Корсалин, Кондратий Ильич

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Кондратий Ильич Корсалин (9 марта 1809, г. Слуцк Минской губернии – 1883) — живописец, портретист.

К.И. Корсалин: биографическая справка

Родился в мещанской семье. За неимением средств у родителей воспитание получил домашнее. С 12 лет самоучкой начал писать образа и вскоре уже работал помощником иконописца. Пользовался некоторыми наставлениями художника Гессе, впоследствии учителя рисования Слуцкой гимназии. В 1830–е  некоторое время жил в Орле. В 1835 участвовал в орловской художественной выставке, где показал несколько исполненных им портретов: генерал–майора Притвица и его жены, генерал–майора Карпова, графини Зотовой, некоторых офицеров Елизаветградского гусарского полка. С 1836 по 1839 г. учился вольнослушателем в императорской Академии художеств. В 1839 на академической выставке были показаны две его работы: "Автопортрет" и "Мужской портрет". В августе 1839 получил звание неклассного художника и по рекомендации президента Академии был зачислен художником в состав направлявшейся в Пекин российской духовной миссии.

Пробыл в Китае (с 1840) неполный срок, преждевременно покинув страну. На обратном пути почти на три года (1844–1846) остановился в Иркутске, где написал более 20 акварельных портретов членов Восточно–Сибирской ревизии 1844–1846 под начальством сенатора И.Н. Толстого. В этой серии миниатюр – портреты графа И.Н. Толстого, князя Н.И. Шаховского, М.А. Безобразова и других титулованных чиновников. Тогда же выполнил большой, с фигурами в рост, групповой портрет членов сенаторской ревизии (масло), который считал одной из лучших своих работ. В 1845 исполнил для открывающегося в Иркутске Девичьего института Восточной Сибири живописный портрет коммерческого советника Н.Ф. Мясникова, внесшего на строительство института 50 тысяч рублей (находится в ИОХМ).

После работы в Иркутске Корсалин вернулся в Петербург, где продолжал заниматься творчеством. В 1854 за портрет обер–священника армии и флота Кутневича был "возведен" в звание академика портретной живописи. Преподавал рисунок на инструментальном заводе в Петербурге (на Аптекарском острове), давал частные уроки живописи. Участвовал в академических выставках: в 1861 выставил картину "Вид Ван–Шеушана, загородного дворца китайского императора в 8–ми верстах от Пекина" (1860, находится в ГРМ), в 1867 экспонировал "Вид загородного дворца богды–хана, в 16–ти верстах от Пекина". В 1866  написал иконы Рождества и Воскресения Христова, которые были установлены в церкви русского консульства в г. Хакодате, в Японии. Исполнил также образа трех святителей и образ Григория Двоеслова для Варшавского собора.

Источники и литература

  1. Булгаков Ф.И. "Наши художники" (живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы и медальеры) на академических выставках последнего 25–летия. Т. I. – СПб., 1890.– С.203.
  2. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII – начало XX века: Каталог.– Л., 1980.– С.147.
  3. Изобразительное искусство Сибири: Каталог выставки.– Иркутск, 1986.– С. 8, 27.
  4. Иркутский областной художественный музей: Каталог. Русское и советское искусство. Живопись. Скульптура. Графика.– Л., 1961.– С.34.
  5. Иркутский областной художественный музей. Русское искусство XVIII – начала XX века: Каталог. Живопись, скульптура, рисунок и акварель.– Иркутск, 1976.– С.41.
  6. Каталог Иркутского областного художественного музея. Живопись, графика и скульптура. Русское искусство XVIII – XX вв.– Иркутск, 1952.– С.30.
  7. Каталог экспозиции отдела сибирского дореволюционного искусства [ИОХМ].– Иркутск, 1989.– С.12, 13, 25.
  8. Кондаков С.Н. Юбилейный справочник императорской Академии художеств. 1764–1914.– Ч. II. Список русских художников.– Петроград, 1914.– С.98.
  9. Лапшин В. Из истории искусства Сибири XIX века // Художник.– 1968.– № 11.– С.57, 58.
  10. Сибирский портрет XVIII – начала XX века в собраниях Иркутска, Красноярска, Кяхты, Новосибирска, Томска, Тюмени, Читы.– СПб., 1994.– С.49, 148.
  11. Смирнов Г.Ю. А.М.Легашев, К.И.Корсалин, И.И.Чмутов, Л.С.Игорев // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Середина девятнадцатого века.– М., 1958.– С.552–556.
  12. Снытко Л. Портретная галерея сибиряков в собрании Иркутского областного художественного музея // Сибирь.– 1988.– № 4.– С.118, 121.
  13. Токарев В.П. Художники Сибири. XIX век.– Новосибирск, 1993.– С.56–57, 107, ил.39.
  14. Фатьянов А.Д. Владимир Сукачев.– Иркутск, 1990.– С.219, 292.
  15. Фатьянов А.Д. Воспитанники петербургской Академии художеств в Иркутске // Русская академическая школа. Проблемы и традиции: Материалы научной конференции "Сукачевские чтения – 1990". Вып. II.– Иркутск, 1993.– С.6–7.
  16. Фатьянов А.Д. Загадка старой картины.– Иркутск, 1974.– С.25–26.
  17. Фатьянов А.Д. Иркутские сокровища.– Иркутск, 1985.– С.15.
  18. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии.– Иркутск, 1995.– С.35, 37–38, 162.

Ю.П. Лыхин, Т.А. Крючкова

Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век – 1917 год). Биобиблиографический словарь. Иркутск, 2000. С. 165–167.

Новые биографические данные о художнике К.И. Корсалине

В собрании Национального художественного музея Республики Беларусь хранятся четыре произведения 1840–х кисти Кондратия Ильича Корсалина: «Портрет неизвестного» (РЖ–1481), «Портрет К.Я. Дарагана» (РГ–857), «Портрет А.И. Дараган» (РГ–858), «Портрет молодого человека» (РГ–6). Работы поступили в музей в 1946 – 1968 гг. Эта сравнительно небольшая коллекция явилась отправной точкой изучения творчества художника.

В литературе по истории русского искусства имя К.И. Корсалина известно достаточно давно. Но некоторые аспекты биографии художника до настоящего времени остаются еще не до конца проясненными. Российские исследователи (Г.Ю. Смирнов, В.П. Токарев), основываясь на документах Российского государственного исторического архива в С.–Петербурге, по возможности полно осветили ранний и зрелый периоды жизни и творчества Корсалина. Документы же, хранящиеся в Национальном историческом архиве Беларуси (Минск), проливают свет на последний период, а также позволяют уточнить отдельные факты его биографии в целом.

В настоящее время известно, что Кондратий Корсалин родился в 1809 г. в городе Слуцке в семье мещан. Документально это подтверждается автобиографическими данными, которые сообщает о себе сам художник (РГИА. Ф. 789. Оп. 14. 1856 г. Д. 72–К), а также документом 1882 г. из Национального исторического архива Беларуси (НИАБ. Ф. 295. Оп. 1. Ед. хр. 3647. Л. 30 об. – 31). Единственным расхождением в данном случае является число рождения: Корсалин указывает 9 марта, а в «Списке Гражданским и военным чиновникам состоящим в отставке», составленном в феврале 1882 г. приводится 10 число того же месяца. Возможно, такое расхождение объясняется тем, что новорожденного записали в книги на день позже. Поэтому составители списка, располагавшие метрическими данными по Слуцку и уезду, приводят именно это число.

Творческая биография Корсалина началась в 12–летнем возрасте, когда будущий художник стал самостоятельно заниматься иконописью. Здесь же в Слуцке в 1820–е гг. им были сделаны первые опыты в области масляной живописи и рисунка. Как сообщает К.И. Корсалин: «… по портретной живописи я пользовался некоторыми наставлении учителя рисования и чистописания при Слуцкой гимназии художника Гесса» (Цит. по Токарев В.П. Художники Сибири. XIX век. Новосибирск, 1993. С. 56). С тех пор начинающий живописец не прекращал своей профессиональной деятельности. Несомненно, это был человек значительного творческого дарования. Многое ему приходилось постигать самостоятельно.

Следующий период жизни художника связан с городом Орлом. Трудно сказать, когда именно и по каким причинам молодой человек покинул Слуцк и обосновался на новом месте. Из творческой автобиографии Корсалина известно, что в 1835 г. в Орле проходила выставка Академии художеств, на которой он представил свои портреты. Надо полагать, данная выставка повлияла на то, что в следующем 1836 г. Кондратий Корсалин стал вольнослушателем Императорской Академии художеств в С.–Петербурге (РГИА. Ф. 789. Оп. 14. 1856 г. Д. 72–К. Л. 21). Вольнослушателем К.И. Корсалин пробыл 4 года.

Поворотным в творческой судьбе живописца стал 1839 г. Из документов известно, что 1 июля Корсалин получил официальное разрешение на проживание в С.–Петербурге: «… выдан от сей Академии посторонним ее ученикам: уволенному из Слуцкого мещанского общества Кондратия Корсалину и Тарасу Шевченко … как на беспрепятственное их обучение в сей Академии рисовальному искусству, так и на свободное жительство в С.–Петербурге …» (Цит. по Токарев В.П. Указ. соч. С. 107). Через месяц, 5 августа Совет Академии присвоил К.И. Корсалину звание «свободного», «неклассного» художника. 15 августа он был зачислен кандидатом на должность штатного художника 12–й Русской духовной миссии в Китае. На то, что кандидатура Корсалина на данную должность была утверждена в том же 1839 г., указывает документ «Об исключении из оклада записаннаго в оный по городу Слуцку художника Кондратия Корсалина» от 30 декабря 1839 г. «Государь Император Высочайше повелев соизволил: поступившаго в состав новой Пекинской Духовной Миссии художника Кондратия Корсалина, имеющаго от Академии Художеств аттестат на звание некласснаго художника, исключить из податнаго состояния, в коем он записан Минской губернии по городу Слуцку» (НИАБ. Ф. 333. Оп. 1. Д. 718. Л. 32).

Г.Ю. Смирнов сообщает, что Корсалин прибыл в Пекин в 1840 г. и пробыл там не более трех лет (Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Середина девятнадцатого века / Под. ред. А. И. Леонова. М., 1958. С. 552, 554), т.е. художник покинул Китай в 1842 или 1843 г. В 1843 г., находясь вдалеке от столицы, Корсалин стал «членом совета … Академии» (НИАБ. Ф. 295. Оп. 1. Ед. хр. 3647. Л. 30 об. – 31). По возвращении из Пекина, на некоторое время художник обосновался в Иркутске. Здесь, как отмечает В.П. Токарев, в 1844 – 1845 гг. он создал серию акварельных портретов членов ревизионной комиссии (Токарев В.П. Указ. соч. С. 56). Данная комиссия была направлена в Сибирь в 1842 г. для расследования злоупотреблений генерал–губернатора Восточной Сибири Рупперта (Русское искусство. М., 1958. С. 556). Г.Ю. Смирнов и В.П. Токарев указывают, что художник Корсалин был уволен в отставку в 1846 г. Эта информация подтверждается и документом из Национального исторического архива Беларуси, где в графе «когда уволен в отставку» записано «1846 года октября 10 д.» (НИАБ. Ф. 295. Оп. 1. Ед. хр. 3647. Л. 30 об. – 31). Следовательно, в этом году он был уже в С.–Петербурге.

Следующий более чем двадцатилетний период жизни К.И. Корсалина связан с С.–Петербургом и Академией. Об этом периоде известно сравнительно немного. Художник продолжал заниматься живописью, писал иконы. В 1854 г. был «возведен» в звание академика портретной живописи (Г.Ю. Смирнов, В.П. Токарев). Г.Ю. Смирнов пишет: «Художник, страдая болезнью глаз, обратился в Академию художеств с просьбой о помощи. По ходатайству Г.Г. Гагарина и Ф.А. Бруни ему была выхлопотана пенсия из Государственного казначейства в размере 16 рублей 60 копеек в месяц. Сведений о дальнейшей судьбе Корсалина не сохранилось; в 1872 году художник был еще жив» (Русское искусство. М., 1958. С. 556).

В НИАБ хранятся документы, датированные 1882 и 1883 гг. В них сообщается, что в 1879–1883 гг. в пригороде Слуцка Остров («Форштатъ Островъ») проживал отставной титулярный советник, домовладелец, художник Кондратий Корсалин (НИАБ. Ф. 295. Оп. 1. Ед. хр. 3647. Л. 30 об. – 31; Ф. 333. Оп. 1. Д. 2902. Л. 4 об. – 5; Ф. 622. Оп. 1. Д. 12. Л. 5). В настоящее время трудно установить, в каком году он вернулся на родину. Вероятно, в середине 1870–х. Причиной возвращения могло стать то, что от ближайших родственников он получил в наследство дом. В 1883 г. К.И. Корсалину было 74 года.

Автором настоящей статьи было обследовано старое городское кладбище Слуцка, территория которого до начала ХХ в. четко разделялась по конфессиональному признаку. Из документов известно, что Корсалин был православного вероисповедания. В соответствующей части кладбища надгробной плиты художника выявлено не было. Однако следует отметить, что подавляющее число захоронений данного кладбища относятся к 1930–1980–м гг. Встречаются лишь единичные захоронения XIX – начала XX в., сохранность которых сейчас трудно назвать удовлетворительной. Данное обстоятельство не позволяет расценивать старое городское кладбище Слуцка как полноценный исторический памятник, позволяющий судить о составе и численности жителей этого города в XIX столетии.

Тем не менее, новые биографические данные позволяют сделать вывод о том, что Кондратий Ильич Корсалин закончил свой жизненный путь в Слуцке. Умер он не ранее 1883 г.

А.П. Хоряк

публикуется по материалам научно–информационного издания "Сообщения Национального художественного музея Республики Беларусь".

Вып. 7.  Минск, "Белпринт", 2008. С. 209–214

Ссылки

  1.     Национальный художественный музей РБ

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Составление Иркипедии | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2012 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Художники, деятели изобразительных искусств | Персоналии по теме "Искусство" | Иркутск | Родились: 1809, 9 марта | Скончались: 1883 | Имели специальность: Живописцы, Художники