Кулачные бои в Иркутске

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

В Иркутске были распространены и кулачные бои. Такие массовые бои проис­ходили на льду Ушаковки. Но если, как свидетельствует летописец Н. С. Романов, в ноябре 1894 г. на замёрзшей Ушаковке встречались «стенка на стенку» рабоче-домские и городские подростки, то с 1 декабря 1895 г. начались битвы, в которых участвовали не только малолетки, но и взрослые жители этих районов.

В ход шли кулаки, камни, кирпичи и другие подручные средства. Битвы сопровождались ди­кими свистами, криками и визгом, режущими слух. В это время проходить и проез­жать мимо мест побоищ было делом небезопасным.

Но бывали хулиганства и пострашнее. По свидетельству того же Н. С. Романова, в ноябре 1900 г.

«в городе появи­лось довольно большое количество разного рода оружия «больших кулаков» (имеется в виду оружие, применявшееся участниками антиевропейского движения в Китае, вошедшего в историю под названием движения «боксёров» или «большого кулака». Это, в основном, метательное оружие). Особенное внимание обращают на себя их стрелы, сделанные из хорошо обточенного дерева с черенком длиной примерно один аршин и толщиной более сантиметра. В черенок вправлены птичьи перья и надет железный наконечник, который отравлен. Это наиболее надёжное оружие кулаков».

Интересно сообщение Н. С. Романова за 10 сентября 1876 г.:

«Полицмейстер известил домохозяев города, что до сведения генерал-губернатора дошло о крайне дурной нравственности и распущенности вольнонаёмной прислуги, и что по его приказанию о всех проступках прислуги должно быть сообщаемо в частную Упра­ву для записи в штрафные алфавиты, чтобы имелись сведения о всех лицах, прожи­вающих в услужении, и при надобности могли быть выдаваемы полные справки о каждом из слуг, был ли когда и за что оштрафован».

А уже на следующий год в Ир­кутске «уличная проституция заняла прочное место на Большой улице. Часов в де­вять порядочной женщине нельзя показаться без сопровождающего».

Конечно, иркутские улицы не были «исчадием ада». Это были обычные улицы российского крупного губернского центра. И недаром всё-таки Ровинский назвал Иркутск «щеголем», а А. П. Чехов — «превосходным», одним из лучших городов Сибири. С июля 1903 г. на Большой улице появились чистильщики обуви.

А с авгу­ста 1907 г. на заборах городских улиц устанавливаются специальные щиты для на­клейки объявлений. До сих пор объявления расклеивались бессистемно непосред­ственно на заборах.

Часто на улицах (в основном на центральных) появлялись иг­рающие на различных музыкальных инструментах и собирающие подаяния. Ир­кутские улицы были даже свидетелями и такого события.

С 10 апреля 1909 г. по улицам города ходили два странника, играющие на лирах. Они исполняли задум­чивые, печальные песни полудуховного содержания, среди которых были и песни середины XIX в.

Жизнь городских улиц была весьма разнообразна и многолика. Если централь­ные улицы как-то поддерживали своё приличие, то периферийные улицы даже в дневное время имели не только безобразный вид, но и славились неприглядными картинами городского бытия. Здесь были нередкостью пьянки, драки и всякие скан­далы.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1. 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Загрузка...