Култук в XIX веке // Хобта А., Снопков С. «Култук: село, разъезд, станция, поселок» (2007)

Вы здесь

Култук в начале XIX в. оставался маленьким поселением. Дремучая тайга подходила к самому берегу Байкала. Шаманский мыс (между Култуком и Слюдянкой) был покрыт густым лесом. По сведениям члена Сибирского отдела Русского Географического Общества И.С. Сельского, в 1803 г. село Култук состояло из пяти дворов, но после проведения Кругоморского (ХамарДабанского) тракта немного расширилось53. В описании Кругоморского тракта землемера А. Дедова (начало 1780-х гг.) говорится, что в «селении Култуцком» было шесть дворов54.

В 1796 г. императрица Екатерина II повелела указом от 15 июля произвести «устройство кругобайкальской дороги». Дорога проектировалась от Иркутска до Култука, а далее через Хамар-Дабан на р. Джиду и далее на Кяхту. Изыскания и строительство дороги подтолкнуло развитие Култука. Начиная с 1795 г. Култук в документах начинают упоминать как «Култуцкое селение». Строительный отряд, начавший работы от Култука в июне 1797 г., состоял из двухсот человек.

Четырнадцатого   января   1801   г.   состоялось   Высочайшее   повеление «обселить» строящуюся дорогу отставными солдатами. Иркутский военный губернатор Леццано назначил для первого заселения 120 человек «военноотставных». «Таким образом, основались селения по Кругоморскому тракту: Веденское, Мотское, Снежнинское, Оглонское, Аласакское, а Култукское, состоящее до того из пяти дворов, увеличилось; но из них приняли прочную оседлость только Веденское, Мотское и Култукское селения, а остальные... опустели», — писал А. Мордвинов55. На карте проектируемого Кругоморского тракта конца XVIII в.,  хранящейся в Российском Государственном историческом архиве, приводится «ИЗЪЯСНЕНИЕ при каких местах от города Иркутска по дороге пролагаемой около моря Байкала к Кяхте нужно быть селениям ис какого числа дворов, тож и где по местному положению удобно выстроить почтовые станки...», из которого следует, что в селение «Култуцкое» планируется приселить пять дворов.

В отсутствие солдат заселение шло медленно из-за неподготовленности мест. По данным Г.С. Батенькова, на Кругоморской дороге в течение 1801 — 1806 гг. было поселено 106 мужчин, 56 женщин, 32 ребенка, всего 194 человека56. Основная часть переселенцев устраивалась за Хамар-Дабанским хребтом, в горной части дороги люди селились только на  станциях Снежная, Темникская, Алсацкая (Алцак).

В 1805 г. Кругоморская дорога начала действовать. Открытие Кругоморского тракта способствовало быстрому развитию села Култук. Уже в 1823 г. писатель А. Мартос во время посещения Култука насчитал в нем «21 дом в одну улицу, расположенную параллельно изгибу морского берега»57.

Жили култучане общиной во главе с выборным старостой. Окрестные леса и горы были поделены и закреплены за каждой семьей. В своих лесах семья добывала себе средства существования, т.е. мясо, пушнину, орехи, ягоды и т.д. Была хорошая охота на пушного зверя, а на болотах водилось много водоплавающей птицы. Култучане имели пистонные одноствольные ружья, а некоторые еще кремневые. Много добывали рыбы в Байкале и р. Култучной и Похабихе. На реках городили заездки, и по очереди рыбу брала та семья, которая дежурила на заездке в свою ночь. На деньги, полученные от различных промыслов, култучане приобретали нужные для жизни товары. Промышляли култучане поиском полезных минералов и горных пород: «В 5 км от устья (реки Слюдянки) ломается слюда, которая употреблялась култучанами только для вставки в окна»58.

В начале XIX в. култучане выращивали в огородах картофель. Картофель в Иркутской губернии начали выращивать с 1767 г. Иркутскому губернатору было прислано 16 картофелин с указанием о проверке возможности выращивания. К 90-м гг. XVIII в. картофель был распространен по всей губернии. Было у култучан развито огородничество. П. Соловьев в 1829 г. записал: «В Култуке, я нашел... довольство в огородных овощах и крестьянскую промышленность»59. Значительное увеличение населения и развитие деревни в последующие десятилетия в большей степени связаны со строительством путей сообщения вокруг Байкала. Первая дорога  пришла  сюда из  Иркутска  в конце XVII в. по долине ручья Медлянки.   В   1799-1805   гг.   была построена Кругоморская дорога через Хамар-Дабан. С началом эксплуатации     дороги     по     всем трактовым селениям (в том числе и в Култуке) были устроены почтовые станции (станки). В Култуке путники брали верховых лошадей и ехали восемь станций по горам.

В марте и мае 1820 г. в Култуке был помощник Сибирского генералгубернатора М.М. Сперанского Г.С. Батеньков. С Култука он начинал свои изыскания Кругобайкальского тракта по берегу Байкала60. В Култуке в экспедицию Г.С. Батенькова были включены местные крестьяне с лодкой для переправы через байкальские речки, а из Тунки присланы вооруженные всадники для сопровождения.

Исчерпывающую характеристику Култука в начале XIX в. дал А. Мартос:

«Селение лежит при западном окончании моря. Уже за 10 верст показались хребты высоких Тункинских гор; море туманится, и восшедшее солнце делает наипоразительную картину; ...Култукские окрестности заслуживают кисти Вернета — великий художник страстно любил приморские виды. Кедры величавые осеняют соседственные горы; отсюда очень недалеко устье реки Слюдянки, богатой царством минералов... Култук к чести жителей и местного начальства содержится точно в такой же опрятности, какую можно найти в приморских местах Норвегии и Голландии. Посреди селения, за красивой решеткой хранятся пожарные инструменты на зимних и летних ходах. Где вы это в прочих местах, говорю о простых селениях, исключая Сибирь, найдете! Жители имеют изобильное хлебопашество и рыбные промыслы. Омули, сиги, хариусы и налимы здесь ловятся во множестве. Сие место окружено высокими и дикими горами»61.

Одно замечание относительно «изобильного хлебопашества». В Култуке в это время проживало менее 200 человек. Поля находились от Шаманского мыса    до    начала    подъема    в сторону Иркутска, вдоль дороги, которая шла на Тунку, почти до горы Синий камень. По этой дороге были две поперечные изгороди с воротами («Первая Воротная»  и «Вторая Воротная») для защиты полей от потравы скотом. Были поля и в пади Талой.  Всего перечисленного на 20 домов предостаточно, к тому же поля являлись не единственным источником жизненных доходов култучан начала XIX в., и даже не основным.

Примечания

53 Мордвинов А.А. Об открытии и приложении путей кругом Байкала // Зап. СОИРГО. — Иркутск, 1856. Кн. 2. ~ С. 105.

54 Журнал главного управления путей сообщения и публичных зданий. — 1859. — Т. 29.— Кн. 1. С. 75.

55 Мордвинов А. Указ. соч. — С. 105.

56 Карцов В.Г. Декабрист Г.С. Батеньков. — Новосибирск, 1965. — С. 215.

57 Мартос А.И. Указ. соч. — С. 34.

58 Нечто о Байкале и Хамар-Дабане // Казанские известия. — 1818. — 28 авг. — № 69. С. 269-270.

59 Култук: Пособие по краеведению...

60 ОР РГБ. Ф. 20. К. 3. № 4. Л. 23.

61 Мартос А.И. Указ. соч. — С. 34.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок науч. р. | Автор(ы): Хобта А.В., Снопков С. | Источник(и): Мозаика Иркутской губернии. Старинные селения Приангарья: очерки истории и быта XVIII — нач. XX вв.: Сб. статей / Сост. А.Н. Гаращенко. - Иркутск: ООО НПФ «Земля Иркутская», Изд-во «Оттиск», 2007 | с. 256-259 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2015 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Научные работы | Библиотека по теме "История" | Слюдянский район