Новости

Кочевая школа // «Историческая энциклопедия Сибири» (2009)

Вы здесь

КОЧЕВАЯ ШКОЛА, малокомплектное сельское начальное общеобразовательное учреждение для обучения детей народов, ведущих кочевой образ жизни, непосредственно по мес­ту их проживания без отрыва от семьи и национальных трудовых и воспитательных традиций.

Различают кочевые школы, следующие по маршрутам обитания оленеводческих, скотоводческих и охотоводческих бри­гад; полукочевые (сезонные), действующие в определенные промежутки времени; стационарные, располагающиеся на базах, факториях, вокруг которых имеется несколько кочевых поселений. Кроме того, кочевые школы в зависимости от типа ко­чевания могут быть меридиональные, пустынные, верти­кальные и другие. Обучение в кочевых школах ведется на родном языке с учетом особенностей национальной  культуры и быта; дети изу­чают общеобразовательные предметы, знакомятся с основами традиционных отраслей производства (рыболовство, охота).

Кочевые школы возникли во второй половине 1920-х гг. в соответствии с принятым в 1925 Комитетом Севера положением по образовательному, медицинскому и культурно-просветительскому обслуживанию северных народов. Первая кочевая школа, созданная на территории Северной Сибири в 1926, представляла собой чум, в котором имелись учебные пособия, принадлежности и привлекательные для коренного населения предметы культуры. В 1933 на Обском Севе­ре работало 5 кочевых школ. В конце 1930-х гг. в связи с перехо­дом ко всеобщему начальному образованию и планами по пе­реводу на оседлость кочевых народов кочевые школы полностью заменены стационарными школами-интернатами. Деятельность кочевых школ возобновилась в начале 1950-х гг. В 1990-х гг. в Якутии, Эвенкии, на Чукотке открылись круглогодичные кочевые школы (в том числе использовавшие авторские концепции и программы педагогов А.В. Кривошапкина, Т.И. Слеп­цовой, академика В.А. Роббека, инновационные образовательные технологии, которые работают при поддержке программы ЮНЕСКО «Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным наро­дам, путем укрепления потенциала системы общинного образования». В 2006 в Республике Саха (Якутия) работало 9 кочевых школ — филиалов общеобразовательных школ, в которых обу­чалось 80 детей. Одной из перспективных форм обучения признано интегрированное образовательное учреждение — коче­вой сад-школа для детей 3—6 лет, которое позволяет подго­товить детей к обучению в школе с использованием основ народной педагогики, бытового языка семьи, семейно-родового детского фольклора. В кочевых школах дети коренных народов Севера и Дальнего Востока имеют возможность получить начальное образование, подготовиться к дальнейшему систематическому образованию с учетом условий существования конкретных этносов, их традиций, помогающих выжить и успешно трудиться в суровых природно-климатических условиях.

Лит.: Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. М., 1998.

С. Н. Ушакова

Выходные данные материала:

Жанр материала: Др. энциклопедии | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.]/ Институт истории СО РАН. Издательство Историческое наследие Сибири. - Новосибирск, 2009 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2009 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 января 2017

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Историческая энциклопедия Сибири | Сибирь | История Сибири