Литературоведение – наука, изучающая художественную литературу: ее сущность и специфику, происхождение, общественную функцию, закономерности литературного процесса. Состоит из трех основных разделов: теория литературы – изучает своеобразие литературы как особой формы духовной и художественной деятельности, структуру художественного текста (поэтика), факторы и слагаемые литературного процесса и творческого метода; история литературы – исследует процессы развития мировой литературы (в т. ч. смену литературных эпох, стилей, направлений), национальных литератур, творчество отдельных писателей; литературная критика – истолковывает и оценивает преимущественно современные произведения, определяет их эстетическую значимость и роль в текущей литературно-общественной жизни.
Первыми серьезными научными трудами о сибирской литертуре были написаны авторами Г.Н. Потаниным и Н. Ядринцевым. Оба они отделяли сибирскую литературу от столичной. Чем должна быть сибирская литературная школа, — вопрос этот впервые затронут Н. Ядринцевым в статье «Сибирь перед судом русской литературы» (1865) и более пристально рассмотрен Г. Потаниным («Роман и рассказ в Сибири», 1875). Г. Потанин и Н. Ядринцев считали, что литература Сибири должна как бы начаться заново, не повторяя европейско-петербургские образцы.
Ученые осторожно указывают, что сибирский литературный процесс сложился лишь к концу XIX века, и главная характеристика его — региональное самосознание, представление о миссии Сибири. В диалоге, чаще в споре, с областниками в 20-е годы XX века появились работы, готовившие основу широкой дискуссии: Н.К. Пиксанов «Областные культурные гнезда» и «Областные литературы и литературное областничество», Н. В. Здобнов «Материалы для сибирского словаря писателей», Б. Жеребцов «О сибирской литературной традиции». Большую известность получила книга М.К. Азадовского «Сибирь в художественной литературе», но в ней речь идет, большей частью, о произведениях, созданных не сибиряками.
Изданные в 1982 году в Новосибирске «Очерки русской литературы Сибири» во многом завершили опыт советского литературного сибиреведения. Первый и второй тома этого труда — книги разного уровня. Если первый том сохраняет научно-историческое значение, то второй («Советский период») устарел в своих установках.
На пороге XX века литературная Сибирь представляла собой хрестоматию этнографически-бытового материала. Идея культурного полиморфизма объединяет Г. Потанина с Н. Данилевским, на которого опирались позднее евразийцы. Концептуально этот подход завершил О. Шпенглер, писавший о новом всемирно-историческом культурном типе — русско-сибирском.
В советской литературной истории была задана своя классика: Ф. Лыткин, И. Петров, Л. Сейфуллина, К. Седых, Г. Марков, С. Сартаков. В 20-е годы о народах Сибири писали романы русскоязычные советские прозаики, узнавшие о культуре этих народов из книг.
В 50-е годы Сибирь все чаще я чаще заявляет о себе и в области литературоведения. Этот рост, несмотря на препоны, чинимые издательствами и книготоргами, которые литературу такого рода частенько рассматривают только с одной, коммерческой стороны, весьма показателен для развития культуры и науки наших краев и областей.
В Сибири создано уже немало хороших литературоведческих книг. К ним в первую очередь относится новое издание сборника "Горький и Сибирь".
В книге. В. Трушкина даяо шесть монографических очерков - о П. Петрове, К. Седых, В. Зазубрине, Инн. Луговском, Г. Кунгурове и Ф. Таурине. Наиболее интересны из них статья о П. Петрове, В. Зазубрине и Г. Кунгурове. В. Трушкин выступает как исследователь: сообщает новые факты, сопоставляет их, подробно прослеживает жизненный я творческий путь писателя. Все это обогащает наше представление о литературном процессе 20 - 30-х годов, об отдельных советских писателях, которых наши историки-литературоведы склонны чаще всего не замечать, хотя произведения "незамечаемых" зачастую живут десятилетиями и по сей день благотворно воздействуют на сознание читателей.
Одним из известных иркутских литературоведов был Марк Азадовский. Помимо литературной деятельности он занимался русской фольклористикой, этнографией. М.К. Азадовскому принадлежит ряд трудов, посвященных сибирской литературе, несколько сборников сибирской библиографии (Литература по этнографии Сибири за последнее десятилетие XIX в., 1924, премирована серебряной медалью РГО).
С 1930 жил и работал в Ленинграде, где вместе с исследованиями и статьями, посвященными декабристам и Сибири, им был создан двухтомный труд «История русской фольклористики».
Нельзя не отметить труда Алексея Абрамовича. Он автор исследований, посвящённых эстетике Н.Г. Чернышевского, книг о творчестве сибирских писателей и литературной жизни Сибири. “Критические статьи и очерки о творчестве сибирских писателей”.
Важной фигурой в сибирском литературоведении является Василий Трушкин. Это один из немногих исследователей сибирской литературы. Докторская диссертация, которую он блестяще защитил в 1970 году, "Пути развития литературного движения Сибири (1900-1932 гг.)", - огромный труд из трех томов, по пятьсот-шестьсот страниц в каждом. Ему принадлежат труды “Литературные портреты: писатели сибиряки”, “Сибирский партизан и писатель П.П. Петров: повесть героической жизни”, “ Литературная Сибирь первых лет революции”, Пути и судьбы: литературная жизнь Сибири1900-1917 гг.”, “Из пламени и света: гражданская война и литература Сибири”, “Восхождение: литература и литераторы Сибири 20-х - начала 30-х гг.”, Литературный Иркутск: Очерки, литературные портреты, этюды”.
Леонид Ермолинский оставил нам богатое творческое наследие — множество трудов, посвященных истории родного края. В числе наиболее известных — книги «Костер на вершине», «Мир мудрых мыслей», «Земля поэта».
Доктор филологических наук профессор Василий Трушкин изучал литературный процесс Сибири дореволюционных лет и первых лет революции (вплоть до 30-х годов). Одновременно с Василием Прокопьевичем весь цвет литературоведческой Сибири, а это Н.Н. Яновский, Ю.М. Мостков, Е.И. Беленький, Е.Д. Петряев и другие, работал над темой «Старая сибирская литература», потому что сибирская дореволюционная литература, по сравнению с российской, московской, канула в Лету, будто её и не было.
Из наиболее поздник литературоведов нельзя не заметить Надежду Тендитник. Первые публикации Надежды Степановны относятся к 60-м годам, в них она заявила о себе как вдумчивый и бескомпромиссный критик, способный по достоинству оценить произведения писателей- сибиряков, работающих в "деревенской" и "военной" прозе, - Иннокентия Черемных, Алексея Зверева, Дмитрия Сергеева, Леонида Огневского и др. Особое внимание всегда уделялось творчеству Александра Вампилова и Валентина Распутина. Являясь автором десяти книг литературно-критических очерков и статей, вышедших за период с 1975 по 1999 годы в Иркутске, Новосибирске, Красноярске и Москве, три из них Надежда Степановна посвятила Валентину Распутину, две - Александру Вампилову.
Книги Н. С. Тендитник, благодаря их аналитической глубине и основательности, пользуются большим спросом у всех, кто интересуется литературой Сибири: у историков литературного процесса, преподавателей, критиков и студентов. Это "В битве за человеческие сердца" (Иркутск, 1975), "Судьба Сибири - личная судьба" (Красноярск, 1986), "Мастера" (Иркутск, 1981), "Колокола тревоги" (Москва, 1997), "Лицом к правде" (Иркутск, 1999) и др.
Азадовский, Марк Константинович
Трушкин, Василий Прокопьевич
Тендитник, Надежда Степановна
Ермолинский, Леонид Леонтьевич
Потанин, Григорий Николаевич
Ядринцев, Николай Михайлович
Абрамович, Алексей Фёдорович
Ермолинский, Леонид Леонтьевич
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей