Новости

Ленский волок

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Ленский волок — транспортный перевал между реками Илимом и Леной. Использовался в XVIIXIX. Один из двух (наряду с Чечуйским волоком) маршрутов выхода на Лену, важный транспортный путь в освоении севера Сибири и Дальнего Востока. Проходил из Илимского острога через Муцкое плотбище и замыкался в Усть-Кутском остроге, открывая водный путь в Якутию и на север Дальнего Востока.

Маршрут

Начинался в Илимском остроге вверх по Илиму до речки Казачьей (правого притока). Из верховий Казачьей по суше суда волочились до верховий Муки, затем спускались в устье, где находилось Муцкое плотбище. Отсюда на плотах суда и грузы спускались по рекам Купе и Куте к Лене, где стоял Усть-Кутский острог.

По заселении берегов Муки и Купы необходимость в переноске судов по суше отпала, и грузы из Илимска отправлялись на подводах до Муцкого плотбища, где грузились на плоты, спускались таким образом до Усть-Кута и перегружались на другие суда.

История

Первым русским землепроходцем, прошедшим с Илима на Лену, считается Василий Бугор. Из Енисейска он проплыл по Ангаре, далее по Илиму, откуда поднялся вверх по Игирме. Из её верховий отряд перешёл волоком в реку Куту, по которой спустился на Лену.

Василий Бугор имел два маршрута:

«С устья Идирмы (современное название — Игирма) на малых судах с грузом вверх до устья р. Чюхтормы (современное название — Читорма) три дня плыть, по которой до волока еще день, переход по волоку от Чюхтормы до притока Ялыка менее дня, плыть по Ялыку до Куты день и по Куте до Лены два дня».

По Идирме вверх до устья р. Дидилмы два дня, «…а с усть Дидилмы сухово волоку идти на реку на Куту, на усть Кутоя два дни».

По этому пути Бугор весной 1628 перешел на Лену.

По результатам его экспедиции в устье Куты был отправлен Иван Галкин. В отличие от Бугра, путь которого был севернее и длиннее, Иван Галкин с подсказки местного населения — эвенков — воспользовался более коротким путём к Лене. В 1630 году он был на Илиме, где основал Илимский острог, а в 1631 году достиг устья Куты, где заложил Усть-Кутский острог.

Во второй половине XVII по маршруту Ленского волока образовалась цепочка небольших (в один-два двора) деревень, на население которых была возложена повинность по обслуживанию волока. Например, в октябре 1746 года усть-кутскому приказчику из Илимска пришло подобное распоряжение:

«Понеже по известию... через Ленский волок лесом завалено. Велеть нарядить пашенных крестьян для чищения помянутой дороги через Каймоновский волок до Муцкого плотбища.»

На что приказчик докладывал:

«Вычищено по тридесятое число шириною по пять сажень, а в нужных и тесных местах по 4 сажени. А расстояние от Куты речки вычищено в хребет на 10 вёрст и проделаны вёрсты.»

В XVII—XVIII Ленский волок был одной из ключевых транспортных артерий для освоения севера Сибири и Дальнего Востока. Из Илимского острога отправлялись многие казачьи отряды и экспедиции, в том числе экспедиции Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, Григория Шелихова, Геннадия Невельского. Илимск стал отправной точкой и для Северной экспедиции Витуса Беринга.

Волок использовался до XIX. Позже от Илима до Усть-Кута был проложен Илимский тракт, маршрут которого почти совпадал с волоком.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия / Русская Википедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 06 ноября 2024

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Русская Википедия | Имперский период (1721-1917) | Транспортный комплекс