Новости

Литературная критика в Сибири

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Современное историко-литературное сибиреведение характеризуется концептуальным кризисом, что объясняется изменением социокультурной ситуации в стране, особенностями современного литературного процесса. В литературе происходит переосмысление, литературоведение и критика на рубеже характеризуется XX-XXI вв. глубоким переломом в сознании и самосознании личности, несостоятельностью методов и принципов советской критики в осмыслении новой литературы. Тем не менее в каждом периоде развития литературы должна существовать здоровая критика, которая бы регулировала литературные процессы. Творчество иркутских писа­телей всегда находило отра­жение в критике. Самое большое количество рецензий, статей, научно-ис­следовательских работ приходится на прозу В. Распутина и драматургию А. Вампилова, вызвавших ин­терес, можно сказать, во всём литературном и театральном мире, в нашей стране и за ру­бежом.

Известные сибирские критики

  1. Г. Потанин
  2. Н. Ядринцев
  3. В. Шишков
  4. В. Бахметьев
  5. В. Зазубрина
  6. Л. Сейфуллина
  7. Г. Марков
  8. С. Сартаков
  9. С. Залыгин
  10. 3. Астафьев
  11. В. Шукшин
  12. В. Распутин

Сибирская литературная критика XIX в

Идеология сибирских областников, вызвавшая споры, способствовала развитию регионального исторического самосознания. Областническая программа рассматривается одними специалистами как утопия, другими как реальное задание. Культурно-историческое самосознание Сибири стало весомой частью проблемы русской национальной идентичности и сибирской самоидентификации. Этот период литературной критики представлен следующими авторами.

Николай Алексеевич Полевой — известный русский писатель, драматург, литературный и театральный критик, издатель, переводчик, журналист и историк. Статьи о Г. Р. Державине, В. А. Жуковском, А. С. Пушкине и других русских писателях составили книгу «Очерки русской литературы» (ч. 1—2, 1839). В поздние годы выступал против В. Г. Белинского и так называемого гоголевского направления в литературе; Белинский, сам активно с ним полемизировавший, тем не менее признал значительные литературные заслуги Полевого в некрологе ему. Николай Полевой умер 22 февраля (6 марта) 1846 года, а уже 25 апреля цензура разрешила издание брошюры В. Г. Белинского "Николай Алексеевич Полевой", где говорилось: "Три человека... имели сильное влияние на русскую поэзию и вообще русскую изящную литературу в три различные эпохи ее исторического существования. Эти люди были — Ломоносов, Карамзин и Полевой..."

Как спорить с Полевым, когда сей критик чуткий

Рассудит, охая, что я тяжел на шутки?

Быть может... Тяжела ль иль нет моя рука,

Вернее знают всех про то его бока.

П. Вяземский


Ксенофонт Алексеевич Полевой (20 июля (1 августа) 1801, Иркутск - 9 (21) апреля 1867) — русский писатель, литературный критик, журналист, книгоиздатель. Его позднейшие критические статьи, напечатанные в "Северной пчеле", поражают ненавистью к литературному движению 40-х годов. Автор ряда критических статей (о Богдановиче, Пушкине, Дельвиге и др.)

Николай Михайлович Ядринцев  (18(30).10.1842 - 7(19).6.1894). После ссылки начинается подвижническая деятельность Ядринцева, оставившая глубокий след в культурной жизни Сибири. Он пишет фундаментальные труды "Сибирь как колония" (1882) и "Сибирские инородцы" (1891), многочисленные публицистические статьи, фельетоны, очерки, стихи, блестящие литературно-критические работы и рецензии. Выступал как критик и литературовед: статьи "Судьба сибирской поэзии и старинные поэты Сибири", "Начало печати в Сибири", о творчестве Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. И. Наумова, С.Я . Елпатьевского и др.

Литературная критика советского времени

Крупнейшая традиция советской литературной критики первой половины XX в. — формальная школа — рождается именно в русле строгой науки.Настаивая на автономии литературы, идее независимости ее развития от развития общества, отвергая традиционные функции критики — дидактическую, моральную, общественно-политическую, — формалисты пошли вразрез с марксистским материализмом. Это привело к концу авангардного формализма в годы сталинизма, когда страна стала превращаться в тоталитарное государство.

В последующие 1928–1934 гг. формулируются принципы социалистического реализма — официального стиля советского искусства. Критика становится карательным инструментом. Этот вид литературы менялся в соответствии с поворотами в идеологии особенно ощутимо. Так, в 50-е гг. преобладал дух нормативной критики, когда произведение рассматривалось прежде всего с позиции соот­ветствия авторского мировоз­зрения идеологическому курсу государства, а художественные качества отодвигались на вто­рой план. Положение меняется в 60-е, после ХХ съезда КПСС, когда на страницах альма­наха «Ангара» появляются статьи, положительно освеща­ющие творчество писателей, репрессированных в 30-е гг. Р. Смирнов пишет об А. Балине, В. Трушкин — о П. Васильеве; перу Трушкина принадлежит также работа «Литературный Иркутск 30-х годов» (Ирк., 1962) и книга о П. Петрове «Сибир­ский партизан и писатель П. П. Петров» (Ирк., 1965).

Если говорить о критиках-иркутянах, то надо вспомнить тех, кто писал о сочинениях земляков в далёкие довоен­ные и послевоенные годы, — М. Азадовский, Б. Жеребцов, A. Гуревич, С. Баранов. На страницах журнала «Будущая Сибирь» печа­тали свои статьи о языке, стиле иркутских писателей П. Черных, В. Фаворин; историк М. Гудошников — о творчестве Ис. Гольдберга, «Угрюм-реке» B. Шишкова. В «Новой Сибири», а затем в «Ангаре» часто выступает A. Абрамович, член Союза писателей, автор книг «Кри­тические статьи и очерки о творчестве сибирских пи­сателей» (Ирк., 1958); «По­эты стороны сибирской» (Ирк., 1963), публикуются B. Гайдук, Н. Кузнецова, В. Трушкин и др.

Во второй половине 60-х впервые за много лет публику­ются статьи проблемного ха­рактера. Б. Кислов, как критик критики, настаивает на единст­ве идейного и эстетического анализа при оценке художес­твенного произведения («Что такое хорошо и что такое пло­хо». Ангара, 1968, № 3).

Обращает на себя внимание имя Н. Тендитник, в будущем известного в Сибири литерату­роведа и критика, — статьей о молодой иркутской прозе, ре­цензиями на военные повести писателей-фронтовиков: Дм. Сергеева «Позади фронта» и Ин. Черемных «Разведчики». Начиная с этого времени и до последнего года жизни — это был 2003-й, она неравнодуш­ным оком следит за творчес­твом писателей-земляков, исходя из требований худо­жественного мастерства, не­отделимого от нравственного чувства и общественного долга. Н. Тендитник тщатель­но исследовано творчество В. Распутина (кн. «Ответ­ственность таланта». Ирк., 1978; «Валентин Распутин». Ирк., 1987); А. Вампилова (кн. «Александр Вампилов». Новосибирск, 1979), а также A. Зверева, несправедливо обойденного вниманием сто­личной критики, Дм. Сергеева, Ин. Черемных, А. Гурулёва,B. Сидоренко, Р. Филиппова, А. Горбунова, А. Байбородина, А. Семёнова и др. После строгого отбора имена иркутян вписывались в общероссий­ский литературный процесс («Мастера». Ирк., 1981; «Энер­гия писательского сердца». Ирк., 1988). Предмет особого внимания критика— театр; рецензии Н. Тендитник на спектакли иркутских драмтеатра и тюза, столичных театров, приезжаю­щих сюда на гастроли, многие годы постоянно публикуются в местной прессе. Они всегда остры, вызывают признатель­ность одних, недовольство других.

Большой вклад в литера­туроведение Сибири внёс В. Трушкин, создавший в 70-е гг. обширную панораму лите­ратурных сил в своей трилогии, изданной в Иркутске, — «Пути и судьбы», 1972; «Из пламени и света», 1976; «Восхождение», 1978.

Литературный критик П. Забелин брал на себя за­дачу защиты эстетических заветов русской классики; ему принадлежат литератур­но-критические обзоры («Ли­тературный разъезд». Ирк., 1974; «Поэты и стихотворцы». Ирк., 1989), а также работы о И. Бунине, Ис. Гольдберге, Г. Гребенщикове. Нередко пишет о собра­тьях по перу поэт А. Кобенков, его эссе о М. Сергееве, Е. Жилкиной, В. Скифе, В. Коз­лове, Т. Суровцевой составили книгу «Путь неизбежный» (Ирк., 1983).

С. Иоффе выпускает две книжки этюдов о поэтах XIX и ХХ вв., популяризируя творчество известных и ма­лоизвестных широкому кругу читателей авторов: И. Акса­кова, Ф. Глинки, Н. Крандиевской-Толстой, С. Надсона, А. Твардовского, М. Петрова, Н. Рубцова и др. («Живут сти­хи». Ирк., 1979; «Стихов мело­дия живая». Ирк., 1983).

Сравнительным изучени­ем литератур — русской и молдавской — занимается Г. Богач, переехавший в Ир­кутск из Молдавии. Он ис­следует творчество Горького, Пушкина. В 1979 г. Богач из­даёт в Иркутске книгу «Да­лече северной столицы» — о молдавской ссылке Пушкина.

Ссылки

  1. Словари и энциклопедии на Академике
  2. Писательская критика Сибири: рецептивно-функциональные аспекты регионально-исторического самосознания
  3. Валентина Семенова Вместе с бурями века. Краткий обзор имён и книг к 75-летию Иркутской писательской организации

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Статьи | Иркипедия