В Иркутске были распространены и кулачные бои. Такие массовые бои происходили на льду Ушаковки. Но если, как свидетельствует летописец Н. С. Романов, в ноябре 1894 г. на замёрзшей Ушаковке встречались «стенка на стенку» рабоче-домские и городские подростки, то с 1 декабря 1895 г. начались битвы, в которых участвовали не только малолетки, но и взрослые жители этих районов.
В ход шли кулаки, камни, кирпичи и другие подручные средства. Битвы сопровождались дикими свистами, криками и визгом, режущими слух. В это время проходить и проезжать мимо мест побоищ было делом небезопасным.
Но бывали хулиганства и пострашнее. По свидетельству того же Н. С. Романова, в ноябре 1900 г.
«в городе появилось довольно большое количество разного рода оружия «больших кулаков» (имеется в виду оружие, применявшееся участниками антиевропейского движения в Китае, вошедшего в историю под названием движения «боксёров» или «большого кулака». Это, в основном, метательное оружие). Особенное внимание обращают на себя их стрелы, сделанные из хорошо обточенного дерева с черенком длиной примерно один аршин и толщиной более сантиметра. В черенок вправлены птичьи перья и надет железный наконечник, который отравлен. Это наиболее надёжное оружие кулаков».
Интересно сообщение Н. С. Романова за 10 сентября 1876 г.:
«Полицмейстер известил домохозяев города, что до сведения генерал-губернатора дошло о крайне дурной нравственности и распущенности вольнонаёмной прислуги, и что по его приказанию о всех проступках прислуги должно быть сообщаемо в частную Управу для записи в штрафные алфавиты, чтобы имелись сведения о всех лицах, проживающих в услужении, и при надобности могли быть выдаваемы полные справки о каждом из слуг, был ли когда и за что оштрафован».
А уже на следующий год в Иркутске «уличная проституция заняла прочное место на Большой улице. Часов в девять порядочной женщине нельзя показаться без сопровождающего».
Конечно, иркутские улицы не были «исчадием ада». Это были обычные улицы российского крупного губернского центра. И недаром всё-таки Ровинский назвал Иркутск «щеголем», а А. П. Чехов — «превосходным», одним из лучших городов Сибири. С июля 1903 г. на Большой улице появились чистильщики обуви.
А с августа 1907 г. на заборах городских улиц устанавливаются специальные щиты для наклейки объявлений. До сих пор объявления расклеивались бессистемно непосредственно на заборах.
Часто на улицах (в основном на центральных) появлялись играющие на различных музыкальных инструментах и собирающие подаяния. Иркутские улицы были даже свидетелями и такого события.
С 10 апреля 1909 г. по улицам города ходили два странника, играющие на лирах. Они исполняли задумчивые, печальные песни полудуховного содержания, среди которых были и песни середины XIX в.
Жизнь городских улиц была весьма разнообразна и многолика. Если центральные улицы как-то поддерживали своё приличие, то периферийные улицы даже в дневное время имели не только безобразный вид, но и славились неприглядными картинами городского бытия. Здесь были нередкостью пьянки, драки и всякие скандалы.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей