По традиции в начале выходящей из города дороги ставился крест, перед которым отъезжающие перед дальней дорогой говорили молитву о благополучном исходе по всему пути следования. Не был исключением и Иркутск.
Вскоре после основания города на возвышенном живописном месте вблизи дороги, ведущей на Байкал и далее на Восток, был поставлен деревянный крест. В 1719 г., когда городские постройки подошли к этому месту, начала строиться церковь деревянная с шатровой колокольней для нужд «подгорных и нагорных жителей». Окончание строительства и освящение деревянной церкви было приурочено к десятилетию Полтавской победы. В марте 1718 г. из Тобольска в Иркутск прибывает митрополит Тобольский и Сибирский Фёдор (Лещинский). Съездив за Байкал, он в мае месяце вновь останавливается в Иркутске и освящает деревянную церковь, названную Троицко-Сергиевской во имя «святыя и живоначальныя Троицы». Этот Троицко-Сергиевский деревянный храм в 1747 г. сгорел дотла. Но уже к 1746 г. Троицко-Сергиевский храм очень сильно обветшал. Поэтому в этом году иркутский разночинец И. Ф. Амосов первым подал просьбу в Иркутскую Духовную консисторию, в который предлагалось вместо старого, отслужившего свой век храма, воздвигнуть новый в каменном исполнении — Троицко-Сергиевскую церковь. И. Ф. Амосов был одним из первых жертвователей. В мае 1747 г. за палисадом на средства богатого купца и морехода Фёдора Щербакова в пяти саженях от сгоревшей церкви начато строительство новой каменной церкви. А на месте Троицко-Сергиевского храма сооружается павильон с мемориальной доской, на которой было написано: «На сем месте был деревянный храм во имя живоначальной Троицы, освящённый архиеросхимонахом Фёдором, митрополитом тобольским, по возвращении его из Забайкалья в мае месяце 1718 г.». Средства позволяли не только приобрести весь необходимый материал, но и нанять опытных мастеров. Сразу же было решено возвести красиво украшенную церковь. Этому отвечал стиль борокко. В архитектуре Крестовоздвиженской церкви особенно резко проявляется опыт местного применения мотивов барокко, так называемое сибирское барокко. Наиболее явственно черты этого барокко выделяются в разработке пластики стен. Основным средстве художественной выразительности является орнамент, который заполняет всё поле стен от цоколя до карниза. Вместе с тем проникновение форм древнерусского зодчества придало вольный характер интерпретациям элементов барокко в Иркутске. В декоре также замечаются элементы украшений, применяемые в постройках как русского, так и «ясачного» населения, и даже элементы, привнесённые от тех на родов, которые имели тесные культурные, торговые и экономические связи. Это взаимопроникновение архитектурных традиций, каждая из которых имела своё видение высокого «стиля», наложило значительный отпечаток на формирование местного варианта барокко. Это подметил и исследователь сибирской архитектуры И. Грабарь: «В большое изумление приводит живучесть традиционного стремления «приукрасить» в отдалённой и поздней по времени Крестовской церкви в Иркутске. Наивное сочетание отголосков Москвы и Украины причудливо сплелось в густой узорчатый ковер со своеобразным привкусом соседнего Востока». Церковь строили основательно, не торопясь. Целых одиннадцать лет ушло на её строительство. П. И. Пежемский сообщает, что в 1758 г. «июня 4 освящён престол св. Троицы при Крестовоздвиженской церкви». Второй придел — во имя Воздвижения Креста Господня освящается 11 октября 1759 г. По этому престолу церковь и стала называться Крестовоздвиженской. На следующий год 13 декабря при церкви освящается ещё один престол во имя Успения Божией Матери. Все приделы, о которых шла речь выше, были холодными. 26 ноября 1779 г. освящается построенный новый тёплый придел «в честь источения Святой Богоматери». Придел был пристроен к основному зданию церкви с северной стороны. Пристрой был лишён декоративных украшений, подобных в отделке основного здания. В декоре стен нового тёплого храма заметно стремление выдержать с помощью фриза, опоясывающего здание придела, архитектурный характер всего строения. У придела было ярусное завершение; деревянное двухступенчатое основание было обито листовым железом и выкрашено в белый цвет «под камень».
В конце XVII в. в Крестовоздвиженской церкви имелся ещё и пятый престол «во имя Господа нашего Иисуса Христа», в воспоминание празднования в городе Вологде образа Спасителя, именуемого «обыденным». Позднее этот престол с благословения иркутского архиепископа Нила был упразднён, а 22 ноября 1844 г. после перестройки был заново освящён во имя Святого Чудотворца Николая.
В 1828 г. молнией разрушается покрытие колокольни, первоначальная форма завершения которой не сочеталась со всем архитектурным обликом церкви. Восстановленное в этом же году новое покрытие в виде своеобразного шатра с луковичной головкой лучше гармонировало с характером всей композиции храма.
В 1860 г. заканчивается модернизация здания Крестовоздвиженской церкви по проекту, составленному гражданским архитектором В. А. Кудельским. В соответствии с этим проектом к западной стене церкви пристраивается богато украшенное новое каменное «глухое» крыльцо значительного объёма. Крыльцо украшалось фронтончиком, полуколоннами, большими циркульными окнами. Всё это благолепие центрального входа более несло светский, чем религиозный характер. И тем не менее весь внешний облик крыльца вписался в общий архитектурный стиль церкви.
На следующий год к старому зданию церкви была выполнена впереди пристройка с колокольней.
Не избежала повреждений и Крестовоздвиженская церковь в декабрьское землетрясение 1861 г. Особенно большой ущерб был нанесён ударом 31 декабря, когда с церкви была сброшена на западную сторону глава храма. Ремонт и исправление повреждений продолжались более пяти лет. Основные средства поступили от Николая Петровича Лаврентьева. 24 сентября 1867 г. в первой половине дня был освящен кафедральным протоиереем придел во имя святой живоначальной Троицы, а затем в этот же день архиепископом Парфением освящается престол Воздвижения Креста Господня. 26 сентября 1867 г. старший священник Григорий Морозов освящает придел во имя Успения Божией Матери. В мае 1870 г. происходило исправление крыши и ограды Крестовоздвиженской церкви.
В 8 часов вечера 7 августа 1897 г. во время грозы молнией был подожжён шпиль колокольни Крестовоздвиженской церкви. Огонь быстро охватил деревянные конструкции над колокольней. Только прибытие на место паровой машины пожарного Общества позволило локализовать и потушить пожар. В этом же году шпиль был отремонтирован.
Несмотря на переделки и пристройки, Крестовоздвиженская церковь сохранила свой первоначальный облик. Исследователь сибирской архитектуры Б. И. Оглы в своей книге «Иркутск» пишет: «Строгость и цельность силуэта основных объёмов сочетаются в Крестовоздвиженской церкви с обилием и богатством орнаментации. Орнамент заполняет всё поле стен от цоколя до карниза. Исчезает обычное представление о кирпичной кладке, и стена имитирует сплошной монолит, искусно обработанный резцом мастера, отдалённо напоминая в этом отношении приёмы обработки восточных храмов.
В отличие от распространённых в русской архитектуре барочных мотивов и форм, структура орнаментации носит здесь несколько необычный характер и состоит из своеобразного геометрического рисунка с включением орнаментальных мотивов, созданных на основе национальной художественной канвы народностей Восточной Сибири».
Иначе говоря, архитектура Крестовоздвиженской церкви убедительно доказывает мастерское владение художественным языком барокко в отдалённой сибирской провинции.
Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 1.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей