Новости

Курганский машиностроительный завод // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

КУРГАНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД (КМЗ), ОАО. Ведущий в СССР—РФ завод по производству боевых машин пехоты (БМП).

Толчком к созданию завода стал приказ № 2063 наркома тяжелой машиностроения о строительстве в Поволжье и Сибири ряда крупных машиностроительных предприятий. В их числе оказался и завод тяжелых кранов в Кургане. Со­оружение завода началось весной 1940, но из-за войны приостановилось и возобновилось лишь в 1947. В июле 1950 завод выпустил первую продукцию — редуктор РМ-350. Основной ассортимент продукции составляли крановые редук­торы, крановые тележки и металлоконструкции для кра­нов, поставляемые московскому заводу «Подъемник». Производи­лась также сборка собств. 5-тонных мостовых кранов. В 1954 завод был перепрофилирован на выпуск средних артилле­рийских тягачей. 25 июня 1954 Курганский завод тяжелых кранов переименовали в Курганский машиностроительный завод. В конце 1954, задолго до завершения строительства, началось освоение выпуска «изделия 712» — среднего артиллерийского тягача (АТС), спроектированного в Челябинске. В марте 1955 на временных площадях сборочного цеха из деталей, произведенных на Челябин­ском тракторном заводе (ЧТЗ), собрали первые тягачи.

В мае 1959 сданы в эксплуатацию первая очередь главного корпуса КМЗ, новый инструментальный и чугунолитный цеха, в 1961 — инженерный корпус. В 1960 приступил к работе терми­ческий цех. В 1956 на КМЗ была разработана собственная модель артиллерийского тягача — АТС-59 («изделие 650»). Его се­рийное производство началось в 1962. Позднее на базе «из­делия 650» были разработаны машины: с установкой стрелы, с навигацкой аппаратурой, с гусеницами с асфальтоходными башмаками, с многоместной герметизированной пластмассовой кабиной (позднее появилась модифи­кация тягача с большой кабиной, лицензию на выпуск которого приобрела Польша). В 1962 вступила в строй первой очередь сборочного цеха в главном корпусе, в 1963 — сталелитейный цех.

Со второй половины 1960-х гг. КМЗ приступил к освоению нового вида бронетанковой техники — БМП. В 1967 БМП-1 поставили на серийное производство, и КМЗ стал ее основным производителем (корпуса и башни до начала 1970-х гг. изготавливались на ЧТЗ). Для выпуска но­вой машины создали уникальное бронекорпусное производство, разработали технологию штамповки и сварки узлов из алюминиевых сплавов, произвели реконструкцию прак­тически всех цехов и производств. Постановка на серий­ное производство БМП-1 потребовала внедрения на КМЗ технологии литья из цветных металлов. Для этой цели в 1973 построили цех гальванопокрытий, в 1983 — кор­пус специальных видов литья. БМП-1 выпускалась на КМЗ с 1966 до 1983 включительно и использовалась армиями многих стран. В 1971 за организацию производства БМП завод на­гражден орденом Трудового Красного Знамени.

С 1970-х гг. на КМЗ начинается разработка БМП-2, отличающейся от предыдущей наличием 30-мм пушки (вместо 73-мм орудия «Гром») и ПТУР 2-го поколения (вместо ПТУР «Малютка»). Серийный выпуск БМП-2 начался в 1983; машина заслужила высокую оценку во время войны в Афганистане.

В 1976 вышло правительственное постановление, обязывающее КМЗ приступить к созданию БМП-3. Ее основным разработ­чиком стало СКБ КМЗ. Важнейшее конструкторское до­стижение в БМП-3 — гидромеханическая трансмиссия с гидро­объемным механизмом поворота. Курганские конструкторы опередили западных разработчиков на многие годы. Серийное производство БМП-3 началось в 1987. В начале перестройки КМЗ выпускал до 300 БМП в месяц. Много машин отправ­лялось за границу. Большая группа специалистов завода работала в Индии. В 1992 постановлением правительства ПО «Курганмаш­завод» преобразовано в ОАО «Курганмашзавод».

Как и большинство предприятий ВПК, КМЗ пере­жил несколько этапов конверсии. Удачный контракт на пос­тавку БМП-3 в ОАЭ, заключенный в 1991, спас завод от тяжелого кризиса, позволил сохранить научно-технический потенциал. Благодаря поступлению средств от прода­жи спецтехники началось освоение новых наукоемких изделий — лесопромышленной трелевочной машины МЛ-107 и гусеничного вездехода ТМ-120. За счет средств КМЗ его специальный КБ продолжает работу над модернизацией бо­евых машин пехоты. На базе БМП-3 создана бронированная ремонтно-эксплуатационная машина БРЭМ-Л.

ОАО «Курганмашзавод» продолжает удерживать лидирующие позиции в оборонном комплексе России. Предприятие имеет ряд экспортных контрактов. Боевые машины пехоты поставляются в армии ОАЭ, Кувей­та, Кипра, Алжира, Египта, Бангладеш, Анголы, Ко­реи, Финляндии и других стран. Лицензионное производство БМП-2 организовано в Словакии и Индии. Кроме из­готовления серийной техники, КМЗ осуществляет раз­работку концепции и конструкции новых модификаций машин, поставку западных частей, вспомогательного и учебного обо­рудования, обучение персонала, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизацию и ремонт разного уров­ня. ОАО «Курганмашзавод» активно участвует в международных выставках вооружений. Во Франции, Испании и США заводу вручались награды за высокое качест­во продукции.

Лит.: История Курганской области. Курган, 1996. Т. 2; Васи­льева А.М. Забытый Курган. Курган, 1997; Бубнов В.А. Развитие машиностроения в Зауралье. Курган, 2000.

А.Д. Бирюков

Директор КМЗ

  • 13 мая 1940 года — 1941 год Поздеев, Александр Васильевич (в 1941 году пропал без вести при обороне Москвы)
  • 1947 год — 1953 год Пирогов, Иван Васильевич
  • 1953 год и.о. Меркулов, Алексей Михайлович, главный инженер (с 1955 года директор завода «Курганхиммаш»)
  • 1953 год — 1954 год Державин Д.Н.
  • 1954 год — 28 февраля 1958 года Горбунов, Василий Петрович (умер, вернувшись с завода)
  • 1958 год — 1960 год Рогожкин П.И.
  • 1960 год — 1970 год Сконечный, Пётр Игнатьевич
  • 1970 год — 1981 год Захаров, Михаил Александрович (в 1981 году назначен заместителем министра оборонной промышленности по бронетехнике)
  • 1981 год — 1990 год Богомолов, Александр Дмитриевич (с 1990 начальник отдела, директор Департамента промышленности и производственной инфраструктуры Курганской области)
  • 1990 год — 2011 год Дородный, Валерий Дмитриевич
  • С 1 марта 2011 года Гиске, Игорь Владимирович

 

Директора заводов в составе ОАО «Курганмашзавод»

  • Директор прессово-сборочного завода Ушенин, Сергей Витальевич
  • Директор завода сварных конструкций Болдин, Евгений Алексеевич
  • Директор механосборочного завода Марков, Константин Анатольевич
  • Директор завода подготовки производства Поздняков, Валерий Анатольевич
  • Директор ООО «Зауральский кузнечно-литейный завод» Ющенко, Юрий Владимирович
  • Директор ООО «Завод механический» Мальцев, Виктор Леонидович
  • Директор ОСП ООО «Информ Стандарт Софт» Голофастова, Галина Николаевна

 

Награды коллектива

2481 работник завода награждён наградами СССР, в т. ч.

  • Герой Социалистического Труда — 3 чел.
  • Орден Ленина — 17 чел.
  • Орден Октябрьской Революции — 22 чел.
  • Орден Трудового Красного Знамени — коллектив завода и 121 чел.
  • Орден Дружбы народов — 3 чел.
  • Орден «Знак Почёта» — 166 чел.
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» — 1711 чел.
  • Медаль ВДНХ СССР — 306 чел.
    • Золотая — 16 чел.
    • Серебряная — 61 чел.
    • Бронзовая — 294 чел.
  • Лауреат Государственной премии СССР — 10 чел.
  • Почётное звание «Заслуженный машиностроитель РСФСР» — 10 чел.
  • Почётное звание «Заслуженный рационализатор РСФСР» — 3 чел.

Сайт

http://www.kmz.ru/

Читайте также:

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири