Новости

Климат Байкала. Метеослужбы

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Метеорологическое «освоение» территории, прилегающей к оз. Байкал, началось довольно давно. Еще в 40-х годах XVIII века во времена Второй Камчатской экспедиции под руководством В. Беринга появились первые метеорологические станции в Селенгинске и Кяхте. Станции просуществовали недолго и были закрыты из-за отсутствия средств на их содержание. В 1735–1737 гг. на оз. Байкал проводил исследования отряд профессора Петербургской академии И.Г. Гмелина, который тоже входил в состав экспедиции. Именно этот отряд произвел несколько наблюдений магнитного склонения в районе озера. Затем на целое столетие метеорология в нашем крае была забыта.

Метеорологические наблюдения возобновились с прибытием сюда ссыльных декабристов. В 1841 г. академик А.Я. Купфер, основатель системы наблюдений в России, выехавший в Сибирь с целью обследования обсерваторий в Екатеринбурге, Нерчинске, Барнауле, переправил приборы для наблюдений в Селенгинск декабристу Н.А. Бестужеву.

Сначала Н.А. Бестужев производил наблюдения сам, а затем под его руководством их вел местный врач Кольберг, который позднее за свои труды был награжден золотой медалью Русского Географического общества. В различные годы, но с большими перерывами проводились метеонаблюдения в Верхнеудинске (1835–1838, 1847–1851, 1866 гг.). Сохранились сведения о том, что с 1847 г. по февраль 1851 г. наблюдения проводил сам смотритель училища. Температура воздуха отсчитывалась по ртутному и спиртовому термометрам, которые были установлены с северной стороны дома на высоте 7,6 м от поверхности земли.

Рис. 3.36. Атмосферные осадки. Атлас «Байкал», Москва, 1993 г.

Наблюдения проводились в разные периоды 3–4 раза в сутки и именовались так: «6 часов перед полуднем», «полдень», «6 часов пополудни», «10 часов пополудни». Записи имели примерно следующий вид: «небо светло, местами облаковато», «пополудни шел дождь».

В 1849 г. в Петербурге при Департаменте горных дел была создана Главная физическая обсерватория (ГФО). ГФО вместе с другими ведомствами начали создавать сеть метеорологических станций по всей России. В нашем далеком краю метеорологические наблюдения получили развитие только с 1885 г., с созданием Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории как филиальной обсерватории ГФО. В этот период организованы метеорологические станции в Баргузине, Кяхте (Троицкосавск), Селенгинске, Санаге (Ключевская), Верхнеудинске, Тунке, Бичуре. Необходимо отметить, что сеть метеорологических станций развивалась медленно, наблюдения часто прерывались, иногда очень надолго. Первыми метеорологами были, в основном, добровольцы-энтузиасты, получавшие мизерное вознаграждение или не получавшие его совсем. Трудом этих добровольцев – представителей русской интеллигенции: учителей, земских врачей, офицеров, священников, землемеров, грамотных крестьян – был внесен большой безвозмездный вклад в изучение нашего края.

Наблюдателям-метеорологам присваивалось звание корреспондентов ГФО. «К разряду сему могут принадлежать лица, занимающиеся метеорологическими или магнитными наблюдениями в разных местах России, которые примут на себя обязанности доставлять о тех местностях свои исследования».

Очередной организационный этап метеонаблюдений тесно связан с транспортным освоением сибирских территорий. 17 марта 1891 г. царь Александр III издал указ о начале строительства Транссибирской железной дороги, «повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами сибирские области сетью внутренних рельсовых сообщений». Для создания сети станций Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории были отпущены специальные средства, т.к. практическая важность гидрометеорологических наблюдений воспринималась достаточно остро. «Под руководством Директора Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории Андрея Викторовича Вознесенского, согласно указаниям и требованиям, изложенным в Инструкции Главной Физической Обсерватории применительно устройства метеорологических станций», в районе строительства железной дороги были открыты метеорологические станции Мысовая (1896), Верхняя Мишиха (1897), Кабанск (1898). Сохранились сведения, что станция Кабанск относилась к категории станций 2 разряда I класса. Первым заведующим станции был Н.А. Красильников. В 1902 г. на станции организовали еще и сейсмологические наблюдения.

На этот же период приходится планомерное развитие исследовательской деятельности на оз. Байкал, развивается судоходство. Результаты первых магнитных наблюдений (1735–1737 гг.) почти через 150 лет использовала экспедиция Ф.К. Дриженко в 1897–1903 гг при вычислении векового хода магнитного склонения. Экспедицией «водного генерала» (так местное население именовало Ф.К. Дриженко) были открыты несколько маяков в различных частях озера, построены маячные дома. При содействии директора Иркутской магнитно-метеорологической обсерватории А.В. Вознесенского при маяках были организованы метеорологические наблюдения. Это Харауз, Большой Ушканий остров, Туркинский маяк (с 1895 г. наблюдения проводились в Горячинске, затем перенесены на маяк), Дагарский маяк, Оймур, где визуально и с помощью простейших приборов с маяков велись наблюдения за атмосферными явлениями, температурой воздуха, направлением ветра.

Наблюдатели за погодой одновременно являлись смотрителями маяков. Недостаточная гидрометеорологическая изученность края приводила к просчетам при строительстве железной дороги. Так, например, при проектировании и строительстве Кругобайкальского участка железной дороги были приняты заниженные высоты мостовых переходов, отверстий в настилах. 30–31 июля 1901 г. прошли очень сильные ливневые дожди, за двое суток выпало 227,4 мм осадков, которые охватили довольно значительную площадь: 30 июля – 390 кв. верст, 31 июля – 358 кв. верст. За эти дни в Прибайкалье выпало 1660 миллионов ведер воды. Эти ливни причинили много вреда Забайкальской железной дороге (дороге за Байкалом), почтовому тракту вокруг Байкала, Кяхтинскому купеческому тракту и строящейся Кругобайкальской железной дороге. На Забайкальской железной дороге были снесены участки насыпи длиною до 40 сажень, повреждено много мостов. Особенной силой отличались размывы, причиненные разливом р. Мантурихи и небольших речек Култушной, Абрамихи и др. Движение по дороге в течение недели было прекращено на участке Мысовая–Верхнеудинск, пассажиры и багаж перевозились пароходами по Байкалу и Селенге. Телеграфная линия и почти все мосты по Кругобайкальскому тракту были уничтожены, поэтому было прекращено и почтовое сообщение между Култуком и Мысовой. Сильно пострадала и строящаяся Кругобайкальская дорога. По словам очевидцев, часть мостов, заготовленный лес и вырванные с корнем деревья носились в большом количестве около берега Байкала. В 1897 г. паводки на реках Хилке, Ингоде, Шилке размыли почти готовое железнодорожное полотно на протяжении 149 верст. Комитет по строительству Сибирской железной дороги был вынужден выделить средства для  Иркутской обсерватории на содержание метеорологических станций. Кроме того, в 1901 г. Управлением по постройке Забайкальской железной дороги была открыта метеостанция Переемная (1901). Не случайно в том же 1901 г. метеорологическая станция в Верхнеудинске перенесена к зданию железнодорожного вокзала. Начальник железной дороги И.И. Мразовский в 1913 г. определил координаты станции Кабанск и ее высоту над уровнем моря. Таким образом, значимость метеорологических наблюденй была оценена, сотрудничество между службами существовало. К началу первой мировой войны на территории современной Республики Бурятия действовали следующие метеорологические станции: Бичура, Баргузин,  Большой Ушканий остров, Туркинский Маяк, Троицкосавск, Романовка, Тарбагатай, Тунка, Верхнеудинск, Мысовая, Кабанск, Монды, Дагарский Маяк, Душкачанский маяк, Котельниковский маяк, Харауз, Аршан, Заиграево.

Источник: Байкал: природа и люди : энциклопедический справочник / Байкальский институт природопользования СО РАН ; [отв. ред. чл.-корр. А. К. Тулохонов] – Улан-Удэ : ЭКОС : Издательство БНЦ СО РАН, 2009. – 608 с.: цв. ил.

Метеослужба на Байкале

К концу XIX века в Европейской России имелась мощная сеть метеорологических станций. Их насчитывалось примерно 450, оборудованных необходимыми инструментами, т.е. по одной станции на 220 квадратных географических миль, что помогало делать штормовые предостережения и давать прогноз погоды. Приличная сеть метеостанций имелась на восточной границе Азии в Японии и в Китае.

Здесь, на востоке, проблемной была огромная территория Сибири, которая имела всего лишь 118 метеослужб, то есть по одной станции на 2000 квадратных географических миль. «При таких условиях Обсерватория не может давать достаточно надежных и точных ответов на предъявляемые ей вопросы о климатических данных со стороны военной и гражданской, со стороны сельских хозяев, медиков, инженеров и других техников, не говоря уже о полной невозможности посылать штормовые предостережения по нашему побережью Тихого океана и предсказания погоды вдоль строящейся линии железной дороги. Таким образом, развитие метеорологической сети в Сибири представляется необходимым не только для решения важнейших задач по климатологии земного шара и по циркуляции атмосферы, но оно требуется для всех отраслей государственного хозяйства и в особенности для обеспечения в будущем правильной эксплуатации Сибирской железной дороги, а также для устройства, в связи с Китайскою и Японскою сетями, системы штормовых предостережений вдоль нашего побережья Тихого океана, что особенно важно в виду предстоящего и желательного оживления торговых сношений этой окраины с Японией и другими странами»76. Первые метеорологические наблюдения на Байкале проводились в 1869-1870 гг., когда в Култуке Ксенжопольский в течение двух лет вел эту работу. Строительство железной дороги настоятельно требовало новой метеослужбы. Отдельные, возникшие по инициативе различных общественно-научных организаций метеостанции не могли удовлетворить государственную железную дорогу. Встал вопрос о создании целой сети метеослужб как на самом Байкале, так и вдоль линии Сибирской железной дороги. В частности, предусматривалось создать «службупредостережений о предстоящих метелях по линии Сибирской железной дороги, от Челябинска до Иркутска, и службу « штормовых предостережений на озере Байкал».

В 1895 году Иркутская обсерватория подняла вопрос перед Управлением по сооружению Забайкальской железной дороги об устройстве метеостанций на Байкале. В 1896 году два метеоцентра появилось в Лиственничном и Мысовой. Затем последовало создание станции в горах, в Верхней Мишихе.

В 1897 году в селе Голоустном по инициативе и на средства И.А. Пятидесятникова была устроена метеорологическая станция. Она была снабжена как перворазрядное учреждение подобного типа, имела специально поставленный для этого дом. «Годовые наблюдения этой станции, – читаем в записке директора Главной физической обсерватории, академика М. Рыкачева, – уже указали на некоторые метеорологические особенности, чрезвычайно интересные не только в научном, но и в практическом отношении. Доказано с полной ясностью частое появление чрезвычайно характерных и быстрых изменений в температуре и влажности; эти изменения непериодического характера настолько крупны и так часто повторяются, что совершенно маскируют правильный суточных ход элементов. Это обстоятельство указывает на настоятельную необходимость более подробного изучения неправильных отклонений для выяснения степени влияния этих местных отклонений температуры и влажности на общий ход погоды на Байкале. Подробное изучение этих быстрых и значительных изменений температуры и влажности будет иметь весьма важное значение для предсказаний погоды вообще, для штормовых предупреждений на Байкале в частности»1.

Но нужны были точные данные с разных точек акватории Байкала. И потому средства были выделы для организации метеостанции в Верхней Мишихе, которой заведовал известный в Сибири горный инженер Л.А. Ячевский. Директор главной физической обсерватории, академик Рыкачев особое значение придавал этой высокогорной станции.

Она находилась на расстоянии 30 верст от Байкала, была поднята на высоту 400 саженей над уровнем Байкала и имела «особенно важное значение для выяснения связи между появлением ветров и бурь на озере и общим распределением метеорологических элементов». Кроме того, «беспрерывные записи давления и температуры на этой станции, несомненно, представляли ценный материал для предугадывания штормов»2.

Наблюдательный пункт был также открыт в Лиственничном, в Мысовой. В 1897 же году Иркутской обсерватории удалось открыть станцию в с. Култук. 

Несколько станций появилось в районе уже в советское время. В частности, в Саянах на высоте 1400 метров над уровнем моря расположилась горнотаежная метеорологическая станция Хамар-Дабан Станция была открыта в 1932 году и была сразу же обеспечена самозаписывающей аппаратурой. Там велись круглосуточные наблюдения за движением ветра, температурой воздуха и почвы, влажностью воздуха, атмосферными осадками. Показания приборов по телефону передавались в Слюдянку, а оттуда в Иркутск. Но вернёмся к XIX веку: к 1898 году на Байкале действовало пять метеостанций.

Источник: Гольдфарб С.И. Мир Байкала / С.И. Гольдфарб ; цв. фот. … — Иркутск : Репроцентр A1, 2010.

Читайте в Иркипедии

Термины

  1. Тектоника и сейсмичность Прибайкалья
  2. Геоморфологическое строение побережья озера Байкал
  3. Палеогеография и биота Байкальского региона в позднем кайнозое
  4. Динамика изменений берегов
  5. Инженерно-геологические условия побережья
  6. Поверхностные воды
  7. Подземные воды
  8. Гидрогеохимический режим подземных вод
  9. Потепление климата и поверхностный сток
  10. Почвы
  11. Растительный мир
  12. Грибы и лишайники
  13. Высшие растения
  14. Растительность Прибайкалья

Другие ресурсы

  1. Иркутская гидрометеорологическая служба
  2. Пути сообщения на Байкале
  3. Изучение Байкала: хронология
  4. Погода
  5. Погода | Энциклопедия Иркутской области и Байкала
  6. Климат Байкала // Галазий Г. И. 

Литература

  1. АН СССР. Институт географии Сибири и Дальнего Востока. Природные условия и естественные ресурсы СССР. Предбайкалье и Забайкалье. - М.: "Наука", 1965. -491с.
  2. АН СССР. Сибирское отделение. Научный совет по тектонике Сибири. Тектоника Сибири. Том VII. Тектоника Забайкалья и некоторые общие вопросы геологических структур. -М.: "Наука", 1976. -264с.
  3. Ладейщиков Н.П. Сезонные метеорологические процессы и климатическое районирование // Динамика Байкальской впадины. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1975. С. 13-43.
  4. Соловьев В.Н., Шостакович В.Б. Сейши озера Байкал // Тр. Иркутской магнит. И метеоролог. Обсерватории. 1976. - Т. 1. - С. 56-60.
  5. Афанасьев А.Н. Колебания гидрометеорологического режима на территории СССР. -М.: Наука, 1967.  232 с

Примечания

  1.  РГИА. – Ф. 1273. – Оп.1, д.202. – Л. 15-15 об.
  2.  РГИА. – Ф. 1273. – Оп.1, д.202. – Л. 20.
Ссылки

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Составление Иркипедии. Авторы указаны | Источник(и): Источники указаны | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2014 | Дата последней редакции в Иркипедии: 25 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.

Материал размещен в рубриках:

Тематический указатель: Байкал | Физическая география и геология Байкала