14 и 28 мая 1939 японские подразделения совершили вооруженные провокации на маньчжуро-монгольской границе и были с боем вытеснены за рубеж монгольскими кавалеристами и подразделениями 149-го мотострелкового полка под командованием майора И.М. Ремизова. Японские самолеты глубоко проникали на территорию МНР и обстреливали автомашины 57-го особого корпуса Забайкальского военного округа (ЗабВО), дислоцированного в Монголии согласно советско-монгольскому протоколу о взаимодействии от 12 марта 1936. По поручению И.В. Сталина нарком обороны СССР К.Е. Ворошилов направил на место событий заместителя командующего войсками Белорусского военного округа Г.К. Жукова. 5 июня он доложил наркому, что японцы намерены наступать, поэтому необходимо прочно удерживать оборону на восточном берегу реки Халхин-Гол и готовить контрудар из глубины. Жуков, назначенный командующим корпуса, немедленно перенес командный пункт корпуса из поселка Тамцак-Булак на высоту Хамар-Дабан на западном берегу Халхин-Гола. Генштаб РККА направил в Монголию часть войск ЗабВО; с Урала прибыла 82-я стрелковая дивизия. В Иркутской, Читинской областях, Бурят-Монгольской АССР провели частичную мобилизацию военнослужащих запаса.
В июне в районе Халхин-Гола произошли локальные бои на земле и ожесточенные сражения в воздухе. Впервые в мировой практике в воздушных боях участвовали сотни самолетов. Вначале превосходство было за японской авиацией. По просьбе Жукова в район военных действий прибыла группа летчиков в составе 21 Героя Советского Союза во главе с комкором Я.В. Смушкевичем. Они получили новые самолеты И-16, качественно превосходящие японские машины, и сумели завоевать господство в воздухе.
[caption id="attachment_19203" align="aligncenter" width="300"] Комкор Г. К. Жуков и маршал Чойбалсан[/caption]
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей