КОЧЕВАЯ ШКОЛА, малокомплектное сельское начальное общеобразовательное учреждение для обучения детей народов, ведущих кочевой образ жизни, непосредственно по месту их проживания без отрыва от семьи и национальных трудовых и воспитательных традиций.
Различают кочевые школы, следующие по маршрутам обитания оленеводческих, скотоводческих и охотоводческих бригад; полукочевые (сезонные), действующие в определенные промежутки времени; стационарные, располагающиеся на базах, факториях, вокруг которых имеется несколько кочевых поселений. Кроме того, кочевые школы в зависимости от типа кочевания могут быть меридиональные, пустынные, вертикальные и другие. Обучение в кочевых школах ведется на родном языке с учетом особенностей национальной культуры и быта; дети изучают общеобразовательные предметы, знакомятся с основами традиционных отраслей производства (рыболовство, охота).
Кочевые школы возникли во второй половине 1920-х гг. в соответствии с принятым в 1925 Комитетом Севера положением по образовательному, медицинскому и культурно-просветительскому обслуживанию северных народов. Первая кочевая школа, созданная на территории Северной Сибири в 1926, представляла собой чум, в котором имелись учебные пособия, принадлежности и привлекательные для коренного населения предметы культуры. В 1933 на Обском Севере работало 5 кочевых школ. В конце 1930-х гг. в связи с переходом ко всеобщему начальному образованию и планами по переводу на оседлость кочевых народов кочевые школы полностью заменены стационарными школами-интернатами. Деятельность кочевых школ возобновилась в начале 1950-х гг. В 1990-х гг. в Якутии, Эвенкии, на Чукотке открылись круглогодичные кочевые школы (в том числе использовавшие авторские концепции и программы педагогов А.В. Кривошапкина, Т.И. Слепцовой, академика В.А. Роббека, инновационные образовательные технологии, которые работают при поддержке программы ЮНЕСКО «Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования». В 2006 в Республике Саха (Якутия) работало 9 кочевых школ — филиалов общеобразовательных школ, в которых обучалось 80 детей. Одной из перспективных форм обучения признано интегрированное образовательное учреждение — кочевой сад-школа для детей 3—6 лет, которое позволяет подготовить детей к обучению в школе с использованием основ народной педагогики, бытового языка семьи, семейно-родового детского фольклора. В кочевых школах дети коренных народов Севера и Дальнего Востока имеют возможность получить начальное образование, подготовиться к дальнейшему систематическому образованию с учетом условий существования конкретных этносов, их традиций, помогающих выжить и успешно трудиться в суровых природно-климатических условиях.
Лит.: Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. М., 1998.
С. Н. Ушакова
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей