Новости

Картинная галерея и усадьба В. П. Сукачёва

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Сначала картины хранились непосредственно в жилом доме Сукачевых по Трапезниковской улице. Но к 80-м гг. в коллекции В. П. Сукачева уже насчитывалось около сотни полотен. И он решает построить для своих картин специальные помещения, позволяющие организовать нормальный доступ к художественным произведениям всех желающих.

С этой целью он в феврале 1881 г. покупает у обедневшей вдовы коллежского секретаря Надежды Павловны Петрович большой участок земли Кокуевской берёзовой рощи, расположенный на углу улиц Ланинской и 1-й Иерусалимской. Вдова эту землю унаследовала от своего отца, управляющего Иркутской Казенной палаты П. И. Кокуева. В свою очередь П. И. Кокуев этот участок приобрёл у города, что следует из нижеприведённого документа:

«1852, октября 8-й день выдан сей акт из иркутского Губернского правления Павлу Ивановичу Кокуеву на владение проданным ему Иркутскою Городскою Думою за 50 рублей серебром городским пустопорожним местом земли, состоящим по 2 части Иркутска в приходе Успенской церкви на выходе Ланинской улицы».

Строительство усадьбы заканчивается в 1882 г. Среди берёз и сосен было возведено несколько зданий, включая и жилые помещения для семьи и обслуживающего персонала. Жилой же дом семьи В. П. Сукачева не сохранился. Размещался он на месте, где в советское время был установлен на постаменте танк Т-34 «Иркутский комсомолец».

Были сразу же построены помещения для бесплатной школы для девочек, которой руководила Надежда Владимировна Сукачева. В 1884 г. начато строительство одноэтажных подсобных помещений, законченное в следующем году. Среди построек были специальные помещения для оранжереи, а также дополнительные аудитории, пристроенные к зданию бесплатной школы для девочек. В 1887 г. для обслуживающего персонала возводится отдельный одноэтажный дом.

На переднем плане среди деревьев Сукачевы строят двухэтажное деревянное здание, в котором В. П. Сукачев размещает картинную галерею. Кроме галереи, в этом здании были рабочий кабинет, бильярдная и зимний сад-оранжерея. Большей частью деревянный орнамент, украшающий это здание, время не тронуло. Окна картинной галереи были выполнены большого размера. Обычно наверху окон крепилась широкая доска (лобань), увенчанная резным кокошником. У этого же здания поверх окон пущены узкие доски, заканчивающиеся торчащими вверх «рожками». Под «шапочкой» по бокам каждого окна вырезаны две завитушки в виде гусеницы, голова которой оканчивается длинным хоботком с зазубринами. Это резной стилизованный дракончик.

Резные драконы украшали фронтоны и на других постройках, но нигде не повторялись. Два крылатых дракона окружали круглую розетку с датой постройки (1882 г.), помешенную на фронтоне каменной оранжереи (она была в бильярдной). Это были разъярённые драконы. Дракон имел маленькую головку с загнутым книзу клювом, как у орла-стервятника. Из пасти торчат хищные клыки. Голова сидит на упругой и красиво и плавно изогнутой шее. Мощной грудью и передними ногами с круглыми «копытами» дракон напоминает коня. Грудь же переходит в пластичное тело тигра, который, подобрав под себя задние лапы, распластался на земле. А может быть, это и не тигр, так как хвост венчает львиная кисточка, из которой разбегаются по сторонам гибкие стебли диковинных растений. Могучие развёрнутые крылья дракона и грудь его пронизаны множеством дырочек, что напоминает шкуру леопарда. Итак, дракон выглядел следующим образом: орлиная голова, шея фламинго, грудь коня, крылья птицы, шкура леопарда и хвост льва. Большинство же дракончиков на усадебных постройках имели беззубые крокодильи пасти, раздвинутые в добродушной улыбке, а головы же их венчались цыплячьими хохолками.

И ещё одна необычная для Иркутска деталь резного орнамента украшает постройку усадьбы. Часто ниже крыши мастера крепили продольную доску, на конец которой по традиции усаживали резное солнышко. Доска эта называлась «полотенцем». Это «полотенце» имеется и на усадебных постройках, но оканчивается оно резным полумесяцем со звездой.

Вблизи от жилого дома был выстроен большой двухэтажный флигель с галереями на первом и втором этажах, предназначенный для прислуги. В этом же здании размещалась и кухня. Шатровая крыша завершалась высоким шпилем. В комплексе строений имелись флигель для гостей со стороны Ланинской улицы и школа для девочек со стороны улицы 1-й Иерусалимской. На территории усадьбы были возведены и другие постройки хозяйственного предназначения: конюшня, каретная, погреб. На склоне горы, откуда открывался великолепный вид на город, были устроены специальные площадки. Все строения соединялись аллеями, вдоль которых были установлены беседки, павильоны и различные архитектурные украшения. Многие исследователи склоняются к мысли, что в проектировании, а также и в постройке усадьбы В. П. Сукачева участие принимала строительная фирма, созданная иркутским архитектором В. Н. Каразиным.

Картинная галерея размещалась в двенадцати комнатах первого и второго этажей. В первом этаже под экспозицию картин было занято пять комнат, где размещались полотна русских и иностранных художников. В семи обширных комнатах второго этажа кроме картин русских и западноевропейских мастеров были представлены несколько акварелей, рисунков и гравюр.

Открытие галереи В. П. Сукачева явилось для жителей города большим событием. По воскресным дням в галерею разрешался свободный доступ всем гражданам, а ученики посещали её по договорённости с Владимиром Платоновичем бесплатно в любой день. На страницах биографии В. П. Сукачева его сын, Владимир, писал:

«Стремясь привить подрастающей молодёжи любовь к художественным произведениям, Владимир Платонович лично сам водил своих маленьких друзей по обширным комнатам своего дома, показывая и объясняя содержание художественных произведений».

В 1888 г. к основному зданию картинной галереи приделывается одноэтажная пристройка.

Разместив свою коллекцию в построенном здании, В. П. Сукачев считал, что коллекция должна быть размещена в более подходящем для неё месте. В. П. Сукачев хорошо понимал, что освещённость комнат с картинами и удалённость картинной галереи от центра города не способствовали популярности галереи. Кроме того, размещение галереи в деревянном здании увеличивало опасность повреждения и даже уничтожения картин при пожарах. А иркутяне хорошо знали в то время, каких бед может натворить разбушевавшееся пламя. Поэтому заветной мечтой В. Л. Сукачева было построить специальное здание для галереи, и не на окраине города, где находилась его усадьба, а в самом центре города, у Тихвинской площади. В письме В. И. Вагину от 30 июля 1900 г. Владимир Платонович писал:

«Большое спасибо за доброе слово по поводу моего предложения устроить в Иркутске картинную галерею. Многие и очень многие, даже из интеллигентов, смотрят на это как на пустую затею. Школу, говорят, нам дайте, образованных техников, а образование вкусов, любовь к искусству — без этого ещё долго можно обойтись; русские живописцы в галерее будут представлены в оригинальных произведениях, а menix maifres в хороших копиях, гравюрах и фотографиях с наилучших их произведений... В настоящее время изготовленные по моему заказу копии разбросаны по частным квартирам или в тех случаях, когда размеры их слишком велики — остаются в галереях. Настало время собрать их воедино. С этой целью осенью этого года я намерен объявить при Обществе петербургских художников конкурс на постройку специального здания. Место я наметил на Тихвинской улице на углу Трапезниковского переулка, там, где была аптека Щульца, а потом дом Котельникова».

Но планам В. П. Сукачева не суждено было сбыться. Болезнь жены, вынужденный отъезд за границу, а затем начавшаяся Первая мировая война сильно подорвали финансовое положение Сукачевых. И постройка здания для картинной галереи откладывается на неопределённый срок. Тогда В. П. Сукачев предлагает городу принять все ему принадлежащие картины в качестве его дара городу. Но «иркутское городское самоуправление того времени соглашалось принять предложенный им дар лишь при условии, что Владимир Платонович примет на себя постройку специального здания и выделит необходимую денежную сумму на устройство и соответствующее оборудование музея. Владимир Платонович этих условий принять не мог и покинул Иркутск, оставив все свои собранные ценности на попечение своего доверенного.

После отъезда Сукачевы продолжали содержать в Иркутске не только картинную галерею, но и бесплатную школу для девочек, и усадьбу со всеми строениями и находившимся при них обслуживающим персоналом. Галерея периодически открывала свои двери для иркутян, особенно для массовых посещений учащихся

Галерея В. П. Сукачева функционировала и в период войны. Так, например. 19 февраля 1915 г. состоялась повторная выставка картин галереи, устроенная Обществом общедоступных курсов. Сборы от выставок шли на усиление средств: общедоступных курсов и Сибирского Общества помощи жертвам войны.

Доверенным В. П. Сукачев в Иркутске оставил Николая Ивановича Глушкова бывшего своего помощника, когда он был на посту городского головы. Н. И. Глушков с полной отдачей сил и энергии выполнял свои обязанности. Но недолго довелось ему быть доверенным. В 1905 г. разбитый параличом, он отошёл отдел Новый доверенный делами картинной галереи (фамилия его не упоминается в литературе) совсем не занимался и в 1917 г. бежал на восток. Брошенная на произвол судьбы картинная галерея пришла в упадок. Только чудом она сохранилась и была спасена от расхищения благодаря вмешательству иркутских художников и новой власти. В 1920 г. галерея была национализирована.

Значение картинной галереи для Иркутска трудно переоценить. Она была хорошо известна не только в Иркутске, но и за пределами его. Галерея Сукачева оказала большое воспитательное воздействие на развитие изобразительного искусства Сибири. 14 июля 1999 г. (по старому стилю) нашему земляку Владимиру Платоновичу Сукачеву, почётному гражданину города Иркутска, сибирскому патриоту и просветителю, исполнилось бы сто пятьдесят лет. Воистину действительны слова А. Д. Фатьянова, бывшего многие годы руководителем наследия Сукачева — Иркутским художественным музеем:

«Его деятельность на благо родного города как городского головы и как гражданина во многом послужила тому, что из всех городов Сибири, ещё при жизни Сукачева. Иркутск стали именовать интеллигентнейшим городом. И пророческими стали слова известного сибирского учёного Дмитрия Александровича Клеменца, написанные им в письме к В. П. Сукачеву 12 апреля 1894 г.: «Всем ясна Ваша мысль, что, приобретая картины русской школы, Вы преследуете тут и общественно-воспитательную цель, не одну личную любовь к искусству. Потомство скажет Вам спасибо за это».

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 2.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 30 марта 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.