Тюркское слово «култук» обозначает «подмышка», «угол», «тупик». Такое название тюрки давали местности, где горами, тайгой, реками образовывался угол. На территории современной Иркутской области есть много мест с названием Култук. Одним из них является южное окончание Байкала.
Местность на самом юге Байкала не могла не привлечь коренных жителей Прибайкалья и русских землепроходцев. Горные склоны от мыса Ангасольского до Култука на протяжении семи километров теряют свою крутизну, и у юго-западной оконечности Байкала образуется наносная луговая низменность с речками Медлянкой, Култучной, Талой. Ближе к Байкалу низменность заболочена. По словам исследователя Байкала гидрографа Ф.К. Дриженко, Култук «после угрюмых обрывистых скал имеет более приветливый вид»1.
По официальной версии, село Култук ведет свое начало от зимовья (острога), основанного первопроходцем Иваном Похабовым, который он поставил осенью 1647 г. Култук сыграл важную роль в освоении казаками Южного Прибайкалья и долины Иркута. Через него и Тункинский острог в XVII — начале XVIII вв. шел сбор ясака. Он был промежуточным пунктом на пути из Иркутска до Тункинского острога и далее в Монголию. Через него ехали служилые люди туда и обратно с челобитными, донесениями, сопровождая монгольских посланцев2. До разграничения русско-китайских владений (1727 г.) Култук играл роль сторожевого поста. Позднее казаки Култукского зимовья и соседнего Тункинского острога способствовали определению русской границы по р. Джиде.
Резкое увеличение населения во второй половине XIX в. в большей степени связано со строительством путей сообщения вокруг Байкала. Сооружение "дорог вокруг Байкала это целый пласт в российской и сибирской истории. Никакие дороги вокруг Южного Байкала не могли обойти Култук. Первая дорога пришла сюда из Иркутска в конце XVII в. по долине ручья Медлянка, и от Култука она направлялась к Тунке в Монголию и Китай. В 1799—1802 гг. началось строительство Кругоморской дороги через хребет Хамар-Дабан. В это время и позже улучшалась дорога от Иркутска до Култука. С 1859 г. сооружается колесная дорога в Забайкалье от Култука вдоль берега Байкала на село Посольское. Таким образом, Култук становится центральным пунктом «Заморских дорог». Разросшееся село расположилось на самом берегу Байкала.
Положение Култука на самом юге Байкала прекрасное. Впервые о Култуке писал Н.Г. Спафарий: «На самом Култуке есть река Култушная, и там пристанище есть, а Култуком называют самый край узкий Байкальского моря, где оно кончается»3. Многих завораживали виды, открывающиеся из Култука. Э. Лаксман писал: «...Взор, устремленный с этой точки через величественное святое море к синеющим на другом берегу высотам Забайкалья, поражает видом, который по красоте и величию соединяет в себе все, что представляют Альпы, Кавказ и Кордильеры»4. В сборнике «Азиатская Россия» читаем: «Отсюда представляется роскошный вид на это сибирское "море", опоясывающие его хребты тянутся по обе стороны вдаль, сначала чистые, потом постепенно становясь фиолетовыми и, наконец, сливаются с голубой далью, только слегка вырезываясь из нее на правом берегу нежно-серебристою полосой своих оголенных вершин, называемых поэтому "гольцами". Как зеркало спокойно озеро: легкою дымкой затянут горизонт; спокойно все кругом мертвенно спокойно, ни одной лодочки не видно на дремлющих водах Байкала, куда глаз хватает; вся эта величавая тишь свидетельствует о том, что человек здесь еще гость, что он далеко не полный хозяин огромных пространств, победоносно у него отстаивающих до сих пор свою независимость»5. Путешественник А.И. Мартос отмечал в дневнике: «Море туманится, и взошедшее солнце делает поразительные виды... Култукские окрестности заслуживают кисти художника Вернета, великого художника, страстного любителя подобных приморских видов. Култук, к чести жителей и местного начальства, содержится точно в такой опрятности, какую можно найти в приморских местах Норвегии и Голландии»6. Декабрист И.Д. Якушкин, переночевав в Култуке, мечтал: «Положение Култука прелестно; вид Байкала с окаймляющими горами истинно прекрасен, и мне думалось тогда, что быть поселенным тут, жить в этом отдаленном уголке с семьею было бы верх счастья»7.
1 Дриженко Ф.К. Лоция озера Байкал. — СПб.: Изд. Гл. гидрогр. упр., 1907. — С. 10.
2 Сборник документов по истории Бурятии. XVII век. / Сост. Г.Н. Румянцев и С.Б. Окунь. Улан-Удэ, 1960. Вып. 1. С. 284.
3 Спафарий Н.М. Сибирь и Китай. — Кишинев, 1960. — С. 102.
4 Цит. по: Лагус В. Эрик Лаксман, его жизнь, путешествия, исследования и переписка.- СПб., 1890. - С. 172.
5 Крубер А.А. Азиатская Россия. — СПб., 1905. — С. 457.
6 Мартос А.И. Письма о Восточной Сибири. — М., 1827. — С. 33.
7 Якушкин И.Д. Мемуары. Статьи. Документы. — Иркутск, 1993. — С. 169—170.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей