Ленская сплавная ярмарка или, часто, т. наз. ленский торговый сплав, обслуживала прибрежные районы сев. части б. Иркутской губ. (Ки-ренский и Бодайбинский районы) и Якут. Республику.
Л. с. я. отличалась от обычных ярмарок, прежде всего, тем, что торг производился со сплавных судов (паузков и карбазов) в определенных пунктах остановок (Орлингская, Осмолой, Усть-Кут, Подымахово, Марково, Макарово, Киренск, Чечурское, Ичерское, Витим, Мухтуя, Нюйское, Мача, Бирюк, Нерюктейское, Кылаха, Олекминск, Чечурки, Журлинское, Саныяхтат, Иситское, Оймуринское, Синское, Тит-Аринское, Тоен-Аринское, Бестяхское, Покровское, Россолада, Якутск). Л. с. я. была крупным экономическим фактором в условиях слабой торговой сети Приленского края, отсутствия удобных путей сообщения, связующих Якутию и весь Север с пром. и снабженческими районами, отдаленность и самой Якутии от пр. культурных и экономических цц. (от Якутска до ж.-д. магистрали ок. 3.000 км) и т. д. Бездорожье Приленского края особ. чувствовалось весной, в распутицу, когда доставка товаров становится невозможной. С другой стороны, доставка товаров зимой обходилась чрезвычайно дорого. Л. с. я. в этом отношении в течение почти, ста лет была крупным коррективом в своеобразные условия приленской экономики. Наиб. выгодной транспортировкой товаров и грузов был первый весенний сплав в период наибольшего разлива реки, когда перекаты не представляли трудности.
Возникновение Л. с. я. относится к началу XIX века. Обороты ярмарки достигали 15 млн. рублей. Это был «золотой век» торг. капитала с тысячепроцентными прибылями. С начала 900-х гг. знач. Л. с. я. начинает падать. Ярмарочные обороты едва достигают 3 млн. рублей. Снижение роли ярмарки обусловливалось теми переменами, какие произошли в экономике Приленского края; упадок мелкой золотопром-сти, открытие Лензолотом сети своих магазинов и организация последним заготовок товаров непосредственно на центр. рынках, с др. стороны — крупные фирмы переходят на стационарные формы торговли, расширяя постоянную торг. сеть в крупных приленских пунктах.
За годы войны и рев. Л. с. я. замирает. В новую фазу своего развития ярмарка вступает уже в сов. период, когда знач. и характер ее функционирования коренным образом изменились. Частный торговый спекулятивный капитал, полностью державший в своих руках ярмарочный оборот в прошлом, занял незначит. место и затем был совершенно вытеснен из оборота; центр всех операций перешел к гос. и кооперативно-торг. организациям. Сплавные операции приобретают двойственный характер (иногда комбинированный): с одной стороны — это транзит грузов для снабжения периферийных агентств, факторий и отделений (в большинстве случаев связанных с заготовит. операциями по пушнине и т. д.) различных гос. и коопер. организаций (транзитный сплав), с другой — это торг. операции со сплавных судов с приленским населением в определенных пунктах остановок (торг. сплав).
В настоящее время, в связи с развитием в Приленском крае государственно-кооперативной торговли, со своевременной заброской товаров в северные районы Ленская сплавная ярмарка окончательно ликвидирована. Характер сплавных операций по Лене приобрел исключительно транзитный характер.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей