Николай Николаевич Колосовский (19 сентября 1891, Нижний Новгород – 25 ноября 1954, Москва) — экономико-географ, доктор географических наук, профессор (1935), один из разработчиков проекта создания Ангаростроя, лауреат Сталинской премии (1942).
Родился в семье служащего Нижегородского ярмарочного управления. В 1908 окончил Нижегородское реальное училище и поступил в Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения императора Александра I, готовивший в то время инженеров широкого профиля. Выполнил четыре дипломных проекта. После окончания института в 1916 по распределению Военного министерства был направлен в Забайкальский округ путей сообщения на строительство стратегических дорог. К 1918 он уже возглавлял дорожный отдел Лено-Байкальского округа путей сообщения в Иркутске. Под его руководством разрабатывалось технико-экономическое обоснование строительства дорожной сети некоторых районов Восточной Сибири. Здесь же появился его первый печатный труд: «Справочная книга для изысканий и постройки грунтовых и шоссейных дорог» (Иркутск, 1919). В связи с началом строительства Ангаро-Ленского тракта (Заярск – Усть-Кут) ему удалось побывать в Братске и Падуне, увидеть большие пороги р. Ангары.
В конце 1920 Н.Н. Колосовский был отозван в Москву и назначен заведующим секцией путей сообщения Горного совета ВСНХ. На него возлагалось решение вопросов налаживания транспортных связей с горнопромышленными районами первоочередного освоения (Бодайбо, Содон, Баскунчак и др.), а также изучение Урало-Кузнецкого проекта, разработанного Томским обществом инженеров и поступившим на рассмотрение ВСНХ. В 1921 Н.Н. Колосовский участвовал в деятельности Восьмого электротехнического съезда, рассматривавшего план ГОЭЛРО, после чего был привлечен к работе по экономическому районированию, проводившейся вновь образованной Государственной плановой комиссией (Госпланом). В Госплане СССР Н.Н. Колосовский трудился в 1921–1931. Весной 1931 перешел на работу в Бюро по комплексным исследованиям и проектированию гидроэнергетических установок в бассейне р. Ангары (Ангарское бюро) в качестве заместителя главного инженера академика И.Г. Александрова. Принял участие в разработке проекта создания Ангаростроя, в частности – его первой очереди: так называемого Байкальско-Черемховского энергопромышленного комплекса.
Преподаванием в вузах он начал заниматься с 1927 В Институте народного хозяйства им.В. Плеханова он преподавал учебные курсы по размещению производительных сил СССР, по проблеме Урало-Кузнецкого комбината. Им были создан авторский курс лекций по экономическому районированию, ранее нигде не читавшийся, разработан понятийный аппарат советской районной школы экономической географии. Н.Н. Колосовский ввел в научную практику такие понятия, как энерго-производственный цикл (совокупность производств, объединенных связями по сырью и энергии), территориально-производственный комплекс (совокупность производств, от размещения которых на одной площадке достигается дополнительный экономический эффект). С 1931/1932 учебного года он стал читать лекции на кафедре экономической географии СССР географического отделения МГУ.
В 1935 он был утвержден ВАКом в ученой степени доктора географических наук и в ученом звании профессора.
В 1936–1946 работал в АН СССР: сначала как консультант Президиума, затем как руководитель группы технико-экономических исследований Совета по изучению производительных сил (СОПС).
Во время войны руководил развертыванием военной промышленности на Урале, решением связанных с этим транспортных проблем. 10 апреля 1942 вышел указ о присуждении Сталинской премии 1-й степени по экономическим наукам коллективу ученых за работу «О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны», в числе награжденных был и Н.Н. Колосовский.
После окончания Великой Отечественной войны Н.Н. Колосовский – профессор географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Педагогическую и научно-организационную деятельность в МГУ совмещал с решением научных и практических задач государственного значения. Активно участвовал в экспертизе Госплана СССР, в проведении конференции АН СССР по изучению производительных сил Иркутской области (1947), в создании Института комплексных транспортных проблем АН СССР и др. В 1946 и 1950 общим собранием Академии наук Н.Н. Колосовский избран членом Совета по изучению производительных сил АН СССР. Сыграл активную роль в организации Московского филиала Всесоюзного географического общества, а в 1946 был первым председателем его Бюро отделения экономической географии. В 1951–1953 гг. разрабатывал проблему единой транспортной сети СССР.
Н.Н. Колосовский умер в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Награжден двумя орденами «Знак почета», медалями «За доблестный труд во время Отечественной войны» и «В память 800-летия Москвы», почетной грамотой АН СССР (в связи с 220-летием АН).
На земле Королевы Мод в Антарктиде одна из вершин этого далекого южного материка, открытая и нанесенная на карту нашей антарктической экспедицией 1961, носит имя Н.Н. Колосовского.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей