Культура и Байкал. Религии древности // Карнышев А. Д. «Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий» 3-е изд. (2010)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Любая религия адресуется к душе человека, к его сокровенным струнам. Она стремится настроить эту душу, повернуть в том направлении, которым шли лидеры и апологеты данной религии. Позиция «лидера», его наказы и заветы, примеры его поступков и благодеяний должны стать основой основ убеждений и поведения любого верую­щего. И особо это значимо в отношении нравственности человека. Но вот что интересно. Чем ближе дата рождения конкретной религии к современным дням, тем более она «выполощена», т.е. обеднена нравственными заповедями по отношению к природе. В ней трудно найти факты естественного слияния людей с той субстанцией, которая когда-то породила и богов, и человека. Лишь в давних традиционных вероучениях явно чувствуется это.

В религиоведении имеется представление о том, что простейшие религиозные верования возникли уже 40 тысяч лет назад, т.е. к мо­менту появления на Земле человека разумного (Homo sapiens). Об этом, в частности, свидетельствуют пещерная живопись, особенности захоронения первобытных людей, позволяющие сделать заключение о наличии у наших далеких предков идей о жизни после смерти, о мире, в котором обитают умершие, о существовании особого рода связей между людьми и животными, о магических методах воздей­ствия на тех и других. Все первые религии так или иначе отражали представления древних людей об окружающем их мире. Эти рели­гии были политеистическими (греч. Poly много + teos бог) или пантеистическими (греч. Paп - все: приставка, обозначающая "охватывающая все"), т.е. видящие сверхъестественность Бога во всех реалиях жизни на земле. Основными формами древних религий были — анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм.

Анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) — это вера в существование душ и духов. Первобытный человек одушевлял весь окружающий мир. Вода и камни, растения и животные, солнце и ветер, прялка и нож, сон и болезнь, доля и недоля, жизнь и смерть - все имело душу, волю, способность действовать, вредить или помогать человеку. Согласно представлениям древних людей, духи обитали в невидимом потустороннем мире, в то же время нередко проникали в видимый мир людей. Поклонение и магия (лат. magia - чаро­действо, волшебство, колдовство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов) должны были помочь людям так или иначе ладить с духами - умилостивить их или перехитрить. Элементы анимизма имеются в любой современной религии.

Тотемизм - это вера племени в свое родство с растением или животным, реже - с явлением природы или предметом. На языке индейского племени одживбеев слово тотем означает «его род». Тотем мыслится как реальный предок, племя носило его имя, покло­нялось ему, если тотемическое животное или растение существовали реально, или его изображению. Яркой иллюстрацией, отражающей влияние тотемизма на массовое сознание прибайкальских жителей, является легенда о происхождении некоторых бурятских родов от внебрачной связи орла и женщины.

Фетишизм (от франц. fetiche — идол, талисман) — культ неодушевленных предметов (например, перо тотемной птицы или сгоревшее в грозу дерево, или клык убитого на охоте медведя и т.п.), обладающих, по мнению верующих, сверхъестественными свойствами. Фетишизм, как признание и подчёркивание значимости священных предметов, сопровождал всю жизнь первобытного человека. Элемен­ты фетишизма есть во всех религиях, в том числе и современных, например, поклонение кресту, святым мощам, иконам (в христианс­тве), бурханам — святым местам в буддизме и т.д.

Нередко слышится мнение, что подобного рода представления являются чуть ли не проявлением ущербности и дикости человека, своего рода нонсенсом, который необходимо тщательно «выкорчёвы­вать» из его сознания. Но вот известный мыслитель, французский философ XVIII века Жан-Батист Робинэ, рассматривая естествен­ную иерархию существ, подчёркивая принцип непрерывности в её развитии, показывал естественную взаимосвязь всех атрибутов внеш­ней среды, какими бы отличительными признаками они не обладали. «Камень, дуб, лошадь, обезьяна, человек - это постепенные и последовательные вариации прототипа, осуществление которого нача­лось при минимальном количестве элементов. Камень, дуб, лошадь - не люди, но на них можно смотреть как на более или менее гру­бые типы человека в том смысле, что они связаны с одним и тем же первоначальным замыслом и что все они — продукты одной и той же более или менее развитой идеи. В камне и в растении можно найти те же самые существенные для жизни принципы, что и в человеческом организме; вся разница заключается в комбинациях этих признаков, в числе, пропорции, порядке и форме органов». Интересно, что в буддийской философии есть понятие «пустота», которое представляет мир во всех без исключения его объектах и субъектах «сотканным» из таких микроскопических частиц, что любая из них может оказаться взаимодействующей и взаимосвязанной с опять-таки любыми другими.

Созвучия и взаимопроникнутость разных «субъектов» приро­ды, отражённые в приведённых суждениях, имеют своей основой целостный взгляд на сущность окружающих явлений. Основная идея заключалась в признании зависимости человека от природы в главных своих проявлениях. Человек не мог и не должен был отрываться от окружающего мира, относится к нему с гордыней и презрением. Одушевление предметов и явлений окружающе­го мира, которое для людей становилось как-бы «видением» в них частичек самих себя, приписыванием своего первородства животным и растениям, а значит определенным отождествлением себя с ними. Индивидуальное и коллективное обращение к богу и духам со своими мечтами и желаниями (пусть и через посред­ников), попытки общения с потусторонними высшими «силами», последующие исповеди к Богу Творцу и созидателю всего живо­го, включая человека, - все это укрепляло единство человека со средой, персонифицировало природу, олицетворяло ее, наделяло человеческими свойствами. Не случайно уже современный фило­соф Франции Ж. Маритен пишет: «Религия по существу является тем, чем никакая философия быть не может: отношением личности к личности со всем заключенным в нем риском, тайной, страхом, доверием, восхищением и томлением».

Ещё в большей степени такие взгляды получали своё разви­тие в воззрениях шаманизма, который уверенно дошёл до наших дней. Поскольку шаманизм вобрал в себя и, соответственно, со­хранил многие поверия и ритуалы анимизма, тотемизма и фети­шизма и одновременно является нашим современником в лице аборигенных народов Байкальского региона, посвятим ему от­дельный раздел. 

К содержанию книги К списку источников книги

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Карнышев А. Д. | Источник(и): Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий, 3 изд-е, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016