Современное историко-литературное сибиреведение характеризуется концептуальным кризисом, что объясняется изменением социокультурной ситуации в стране, особенностями современного литературного процесса. В литературе происходит переосмысление, литературоведение и критика на рубеже характеризуется XX-XXI вв. глубоким переломом в сознании и самосознании личности, несостоятельностью методов и принципов советской критики в осмыслении новой литературы. Тем не менее в каждом периоде развития литературы должна существовать здоровая критика, которая бы регулировала литературные процессы. Творчество иркутских писателей всегда находило отражение в критике. Самое большое количество рецензий, статей, научно-исследовательских работ приходится на прозу В. Распутина и драматургию А. Вампилова, вызвавших интерес, можно сказать, во всём литературном и театральном мире, в нашей стране и за рубежом.
Идеология сибирских областников, вызвавшая споры, способствовала развитию регионального исторического самосознания. Областническая программа рассматривается одними специалистами как утопия, другими как реальное задание. Культурно-историческое самосознание Сибири стало весомой частью проблемы русской национальной идентичности и сибирской самоидентификации. Этот период литературной критики представлен следующими авторами.
Николай Алексеевич Полевой — известный русский писатель, драматург, литературный и театральный критик, издатель, переводчик, журналист и историк. Статьи о Г. Р. Державине, В. А. Жуковском, А. С. Пушкине и других русских писателях составили книгу «Очерки русской литературы» (ч. 1—2, 1839). В поздние годы выступал против В. Г. Белинского и так называемого гоголевского направления в литературе; Белинский, сам активно с ним полемизировавший, тем не менее признал значительные литературные заслуги Полевого в некрологе ему. Николай Полевой умер 22 февраля (6 марта) 1846 года, а уже 25 апреля цензура разрешила издание брошюры В. Г. Белинского "Николай Алексеевич Полевой", где говорилось: "Три человека... имели сильное влияние на русскую поэзию и вообще русскую изящную литературу в три различные эпохи ее исторического существования. Эти люди были — Ломоносов, Карамзин и Полевой..."
Как спорить с Полевым, когда сей критик чуткий
Рассудит, охая, что я тяжел на шутки?
Быть может... Тяжела ль иль нет моя рука,
Вернее знают всех про то его бока.
П. Вяземский
Ксенофонт Алексеевич Полевой (20 июля (1 августа) 1801, Иркутск - 9 (21) апреля 1867) — русский писатель, литературный критик, журналист, книгоиздатель. Его позднейшие критические статьи, напечатанные в "Северной пчеле", поражают ненавистью к литературному движению 40-х годов. Автор ряда критических статей (о Богдановиче, Пушкине, Дельвиге и др.)
Николай Михайлович Ядринцев (18(30).10.1842 - 7(19).6.1894). После ссылки начинается подвижническая деятельность Ядринцева, оставившая глубокий след в культурной жизни Сибири. Он пишет фундаментальные труды "Сибирь как колония" (1882) и "Сибирские инородцы" (1891), многочисленные публицистические статьи, фельетоны, очерки, стихи, блестящие литературно-критические работы и рецензии. Выступал как критик и литературовед: статьи "Судьба сибирской поэзии и старинные поэты Сибири", "Начало печати в Сибири", о творчестве Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. И. Наумова, С.Я . Елпатьевского и др.
Крупнейшая традиция советской литературной критики первой половины XX в. — формальная школа — рождается именно в русле строгой науки.Настаивая на автономии литературы, идее независимости ее развития от развития общества, отвергая традиционные функции критики — дидактическую, моральную, общественно-политическую, — формалисты пошли вразрез с марксистским материализмом. Это привело к концу авангардного формализма в годы сталинизма, когда страна стала превращаться в тоталитарное государство.
В последующие 1928–1934 гг. формулируются принципы социалистического реализма — официального стиля советского искусства. Критика становится карательным инструментом. Этот вид литературы менялся в соответствии с поворотами в идеологии особенно ощутимо. Так, в 50-е гг. преобладал дух нормативной критики, когда произведение рассматривалось прежде всего с позиции соответствия авторского мировоззрения идеологическому курсу государства, а художественные качества отодвигались на второй план. Положение меняется в 60-е, после ХХ съезда КПСС, когда на страницах альманаха «Ангара» появляются статьи, положительно освещающие творчество писателей, репрессированных в 30-е гг. Р. Смирнов пишет об А. Балине, В. Трушкин — о П. Васильеве; перу Трушкина принадлежит также работа «Литературный Иркутск 30-х годов» (Ирк., 1962) и книга о П. Петрове «Сибирский партизан и писатель П. П. Петров» (Ирк., 1965).
Если говорить о критиках-иркутянах, то надо вспомнить тех, кто писал о сочинениях земляков в далёкие довоенные и послевоенные годы, — М. Азадовский, Б. Жеребцов, A. Гуревич, С. Баранов. На страницах журнала «Будущая Сибирь» печатали свои статьи о языке, стиле иркутских писателей П. Черных, В. Фаворин; историк М. Гудошников — о творчестве Ис. Гольдберга, «Угрюм-реке» B. Шишкова. В «Новой Сибири», а затем в «Ангаре» часто выступает A. Абрамович, член Союза писателей, автор книг «Критические статьи и очерки о творчестве сибирских писателей» (Ирк., 1958); «Поэты стороны сибирской» (Ирк., 1963), публикуются B. Гайдук, Н. Кузнецова, В. Трушкин и др.
Во второй половине 60-х впервые за много лет публикуются статьи проблемного характера. Б. Кислов, как критик критики, настаивает на единстве идейного и эстетического анализа при оценке художественного произведения («Что такое хорошо и что такое плохо». Ангара, 1968, № 3).
Обращает на себя внимание имя Н. Тендитник, в будущем известного в Сибири литературоведа и критика, — статьей о молодой иркутской прозе, рецензиями на военные повести писателей-фронтовиков: Дм. Сергеева «Позади фронта» и Ин. Черемных «Разведчики». Начиная с этого времени и до последнего года жизни — это был 2003-й, она неравнодушным оком следит за творчеством писателей-земляков, исходя из требований художественного мастерства, неотделимого от нравственного чувства и общественного долга. Н. Тендитник тщательно исследовано творчество В. Распутина (кн. «Ответственность таланта». Ирк., 1978; «Валентин Распутин». Ирк., 1987); А. Вампилова (кн. «Александр Вампилов». Новосибирск, 1979), а также A. Зверева, несправедливо обойденного вниманием столичной критики, Дм. Сергеева, Ин. Черемных, А. Гурулёва,B. Сидоренко, Р. Филиппова, А. Горбунова, А. Байбородина, А. Семёнова и др. После строгого отбора имена иркутян вписывались в общероссийский литературный процесс («Мастера». Ирк., 1981; «Энергия писательского сердца». Ирк., 1988). Предмет особого внимания критика— театр; рецензии Н. Тендитник на спектакли иркутских драмтеатра и тюза, столичных театров, приезжающих сюда на гастроли, многие годы постоянно публикуются в местной прессе. Они всегда остры, вызывают признательность одних, недовольство других.
Большой вклад в литературоведение Сибири внёс В. Трушкин, создавший в 70-е гг. обширную панораму литературных сил в своей трилогии, изданной в Иркутске, — «Пути и судьбы», 1972; «Из пламени и света», 1976; «Восхождение», 1978.
Литературный критик П. Забелин брал на себя задачу защиты эстетических заветов русской классики; ему принадлежат литературно-критические обзоры («Литературный разъезд». Ирк., 1974; «Поэты и стихотворцы». Ирк., 1989), а также работы о И. Бунине, Ис. Гольдберге, Г. Гребенщикове. Нередко пишет о собратьях по перу поэт А. Кобенков, его эссе о М. Сергееве, Е. Жилкиной, В. Скифе, В. Козлове, Т. Суровцевой составили книгу «Путь неизбежный» (Ирк., 1983).
С. Иоффе выпускает две книжки этюдов о поэтах XIX и ХХ вв., популяризируя творчество известных и малоизвестных широкому кругу читателей авторов: И. Аксакова, Ф. Глинки, Н. Крандиевской-Толстой, С. Надсона, А. Твардовского, М. Петрова, Н. Рубцова и др. («Живут стихи». Ирк., 1979; «Стихов мелодия живая». Ирк., 1983).
Сравнительным изучением литератур — русской и молдавской — занимается Г. Богач, переехавший в Иркутск из Молдавии. Он исследует творчество Горького, Пушкина. В 1979 г. Богач издаёт в Иркутске книгу «Далече северной столицы» — о молдавской ссылке Пушкина.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей