Ленинский округ. // Атлас развития Иркутска. 2011 г.

Вы здесь

Размещение рекламы покрывает затраты на хостинг и техподдержку. Просим отнестиcь к этому с пониманием и терпением!
Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Ленинский округ по общему количеству зарегистрирован­ных организаций и учреждений занимает четвертое место в го­роде (около 4 000).

В составе округа компактные территориальные структуры расселения представлены микрорайонами Ермаковский и Ново-Ленино, поселками Боково, Вересовка, Жилкино, Имени Киро­ва, Селиваниха.

Первой постройкой на территории Ленинского округа стала деревянная церковь Вознесения Господня. От нее и получил свое название возведенный вслед за нею в 1672 г. Вознесенский монастырь. Вскоре на отведенных ему землях образовались монастырские вотчины, среди которых Жилкинская заимка, из­вестная сейчас как Жилкино.

История современных Иркутска-II и Ново-Ленино началась со строительством Транссибирской железной дороги. На землях монастыря в 1894 году построили железнодорожную станцию, которая получила название «Иннокентьевская». Территория вокруг станции застроилась ремонтными мастерскими и домами для рабочих железнодорожников. Городские власги признали новое поселение и назвали его Ново-Иннокентьевское. В 1912 году по обе стороны железной дороги проживало около 8 тыс. человек. В феврале 1917 г. поселки были присоединены к Ир­кутску и подчинены его городскому правлению. 3 ноября 1920 г. решением Иркутского городского исполнительного комитета рабочий поселок Иннокентьевский был переименован в посе­лок Ленино. Образовалась административная единица Ленин­ский район, куда вошли поселки Жилкино, Боково, а также территория Глазковского предместья. С конца 1920-х г. близость железной дороги и судоходной Ангары создали благоприятные условия для строительства на территории Жилкино комплекса предприятий пищевой промышленности. За годы первых социа­листических пятилеток в поселке вступили в строй ряд пред­приятий: мясокомбинат, мелькомбинат, мыловаренный завод, в 1940 г. был сдан в эксплуатацию и выдал первую продукцию комбикормовый завод.

Одно из самых крупных и значимых предприятий округа - Иркутский авиационный завод. В 1932 г. Наркоматом тяжелой промышленности СССР был издан приказ о строительстве но­вого авиазавода, расположить который было решено на территории Ленинского округа города Иркутска. В августе 1934 г. завод был принят в эксплуатацию. Сегодня он известен как ОАО «Ир­кутское авиационное производственное объединение». В по­следние годы ИАПО осуществил ряд интересных и перспектив­ных разработок. Его детище - самолет СУ-30 - вывел Россию в лидеры на мировом рынке авиатехники. Территориально округ расширился: в 1945 г. был основан пос. Вересовка, в связи с про­веденным в 1953 году административным разделением к Ленин­скому округу отошла территория поселков Кирова и Горького с небольшой станцией, деревообрабатывающим комбинатом и различными базами.

Сложились в округе и определенные культурные традиции. С середины 1930-х г. при библиотеке № 5 работало литературное объединение, участниками которого были известные иркутянам поэт М.Д. Сергеев, писатель и художник В.П. Стародумов, историки И.И. Кузнецов, В.Т. Агалаков. Позже на базе библиотеки создан музей истории и культуры округа.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Картография | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Инстиут географии им В. Б. Сочавы СО РАН | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015