900 занимался в школе живописи и рисования в Иркутске под руководством художников Н.И. Верхотурова и М.А. Рутченко, а  в 1903 поступил в Петербургскую мастерскую живописи Л.Д. Дмитриева–Кавказского, того самого, у которого занимался в детстве на Урале, где, проучившись четыре года, в 1907 г., он возвращается в Иркутск.

Участие в выставках

Участник 1–й (30 марта – 12 апреля 1909), 5–й (15–21 апреля 1913) и 6–й (7–13 апреля 1914) художественных выставок в музее ВСОИРГО. Одна его работа ("Зимний вечер"), из собрания В.Н. Булатова, была выставлена на благотворительной картинной выставке 23 апреля – 3 мая 1915 г. Член организованного в 1914 г. Иркутского общества художников, непременный участник практически всех его выставок: 1–й (20–29 марта 1915), 2–й (9–17 апреля 1916) и 3–й (30 марта – 14 апреля 1917), весенней и осенней в 1919 г., выставки в пользу голодающих в сентябре 1921 г. и последней выставки ИОХ в апреле 1922 г. В 1910–е гг., как представитель ИОХ, экспонировался на Первой сибирской передвижной выставке живописи и скульптуры (февраль – март 1916) и Второй художественной выставке (март 1917) в Красноярске, а также VIII периодической выставке Томского общества любителей художеств в декабре 1915 – январе 1916 г. В 1920–е гг., кроме выставок ИОХ, принимал участие в групповых выставках иркутских художников в январе 1924 г. и в мае 1925 г., в Первой сибирской выставке 1925 г., Первой Всесибирской выставке 1927 г., выставке иркутских художников в Якутске в 1928 г. Член–учредитель Иркутского филиала общества "Новая Сибирь" (1928). С 1933 г.– член Восточно–Сибирского краевого (с 1937 – Иркутского) Союза советских художников. Участник краевых и областных художественных выставок (1933, 1939), выставки периферийных художников в Москве (1940). 1 февраля – 15 апреля в Иркутском областном художественном музее работала персональная юбилейная выставка Лодейщикова, посвященная 35–летию творческой деятельности, на которой было выставлено 327 произведений.

Умер в Иркутске, похоронен на Свердловском кладбище.

В фондах и архиве ИОХМ хранится более 50 живописных и графических работ художника, в том числе "Зимой на Ангаре", 1913; "Мельница на Аршане", 1910 и 1920; "Портрет художника К.В.Мозылевского", 1920; "Портрет художника К.И.Померанцева", 1921; "Пахота у Саян", 1927; "Перед грозой", 1927 и др. В 1957 его картины выставлялись в групповой выставке.

Особенности творчества Н.В. Лодейщикова

Творчество художника уходит корнями в последние десятилетия прошлого и самое начало нынешнего столетии, но его произведения близки и понятны зрителю про­стотой и внутренней углубленностью.

Неиз­вестно, что в большей степени повлияло на выбор профессии: богатейшая природа края или общий подъем культурной жизни Иркутска с его музеями, театрами и уни­кальной деревянной и каменной архитектурой. Несомненно также воздействие на формирование его творческой личности иркутских и петербургских художников. Среди ранних произведений художника следует выделить такие пейзажи, как «Ледокол «Байкал» (1906), «Мельница на Аршане» (1910). «Загонный двор у Аршана» (1910) — картины, во многом типичные для отечественного дореволю­ционного искусства: в широком изображении природы присутствуют элементы жанра, значительное внимание уделяется настроению пейзажа, живопись выпол­нена в сдержанной, приглушенной цветовой гамме. Наиболее популярной работой этого времени стало полотно «Зимой на Ангаре» (1913), впервые представленное на выставке в музее Восточно–Сибирского отдела Русского географического общества. Автор неспешно показывает зимнюю переправу через Ангару. Ледовая дорога, освещенная специально установленными на льду фонарями, зябко кутающиеся в длиннополые шубы прохожие, заиндевевшие лошадки, торопливо перебирающие ногами по скользкой поверхности накатанной дороги. Колорит картины холодный, серебристый, цвета мягко и тонко сгармонированы.

Одно из центральных мест в творчестве Лодейщикова принадлежит Байкалу: «Отмели Байкала» (1910), «Волны Байкала» (1910), «Прибой у села Лиственичное» (1911), «На берегу» (1910). Это пристрастие становится понятным после зна­комства с автобиографическими воспоминаниями художника, хранящимися в архиве Иркутского областного художественного музея:

«Еще в первое время пре­бывания в Иркутске у меня было сильное, непреодолимое желание видеть Байкал, так как я много знал об этом загадочном озере. Наконец мне посчастливилось видеть Байкал в первый раз. Впечатление огромное. Особенно поразила прозрач­ность байкальской воды, ее нежный красивый зеленовато–голубоватый тон... С этого времени и возникла мысль писать красками виды «славного моря», и до сих пор Байкал служит для меня излюбленной темой».

Несмотря на то, что Лодейщиков был слаб физически, он много путешествовал пешком. Его можно было встретить ранним утром на пути на этюды, когда он шел, сгибаясь, с этюдником в одной руке и кирпичом в другой (как он сам объяснял для равновесия).

Он пишет и проникновенные городские пейзажи — «Интендантский сад» (Находился на месте завода им. Куйбышева, 1924), «С вершины Сенюшиной горы» (1925), «Успенская площадь около семинарии» (Площадь декабристов, 1927), «Окраина Иркутска. Русиновская улица» (1934), «Новый собор», «Церковь на Троицкой» (1932) — во многом это подлинные, точные документы времени, в то же время согретые теплом человеческого отношения.

На выставке иркутских художников 1939 г. была показана картина «Въезд декаб­ристов в Иркутск» (1939), обращенная к событиям 1827 г. На переправе через Ангару у Московских ворот жители нашего города встречают осужденных на каторгу декабристов. Эту работу Лодейщиков выполняет, пользуясь консульта­циями иркутского историка Ф.А. Кудрявцева. Событиям прошлого посвящена также картина «Осада Иркутского острога в 1690 году» — полотно, которое худож­ник не успел окончить.

«Хайтинская фабрика» — для этой картины Лодейщиков выполняет рисунки непос­редственно в цехах во время работы. Радостное ощущение пронизывает его аква­рель «Детские ясли» (1935) — нянечки в белоснежных халатах с розовощекими малышами на руках, игра солнечных зайчиков на детских кроватках, обстановка тишины и умиротворения сообщают этой работе особое звучание, хотя, конечно, нельзя не заметить в ней огрехов чисто профессионального плана. Накануне войны, в 1941 г., состоялась юбилейная выставка Лодейщикова, посвя­щенная 35–летию творческой деятельности. На ней были представлены 300 произве­дений. В это время Лодейщиков уже тяжело болен, но находит в себе силы, чтобы включиться в работу иркутских агитокон ТАСС, организованных творческим Сою­зом при товариществе «Художник» в самые первые месяцы войны. Он создает острые, злободневные плакаты «Убийца Гитлер — международный кровопийца» и «Под двойным ударом».

Источники и литература:

