Новости

Кругобайкальский тракт // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

КРУГОБАЙКАЛЬСКИЙ ТРАКТ, связывает Иркутск с Забайкальской областью.

История

Его сооружение стало насущ­но необходимым вследствие быстрого роста с 1760-х гг. оборотов Кяхтинской торговли (см. Торговля азиатская). Купцы столкнулись с невозможностью круглого­дичного движения от Кяхты к Иркутску. Транспортное со­общение через Байкал прекращалось на 2,5 мес. осенью и на 1,5 мес. весной; в остальное время при переправе через озеро часто происходили кораблекрушения.

С 1790-х гг. действовал Хамар-Дабанский тракт. От Иркутска он 93 версты следовал до южной оконечности Байкала (село Култук) и далее шел к Кяхте напрямую че­рез Xамар-Дабанский хребет. Однако перевозить грузы по этой дороге было трудно из-за крутизны горных пере­валов. В следующие десятилетия купцы предприняли попыт­ки за счет частной инициативы проложить более удачные маршруты через Xамар-Дабан (в частности, Игумновский тракт), однако и эти дороги не удовлетворяли транс­портных потребностей.

Поэтому в 1861 началось строительство тракта от села Кул­тук до расположенного на восточном берегу Байкала Посоль­ского монастыря (ныне - Бабушкин). Дорога длиной 211 верст пролегала по южному берегу Байкала и соединяла Култук с уже действующим трактом от Байкала до Кях­ты. Путь в Кяхту через Верхнеудинск (ныне - Улан-Удэ) был более длинным, но более простым, чем путь через горы. В разные годы на строительстве Кругобайкальского тракта работало от 200 до 400 человек, включая ссыльных. Сооружение тракта, потребовавшее постройки почти 80 мостов и переправ, завершилось в 1867. На исходе XIX в. этот маршрут повторила Кругобайкальская железная дорога.

Л.В. Кальмина, А.К. Кириллов

Нынешнее состояние

В результате подъема уровня Байкала часть дороги оказалась затоплена. Наиболее ярко это видно близ Шаманского мыса, где остатки дороги выходят из Байкала и тут же в него входят. По Олхинскому плато и вдоль берега Байкала на месте Кругобайкальского тракта проходит федеральная трасса М-55. Профиль тракта практически сохранился без изменений.

[caption id="attachment_17848" align="aligncenter" width="100"] Через Култук проходил Кругобайкальский тракт.[/caption]

Читайте также:

ТРАКТ

КРУГОБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

КРУГОБАЙКАЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири