КУРГАНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД (КМЗ), ОАО. Ведущий в СССР—РФ завод по производству боевых машин пехоты (БМП).
Толчком к созданию завода стал приказ № 2063 наркома тяжелой машиностроения о строительстве в Поволжье и Сибири ряда крупных машиностроительных предприятий. В их числе оказался и завод тяжелых кранов в Кургане. Сооружение завода началось весной 1940, но из-за войны приостановилось и возобновилось лишь в 1947. В июле 1950 завод выпустил первую продукцию — редуктор РМ-350. Основной ассортимент продукции составляли крановые редукторы, крановые тележки и металлоконструкции для кранов, поставляемые московскому заводу «Подъемник». Производилась также сборка собств. 5-тонных мостовых кранов. В 1954 завод был перепрофилирован на выпуск средних артиллерийских тягачей. 25 июня 1954 Курганский завод тяжелых кранов переименовали в Курганский машиностроительный завод. В конце 1954, задолго до завершения строительства, началось освоение выпуска «изделия 712» — среднего артиллерийского тягача (АТС), спроектированного в Челябинске. В марте 1955 на временных площадях сборочного цеха из деталей, произведенных на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ), собрали первые тягачи.
В мае 1959 сданы в эксплуатацию первая очередь главного корпуса КМЗ, новый инструментальный и чугунолитный цеха, в 1961 — инженерный корпус. В 1960 приступил к работе термический цех. В 1956 на КМЗ была разработана собственная модель артиллерийского тягача — АТС-59 («изделие 650»). Его серийное производство началось в 1962. Позднее на базе «изделия 650» были разработаны машины: с установкой стрелы, с навигацкой аппаратурой, с гусеницами с асфальтоходными башмаками, с многоместной герметизированной пластмассовой кабиной (позднее появилась модификация тягача с большой кабиной, лицензию на выпуск которого приобрела Польша). В 1962 вступила в строй первой очередь сборочного цеха в главном корпусе, в 1963 — сталелитейный цех.
Со второй половины 1960-х гг. КМЗ приступил к освоению нового вида бронетанковой техники — БМП. В 1967 БМП-1 поставили на серийное производство, и КМЗ стал ее основным производителем (корпуса и башни до начала 1970-х гг. изготавливались на ЧТЗ). Для выпуска новой машины создали уникальное бронекорпусное производство, разработали технологию штамповки и сварки узлов из алюминиевых сплавов, произвели реконструкцию практически всех цехов и производств. Постановка на серийное производство БМП-1 потребовала внедрения на КМЗ технологии литья из цветных металлов. Для этой цели в 1973 построили цех гальванопокрытий, в 1983 — корпус специальных видов литья. БМП-1 выпускалась на КМЗ с 1966 до 1983 включительно и использовалась армиями многих стран. В 1971 за организацию производства БМП завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.
С 1970-х гг. на КМЗ начинается разработка БМП-2, отличающейся от предыдущей наличием 30-мм пушки (вместо 73-мм орудия «Гром») и ПТУР 2-го поколения (вместо ПТУР «Малютка»). Серийный выпуск БМП-2 начался в 1983; машина заслужила высокую оценку во время войны в Афганистане.
В 1976 вышло правительственное постановление, обязывающее КМЗ приступить к созданию БМП-3. Ее основным разработчиком стало СКБ КМЗ. Важнейшее конструкторское достижение в БМП-3 — гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемным механизмом поворота. Курганские конструкторы опередили западных разработчиков на многие годы. Серийное производство БМП-3 началось в 1987. В начале перестройки КМЗ выпускал до 300 БМП в месяц. Много машин отправлялось за границу. Большая группа специалистов завода работала в Индии. В 1992 постановлением правительства ПО «Курганмашзавод» преобразовано в ОАО «Курганмашзавод».
Как и большинство предприятий ВПК, КМЗ пережил несколько этапов конверсии. Удачный контракт на поставку БМП-3 в ОАЭ, заключенный в 1991, спас завод от тяжелого кризиса, позволил сохранить научно-технический потенциал. Благодаря поступлению средств от продажи спецтехники началось освоение новых наукоемких изделий — лесопромышленной трелевочной машины МЛ-107 и гусеничного вездехода ТМ-120. За счет средств КМЗ его специальный КБ продолжает работу над модернизацией боевых машин пехоты. На базе БМП-3 создана бронированная ремонтно-эксплуатационная машина БРЭМ-Л.
ОАО «Курганмашзавод» продолжает удерживать лидирующие позиции в оборонном комплексе России. Предприятие имеет ряд экспортных контрактов. Боевые машины пехоты поставляются в армии ОАЭ, Кувейта, Кипра, Алжира, Египта, Бангладеш, Анголы, Кореи, Финляндии и других стран. Лицензионное производство БМП-2 организовано в Словакии и Индии. Кроме изготовления серийной техники, КМЗ осуществляет разработку концепции и конструкции новых модификаций машин, поставку западных частей, вспомогательного и учебного оборудования, обучение персонала, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизацию и ремонт разного уровня. ОАО «Курганмашзавод» активно участвует в международных выставках вооружений. Во Франции, Испании и США заводу вручались награды за высокое качество продукции.
Лит.: История Курганской области. Курган, 1996. Т. 2; Васильева А.М. Забытый Курган. Курган, 1997; Бубнов В.А. Развитие машиностроения в Зауралье. Курган, 2000.
А.Д. Бирюков
2481 работник завода награждён наградами СССР, в т. ч.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей