Отто Артурович Кальвиц (Кальвица; 1 декабря 1888, Финляндия – 7 марта 1930, пос. Сангары, Якутия) — один из первых полярных летчиков, воздушный исследователь просторов Заполярья, Сибири и Дальнего Востока, один из первых авиаторов Иркутской области.
Родился в Финляндии в крестьянской семье. С ранних лет помогал родителям по хозяйству, а трудовую деятельность начал с работы механика торгового судна. Во время финляндской революции 1918 года попал в плен и правительством Маннергейма был приговорен к смертной казни, замененной затем 10 годами тюрьмы. С соратником по революционной борьбе Уловом Бергстремом (впоследствии он тоже работал пилотом в Иркутске) он совершил смелый побег в Россию и здесь обрел вторую Родину. При переходе советско-финской границы обморозился и два месяца пролежал в госпитале, откуда был направлен в летную школу морских летчиков в Самаре.
В 1920 окончил Самарскую школу красных морских летчиков. В рядах Воздушного флота Балтики он участвует в подавлении Кронштадтского мятежа, а затем в должности начальника одного из гидроавиаотрядов помогает уничтожать банды белофиннов в Советской Карелии. За проявленную в боях храбрость Кальвиц был награжден орденом Красного Знамени.
В августе 1925 в паре с известным полярным летчиком Борисом Чухновским он совершает знаменитый перелет на гидросамолете по маршруту Ленинград – остров Новая Земля в Северном Ледовитом океане. Пилоты участвуют в исследовательских работах по изысканию Северного морского пути, разведке льдов у Новой Земли, сопровождают караван грузовых судов Карской товарообменной экспедиции через пролив Маточкин Шар острова Новая Земля. С этого перелета начались регулярные полеты в Арктику.
Летом 1926 Отто Кальвиц вместе с небольшим гидросамолетом на пароходе «Ставрополь» в составе экспедиции следует из Владивостока к острову Врангеля в Чукотском море Арктики. 11 августа вместе с уполномоченным по управлению острова он совершает ряд важных полетов. Изыскатели устанавливают истинную конфигурацию и размеры острова, места скопления пушного зверя, выбирают место для советской колонии.
Это были первые полеты на Дальневосточном Севере. При возвращении во Владивосток «воздушный каюр» впервые в Анадыре совершает агитационные полеты, организует катание на самолете местных жителей. Затем совершает полеты над Камчаткой, фотографирует кратер действующего вулкана Ключевская сопка.
В 1927 его переводят в гражданскую авиацию общества «Добролет» и направляют в Верхнеудинск (Улан-Удэ) для выполнения полетов на первой в стране международной авиалинии до Улан-Батора. Кальвиц перевозит пассажиров, почту, срочные грузы, а в свободное время, привыкший с малых лет к труду, технически грамотный авиатор помогает авиатехникам ремонтировать и обслуживать самолеты. За самоотверженную работу правительство Бурят-Монгольской республики награждает его серебряным жетоном.
В 1928 Кальвица переводят в Иркутск на гидроавиалинии Иркутск – Бодайбо, Иркутск – Якутск. Эти гидроавиалинии из-за географических и метеорологических условий, большой протяженности считались труднейшими в стране. Правление «Добролета» подбирало для работы на них наиболее опытных, отважных и выносливых людей. И Кальвиц не подвел. Он вводит в строй и допускает к полетам пилотов, вновь прибывших на гидроавиалинии. Самый опытный летчик-гидрист, бесстрашный полярный ас, добрый и надежный друг, он завоевал непререкаемый авторитет и огромное уважение в коллективе гидроаэростанции и Управления Сибирских воздушных линий. Среди товарищей он звался Северным Волком.
В начале октября 1928 на самолете «Юнкерс-13» с поплавковыми шасси он вылетел в Якутск. Экипаж должен был доставить в питомник шесть живых голубых песцов. Полет проходил нормально, но вдруг, уже при подлете к гидроаэростанции Грузновка, которая находится на реке Лене, севернее поселка Жигалово, отказал мотор. Как на поплавках садиться на сушу? Пилот увидел впереди по курсу полета около одной деревеньки заболоченную лужу и с отказавшим мотором мастерски посадил самолет, немного его повредив. По этому маршруту за самолетом Кальвица летел еще один самолет. Экипаж попросил у жителей лодку и по небольшим извилистым речушкам через несколько часов в Грузновке передал песцов пилоту А.С. Демченко, а сам возвратился к своему самолету и стал ждать помощи.
В январе 1929 Отто Кальвиц с бортмехаником Яковом Савиным, с которым выполнял полеты на Бурят-Монгольской авиалинии, открывает зимнюю навигацию на Бодайбо. Полет был очень трудный. Морозы достигали 40 градусов. На обратном пути в Иркутск мотор начал работать с перебоями, пришлось произвести вынужденную посадку недалеко от Мамского слюдяного рудника. Шесть километров пробирался пилот по метровому снегу к людям, чтобы просить помощи.
После этого Отто Кальвиц выполнил третий зимний рейс до Якутска, где морозы достигали 60 градусов и никакая одежда не спасала от холода. При подготовке самолета к вылету на гидроаэростанциях экипажам приходилось подолгу подогревать мотор. Но Кальвиц придумал новый способ подогрева – паяльной лампой. Это значительно сократило время подготовки к вылету (раньше надо было пропустить через мотор до 15 ведер горячей воды).
Летом 1929 года правительство страны решило организовать полет вдоль побережья Чукотки и Якутии, чтобы выяснить возможность вывоза пушнины из факторий самолетами и разведать ледовую обстановку в проливе Лонга для проводки судна со сменной вахтой на остров Врангеля. В воздушную экспедицию для трудного и ответственного перелета пилотом был назначен Отто Кальвиц, уже имевший опыт полетов на остров, а бортмехаником – Франц Леонгардт – венгерский революционер, бежавший из родной страны от смертной казни.
Экипаж тщательно подготовил самолет "Юнкерс-13" и отправил его поездом из Иркутска во Владивосток, где он был перегружен на ледокол "Лозовский". 23 июля экспедиция прибыла к месту назначения — в залив Лаврентия, откуда предполагалось начать полеты. 25 июля Кальвиц поднял с воды свой "Юнкерс" и взял курс на остров Врангеля, но густой туман заставил возвратиться. На другой день удалось пройти к мысу Сердце-Камень, где пришлось вновь сидеть из-за тумана. При малейшем просвете Кальвиц поднимал машину в воздух, но, пролетав 20—30 минут, вынужден был садиться в первую попавшую бухту. Ночевать приходилось в кабине самолета, привязав его тросом к прибрежным камням.
С большими трудностями добрались до мыса Северного (мыс Шмидта), а потом и до острова Врангеля. Данные воздушной разведки были сброшены на ледокол, который благополучно подошел к острову.
На следующий день экипаж возвратился на мыс Северный. Отсюда летная экспедиция, не имея радиосвязи с землей, совершила большой перелет протяженностью свыше 5 тысяч километров. При посадке в якутском поселке Булун отлетел воздушный винт у мотора, и дальнейший полет пришлось прекратить.
В середине сентября летчик Виктор Галышев разыскал экспедицию, которая на баржах шла в Якутск, и доставил Кальвица в Иркутск. Сюда же на пароходе был доставлен и его самолет.
Задание было выполнено на «отлично». Экипаж с оказией добрался до Иркутска и вскоре получил особое задание – впервые выполнить большой зимний перелет по маршруту Ленинград – остров Врангеля.
Храброго летчика лично знали жители многих населенных пунктов нашей страны и покорители Арктики из других стран. Он не раз выходил победителем в сложных летных ситуациях. По заданиям правительства Якутии выполнял специальные полеты, оказывая помощь внутренним войскам в борьбе с бандитами в Булунском округе.
7 марта 1930 на самолете ПС-3 «СССР-176» Отто Кальвиц выполнял очередной полет по маршруту Якутск – Жиганск – Булун. В районе населенного пункта Сангары внезапно начался снегопад и сильная болтанка. Пилот решил прекратить полет и подобрал ровную площадку на льду реки Лены. При заходе на посадку под сильными порывами ветра самолет потерял устойчивость, нисходящими потоками воздуха был резко брошен вниз и при ударе о лед разбился. Пилот Отто Кальвиц, бортмеханик Франц Леонгардт и служебный пассажир Сергей Карчевский погибли.
Правительство Якутской республики запросило разрешение центрального правления «Добролета» похоронить летчиков в их городе, но семьи погибших и коллектив иркутской гидроаэростанции, руководители Управления Сибирских воздушных линий настояли на захоронении авиаторов в Иркутске. Специальным самолетом их тела доставили в город и при большом скоплении жителей отважные авиаторы были погребены в братской могиле Борцов Революции у центрального входа на Иерусалимское кладбище. Над их могилой сооружен памятник – четырехгранная усеченная пирамида, переходящая в пилон, на котором закреплен пропеллер. Памятник на могиле летчиков сегодня выглядит самым ухоженным. Над ним шефствуют курсанты Иркутского авиационного технического колледжа.
Имя революционера, воина-интернационалиста, знаменитого полярного летчика увековечено памятником на берегу реки Лена напротив места катастрофы около копий поселка Сангары. В память о нем были названы улица в Якутске, поселок рыбаков на левом берегу реки Лены, большое судно Ленского речного пароходства, залив на острове Новая Земля, а в 1966 году – скалы земли Королевы Мод в Антарктиде.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей