Ленский волок — транспортный перевал между реками Илимом и Леной. Использовался в XVII—XIX. Один из двух (наряду с Чечуйским волоком) маршрутов выхода на Лену, важный транспортный путь в освоении севера Сибири и Дальнего Востока. Проходил из Илимского острога через Муцкое плотбище и замыкался в Усть-Кутском остроге, открывая водный путь в Якутию и на север Дальнего Востока.
Начинался в Илимском остроге вверх по Илиму до речки Казачьей (правого притока). Из верховий Казачьей по суше суда волочились до верховий Муки, затем спускались в устье, где находилось Муцкое плотбище. Отсюда на плотах суда и грузы спускались по рекам Купе и Куте к Лене, где стоял Усть-Кутский острог.
По заселении берегов Муки и Купы необходимость в переноске судов по суше отпала, и грузы из Илимска отправлялись на подводах до Муцкого плотбища, где грузились на плоты, спускались таким образом до Усть-Кута и перегружались на другие суда.
Первым русским землепроходцем, прошедшим с Илима на Лену, считается Василий Бугор. Из Енисейска он проплыл по Ангаре, далее по Илиму, откуда поднялся вверх по Игирме. Из её верховий отряд перешёл волоком в реку Куту, по которой спустился на Лену.
Василий Бугор имел два маршрута:
«С устья Идирмы (современное название — Игирма) на малых судах с грузом вверх до устья р. Чюхтормы (современное название — Читорма) три дня плыть, по которой до волока еще день, переход по волоку от Чюхтормы до притока Ялыка менее дня, плыть по Ялыку до Куты день и по Куте до Лены два дня».
По Идирме вверх до устья р. Дидилмы два дня, «…а с усть Дидилмы сухово волоку идти на реку на Куту, на усть Кутоя два дни».
По этому пути Бугор весной 1628 перешел на Лену.
По результатам его экспедиции в устье Куты был отправлен Иван Галкин. В отличие от Бугра, путь которого был севернее и длиннее, Иван Галкин с подсказки местного населения — эвенков — воспользовался более коротким путём к Лене. В 1630 году он был на Илиме, где основал Илимский острог, а в 1631 году достиг устья Куты, где заложил Усть-Кутский острог.
Во второй половине XVII по маршруту Ленского волока образовалась цепочка небольших (в один-два двора) деревень, на население которых была возложена повинность по обслуживанию волока. Например, в октябре 1746 года усть-кутскому приказчику из Илимска пришло подобное распоряжение:
«Понеже по известию... через Ленский волок лесом завалено. Велеть нарядить пашенных крестьян для чищения помянутой дороги через Каймоновский волок до Муцкого плотбища.»
На что приказчик докладывал:
«Вычищено по тридесятое число шириною по пять сажень, а в нужных и тесных местах по 4 сажени. А расстояние от Куты речки вычищено в хребет на 10 вёрст и проделаны вёрсты.»
В XVII—XVIII Ленский волок был одной из ключевых транспортных артерий для освоения севера Сибири и Дальнего Востока. Из Илимского острога отправлялись многие казачьи отряды и экспедиции, в том числе экспедиции Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, Григория Шелихова, Геннадия Невельского. Илимск стал отправной точкой и для Северной экспедиции Витуса Беринга.
Волок использовался до XIX. Позже от Илима до Усть-Кута был проложен Илимский тракт, маршрут которого почти совпадал с волоком.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей