Калтукское сельское поселение

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Калтукское сельское поселение — муниципальное образование со статусом сельского поселения в Братском районе Иркутской области. Административный центр — село Калтук.

Калтукское сельское поселение: общие сведения

Население: 1792 человек, в том числе 833 мужчины и 959 женщин (2010 год).

В состав территории Калтукского МО входят земли следующих населенных пунктов:

  1. поселок Черемшанка,
  2. село Калтук.

Границы:

"По смежеству с Покоснинским муниципальным образованием от точки, расположенной на р. Ербь в 9,8 км к северо–западу от моста, находящегося на полукольце автодороги "Братск – Тулун" к западу от деревни Леоново, граница идет на северо–запад вверх по течению р. Ербь 10,8 км до точки в 9,6 км к юго–востоку от истока р. Ербь вниз по ее течению.

По смежеству с Большеокинским муниципальным образованием от точки, расположенной в 9,6 км к юго–востоку от истока р. Ербь, вниз по ее течению, граница идет строго на восток 17,8 км, далее по западной стороне автодороги "Братск – Тулун" (полукольцо) расстояние в 5,8 км, доходит до р. Малая Када, проходит по его правому берегу вниз по течению до залива Малая Када, затем по фарватеру этого залива выходит в акваторию залива Ока до точки, расположенной в 7 км к северо–востоку от восточного угла с. Калтук.

По смежеству с Озернинским муниципальным образованием от точки, находящейся на акватории залива Ока в 7 км к северо–востоку с. Калтук, граница идет на юго–восток по фарватеру залива Ока длиной 3 км до пересечения границ с Куватским муниципальным образованием в 17 км по прямой на юго–восток от с. Калтук.

По смежеству с Куватским муниципальным образованием от точки по линии фарватера залива Ока в 17 км по прямой на юго–восток от с. Калтук, в месте пересечения границ с Куватским муниципальным образованием, Калтукским муниципальным образованием на юго–запад 11,6 км.

По смежеству с Ключи–Булакским муниципальным образованием от точки пересечения границ Куватского, Калтукского, Ключи–Булакского муниципальных образований на дороге "Калтук Куватка" на северо–запад по западной стороне этой дороги 6 км, на северо–запад к ЛЭП, идет по оси ЛЭП 1,2 км в северо–западном направлении, на юго–запад – 5,8 км, на северо–запад – 600 м, на юго–запад – 3,4 км, на северо–запад – 800 м, идет на запад 4,4 км, пересекая автодорогу "Братск – Тулун" (полукольцо), выходит на ЛЭП, проходит по ее оси до р. Силоть, далее вверх по течению р. Силоть 6,8 км, поворачивает на северо–запад 1,6 км, на юго–запад – 2,2 км, на юго–восток – 2,8 км параллельно р. Ербь, на юго–запад – 2,5 км к р. Ербь, далее граница идет вверх по течению р. Ербь 4,4 км до исходной точки, расположенной на р. Ербь в 9,8 км к северо–западу от моста, находящегося на полукольце "Братск – Тулун" к западу от д. Леоново, т.е. на исходную точку."

Черемшанка

Основана татарами-переселенцами с севера Уфимской губернии во время Столыпинской аграрной реформы в 1910 году (по другим данным 1909 год).

Вместе с деревнями Харагун, Новометелкина и участком Хор-Бутырский образует Черемшанское муниципальное образование.

Состоит из улиц Восточная, Железнодорожная, Советская и переулка Школьного.

В деревне есть средняя школа (55 учеников на сер. 2010 года) с краеведческим музеем.

Клуб, старое мусульманское кладбище.

Из книги Бобковой Г.И."Татарские общины Иркутской области": "Единственное поселение этого куста, сохранившееся до наших дней, – переселенческий участок Черемшанский, который был создан в 1909 г. Относился также к Око-Тагнинскому подрайону Тагнинской волости. Ссудная полоса в 200 рублей. Участок поселкового пользования. Общее число душевых долей – 349. Норма земельного надела на 1 душу мужского пола – 15 десятин, площадь удобной земли – 5 232 десятины. На 1 января 1911 г. мы не видим по ведомостям водворенных крестьян. Однако из 349 долей свободных – 161, следовательно, 188 не позднее 1910 г. были зачислены. Первые поселенцы прибыли в 1912 г., и на 1 января 1913 г. мы видим 22 семьи, в составе которых 59 мужчин, занявших 59 долей. В течение лета 1913 г. прибыло еще 24 семьи, и на 1 октября 1913 г. в Черемшанском числится 46 водворенных семей и занятых долей – 125. В октябре прибыла еще одна большая партия крестьян, и число семей достигло 82, занятых долей – 220. В мае 1914 г. прибыло еще пять семей, и число занятых долей увеличилось до 231. В дальнейшем число жителей немного уменьшилось и к концу 1915 г. составило 80 семей, в составе которых было 208 мужчин. Общее количество жителей Черемшанки в конце 1915 г. было около 400. По количеству свободных долей на участке можно про- следить всплеск интереса к нему, пик которого приходится на май 1914 г. В это время на участке осталось всего девять свободных долей. Однако к сентябрю 1915 г. их число увеличивается до 94. Следовательно, переселенцы отказались от этих участков и направились на другие, а то и вовсе не тронулись из родных мест. Безусловно, на их решение повлияло мнение тех, кто реально поселился в Черемшанке в 1914 г. Еще 47 долей, зачисленных переселенцами, к 1915 г. так и не были заняты. Почти все жители Черемшанки знают историю об ошибке ходоков, принявших замерзшее болото за пашню. Ее помнят и рассказывают до сих пор. Это обстоятельство могло быть причиной того, что некоторые семьи, зачислившие отрезки в Черемшанском переселенческом участке, отказались от переезда. Вот как рассказывает о жизни своих предков, татарских переселенцев из Черемшанки и Хор-Бутырино, одна из наших современниц: «Мой прадед Сахиб Юнусов приехал сюда 16-летним парнишкой из Уфимской губернии. В Тырети было переселенческое управление. Там новым переселенцам были выделены огородные участки, небольшие поля. Стали садить картошку, сеяли коноплю, ячмень, просо. На ручных мельницах мололи зерно, из конопли делали масло. Приезжим крестьянам отводили участки в тайге. Так появились нынешние села Черемшанка, Хор-Бутырино. Переселение сюда было зимой. Когда снег растаял, люди увидели, что им дали тайгу да болото, непригодное для земледелия место. Обратно на Родину пути нет, нет денег, да и никто их там не ждал. Многие не выдерживали дороги, холодной долгой зимы – умирали. Остальные стали приспосабливаться – нанимались осенью к богатым мужикам на работы в Троицке, Моисеевке, убирали их урожаи, получали вместо денег зерно, картошку, собирали ягоды, грибы, били орехи». Кроме земледелия, жители Черемшанки занимались охотой, рыбалкой, извозом, бортничеством. Были и те, кто покинул Черемшанку, переселился на другие участки. Не всегда эти сведения фиксировались в ве- домостях о водворении и зачислении. Например, житель Тайшета И. В. Латыпов так излагает историю своей семьи: «Дед был самоход. Сначала они приехали в Черемшанку (со слов, в 1906–1907 гг.), но там был везде лес, места для земледелия плохие. Стали искать степные земли, переехали в Чичиковскую Заларинского района. Там в 1936 году я и родился. Жена моя тоже Чичиковская, ее моя бабушка принимала, когда та родилась…»

В фондах Заларинского краеведческого музея есть воспоминания старожилов Черемшанки, записанные учителями средней школы по заданию музея в 1993 г. Изложенные в этих воспоминаниях факты точно соотносятся с документами ГАИО по срокам заселения переселенческого участка и дополняют их живыми деталями. Как утверждают старожилы, селение возникло в 1912 г., т. е. в этом году здесь появились первые жители. Среди первых поселенцев были Д. Давлетгареев, А. Мухомодьяров, Ф. Гильманов, Ф. Сафаров, Н. Гаталхаков, Г. Фатрутдинов и др. «Приехали зимой, увидели реку, лес и, как им показалось, луга. Возле реки построили несколько домов, некоторые семьи выкопали землянки. Но когда наступила весна, стало ясно, что это были не луга, а болота, и дома оказались на болоте. Пришлось их переставлять выше, где было суше. Некоторые семьи, увидев, что здесь нельзя заниматься земледелием, переехали в другие деревни. Оставшиеся семьи разработали возле домов участки вручную. Стали жить тем, что выручали с огорода. Благом было то, что в присаянской тайге было много ягоды, черемши (отсюда и пошло название Черемшанка), кедровых орехов, всякой дичи, зверья. Стали исследовать тайгу – нашли кедрачи, ягодные россыпи. Магазина не было, ездили за продуктами в Хор-Тагну, которая находилась в 22 км от Черемшанки. Не все еще хорошо обосновались, как началась Первая мировая война. Всех мужчин забрали на фронт. После Первой мировой войны появились первые русские и украинцы. Свое место они назвали «Новая Черемшанка»… Где-то в 1915–1916 г. построили мечеть. Сначала там моли- лись, выполняли религиозные обряды. Потом в мечети учили грамоте на арабской графике. Это было до 1920 г. Потом открыли ликбез…» В данных воспоминаниях указывается конкретное количество татарских семей, приехавших в Черемшанку в 1912 г., – 28. Однако эта цифра расходится с той, которая указана в ведомостях о водворении и зачислении. Это расхождение может иметь два толкования. Первое: с течением лет в воспоминания вкралась ошибка, и на самом деле в 1912 г. приехало 22 семьи, как указано в ведомостях о водворении. Второе: жители села вели счет большим семьям, состоящим из родных и двоюродных братьев, отцов и сыновей, других родственников. По ведомостям такая семья состояла уже из двух-трех, а то и более, так как семья делилась: строили отдельные дома, имели свои приусадебные участки. Однако, поскольку подворных записей и списков не сохранилось, восстановить точнее картину на сегодняшний день не представляется возможным. Черемшанка стала своеобразным духовным и культурным центром татар-переселенцев. Об этом говорит тот факт, что именно там была построена мечеть. По рассказам старожилов, записанным поисковой группой Черемшанской средней школы, Черемшанская мечеть строилась совместными усилиями жителей. Этот очаг религиозной культуры в далекой глубинке, в отрогах Саян, представлял собой строение, возвышавшееся над остальными черемшанскими домами. Его высота была достигнута за счет специального высокого фундамента. Сложили мечеть из круглого леса. В верхней части здания находилась небольшая площадка. На нее перед восходом и закатом солнца поднимался муэдзин, призывавший на молитву. В мечеть ходили только мужчины. Муллой был один из местных жителей, переселенец из Казанской губернии А. Гильманов."

Калтук

Название происходит от слова «калтус» — болото, кочковатая пойма, заросшая кустарником и мелким лесом.

Впервые упоминается в литературе в 1723 году (2 двора, 2 пашенных крестьянина).

В 1912 году в Калтуке насчитывалось 29 дворов, 140 человек.

Численность населения в 2005 году составляет 2069 человек.

Во время затопления водохранилища в село переселились Малая и Большая Када – 125 дворов.

В Калтуке имеется средняя школа на 320 учащих (министерская школа была открыта в 1899 году, средняя общеобразовательная школа – в 1956 году, начальная – в 1959 году, школа-интернат — в 1968 году), детская и взрослая библиотеки, СДК на 250 мест. В 1966 году открыта школа искусств на три отделения: музыкальное, художественное, хореографическое. Работает участковая больница.

В селе поставлен памятник погибшим воинам Великой Отечественной войны.

Крупное предприятие – Калтукское ЛПХ.

Калтук является центром сельской административной единицы.

Контакты

Администрация Калтукского сельского поселения

- почтовый адрес: 665780 Иркутская область, Братский район, с.Калтук, ул.Ленина, 39б;

- телефон главы администрации – Первых Сергей Николаевич – 401-376;

- электронная почта: adm.Kaltuk@mail.ru

Ссылки

  1. Братский район: администрация районного образования. Официальный сайт.
  2. Имена Братска: историкобиографический портал. 
  3. Черемшанка (Иркутская область). Путешественники.ру: сайт

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Авторский коллектив | Источник(и): Иркипедия | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2013 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 марта 2015

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Братский район | Сельские муниципальные образования (сельские поселения)