  1. Крючкова Т.А., Лыхин Ю.П. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век – 1917 год). Биобиблиографический словарь. Иркутск, 2000. С.197–200.
  2. Архив ИОХМ, личное дело Н.В.Лодейщикова.
  3. ГАИО, ф.р–47, оп.1, д.34, лл.5–6.
  4. ГАИО, ф.р–727, оп.1, д.76, лл.4, 12–13.
  5. Аниш. У постели умирающего. (Выставка картин при обществе художников) // Власть труда.– 1922.– 20 апреля.
  6. Батырь. Сибирская художественная выставка. (К предстоящему открытию в Иркутске) // Власть труда.– 1927.– 21 апреля.
  7. Власть труда.– 1923.– 29 декабря.
  8. Восточное обозрение.– 1901.– 4 мая.
  9. Вторая выставка картин Иркутского общества художников: [Каталог].– Иркутск, 1916.– С.4.
  10. Выставка иркутских художников: [Каталог].– Иркутск, 1939.– С.4, 17.
  11. Выставка картин 1925 г.: Каталог.– Иркутск, 1925.– С.3–4. [Рукопись (библиотека ИОХМ)].
  12. Выставка произведений живописи и графики, подаренных Иркутскому областному художественному музею.– Иркутск, 1966.– С.12, 18, 24, 31.
  13. Выставка произведений иркутских художников: [Каталог].– Иркутск, 1957.– С.14–16.
  14. Выставка русского рисунка XIX и начала XX столетий: [Каталог].– Иркутск, 1948.– С.11.
  15. Дедов и Рябинин. Весенняя выставка Иркутского общества художников // Наше дело.– 1919.– 20 апреля.
  16. Дедов и Рябинин. Художественная выставка в Иркутске // Иркутская жизнь.– 1916.– 19 апреля.
  17. И.Г[ольдберг]. По выставкам // Сибирь.– 1915.– 28 марта.
  18. Изобразительное искусство Сибири: Каталог выставки.– Иркутск, 1986.– С.10, 27–28, 43.
  19. Иркутск в творчестве художников: [Каталог].– Иркутск, 1961.– С.19–20.
  20. Иркутские губернские ведомости.– 1901.– 3 мая.
  21. Иркутские художники за 50 лет советской власти: Каталог.– Иркутск, 1967.– С.24, 31, 41–42.
  22. Иркутский художественный музей имени В.П.Сукачева: Живопись. Графика. Декоративно–прикладное искусство. [Альбом]. – СПб., 1993.– С.255, ил.177.
  23. Иркутский областной художественный музей: Каталог. Русское и советское искусство. Живопись. Скульптура. Графика.– Л., 1961.– С.38–39, 74, 104–106, 130.
  24. Иркутский областной художественный музей. Русское искусство XVIII – начала XX века: Каталог. Живопись, скульптура, рисунок и акварель.– Иркутск, 1976.– С.47–49, 108, ил.72.
  25. Иркутский областной художественный музей. Советское искусство: Каталог. Живопись, скульптура, рисунок и акварель.– Иркутск, 1982.– С.78–80, 241, ил.66.
  26. Иркутское общество художников: Каталог III выставки картин 1917 года.– Иркутск, 1917.– С.6, 15.
  27. История Сибири. Т.3. Сибирь в эпоху капитализма.– Л., 1968.– С.422, 423.
  28. Картинная выставка: Оригиналы русских и иностранных художников и лучшие копии: [Каталог].– Иркутск, 1915.– С.3.
  29. Каталог выставки произведений живописи и графики из частных собраний г.Иркутска.– Иркутск, 1949.– С.10.
  30. Каталог Иркутского областного художественного музея. Живопись, графика и скульптура. Русское искусство XVIII – XX вв.– Иркутск, 1952.– С.34, 66, 83–84, 95.
  31. Каталог художественных произведений Иркутского областного художественного музея.– Иркутск, 1939.– С.22–23, 68.
  32. Каталог картин VIII–й периодической выставки 1915–16 года.– Томск, [б.г.].– С.5.
  33. Каталог 1–ой Всесибирской выставки живописи, скульптуры, графики и архитектуры.– [Б.м.], 1927.– С.6.
  34. Каталог 6–й выставки картин, рисунков и других произведений искусства местных художников и любителей.– Иркутск, 1914.– С.8.
  35. Каталог экспозиции отдела сибирского дореволюционного искусства [ИОХМ].– Иркутск, 1989.– С.16.
  36. К открытию выставки картин сибирских художников // Автономная Якутия.– 1928.– 17 июня.
  37. Лыхин Ю. Рисовальная школа в Иркутске // Земля Иркутская.– 1995.– № 4.– С.55.
  38. На художественной выставке Иркутского музея // Бурят–Монгольская правда.– 1925.– 27 ноября.
  39. Н.В.Лодейщиков: [Буклет].– Иркутск, 1970.– 8 с.
  40. Н.В.Лодейщиков. Каталог юбилейной выставки. 35 лет художественной деятельности.– Иркутск, 1941.– 30 с.
  41. Осенняя выставка картин Иркутского о[бщест]ва художников. 1919 год: [Каталог].– Иркутск, 1919.– С.4.
  42. Отчет Общества распространения народного образования и народных развлечений в Иркутской губернии за 1900–1901 год.– Иркутск, 1902.– С.24.
  43. Первая Восточно–Сибирская краевая художественная выставка.– Иркутск, 1933.– С.11.
  44. Первая выставка картин Иркутского общества художников: [Каталог].– Иркутск, 1915.– С.4–5.
  45. Первая сибирская передвижная выставка живописи и скульптуры сибирских художников: Каталог для г.Красноярска.– Красноярск, 1916.– С.5.
  46. Персональные и групповые выставки советских художников. 1917–1947: Справочник. Том I.– М., 1989.– С.133, 190, 191, 249 (указ. лит–ры).
  47. Рабочий. Художественные выставки // Власть труда.– 1921.– 7 сентября.
  48. Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881–1901 гг.– Иркутск, 1993.– С.453, 522–523.
  49. Сибирь в произведениях изобразительного искусства: [Каталог]. – Иркутск, 1949.– С.13, 17–18, 21.
  50. Сибирь в произведениях изобразительного искусства: [Каталог].– Иркутск, 1958.– С.30, 51.
  51. Сокровища Иркутского художественного музея: [Альбом].– Л., 1989.– С.150, ил.70.
  52. Фатьянов А.Д. Владимир Сукачев.– Иркутск, 1990.– С.224–225, 233, 299.
  53. Фатьянов А.Д. Иркутские сокровища.– Иркутск, 1985.– С.11, 39, 136–139.
  54. Фатьянов А.Д. Иркутский художественный музей.– Иркутск, 1958.– С.112.
  55. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии.– Иркутск, 1995.– С.65–68, 74, 84, 85, 123, 126, 165.
  56. Художники везут картины в Якутию // Власть труда, 1928.– 8 мая.
  57. Художники Иркутска / Сост. Т.Г.Ларева.– Иркутск.– 1994.– С.15–17.

Ссылки

  1. Полезные статьи о Байкале. Именной указатель // Туристический центр "Магнит Байкал"
  2. Лодейщиков Николай Васильевич // Культура Приангарья : сайт
  3. Художник Н. В. Лодейщиков // Художественный музей Иркутска: сайт

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Художники, деятели изобразительных искусств | Персоналии по теме "Искусство" | Иркутск