Новости

Краеведческие учебники и учебные пособия // «Сибирская советская энциклопедия» (1929)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Оглавление

Существо работы дореволюционной школы, методологическая установка на прославление и защиту частной собственности и капиталистической системы, отсутствие активных методов педагогической работы, упор на формальные знания и навыки и обязательные централизованные программы — не давали возможности широко использовать краеведческий материал в школах.

Школам приходилось работать исключительно по учебникам и учебным пособиям центральных издательств, в которых краеведческий материал или не находил никакого отражения, или представлялся материалом по преимуществу «экзотического» характера. Дореволюционная сибирская школа не знает ни одного общего учебника, построенного полностью на краеведческом материале. «Сибирские мотивы» находили некоторое отражение в книге для чтения Ф. Мясникова «Светик» (автор ее был сибиряк) и проникали случайно в некоторые др. издания. Значение учебных пособий имели несколько книг по географии: «Сибирь. Природа. Люди. Жизнь» П. Головачева: (М., 1905); «География Енисейской губернии» И. Денисова (1912); «География Томской губернии» Ф. Краева (1916); «Сибирь. География и история края» Л. И. Писарева (1915); «Экономическая география Сибири» П. М. Головачева; «Учебник родиноведения для школ Зап.-Сиб. учебного округа» А. Седельни-кова (1916) и др. Ряд изданий для «крестьянского и солдатского чтения», допущенных в школы, спец. выпуски «Книжек для школ» (М., 1871, в этой серии 10 названий отражали Сибирь), «Описания» Об-ва распространения полезных знаний в (70-х гг.), «Очерки Сибири» для народного и школьного чтения (СПб., 1872), «Землеописание нашей родины в популярных очерках» (изд. Э. Блэк, СПб., 1912, ряд названий о Сиб.) и некоторое количество др. (изд. Девриена, Вольфа, Сытина) в очень слабой степени давали школам краеведческий материал, меньше всего попадая в сиб. школы и по преим. обслуживая школы Центр. России; подавляющее большинство из них по своему «патриотическому» содержанию и установкам ни в какой мере не могло считаться полезным. На ряду с книгами для чтения были стенные картины с сиб. мотивами также или патриотического содержания, или с уклоном в «экзотику». Более серьезные статьи на краеведческие темы, разбросанные в ряде журналов и сборников, доходили до ограниченного числа работников просвещения. В период 1917/22 известны попытки барнаульского учителя И. Размазина выпускать наглядные пособия-коллекции и работы Томской мастерской учебных пособий. Во время колчаковщины школы Сиб. пользовались переизданными за границей (в Токио и Шанхае) учебниками Вахтерова, Флерова и Л. Толстого.

Введение сов. программ в школы настойчиво поставило перед педагогической мыслью вопрос о необходимости создания на краеведческой основе ряда учебников и учебных пособий. Эта мысль начала находить практическое осуществление, и в 1922 выходит «Букварь для детей» Д. Дмитриева и Н. Осмоловского. Оригинальный по своему построению, букварь, однако, давал недостаточно краеведческого материала. С 1925 работа по созданию и изданию краеведческого учебника становится на твердую почву. С этого времени выпущены: «Мы в школе» — книга вместо букваря Н. Венгрова и Н. Осмоловского, их же книги «Мы в школе» для 1-го и 2-го года обучения, «Наш край» — книга для 3-го года обучения Н. Баумана и Г. Вейсберга, «Сибирская деревня» для 3-го года обучения В. Жданова, К. Никулина, А. Полякова, Г. Пушкарева и Д. Хох-лова. Все эти книги были сочувственно встречены массами работников просвещения и учащимися и считаются основными учебниками (кроме «Нашего края», к-рый был заменен «Сибирской деревней») в сиб. школе I ступ., издаваясь ежегодно тиражами от 60 до 230 тыс., невиданными для Сибири.

Для ликвидации неграмотности среди взрослых в 1924 был издан букварь «Наша сила — советы»A. Ансона и В. Пупышева, переиздававшийся каждый год (с 1925 в Москве), в 1928 сменившийся «Сибирским букварем для взрослых» В. Кондрашева и B. Пупышева, под ред. А. Ансона (230 тыс. в 1928 и 450 тыс. в 1929); к нему ежегодно издается методическое пособие «Грамотный, обучи неграмотного». В 1925 выпущена хрестоматия для взрослых в школах малограмотных «Наша сила — советы» А. Ансона и В. Пупышева, переиздававшаяся до 1929. Для обучения подростков в 1926 выпущен букварь «Пора на работу» В. Пупышева, Т. Вельхер и О. Морозовой, переиздающийся ежегодно до 1929. В 1928 Госиздатом издана рабочая книга по математике «Сиб. край в числах» П. Гуриновича, для 3-го года обучения, и в 1929 его же «Сиб. деревня в числах» для 2-го года обучения. Для туземных школ севера РСФСР издана учебная книга «Наш север» Н. Леонова и П. Островских. M., издание Центроиздата).

На ряду с учебниками, в период 1925-29 издан ряд учебных пособий: «Сибирская новь»— Хрестоматия по истории рев. движения в Сибири за 10 лет — Г. Пушкарева под ред. А. Ансона (1927), «Сельскохозяйственная хрестоматия Сибирского края» (1926), «Экономическая география Сибири» под ред. А. Ансона, М. Басова и Г. Черемных (1928), «Сибирь в художественной литературе» Г. Вейсберга и Г. Пушкарева (1927), «Хрестоматия по истории Сибири» Знаменской (1930) и ряд программно-методических пособий по работе школ I ступ. (И, Л. Смирнова «Как работать в деревенской школе по программам ГУС’а», «Сибирские варианты программы ГУС’а» — для сел. и гор. школ, «Типичный рабочий план сельской школы I ступени» и пр.), школ крест. молодежи, изб-читален («Сиб. систематический план работы избы-читальни», «Сельскохозяйственные кружки»), для самообразования и пр. Много краеведческого материала дают сиб. журналы «Просвещение Сибири», детский журнал «Товарищ», «Сибирские Огни», «На Ленинском Пути», «Агитатор», «Жизнь Сибири».

Из ряда местных изданий следует указать: «Очерки Алтайского края», под ред. Б. Быкова, А. Вели-жанина и А. Красноусова (1925), «Иркутский край в школе» — сб. под ред. П. Багрянцева, В. Малаховского и С. Осьмушина (1928) и серии брошюрного типа; «Краеведение в Иркутской губернии», «В помощь красноярскому краеведу и культработнику», «Библиотека приенисейского краеведа» в небольших очерках, дающих материал по отдельным вопросам хоз. и культ. строительства. С 1928 начала издаваться Сибкрайиздатом серия брошюр «К изучению Сибири», в к-рой вышли: М. Кравков — «Естественные богатства Сибири», Н. Юрцовский — «Современная Сибирь», В. Ревердатто и В. Хах-лов — «Природа Сибири», А. Шнейдер и Л. Добро-ва—Ядринцева — «Население Сибирского края», В. Дягилев — «Прибайкалье». С 1929 Об-вом изучения Сиб. и ее производительных сил начала выпускаться серия программ-инструкций «В помощь сиб. краеведу» и Педагогическим факультетом Иркутского Ун-та — серия «Библиотека учителя». К учебным краеведческим пособиям следует отнести также в изд. Сибкрайиздата серию стенных таблиц «Сибирь за 10 лет» (1927) и ряд карт Сиб. края и отдельных округов.

Из дальне-вост. изданий необходимо отметить: «Письмо и труд» (для 3 и 4 года обучения В. Игнатьева, А. Киселевой и Н. Трухан), «Начальная география» А. А. Половинкина (до 1929—4 издания), «Школа и труд» (О. Безднетовой, В. Игнатьева, В. Рого-зинской и К. Яблонской), «Дальне-Восточный край» В. Глуздовского (1925), «Экономические очерки Дальнего Востока» М. Целищева (1925) и ряд популярных изданий «Книжного Дела»: «Быт и характер народностей Дальне-Восточного края» В. Арсеньева и Е. Титова (1928), «В советских далях» М. Корн (1926), «Советский Сахалин» В. Глуздовского (1926), «За соболями» В. Арсеньева (1925), «В кратере вулкана» его же (1925) и др. На ряду с изданиями, написанными и изданными в Сиб., центр. издательствами выпущено для учащих и учащихся несколько десятков книг, отражающих Сибирь: серия «Народы СССР и страны мира» Госиздата, «Новая детская библиотека» Госиздата, серия «Дешевая библиотека» журн. «Каторга и Ссылка», серия «Экономическая география СССР, СССР по районам». В этой серий вышли книги: «Сибирь» В. С. Давыденковой, М., 1927; «Ленско-Байкальский район» К. Н. Миротворцева, М., 1928; «Енисейский район» Н. К. Лебедева, М., 1929; «Сибирский край и Бурято-Монгольская АССР» (К. Беляцкий, С. Кривцов и др.). М., 1929, «Якутия» и «Дальне-Восточный край» тех же авторов (М., 1929) и др. Впервые для ряда национальных меньшинств Сиб. при сов. власти созданы учебники на родном языке (ойроты, хакасы, шорцы, буряты, якуты). Учебники эти (буквари, книги для чтения, рабочие книги по математике); напечатанные частично в русской транскрипции, переиздаются каждый год. Ставится вопрос о переходе их на латинизированный алфавит.

Краеведческая лит-pa сов. периода вплотную подошла к вопросам социалистического строительства и в деле обучения и воспитания подрастающего поколения играет значит. роль. См. Издательское дело.

Литература

  1. Педагогическая библиография, Л., 1926;
  2. Матвеев, 3. Что читать о Дальне-Восточной обл., Владивосток, 1925 (краеведч. учебники и учебн. пособия не выделены). 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Ансон А. | Источник(и): Сибирская советская энциклопедия. В 4 т. — [Новосибирск], 1929–1992 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 1929 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Сибирская советская энциклопедия | Иркутская область | Иркутская область в энциклопедиях