КОНКУРСЫ-СОРЕВНОВАНИЯ В СФЕРЕ БЫТА. Широкое движение за социалистическую перестройку быта развернулось во второй половине 1920-х гг. в Сибири и на Дальнем Востоке. Оно охватило в основном городское население, получив значительно меньший отклик в деревне. Движение имело целью разрушение и вытеснение тех элементов и сторон прежнего бытового уклада, которые мешали формированию новой культуры повседневной жизни, необходимой для успешного развития индустриального производства.
Борьба с наследием старого быта — пьянством, антисанитарией, нерациональным использованием свободного времени, «домостроем» в семейных отношениях и т. д. — требовала выработки и утверждения новых норм и принципов организации бытовой сферы, чтобы в итоге оказать положительное воздействие на образ жизни человека.
Работа по перестройке и улучшению быта рабочих проходила в русле развертывания в России культурной революции. В 1928 по инициативе VII съезда ВЛКСМ был объявлен 7-недельный культпоход сибирского комсомола «против трех злейших врагов социалистической культуры — против грязи, неряшливости в личном и общественном быту, пьянства и неграмотности». В конце 1920-х гг. в условиях объявленного партией и профсоюзами наступления на старый быт и развернувшейся в 1929 общественно-политической кампании по развитию социального соревнования на Дальнем Востоке и в Сибири стали проводиться конкурсы, направленные на улучшение сферы быта. Важное место отводилось борьбе за чистоту и культуру жилища. Журнал сибирских профсоюзов «Профессиональное движение» отмечал, что в 1929 на предприятиях Сибири началось движение за культурную рабочую квартиру. Много внимания уделялось организации конкурсов на лучшее содержание жилищное благоустройство мест проживания. В 1929 в рамках культурно-бытового похода проводились обследования жилищ рабочих, на предприятиях и по месту жительства организовывались бытовой конференции. Профсоюзы оказывали практическую помощь горожанам в перестройке быта. Так, в июне 1929 профсоюз металлистов в Омске обследовал более 800 квартир, пропагандируя принципы культурного быта, решая при этом и конкретные задачи улучшения бытовых условий. Подобные обследования жилищ проводились также в других городах и рабочих поселках Сибири. Своеобразной формой активизации общественного воздействия на бытовую жизнь людей стали так называемые митинги на кухне, во время которых обсуждались вопросы борьбы за новый быт.
В 1930-е гг. соревнование за культурную квартиру стало традиционным и повсеместным направлением в работе по совершенствованию быта. Так, в Ленинске-Кузнецком осенью 1933 в конкурс на лучшее жилище было вовлечено большинство рабочих семей. Уличные и домовые комитеты Прокопьевска в 1935 в ходе конкурсов на лучшую квартиру совместно с медицинскими работниками провели 5 892 обследования состояния жилищ рабочих. В квартирах, где не соблюдалась чистота, участники обследования вместе с хозяевами намечали меры и сроки приведения жилища в соответствие с санитарными нормами, наведения уюта и порядка в доме.
В Сибири и на Дальнем Востоке важное значение имело улучшение быта в бараках, где проживало большое количество рабочих и не хватало самых элементарных удобств. Борьбу за чистоту и общественный порядок возглавляли советы жильцов. Совет избирался на общем собрании жильцов в составе 3—7 человек. Во многих бараках избирались также товарищеские суды, общественные трибуналы, которые должны были призывать к порядку хулиганов и пьяниц. Положительный опыт работы барачных советов в 1931 имелся в Щегловске (Кемерово), где они организовали постоянное дежурство в бараках. Профсоюзные организации Сибири и Дальнего Востока проводили настойчивую работу по проверке и улучшению культурно-бытовых условий проживания рабочих в бараках.
Соревнование за лучшую организацию быта горожан перерастало рамки отдельных городов, становилось всесибирским. В 1929 заключаются 1-е договоры о социальном соревновании по вопросам быта между Новосибирском, Омском, Иркутском, Томском, Красноярском, Барнаулом. В дальнейшем заключение договоров о соревновании между городами за улучшение культурно-бытовых условий жизни населения стало постоянным и способствовало усилению внимания к этим проблемам. Выполнение обязательств контролировали делегации представителей городских советов, профсоюзных организаций. 14 сентября 1930 в Барнаул прибыла делегация Омска для подведения итогов соревнования между городами по вопросам быта, затем состоялся ответный визит. В годы второй пятилетки в соревновании за лучшую организацию быта участвовали практически все города Сибири и Дальнего Востока. В 1933 на совещании представителей городов РСФСР в Воронеже были определены условия соревнования, намечен так называемый культурно-бытовой минимум, который должны были выполнить его участники. Культурно-бытовые походы, конкурсы, рейды, конфессии и слеты на протяжении 1930-х гг. утвердились в качестве эффективных форм работы по улучшению быта.
В послевоенный период получили распространение конкурсы садоводов-любителей. В то время садоводство как массовое явление лишь начинало зарождаться в Сибири. В октябре 1947 в Новосибирске прошла 1-я выставка-конкурс, посвященная садоводству и овощеводству. На ней экспонировалось свыше 50 сортов яблок и груш, большое количество сортов ранеток. Садоводы-мичуринцы представили выращенные ими сливы, вишню, крыжовник, землянику и малину. Выставка вызвала большой интерес трудящихся, ее посетили около 70 тыс. человек. Затем была проведена Неделя сада, во время которой на приусадебных участках посажено 62,8 тыс. кустов садовых растений. Подобная выставка в августе 1955 состоялась в Чите и продемонстрировала обилие цветов, фруктов, ягод и овощей, выращенных садоводами-любителями в суровых климатических условиях Забайкалья. На выставке демонстрировалось даже такое теплолюбивое растение, как виноград.
Массовый характер приобрело движение за поднятие санитарной культуры населенных пунктов. В Томске оно возникло в 1959 после проведения общественного смотра санитарного состояния предприятий, учреждений и жилищ. На сессии горсовета был утвержден «Паспорт санитарного благосостояния». Он выдавался после тщательной проверки предприятиям, учреждениям и домоуправлениям. В результате территории многих заводов, фабрик и жилых массивов преобразились. Уже в 1960 было вручено 3,2 тыс. таких паспортов.
В 1960—70-е гг. во всех сибирских городах традиционными стали смотры-конкурсы на присвоение звания «Дом образцовой культуры». Наведение чистоты и порядка в жилых помещениях и на городских территориях не только улучшает санитарно-гигиенические условия жизни, но и способствует воспитанию культуры быта населения, что является актуальной задачей и в современных условиях.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей