КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МАССОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (КПУ), система учреждений внешкольного образования и просвещения, в основном взрослого населения.
Культурно-просветительская работа, получившая распространение в России с последней трети XIX в. в форме воскресных школ, народных университетов, обществ самообразования, клубов, читален и другого, после Октябрьской революции заняла важное место в программе преобразований культуры и образования. Организация и руководство работой советских КПУ осуществлялись в общегосударственном масштабе. Эти учреждения занимались повышением образовательного и культурного уровня, оказывали идеолого-пропагандистское воздействие на взрослое население страны.
В Сибири в дореволюционные годы большую роль в развитии КПУ сыграл П.И. Макушин. Благодаря деятельности организованного им в 1901 в Томской губернии. Общества содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален количество сельских бесплатных библиотек в 1902—06 выросло с 6 до 65. В 1917—18 большую роль в создании сельских культурно-просветительских обществ, обеспечении их литературы, театральным принадлежностями и прочего сыграли сибирские кооперативные союзы. Наиболее заметный среди них — Культурно-просветительский союз Алтайского края, создавший около 200 обществ, которые издавали журналы и библиотечку сибирских писателей. Новая система КПУ с преобладающей тенденцией ее огосударствления складывается после восстановления советской власти в Сибири в конце 1919. После преодоления финансового кризиса 1921 — 23, резко сократившего количество различных КПУ (изб-читален — в 6 раз, культурно-просветительских кружков — в 14 раз), с 1925 начался их новый рост. В дальнейшем развитие сети КПУ определялось общими для страны политико-экономическими факторами. Увеличивалось количество одного из наиболее распространенных типов учреждений - клубов (включая избы-читальни и красные уголки): в Сибири - 3 869 (1920), 1 785 (1925), 3 592 (1930), 9 957 (1941), 10 090 (1953), 12 260 (1961), 12 660 (1971), 12 274 (1981), 12 328 (1987); на Дальнем Востоке - около 500 (1925), 1 551 (1941), 2 039 (1953), 2 539 (1961), 2 765 (1971), 2 903 (1981), 2 891 (1987). Больше всего таких учреждений было в Алтайском и Красноярском краях, Омской области.
В деревне в 1920-50-х гг. основной вид КПУ - изба-читальня. В ней имелись библиотека, читальня, стол справок, пункт ликвидации неграмотности, школа взрослых, различные кружки и прочее. Помимо стационарных действовали разъездные избы-читальни, обслуживавшие жителей отдаленных и малонаселенных пунктов, а также крестьян, находившихся на полевых работах, красные уголки (сокращенный вариант избы-читальни). Избы-читальни выдавали справки о состоянии крестьянских хозяйств, составляли заявления, оказывали юридическую помощь. По данным на 1928, в Сибирском крае каждая изба-читальня выдавала в среднем 5-6 справок в день. Избы-читальни занимались также антирелигиозной пропагандой, агрономическим просвещением (изучение природно-климатических особенностей своего района), организовывали лекции, беседы на разнообразные темы. Наибольшей популярностью пользовались зрелищные мероприятия (спектакли, агитсуды, «живые» газеты, кинопросмотры и пр.). Избачами назначали коммунистов и комсомольцев, демобилизованных красноармейцев, выпускников советско-партийных школ или школ социалистического воспитания; они входили в состав сельского актива. По данным на 1928 в Сибирском крае работало 818 избачей при потребности в 2 тыс. человек. По данным на 1930, в среднем по Сибирскому краю на 1 избу-читальню приходились 6,6 тыс. сельских жителей (по РСФСР - 5 555 человек), 27 населенных пунктов (по РСФСР - 10) и территория в 3,7 тыс. кв. км (в отдаленных районах - до 35 тыс. кв. км). Избы-читальни были сельскими центрами культуры и пропаганды политики советского государства. Они доминировали до начала 1950-х гг. По мере укрепления материально-технической базы КПУ все большее развитие получали специализированные учреждения: библиотеки, сельские клубы и дома культуры, кинопередвижки, кинотеатры и т. п. В предвоенные годы в работе изб-читален при сохранении основных направлений приоритет получали политическое просвещение и оборонно-массовая работа. За годы войны общее число КПУ сократилось. Их работа подчинялась задачам военного времени (патриотическое воспитание, успешное выполнение производственных заданий), носила агитационно-пропагандистский характер. В послевоенный период параллельно с восстановлением сети шла реорганизация сельских КПУ: избы-читальни заменялись клубами, в районных центрах открывались дома культуры. Здания для учреждений культуры, особенно на селе, строились преимущественно методом народной стройки, с привлечением средств колхозов, совхозов и населения. Однако в регионе КПУ по-прежнему размещались неравномерно, среди них преобладали избы-читальни, как правило, слабые в материально-техническом и кадровом отношении. Такое положение обусловливалось особенностями Сибири - обширностью ее территории, малой плотностью населения, разбросанностью населенных пунктов и удаленностью их на большие расстояния друг от друга, от крупных городов, железных и шоссейных дорог. В 1950-е гг. развитие сети КПУ характеризовалось не столько их количественным ростом, сколько упорядочением и совершенствованием структуры. В сельской местности клуб становится основным, самым распространенным и универсальным типом КПУ, совмещающим политико-просветительскую и культурно-воспитательную деятельность с организацией досуга населения (проведение мероприятий пропагандистского и зрелищного характера, работы различных самодеятельных коллективов - кружков художественной самодеятельности, кружков по интересам и т. п.). Эта модель клуба функционировала как в городе, так и на селе.
В 1950-60-е гг. размещение КПУ (в том числе библиотек) во многом зависело от политики укрупнения колхозов, их преобразования в совхозы и ликвидации «неперспективных» деревень. До середины 1960-х гг. количество сельских учреждений культуры уменьшалось в результате их объединения в укрупненных хозяйствах, закрытия слабых и ликвидации в «неперспективных» селах.
Развитие учреждений культуры в сибирских селах в 196080-х гг. определялось задачами преодоления различий между городом и деревней. В 1960-е гг. на селе окончательно утвердился новый тип клубных учреждений - дом культуры. Он аккумулировал силы и средства, был центром методической работы, координировал деятельность клубов, располагал квалифицированными кадрами. Дома культуры располагались главным образом в крупных сельских поселениях (более 500 жителей) и центральных усадьбах хозяйств. С 1970 они появились почти в каждом крупном сельском поселении. По их числу одно из первых мест в стране занимала Бурятская АССР. В отдаленных, периферийных, а также небольших селах учреждения культуры по-прежнему отсутствовали. Эти поселения обслуживались кинопередвижками и культагитбригадами, которых направляли преимущественно в периоды проведения различных, прежде всего хозяйственных, кампаний. Проходившие в 1970-е гг. преобразования сети сельских учреждений культуры связаны с тенденцией их укрупнения и централизации, что обусловливалось необходимостью более равномерного их размещения, материального и кадрового обеспечения, упорядочения руководства работой КПУ, расположенных на территории сельсовета, хозяйства или группы хозяйств, но относящихся к разным ведомствам (Министерству культуры, профсоюзу, колхозу). Стали создаваться централизованные библиотечные и клубные системы, культурные и культурно-спортивные комплексы. Этот процесс проходил в русле реализации очередной программы социально- экономического развития аграрного сектора. К 1985 в Сибири насчитывалось около 1,5 тыс. централизованных клубных систем, объединивших примерно 4 тыс. сельских клубов и домов культуры. В централизованную библиотечную сеть вошло 95 % сельских библиотек. Однако эти комплексы не получили на селе повсеместного распространения, в городе создание подобных систем и комплексов сопровождалось большими трудностями: в Западной Сибири в 1965 их было 5 288, в 1970 - 5 613, в 1987 - 5 850; в Восточной Сибири (без авторских республик) - 3 565, 3 630, 3 542 соответственно. Количество клубов на 10 тыс. сельских жителей в Западной Сибири увеличилось с 15,02 в 1970 до 18,1 в 1985, в Восточной Сибири - с 16 до 17,9 (по РСФСР 14,3 и 16,9 соответственно). В 1989 более 60 % работников сельских КПУ имели высшее и среднее специальное образование. Сложившаяся к 1980-м гг. сеть сельских учреждений культуры включала стационарные дома культуры, клубы, библиотеки и передвижные - автоклубы, кинопередвижки, агиткультбригады, работавшие в полевых бригадах, бригадах чабанов и т. п.
К концу 1980-х гг. в условиях общедоступности печати, радио и телевидения, ставших основным каналом информации и развлечения, роль КПУ в организации досуга сельских жителей снизилась. Сельские КПУ занимались в основном организацией свободного времени населения и мероприятий в помощь производству (проведение социального соревнования, субботников и т. д.). В их деятельности стали преобладать зрелищные мероприятия. Учреждения культуры превратились в площадки для показа кинофильмов и дискотек. Произошла переориентация общественно организованных форм досуга на домашние, приватные.
С конца 1980-х до начала 1990-х гг. вследствие неблагоприятных экономических тенденций и смены социально-политического курса сеть учреждений культуры сократилась в Западно-Сибирском регионе с 8 129 до 7 971, в том числе в сельской местности с 7 134 до 6 928, на Дальнем Востоке — с 3 709 до 3 678, в том числе в сельской местности с 2 813 до 2 796 (по данным на 1987 и 1990).
В сибирских городах клубы представляли основной вид КПУ. Первые клубы, ориентированные на средние городские слои и рабочих, появились в последней трети XIX в. по инициативе вольно-пожарных обществ («пожарок») и обществ вспомоществования приказчиков. В них ставили любительские и профессиональные спектакли, читали просветительские лекции и доклады, работали кружки и библиотеки-читальни. В 1917 рабочие и солдатские клубы открылись почти во всех сибирских городах и крупных рабочих поселках. После Гражданской войны деятельность клубов носила ярко выраженный агитационный характер; в годы новой экономической политики значительно увеличилась доля зрелищных мероприятий, за посещение которых брали плату, появились платные буфеты, введено добровольное членство с уплатой взносов. Основными направлениями работы клубов были агитационно-пропагандистское, образовательно-просветительское (лекции, доклады, вечера вопросов и ответов), кружковое и художественно-развлекательное (кинопоказы, спектакли, концерты, «живые газеты» и пр.). В некоторых клубах работали библиотеки. Первые рабочие клубы появились в 1926 в Новосибирске (клуб железнодорожников) и в 1927 в Омске (клуб им. З.И. Лобкова); они размещались в специально построенных зданиях. Строительство клубов, которые становились культурными центрами городов или их отдельных районов, оказало влияние на архитектуру сибирских городов. Клубы организовывались и содержались преимущественно профсоюзами. В городах Сибирского края в 1920 было 500 клубов, в 1923 — 50, в 1925 — 172, в 1928 — 187, в 1930 — 209, в Дальневосточном крае в 1928 — 123, в 1936 — 350. Наряду с клубами в городах работали красные уголки, количество которых за 1930—33 увеличилось в Западно-Сибирском крае с 823 до 1 747.
В годы Великой Отечественной войны клубная сеть в городах сократилась в среднем в 1,4 раза, ее восстановление произошло к 1950. В 1958 в клубных учреждениях 50,4 % работников имели среднее и высшее образование. По мере укрепления материальной базы клубы в крупных городах трансформировались в дома (дворцы) культуры. Хотя созданная к 1960-м гг. клубная сеть не удовлетворяла полностью культурных потребностей региона и многие крупные предприятия не имели своих клубов, в городах Сибири в этот период построены немногочисленные, но хорошо оборудованные дворцы культуры (Дом культуры им. Горького в Новосибирске, Дворец культуры металлургов в Новокузнецке, Дворец культуры железнодорожников в Красноярске и др.).
В городах, в отличие от сельских населенных пунктов, учреждения культуры представлены многообразными видами — театрами, кинотеатрами, концертными залами, филармониями, музеями, картинными галереями, специализированными библиотеками и т. д., среди которых клубы и дома культуры занимают весьма скромное место. В 1980-е гг. на 10 тыс. сельских жителей приходилось 17 клубных учреждений, а в городе — 1. Вместе с тем в городах, расположенных в районах нового индустриального освоения, где не было профессиональных учреждений культуры, многоплановую работу по пропаганде культуры вели именно дома культуры, клубы, библиотеки и кинотеатры. Большой объем культурно-воспитательской и творческой работы выполняли библиотеки и красные уголки на предприятиях. На рубеже XX—XXI вв. дома (дворцы) культуры сохранили свое значение культурно-развлекательных центров, при некоторых из них ведется кружковая и просветительская работа.
Лит.: Денисова Л.Н. Сельские культурно-просветительные учреждения в 1959—1970 гг. // Проблемы истории советского крестьянства. М., 1981; Крестьянство Сибири в период упрочения и развития социализма. Новосибирск, 1985; Рабочий класс Сибири. 1961—1980 гг. Новосибирск, 1986; Карпунина И.Б., Мелентьева А. П. Культурная сфера сибирского села во второй половине 80-х гг. // Социальная сфера Сибири: Тенденции и проблемы развития. Новосибирск, 1992.
И.Б. Карпунина, А.П. Мелентьева, С.Н. Ушакова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей