Архитектурный конструктивизм пришел в Иркутск достаточно поздно по сравнению с Москвой и Ленинградом. Так, если первые здания в столице были воздвигнуты в 1927 году (бывший Госторг, Мясницкая, 47, арх. Б. Великовский), то первый дом, построенный в стиле конструктивизма в Иркутске, датируется 1934-м годом. Но конструктивизм не занял лидирующего положения в объемах капитального строительства нашего города и зафиксирован в виде единичных строений.
Одно из конструктивистских зданий Иркутска – Дом культуры завода им. Куйбышева (1934, старое название «Клуб «Союззолото») по улице К. Маркса, 53. Это новый для того времени тип многофункционального общественного здания, куда входили театральный зал, спортзал, библиотека, столовая, фабрика-кухня, другие помещения. Его автор – известный ленинградский архитектор А.А. Оль. Ч-образная в плане, тщательно продуманная функциональная схема связала многочисленные помещения, размещенные в двух-, трехэтажных объемах, что позволило создать сложную объемно-пространственную композицию. Функциональное зонирование и конструктивное решение в этой постройке, полностью соответствует «павильонному» методу композиции, присущему конструктивизму. Здание делится на отдельные по назначению корпуса, которые соединяются друг с другом при помощи коридоров и переходов в соответствии с требованиями общего функционального зонирования.
Но все же некоторые элементы внешнего декоративного оформления, несвойственного конструктивизму, присутствуют, например: пилястры, карнизы, рустовка, которых не было в первоначальном проекте А.А. Оля. Возможно, они появились после известного постановления партии и правительства 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», в результате чего многие архитекторы вынуждены были взять курс на «освоение классики».
Здание по улице Октябрьской Революции, 1 – еще один яркий пример конструктивисткой архитектуры. Два прямоугольных объема разной высотности, расположенные перпендикулярно друг к другу, соединяются на углу цилиндрическим объемом. Широкие окна и сплошное горизонтальное остекленение третьего этажа выдают в нем характерный признак конструктивизма.
Подъем экономического развития Иркутска начался в 1930-е годы, когда конструктивизм как таковой был уже под запретом, и объемно-планировочные и стилевые решения отражали характерную стилистику сталинской архитектуры. В результате конкурсов 1930–1940-х многие фасады зданий, ранее построенных в конструктивистском стиле, «переодели» в соответствующие «одежды» в духе сталинского ампира.
Помимо зданий, полностью построенных «с нуля», в Иркутске практиковались надстройки. Это объяснялось тем, что в тридцатых годах прошлого века остро ощущался дефицит строительных материалов и материальных ресурсов. Но происходил рост населения, и, соответственно, были нужны новые квадратные метры жилья и общественных объектов. Выход из положения был найден за счет увеличения этажности старых строений. Настройки старались выполнять в «конструктивистском» стиле: фасады лишены декора, и, несмотря на то, что основным материалом выступал все тот же традиционный кирпич, обработка стен имитировала бетон.
Реконструкции классических зданий с помощью конструктивистских методов формообразования выявляют, в большей степени, дисгармоничность смешения двух стилей. С другой стороны, изменение конструктивистских фасадов в сторону неоклассики наносит неисправимый ущерб чистоте конструктивистского стиля, практически уничтожая один из важных его постулатов – отказ от декоративных украшений. Но что имеем, то имеем. И удивительные, ни на что непохожие здания, сотворенные в эпоху авангарда, органично вписаны в городскую среду и являются живыми свидетелями истории. Они являются редкими примерами творчества очень немногих иркутских зодчих – представителей авангарда. Пусть эти строения не являются образцами «чистого конструктивизма», неся чуждые для этого стиля элементы, но все-таки это именно конструктивистские здания, и их в Иркутске не так уж много. Это оригинальные, любопытные примеры, внешне несущие его черты, но лишенные новаторской (с точки зрения конструктивной схемы и строительного материала) сути. Не все иркутские конструктивистские здания уцелели до сегодняшнего дня, но те, что сохранились, необходимо срочно поставить на государственную охрану, включив их в Реестр объектов культурного наследия.
Дворец культуры авиационного завода
Ярким примером смешения конструктивизма и неоклассики является Дворец культуры авиационного завода (арх. Н.А. Четвериков, 1937) по улице Макаренко и школы № 43 (1936) по улице Авиастроителей. В планах этих зданий явно читаются конструктивные мотивы сочетания и сопряжения форм, а в фасадах применяется ордерный декор: полуколонны, пилястры, колонны, аттиковые завершения и пр.
Госбанк
Госбанк СССР (арх. Волков, 1936) тоже являлся зданием нового типа, имеющим планировочную каркасно-конструктивную схему. По первоначальному проекту в этом строении были совмещены производственная и жилая функции. Левое крыло здания жилое, для сотрудников банка, окна выглядывали на тихий переулок Кооперативный (ныне пер. Канадзавы). Административная зона была обращена на площадь Кирова. В процессе согласования проект видоизменялся, добавились декоративные черты классического ордера: руст, пилястры, выделение первого этажа и другие детали.
Планировочная структура здания Управления Восточно-Сибирской железной дороги по первоначальному проекту архитектора К. В. Миталя выполнена в стиле конструктивизма, с характерными для этого стиля признаками: широкие окна, выступающие за общий объем пилоны и конструктивная схема железобетонно-балочных конструкций. В связи со сменой собственника, строительство было заморожено и завершено в 1950 году архитектором Д. М. Гольдштейном. Фасады нарядились в «одежду» классического ордера, и теперь сложно идентифицировать это здание как конструктивистское.
Общежитие завода им. Куйбышева
В ряде примеров смешения конструктивизма и неоклассики стоит здание общежития завода им. Куйбышева (ул. Рабочего Штаба, 8, 1938 г.). Конструктивное формообразование присутствует в пилонах лестничных клеток, расширенных окнах, вертикальном остекленении. По продольной линии строения расположены анфиладой железобетонные колонны и балки, которые позволили варьировать площадь комнат. Причем наружные стены остались несущими, а толщина внутренних перегородок уменьшилась. Но появление рустовочного рисунка и межэтажных карнизов говорит о последующей «корректировке» фасада.
Гостиница «Сибирь»
Первоначальное название «Центральная» – произведение архитектора К.В. Миталя. Очень удачное в архитектурно-планировочном отношении сооружение. Здание абсолютно лишено фасадного декора, но имеет возвышающиеся над общим силуэтом и плоскостью фасада пилоны боковых лестничных площадок, что придает всему строению определенную динамику. Известна устная легенда, что после завершения строительства гостиницы происходили стихийные демонстрации протеста: обыватели не могли воспринять необычные лаконичные формы с отсутствием декора и любимой лепнины. Центральный лестничный объем задвинут во двор, образуя своеобразный курдонер. Также применен распространенный конструктивистский метод – полуцилиндр парадного входа врезан в основной прямоугольный объем здания. Примененные железобетонные балки и колонны позволили установить перегородки минимальной толщины. Вертикальное остекленение пилонов гармонично перекликается с окнами фасада и задает индивидуальный ритм всему фасаду. Проемы между несущими конструкциями заложены кирпичом и оштукатурены, имитируя бетон. Выделение цветом межоконных простенков дает ощущение сплошного остекленения, характерного для данного стиля. Пожалуй, это одно из немногих зданий, наиболее точно выразившее идеи конструктивистского стиля в архитектуре.
Здание управления Восточно-Сибирской железной дороги
Величественное строение, в котором располагается управление по строительству и эксплуатации железной дороги, строилось в 1947–1950 годах по проекту архитектора Гольдштейна и расположено в самом центре Иркутска на улице Карла Маркса, 7а. С точки зрения архитектуры здание сочетает конструктивизм и неоклассику. Первая «версия» здания управления железной дороги, построенная в 30-е годы архитектором Миталем, была образцом конструктивистской архитектуры, с характерными для этого стиля признаками: широкие окна, выступающие за общий объем пилоны (колонны в воротах здания) и конструктивная схема железобетонно-балочных конструкций. Но позже Гольдштейн, перестраивая сооружение, добавил множество декоративных элементов, и стиль здания стал более торжественным и приблизился к неоклассицизму.
Центральный фасад здания тянется вдоль улицы Карла Маркса несколько ассиметрично. Пять его этажей разделены белыми декоративными поясами. Вход оформлен в виде ниши и обрамлен классическими колоннами, а сверху увенчан фронтоном. Фасад декорирован горельефами с советской и железнодорожной символикой: эмблема путей сообщения, изображения трудящихся, паровоз, мосты, гербы. На фронтоне здания имеются барельефные изображения политических деятелей того времени: Сталина, Калинина, Молотова. Здание является памятником архитектуры федерального значения.
Надстройка и реконструкция внутренних помещений здания бывшего дома Вино-гастрономического товарищества (Киевская, 1, 1933 г.) осуществлялась архитектором К. Миталем. Последний этаж, несмотря на новый архитектурный принцип – лишенные декора ровные плоскости, органично вписался в существующую постройку за счет прорезанных вертикальных витражей лестничных клеток и расположенных в два ряда разных по величине окон.
Здание Финансово-экономического института было реконструировано в 1934 году. Ранее там располагалось пятиклассное городское училище, построенное в классическом стиле В.П. Рассушиным. После реконструкции общий силуэт сохранился, но основные пропорции были нарушены двухэтажной надстройкой. Главный вход перенесен, классические детали убраны полностью. Межэтажный карниз разделяет фасад ровно пополам, и появляется оптическое ощущение, что верхняя часть больше нижней.
Здание роддома (ул. Лапина, 1, 1937 г.) было расширено за счет прилегающего к нему дома. Одноэтажное здание, выходившее на улицу К. Маркса (угол 2-й Красноармейской), надстроено одним этажом и соединено с бывшей клиникой доктора Г.А. фон-Бергмана, где и размещался родильный дом. В результате увеличилось количество коек и расширены вспомогательные помещения. Внешне это здание, лишенное декоративных деталей, выглядит как образец конструктивизма, фасад смотрится просто и лаконично, ничего лишнего.
Еще одна реконструкция, осуществленная К. Миталем совместно с архитектором В.Д. Дмитриевым, – надстройка Городской управы двумя этажами (ул. Ленина, 14, 1934 г.).
Здание было построено в конце ХIХ века архитектором В.А. Рассушиным и имело четко вымеренные пропорции и элементы классического стиля, которые были убраны во время реконструкции за исключением руста. Арочные окна второго этажа заменены на прямоугольные. Выходящий за пределы фасада главный вход, над которым располагался балкон, был демонтирован. Лишенное декоративных деталей и боковых ризалитов, здание потеряло выразительную, объемно-пространственную композицию.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей