История. Развитие судебной системы Приангарья // «Современная история Иркутской области: 1992-2012» Т. 2 (2012)

Вы здесь

Оглавление

На 90-е гг. XX в. и первые годы XXI в. приходится станов­ление современной судебной системы Российской Федерации, утверждение судебной власти в качестве самостоятельной и неза­висимой ветви государственной власти, закрепление статуса су­дей как гарантии их независимости. Социально-политические изменения, произошедшие в стране на рубеже 1980-90-х гг., при­вели к реформированию и судебной системы. Правовая среда, сложившаяся в СССР к началу реформ, характеризовалась при­оритетом политических решений и подзаконных актов органов исполнительной власти перед законами и конституционными ус­тановлениями. В реализации нормативных установок преоблада­ло административное решение, а не постановление суда [54].

Концепция судебной реформы, принятая Верховным Сове­том РСФСР 24 октября 1991 г., выдвинула в качестве основной задачи построение правового государства и утверждение судеб­ной власти как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от власти законодательной и исполнитель­ной. Принцип разделения властей свидетельствует о разграниче­нии отдельных государственно-властных полномочий между органами, относящимися к отдельным «ветвям» власти, в связи с чем каждый из таких органов осуществляет деятельность исклю­чительно в пределах собственной компетенции. Полномочия по отправлению правосудия могут реализовывать исключительно суды, образованные в соответствии с требованиями действующе­го законодательства [53]. Фактически в Концепции судебной ре­формы была изложена программа превращения Российской Фе­дерации в правовое государство. Судебная реформа была призва­на внести такие изменения в судебно-правовую систему страны, которые бы обеспечили свободный доступ к правосудию всем субъектам правоотношений.

Основные направления судебной реформы получили даль­нейшее развитие в Конституции Российской Федерации 1993 г., которая гарантировала каждому судебную защиту его прав и сво­бод. В Конституции РФ нашли отражение общепризнанные идеи и принципы, относящиеся к функционированию судебной систе­мы: равенство всех перед законом и судом, независимость судей, состязательность и равноправие сторон, приоритет международ­ных принципов и норм международного права. Конституция ус­тановила положение о финансировании судов в объеме, необхо­димом для полного и независимого осуществления правосудия. В ней также было закреплено построение судебной системы Рос­сийской Федерации и определены формы осуществления судеб­ной власти: посредством конституционного, гражданского, адми­нистративного и уголовного судопроизводства. Принятые в даль­нейшем законы укрепляли идеи независимого правосудия, регла­ментировали статус судей.

В развитии судебно-правовой реформы в современной Рос­сии можно выделить три периода. Началом первого справедливо считают 24 октября 1991 г. - день принятия Верховным Советом РСФСР Постановления «О Концепции судебной реформы в РСФСР» [21]. Второй этап связан с принятием Правительством РФ 20 октября 2001 г. Постановления «О федеральной целевой программе Развитие судебной системы России на 2002-2006 гг.» [23]. Третий период начался 21 сентября 2006 г., когда Прави­тельством РФ была утверждена федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 гг.» [22].

Как обоснованно отмечал Президент РФ Б. Ельцин в одном из ежегодных посланий Федеральному Собранию, построение эффективной судебной система усиливает другие ветви власти, способствует гражданскому миру и общественному согласию, делает организованной и сильной экономику, не говоря уже о ко­ренном перевороте в правовом сознании людей [52].

На первом этапе были приняты важнейшие законодательные акты, определившие структуру судебной системы, статус судей и процедуру судопроизводства: Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» [20], Федеральный кон­ституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» [6], Федеральный конституцион­ный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Россий­ской Федерации» [5], Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» [4], Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О миро­вых судьях в Российской Федерации» [18], Федеральный консти­туционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» [3], Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» [19].

На втором этапе судебной реформы на территории Россий­ской Федерации были созданы все виды судов, предусмотренные законодательством. Процессуальное законодательство было при­ведено в соответствие с конституционными положениями: при­няты новые Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [12], Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [16], Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [13], Кодекс Российской Федерации «Об адми­нистративных правонарушениях» [15]. Введение судов с участи­ем присяжных заседателей реально обеспечило конституционное право граждан на участие в отправлении правосудия. Возрожде­ние мировой юстиции облегчило гражданам доступ к правосу­дию, а введение должностей помощников судей позволило в зна­чительной мере освободить судей от технической работы, повысить эффективность их деятельности и сократить сроки рассмот­рения дел в судах.

Судебная система Российской Федерации - это взаимосвязан­ная и взаимообусловленная единая система (совокупность) всех су­дов государства, связанных между собой установленными законом взаимоотношениями [55]. В настоящее время судебная система Рос­сии построена в соответствии с национально-государственным уст­ройством и административно-территориальным делением страны и состоит из федеральных судов и судов субъектов, к которым от­носятся мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдик­ции. С первых лет XXI столетия в России в целом и в Иркутской области в частности наблюдается последовательный процесс ук­репления правовой основы в общественной жизни. Приобретен опыт функционирования всех ветвей государственной власти, в том числе и судебной. Прежде всего это выражается в повыше­нии роли судов и постепенном росте доверия к ним со стороны населения [42].

Организационно-распорядительные функции по обеспече­нию деятельности судебной власти впервые были сосредоточены внутри судебной системы - их выполняет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Для выражения ин­тересов судей как носителей судебной власти формируются орга­ны судейского сообщества, деятельность которых регламентиру­ется Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № ЗО-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» [14]. Ор­ганы судейского сообщества призваны содействовать совершен­ствованию судебной системы и судопроизводства; защищать права и законные интересы судей; участвовать в организацион­ном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждать авторитет судебной власти, обеспечивать выполнение судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

К началу судебной реформы в Иркутской области действо­вали 36 районных и городских народных судов со штатной чис­ленностью 263 судьи, Иркутский областной суд. Арбитражный суд Иркутской области [59, с. 239]. С принятием Конституции России из наименований судов исчезло слово «народный». Са­мым молодым судом в области стал Саянский городской суд, об­разованный в 1986 г. С 1987 г. в течение более 20 лет его воз­главляла Даутмерзаева Наталья Викторовна. Самым крупным судом области (27 судебных составов) являлся Ангарский город­ской суд под председательством Ягодиной Галины Анатольевны.

В 1993 г. председателем областного суда был назначен Вик­тор Филиппович Валуев. Существенной вехой в развитии Иркут­ского областного суда стало создание института присяжных в Приангарье. Большой вклад в организацию нового дела внес за­меститель председателя Иркутского областного суда Иван Миро­нович Попов. Благодаря его усилиям в кратчайшие сроки в Ир­кутске было оборудовано два судебных зала для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. Такие же залы были соз­даны в зданиях Иркутского областного суда в г. Ангарске и г. Братске. Первое дело с участием присяжных в Иркутске слуша­лось в феврале 2003 г. [59, с. 58].

Иркутский областной суд сегодня - один из крупнейших и профессиональных судейских коллективов России. С введением апелляционной инстанции в гражданское судопроизводство в 2012 г. и в уголовное в 2013 г. штатная численность суда увели­чилась. На сегодняшний день суд насчитывает 109 судей и 215 сотрудников аппарата [59, с. 60-61]. В структуре Иркутского об­ластного суда сформированы президиум, две судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, рассматривающие наиболее сложные и общественно значимые дела по первой и второй ин­станциям. В аппарат суда входят помощники судей, 9 отделов: финансово-бухгалтерский отдел; отдел материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта зданий; отдел государст­венной службы, кадров и спецчасть; отдел систематизации зако­нодательства и правовой информатизации; отдел статистики и обобщения судебной практики; отдел делопроизводства; отделы обеспечения судопроизводства по уголовным, административ­ным и гражданским делам; отдел по обеспечению деятельности апелляционной инстанции судебной коллегии по уголовным де­лам и суда кассационной инстанции. Вопросы организационного обеспечения деятельности суда возложены на администратора суда [59, с. 61].

Новый Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» определяет правовые основы судоустройства в Российской Феде­рации, устанавливает судебную систему, структуру судов и их компетенцию [35, с. 2042-2046]. В соответствии с ним областной суд рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляет иные полномочия в соот­ветствии с федеральными законами [1]. Так, количественный рост гражданских дел, рассматриваемых районными судами Ир­кутской области, обуславливает объем работы апелляционных инстанций. Судебной коллегией по гражданским делам Иркут­ского областного суда в 2013 г. рассмотрено более 9,5 тыс. апел­ляционных и частных жалоб (или 13,2 % от оконченных производством дел в районных судах) [52, с. 4-5].

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. № 109-ФЗ «О пре­образовании судов общей юрисдикции Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в связи с обра­зованием Иркутской области» суды Усть-Ордынского Бурятского автономного округа преобразованы в суды соответствующего района Иркутской области, действуют в прежних территориаль­ных границах [9]. Таким образом, в настоящее время на территории Иркутской области действует 42 районных суда со штатной численностью 340 федеральных судей. Районные суды являются вышестоящей (апелляционной) инстанцией по отношению к ми­ровым судьям. Рассмотрим статистические данные, иллюстри­рующие работу районных и городских судов, действующих на территории Иркутской области. Так, в 2003 г. на рассмотрение районных (городских) судов Иркутской области поступило 12 109 уголовных дел, в 2004 г. - 13 078 [58, с. 108]. В 2005 г. их число выросло и составило 13 232 уголовных дела [40, с. 24]. В 2006 г. на рассмотрение судов поступило 13 815 уголовных дел, в 2007 г. - 13 800 [49, с. 3]. Количество поступивших уголовных дел за 2010 г. составило 12 253, за 2011 г. - 11 610 [46, с. 1 7]. Та­ким образом, в настоящее время наблюдается некоторое сниже­ние числа уголовных дел, поступающих на рассмотрение горрайсудов. Это обусловлено, в частности, декриминализацией неко­торых составов преступлений, отнесением отдельных категорий дел к ведению мировых судов, а также иными факторами. Число административных дел в исследуемый период возрастало, хотя и незначительно. Так, в 2003 г. количество рассмотренных админи­стративных материалов составляло 5 598 дел, в 2004 г. - 5 982 [57, с. 114]. В 2005 г. это число увеличилось на 5,1 % и составило 6 286 дел [47, с. 38]. Что касается поступивших на рассмотрение районных (городских) судов Иркутской области гражданских дел, их число с 2002 г. значительно уменьшилось благодаря созданию института мировых судей, который «разгрузил» районные суды в связи с отнесением к подсудности мировых судов отдельных кате­горий дел. В 2001 г. на рассмотрение федеральных судов поступи­ло 74 153 дел, в 2002 г. - 34 371, в 2003 г. - 25 039, в 2004 г,- 27 228. Нагрузка судей по гражданским делам составила в 2003 г. 7,9 дела в месяц, в 2004 г. - 8 [39, с. 117]. В 2005 г. число граж­данских дел, поступивших в суды, увеличилось до 27 799. В це­лом при сравнении поступления гражданских дел за 10-летний период работы горрайсудов (с 1995 по 2005 г.) отмечается, что самое высокое поступление дел приходилось на 1998 г. С этого времени поступление гражданских дел в горрайсуды постепенно снижается. В 2003 г. в суды поступило наименьшее за указанный период число гражданских дел. С 2003 г. поступление дел в суды снова начинает увеличиваться. Удалось снизить и показатель числа дел, рассмотренных с нарушением сроков, установленных ГПК РФ, с 4 585 за 2003 г. до 3 695 за 2005 г. Нагрузка по окон­ченным делам за 2005 г. увеличилась в среднем до 8,4 дел в ме­сяц на одного судью [38, с. 31]. В 2006 г. на рассмотрение судов поступило 29 465 гражданских дел, в 2007 г. - 29 681. Среднеоб­ластная нагрузка на судей увеличилась с 8,7 дела в месяц в 2006 г. до 8,8 дела в 2007 г. [48, с. 6]. В последующем число гра­жданских дел, поступающих в федеральные суды общей юрис­дикции, значительно увеличивалось. Так, в 2010 г. оно составило 56 253 дел, в 2011 г. - 64 109 (рост на 14,0 %). При этом при воз­росшей нагрузке улучшились абсолютные и относительные пока­затели, характеризующие оперативность судебного разбиратель­ства гражданских дел. Так, в 2010 г. с нарушением процессуаль­ных сроков было окончено 2 057 дел, в 2011 г. - 606 дел, сниже­ние составило 70,5 %. Удельный вес дел, рассмотренных с нару­шением процессуальных сроков, уменьшился в четыре раза: с 3,6 % до 0,9 % [45, с. 20]. В настоящее время статистика вновь отмечает рост числа обращения жителей Приангарья за судебной защитой. Всего в 2013 г. судами региона рассмотрено свыше 400 тыс. дел. Количество гражданско-правовых споров в сравне­нии с 2012 г. увеличилось сразу на треть - до 320 тыс., из них районными и городскими судами рассмотрено свыше 73 тыс. дел. При этом, как отмечают заместители председателя Иркутского областного суда JI. М. Зуева и JI. Г. Корнюшина, при достаточно интенсивной нагрузке: в среднем по области в месяц - 20,6 дел на одного районного судью и 174,6 - на мирового, с нарушением процессуальных сроков рассмотрено 0,028 % от общего числа оконченных производством дел в районных судах и 0,4 % - ми­ровыми судьями. Анализ судебной статистики позволил опреде­лить срез социально-экономической ситуации в Приангарье. Так, 2012 г. был отмечен снижением трудовых споров - как по оплате труда - на 6,2 % (с 3 005 дел в 2012 г. до 2 818 дел - в 2013 г.), так и о восстановлении на работе - на 19 % (с 675 до 547 дел). Вместе с тем в Иркутской области, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается тенденция увеличения количества ис­ков, связанных с ненадлежащим исполнением гражданами своих обязательств. К примеру, число исков налоговых органов в рай­онные (городские) суды о взыскании налогов и сборов с физиче­ских лиц в нашем регионе выросло в 12 раз - до 9 198 дел, об оп­лате жилищно-коммунальных услуг - на 49 % (до 1 920 дел). Ко­личественный рост гражданских дел обусловил и объем работы апелляционных инстанций [37, с. 4]. В целом деятельность го­родских и районных судов в рассматриваемый период являлась эффективной, количество дел, поступавших на их рассмотрение, в разные годы было различным в зависимости от объективных факто­ров. Однако в целом интенсивность работы судов увеличивается, они стабильно функционируют, обеспечивая реализацию права ка­ждого на правосудие.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи входят в единую судебную систему Российской Федерации; полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конститу­ционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавли­вается также законами субъектов Российской Федерации.

29 декабря 1999 г. был принят Федеральный закон «Об об­щем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», предусматривающий в Ир­кутской области 117 мировых судей и соответствующее количе­ство судебных участков [17]. 6 апреля 2000 г. был принят Закон Иркутской области «О мировых судьях в Иркутской области» [31]. Тем самым была создана нормативно-правовая база для на­значения судей субъекта Российской Федерации и определения границ судебных участков. Первоначальный текст областного закона возлагал обязанности по обеспечению деятельности миро­вых судей в Иркутской области на Управление Судебного депар­тамента в Иркутской области, осуществляющее обеспечение дея­тельности федеральных судов общей юрисдикции. По инициати­ве судейского сообщества области Управлением Судебного де­партамента в Иркутской области были разработаны предложения о поэтапном введении должностей мировых судей, одобренные Постановлением губернатора области от 28 августа 2000 г. На основании них были внесены соответствующие изменения в Ре­естр должностей областной государственной службы.

Принятый Законодательным собранием Иркутской области 26 марта 2001 г. Закон Иркутской области «Об утверждении схе­мы и границ судебных участков мировых судей Иркутской об­ласти» установил границы 117 судебных участков с учетом чис­ленности населения, проживающего на территории каждого соз­даваемого судебного участка [29]. Согласно требованиям дейст­вовавшего на тот момент федерального закона численность насе­ления в одном судебном участке должна была составлять от 15 до30 тыс. чел. Таким образом, наибольшее число судебных участ­ков - 25 - было образовано в г. Иркутске, немногим меньше - 14 - в г. Братске и Братском районе, 13 - в г. Ангарске и Ангар­ском районе. Несмотря на то что численность населения в неко­торых районах области не достигала нормативной в 15 тыс. чел., были созданы отдельные судебные участки в Катангском, Балаганском, Ольхонском, Жигаловском, Мамско-Чуйском районах. 27 июня 2001 г. были назначены первые 56 кандидатов на долж­ности мировых судей на 5-летний срок полномочий. Среди пер­вых мировых судей - Долгих Святослав Геннадьевич, Балсунаев Владимир Ильич, Власова Валерия Анатольевна, Чупров Андрей Иванович, Орешкина Татьяна Ивановна, Иванова Ольга Никола­евна, Киселева Ольга Дмитриевна, Полозова Наталья Федоровна, Бурмакина Нина Юрьевна, Долбня Вадим Александрович, Коре­нева Татьяна Иннокентьевна, Сыроватская Роза Равильевна, Мо­розов Сергей Львович, Стефанков Дмитрий Витальевич, Шовкомуд Александр Петрович, Стряпунин Сергей Борисович и др. До конца 2001 г. было замещено 79 должностей мировых судей, или 68 % от общего числа судей. Так был сформирован основной корпус мировой юстиции области. Окончательно состав мировых судей определился к 2004 г. [59, с. 200-205]. Многие из мировых судей впоследствии были назначены на должности судей и пред­седателей районных судов, судей Иркутского областного суда и Арбитражного суда Иркутской области.

В соответствии с принятым законодательством на мировых судей легла большая нагрузка по рассмотрению уголовных, ад­министративных и гражданских дел. Мировые судьи рассматри­вали уголовные дела частного обвинения, дела о защите чести и достоинства, а также уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести, за совершение которых максимальное наказание, преду­смотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы. Введенный с 1 июля 2002 г. УПК РФ увеличил перечень статей, подсудных мировым судьям, и включил в него дела о преступле­ниях, за совершение которых максимальное наказание не превы­шает трех лет лишения свободы. Дальнейшая гуманизация сис­темы наказаний повлекла за собой изменение подсудности, пре­жде всего, по делам о преступлениях против собственности, ко­торые составляли основную массу уголовных дел (кража, гра­беж). Рассмотрение уголовных дел данной категории стало осу­ществляться не федеральными, а мировыми судами, что еще в большей степени увеличило их служебную нагрузку. Также в со­ответствии с законом к ведению мировых судей перешли многие категории гражданских дел и дел об административных правона­рушениях. Так, за 12 месяцев 2003 г. мировыми судьями Иркут­ской области было наложено штрафов и исчислено к уплате гос­пошлины на сумму свыше 30 млн руб. Из них реально поступило в бюджет более 18 млн руб. За непродолжительное время осуще­ствления правосудия мировыми судьями Иркутской области ока­зана реальная помощь судьям районных судов в снижении их служебной нагрузки. Так, мировыми судьями Иркутской области за 2003 г. было рассмотрено свыше 104 491 уголовных, граждан­ских и административных дел, что составило 71 % всех дел, по­ступивших в суды общей юрисдикции Иркутской области. Пока­затели числа дел, рассмотренных мировыми судьями, свидетель­ствуют о высокой степени нагрузки на них, которая увеличива­лась с каждым годом: в 2001 г. она составляла в среднем 7 дел на одного судью в месяц, в 2002 г. - 49,5 дел на одного судью, в 2003 г. - 75 дел на одного судью. Для сравнения: в среднем на одного судью районного суда нагрузка по оконченным делам в среднем составила: за 2001 г. - 35 дел в месяц, за 2002 г. - 17 дел в месяц, за 2003 г. - 12 дел в месяц. Таким образом, за счет уве­личения нагрузки на мировых судей служебная нагрузка на феде­ральных судей снизилась почти в три раза. Перераспределение судебной нагрузки в сторону мировой юстиции позволило пере­нести акцент частных правоотношений с федерального уровня на более приближенный к гражданам - уровень судебного участка мирового судьи [50]. В дальнейшем количество дел, поступавших на рассмотрение мировых судей, продолжало расти. К примеру, за 12 месяцев 2005 г. всего в производстве мировых судей Иркутской области находилось 9546 уголовных дел, включая остаток неоконченных дел за 2004 г. - 2 037 уголовных дел, что на 24,9 % больше, чем за 12 месяцев 2004 г. Доля рассмотренных уголов­ных дел от общего количества дел, находящихся в производстве за 12 месяцев 2004 г., составляла 73,4 %, за 12 месяцев 2005 г. – 73,3 %. Поступление уголовных дел за 12 месяцев 2005 г. увели­чилось с 6 383 до 7 509, или на 17,6%. Число уголовных дел, оконченных производством, увеличилось с 5 607 до 6 999, или на 24,8 %. В связи с большим числом рассматриваемых дел и высо­кой нагрузкой судей происходило нарушение процессуальных сроков рассмотрения дел. Так, за 12 месяцев 2004 г. судебное разбирательство было начато с нарушением процессуальных сро­ков по 933 делам, что составляло 16,6% от общего числа всех оконченных уголовных дел. В 2005 г. нарушение процессуальных сроков имело место по 959 делам, что составляло 13,7 % от числа оконченных уголовных дел. При этом, к примеру, число лиц, в отношении которых был вынесен обвинительный приговор, увеличилось с 1 744 в 2004 г. до 2 834 человек в 2005 г., или на 62,5 % [56, с. 28]. Количество уголовных дел в последующий пе­риод продолжало расти. Так, в 2006 г. на рассмотрение мировых судей поступило 9 068 уголовных дел, а в 2007 г. - 9 615. Однако к этому периоду удалось улучшить ситуацию с оперативностью рассмотрения уголовных дел мировыми судами. В 2006 г. число дел, рассмотренных с нарушением сроков, составляло 9,7 %, а в 2007 г. - 8,7 % от числа рассмотренных дел [44, с. 18]. В течение 2010 г. в мировые суды Иркутской области поступило 10 691 уго­ловное дело, в 2011 г. - 9 030 уголовных дел [34, с. 9]. Количест­во поступавших на рассмотрение мировых судей Иркутской об­ласти гражданских дел также неуклонно росло. Так, в 2004 г. на рассмотрение мировых судей поступило 86 241 гражданское де­ло, в 2005 г. - уже 100 486 дел [36, с. 34]. В дальнейшем оно так­же продолжало расти. К примеру, в 2006 г. на рассмотрение ми­ровых судей поступило 105 451 гражданское дело, в 2007 г.- 140 984 дел [43, с. 20]. В дальнейшем основные показатели рабо­ты мировых судей Иркутской области также свидетельствуют о стабильной тенденции к росту числа гражданских дел, посту­пающих на разрешение мировым судьям. Так, в 2010 г. на рас­смотрение мировых судов поступило 210 630 дел, в 2011 г.— 211 859 дел [51, с. 13]. На сегодняшний день проблема большого числа дел, поступающих на рассмотрение мировых судей, и их высокой нагрузки, остается весьма актуальной. Так, заместитель председателя Иркутского областного суда Л.Г. Корнюшина, ана­лизируя работу мировых судей региона, подчеркнула, что в 2013 г. при существенном росте рассмотренных на судебных уча­стках дел (более 320 тыс.), качество отправления правосудия – выше среднероссийского. Однако по-прежнему высокой остается нагрузка на мирового судью - 222 дела в месяц в среднем (по уголовным делам - 6,2; по гражданским — 174,6; по административным делам и материалам - 62,2), в то время как общероссий­ский показатель нагрузки на мировых судей в 2013 г. составил: 5,5 дел - по уголовным делам, 114,6 - по гражданским, 65,5 - по административным). Вместе с тем на отдельных участках миро­вых судей Иркутской области судебная нагрузка превышает 400 дел в месяц. Председатель Иркутского областного суда Н. П. Дубовик отмечал, что вопросы снижения нагрузки мировых судей обсуждаются в настоящее время на самом высоком уровне. Эта тема затрагивалась как на всероссийском совещании предсе­дателей судов субъектов Российской Федерации в Москве, так и на рабочей встрече с представителем Президента РФ в Сибир­ском федеральном округе В. А. Толоконским в г. Новосибирске. Предлагаются разные пути решения указанной проблемы, в том числе путем увеличения штатной численности мировых судей на 1,5 тыс. человек, а также упрощения процедур судебного разби­рательства [37, с. 4]. В целом рассмотренная статистика указыва­ет на тяжелые условия работы мировых судей Иркутской области как во время становления мировой юстиции, так и в дальнейший период. Однако, как было указано выше, создание института ми­ровых судей оправдало себя, позволило приблизить правосудие к населению, обеспечить каждому жителю Иркутской области воз­можность реализовать свое право на судебную защиту.

Законом Иркутской области от 15 ноября 2007 г. № 111 -03 «О мировых судьях в Иркутской области» было закреплено поло­жение, согласно которому материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется исполнительным ор­ганом государственной власти области, определенным администра­цией Иркутской области, за счет средств областного бюджета [27].

В 2001 г. для создания необходимых условий по отправле­нию правосудия и обеспечения бесперебойной работы судебных участков при Управлении Судебного департамента в Иркутской области был создан аппарат мировых судей. К его основным функциям были отнесены материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение мировых судей. Этот орган отличался от аппаратов мировых судей, образованных при мировых судьях для ведения делопроизводства и процессуальной деятельности на су­дебных участках. Финансирование расходов, осуществляемых аппаратом мировых судей, производилось из бюджета Иркутской области. Основной целью аппарата в тот период являлось форми­рование материально-технической базы для введения судебных участков. В Иркутске, Братске, Ангарске, Шелехове, Нижнеудинске и некоторых районах области помещения были предоставле­ны муниципалитетами, что значительно ускорило процесс введе­ния судебных участков. Управлением Судебного департамента были созданы достойные условия и стабильная материально- техническая база для отправления правосудия мировыми судья­ми. Однако решением Иркутского областного суда от 12 февраля 2002 г. были признаны противоречащими федеральному законо­дательству, недействующими и не подлежащими применению нормы абзаца 2 ч. 1 ст. 8 Закона Иркутской области «О мировых судьях в Иркутской области» в части возложения обязанности материально-технического обеспечения деятельности мировых судей на Управление Судебного департамента.

В связи с этим в октябре 2002 г. было принято постановле­ние администрации Иркутской области о создании самостоятель­ного органа исполнительной власти области - Управления по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области. С 2003 г. в системе исполнительных органов государственной вла­сти действует самостоятельный орган по обеспечению деятель­ности мировых судей Иркутской области. В рамках проводимой в стране административной реформы Управление было преобразо­вано в октябре 2005 г. в Департамент по обеспечению деятельно­сти мировых судей Иркутской области. Департамент по обеспе­чению деятельности мировых судей в своей повседневной работе тесно сотрудничает с Управлением Судебного департамента в Иркутской области. Они сотрудничают на основании Соглашения о порядке взаимодействия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей между Управлением Судебного департамента и губернатором Иркутской области. В разные годы Управление, а затем Департа­мент возглавляли известные юристы-практики области Игорь Ва­лерьевич Хайрюзов и Дмитрий Леонидович Сурков. С 2007 г. Департаментом руководит Оксана Викторовна Недорубкова.

Параллельно с мировой юстицией Иркутской области стано­вилась и развивалась мировая юстиция соседнего автономного округа. Законом округа от 28 декабря 2000 г. «О мировых судьях в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе» закреплялись те же основы статуса мировых судей, сроки полномочий, порядок их назначения и обеспечения, что и законом области [30]. На ос­новании закона Усть-Ордынского Бурятского автономного окру­га от 4 мая 2001 г. «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе» в округе было образовано 6 судебных участков (Аларский, Осинский, Боханский, Баяндаевский, Нукутский и Эхирит-Булагатский) и учреждено соответствующее число мировых судей [28].

В связи с принятием Федерального конституционного зако­на от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» на территории нового субъекта Российской Федерации в переходный период правосудие осуще­ствлялось мировыми судьями судебных участков, ранее создан­ных в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском авто­номном округе [2].

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изме­нения в ст. 1 Федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 21 июля 2007 г. в Иркутской области штатная численность на начало 2008 г. составляла 126 единиц [11]. Феде­ральным законом от 26 июня 2008 г. «О внесении изменения в статью 1 федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федера­ции» количество мировых судей в Иркутской области было уве­личено до 135 единиц [10].

В 2009 г. в целях формирования правовой базы нового субъ­екта Российской Федерации, а также в связи с принятием измене­ний в Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и ко­личестве судебных участков в субъектах Российской Федера­ции», устанавливающих 135 должностей мировых судей и такое же количество судебных участков, в Иркутской области (новом субъекте Российской Федерации) был разработан и принят Закон Иркутской области «О создании судебных участков и должно­стей мировых судей Иркутской области» от 4 марта 2009 г. [26]. Законом области от 13 декабря 2010 г. № 125-03 «О государст­венных должностях Иркутской области» мировые судьи включе­ны в перечень государственных должностей Иркутской области [25]. Законом Иркутской области от 24 декабря 2010 г. во испол­нение Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» были внесены изме­нения в областной закон «О мировых судьях в Иркутской облас­ти», устанавливающие порядок, сроки и формы прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей Иркутской области [24].

В первый же год работы мировых судей стало очевидным, что поставленная перед новым звеном судебной власти задача- снижение служебной нагрузки на судей общей юрисдикции фе­дерального уровня и, как следствие, обеспечение доступа граждан к правосудию, сокращение сроков рассмотрения судебных дел, упро­щение процедуры судопроизводства - выполнена полностью.

Мировые судьи назначаются на должность Законодательным собранием Иркутской области по представлению губернатора Иркутской области, основанному на представлении председателя Иркутского областного суда. Срок полномочий мирового судьи, впервые назначенного на должность, составляет три года. При повторном и последующих назначениях на должность мировой судья назначается на семь лет. Мировой судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу на собрании судей соот­ветствующего судебного района.

Рекомендация Комитета министров Совета Европы NR (94) 12 «О независимости, эффективности и роли судьи» от 13 октяб­ря 1994 г. устанавливает, что для обеспечения независимости и эффективности судебной власти государство должно обеспечить  судебные органы необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, а также персоналом для осуществления администра­тивно-технических работ. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее по тексту - Судебный депар­тамент) – новый федеральный государственный орган, уполно­моченный Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Феде­рации» на решение всех вопросов жизнедеятельности судов – кадровых, организационно-правовых, финансовых, материально- технических. Появление этой структуры внутри судебной систе­мы является одним из аспектов независимости и самостоятельно­сти судебной власти. В процессе реализации Концепции судеб­ной реформы из подведомственности органов юстиции изъяты и переданы самой судебной власти вопросы кадрового, ресурсного и организационного обеспечения деятельности судов. Основная задача Судебного департамента и его органов - способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей, ав­торитета судебной власти, не вмешиваясь при этом в осуществ­ление правосудия.

Управление Судебного департамента в Иркутской области как территориальный орган Судебного департамента ведет отсчет своей истории с 15 сентября 1998 г. Основные задачи и функции Управления на основании упомянутого выше Федерального за­кона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Россий­ской Федерации» определены Положением о нем, утвержденным генеральным директором Судебного департамента. К ним отно­сятся: организационно-правовое обеспечение деятельности судов, направленное на четкую и слаженную работу судов при отправ­лении правосудия; совершенствование форм и методов организа­ции работы судов при рассмотрении дел, сокращение сроков рас­смотрения дел за счет профессионального роста работников ап­парата судов, повышения степени ответственности и совершенст­вования вопросов организации работы; организация и проведение текущих и капитальных ремонтов помещений и зданий судов и Управления и подготовка их к эксплуатации в осенне-зимний пе­риод; укрепление и развитие имеющейся материально- технической базы судов и Управления; обеспечение соблюдения Управлением и судами принципа планирования, анализа и кон­троля; совершенствование форм и методов организации работы отделов и Управления в целом.

Первым начальником Управления Судебного департамента в Иркутской области стал Николай Степанович Новокрещенов, на­значенный на эту должность по рекомендации Совета судей Ир­кутской области. До назначения Н. С. Новокрещенов не один год возглавлял один из самых крупных судов области - Братский го­родской суд, затем Октябрьский районный суд г. Иркутска, яв­лялся председателем Совета судей области.

Сложная экономическая ситуация в стране не могла не отра­зиться на состоянии судебной системы. Финансирование судеб­ной деятельности производилось нерегулярно и не в полном объ­еме. Практически все здания судов являлись изначально постро­енными совсем для других целей и затем приспособленными под отправление правосудия, многие нуждались в капитальном или текущем ремонте. К 1 января 1999 г. в судах области имелось всего 125 компьютеров, и только Ангарский городской суд был полностью укомплектован оргтехникой; в 2 судах не было ни од­ного компьютера, в 12 судах - по одному, и то устаревших моде­лей [59, с. 239]. В условиях расширения сферы судебной компе­тенции, существенного увеличения поступающих в суды дел тре­бовались кардинальные меры, направленные, с одной стороны, на увеличение и укрепление судейского корпуса, а с другой сторо­ны - на внедрение новых технологий, позволяющих оптимизиро­вать и повысить эффективность судебной деятельности.

Основную задачу - содействие укреплению самостоятельно­сти судов и судебной власти, обеспечение полного и независимого правосудия - Управление Судебного департамента в Иркутской области решало и решает в тесном взаимодействии с Иркутским областным судом, органами судейского сообщества, органами госу­дарственной власти и местного самоуправления Иркутской области.

В первом полугодии 2000 г. в судах области введены долж­ности администраторов районных судов. Это способствовало по­вышению уровня организационного обеспечения деятельности судов и освобождению председателей судов от выполнения ими хозяйственных функций.

Знаменательным событием в этот год стало новоселье Усть-Илимского городского суда, строительство которого велось с 1992 г. К тому времени это было единственное здание, специаль­но спроектированное для отправления правосудия: здесь и про­сторные залы судебных заседаний, и необходимые для безупреч­ности судебной деятельности совещательные комнаты, и изоли­рованные конвойные помещения для подсудимых, находящихся под стражей [59, с. 240].

Важным шагом в совершенствовании судебной деятельности стало внедрение новых технологий. В 2004 г. для оптимизации этих процессов в области был создан региональный центр под­держки построения регионального сегмента АИС. Действовал этот центр на основании Соглашения о сотрудничестве между компанией «ИркутТелеком» и Управлением Судебного департа­мента. На сегодняшний день в судах области эксплуатируется 1 545 компьютеров, подсистемы ГАС «Правосудие» установлены на 1 432 рабочих местах, в том числе подсистемы «Судебное де­лопроизводство и статистика», «Судимость», «Банк судебных решений (судебная практика)», «Право», «Документооборот и обращения граждан», «Кадры», «ПОЭСО». Все суды области подключены к электронной почте. В каждом суде установлены комплекты правовых баз «КонсультантПлюс» и «Гарант» (более 1 270 рабочих мест). В судах установлено 47 информационных киосков. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №3 от 9 февраля 2012 г., в качестве дополнительных средств связи для оповещения участников судебных заседаний о месте, дате и времени рассмотрения дела в судах Иркутской об­ласти с сентября 2012 г. начала применяться процедура извеще­ния участников судопроизводства путем смс-сообщений, как аль­тернатива почтовым уведомлениям [33]. Поддержку и техниче­ское сопровождение внедрения и развития ГАС «Правосудие» обеспечивает отдел информатизации, созданный на базе Киров­ского районного суда г. Иркутска, который возглавляет Елена Павловна Гадеева. В декабре 2012 г. в судах Иркутской области успешно внедрена и функционирует система видеоконференцсвя­зи (ВКС), с помощью которой рассматриваются дела с участием лиц, находящихся под стражей либо отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также лиц, находящихся за пределами территории области. Для этих целей оборудованы 6 залов судеб­ных заседаний в судах области и 6 кабинетов в следственных изоляторах и исправительных колониях в городах Иркутске, Ан­гарске, Братске, Тайшете и Тулуне.

Дальнейшее совершенствование судебной деятельности и организационного обеспечения деятельности судов связано с внедрением в судопроизводство ювенальных и восстановитель­ных технологий при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Впервые в Сибири в Ангарском городском суде в 2006 г. судебные составы по делам несовершеннолетних выделены в отдельное здание, где кроме судей работают с подростками социальные педагоги и психолог. Позднее по такому же принципу в соответствии с областной программой профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних «Точка опоры» организована работа в Усольском городском суде, Падунском районном суде г. Братска. В 2013 г. апробированный с успехом опыт внедрен в работу Куйбышевского и Октябрьского районных судов г. Иркутска. Ангарский городской суд является базовым судом Иркутской области [59, с. 74]. В 2006 г. здесь прошел международный семинар «Ювенальная юстиция в Рос­сии - перспективы развития», участие в котором приняли около 100 человек, в том числе судьи из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Читы, других регионов России. В 2007 г. в Ангарске со­стоялся международный семинар по проблемам судебного адми­нистрирования, на котором отрабатывались новые технологии в судебном делопроизводстве. Ангарский суд одним из первых в России внедрил компьютерное распределение дел между судьями на основе разработанного здесь под руководством И. Н. Сухано­вой, председателя суда, математического алгоритма, учитываю­щего несколько компонентов. Этот опыт получил высокую оцен­ку со стороны участников семинара. В 2010 г. на базе Ангарского городского суда проведена научно-практическая конференция «Права детей в международном и отечественном праве: теория и практика», организованная совместно с Уполномоченным по правам человека в Иркутской области.

В 2008 г. Управление Судебного департамента было реорга­низовано. В соответствии с Федеральным конституционным за­коном от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», приказом Судебного департа­мента от 20 декабря 2007 г. № 157 «О реорганизации Управления Судебного департамента в Иркутской области и Отдела Судебно­го департамента в Усть-Ордынском Бурятском автономном окру­ге» в целях совершенствования структуры системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Управление Судебного департамента в Иркутской области и От­дел Судебного департамента в Усть-Ордынском Бурятском авто­номном округе, обеспечивающий деятельность судов округа, ре­организованы в форме присоединения к Управлению Судебного департамента в Иркутской области Отдела Судебного департа­мента в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе с 1 июля 2008 г.

За годы судебной реформы существенно укреплена матери­альная база районных, городских судов Иркутской области. В 1998 г. суды размещались в 40 зданиях общей площадью 35 513 кв. м, не соответствовавших статусу судебной власти. К 2013 г. для размещения судов Иркутской области и аппарата Управления имелись 54 здания площадью 62 264, 3 кв. м. Летом 2013 г. введены в эксплуатацию два здания для размещения Ле­нинского и Октябрьского районных судов г. Иркутска.

Федеральная целевая программа «Развитие судебной систе­мы России на 2007-2012 гг.», являющаяся третьим этапом совре­менной судебной реформы, предусматривает в качестве главной задачи обеспечение доступности и открытости правосудия. В этих целях в настоящее время Управление Судебного департа­мента стремится создать условия для открытия в судах структур­ных подразделений по приему граждан (приемных) без привле­чения судей, оснастить их компьютерной и другой оргтехникой. К настоящему времени такие приемные уже успели полностью зарекомендовать себя. Для информационной доступности на интернет-портале ГАС «Правосудие» зарегистрированы и активи­рованы интернет-сайты всех судов Иркутской области. Новый импульс эта работа получила в связи с реализацией Федерального закона от 22 декабря 2008 г. «Об обеспечении доступа к инфор­мации о деятельности судов в Российской Федерации» [8].

К числу органов судейского сообщества в субъектах Россий­ской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от  14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Россий­ской Федерации», относятся конференции судей, советы судей, квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи [14]. Эти органы являются выражением самостоятельности судебной власти в решении основных вопросов судейского корпуса. Одна­ко их история начинается еще в советский период судебной сис­темы. 17-18 октября 1991 г. по инициативе Председателя Вер­ховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедева, министра юстиции Н. В. Федорова и группы судей был созван I Всероссий­ский съезд судей, на котором было принято решение о создании Совета представителей судей, как органа, функционирующего в период между съездами, который был призван содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти. Во исполнение этого решения в каждом субъекте Российской Федерации были проведены конференции, избравшие по одному представителю в республиканский Совет. 12 февраля 1990 г. в Иркутске состоялся семинар-совещание народных судей Иркут­ской области, где был избран Совет председателей народных су­дов Иркутской области в количестве 11 чел. В него вошли: Брян­ский Павел Степанович – председатель Иркутского районного народного суда; Костромин Юрий Никитович - председатель Братского районного народного суда; Кочержинская Ольга Нико­лаевна - председатель Куйбышевского районного народного суда г. Иркутска; Кузнецов Владимир Александрович - председатель Шелеховского городского народного суда; Юдин Виктор Гаври­лович - председатель Ленинского районного народного суда г. Иркутска; Майсурадзе Татьяна Борисовна - председатель Сверд­ловского районного народного суда г. Иркутска; Мороз Василий Семенович - председатель Зиминского городского народного су­да; Першутов Анатолий Геннадьевич - исполняющий обязанно­сти председателя Октябрьского районного народного суда г. Ир­кутска; Шипчин Юрий Николаевич - председатель Усольского городского народного суда; Шрайтель Валерий Васильевич –  председатель Тулунского районного народного суда; Ягодина Галина Анатольевна - председатель Ангарского городского на­родного суда. Председателем Совета председателей народных судов Иркутской области был избран Брянский Павел Степано­вич, секретарем - Кочержинская Ольга Николаевна. По решению Совета председателей от 19 марта 1990 г. уже 30 марта была про­ведена первая конференция судей, где была обсуждена кандида­тура на должность начальника отдела юстиции Иркутского обл­исполкома. С учетом мнения конференции судей Совет народных депутатов Иркутской области утвердил в этой должности Попова Ивана Мироновича. 12 марта 1991 г. на конференции судей ут­верждено положение о Совете председателей народных судов, в котором были прописаны полномочия Совета. Совет избирался сроком на 5 лет. Не оправдавший доверия коллектива член Сове­та мог быть выведен из его состава решением конференции судей [59, с. 214-219].

Судьи уже тогда осознали, что успех судебной реформы на­ходится в их собственных руках, что от их активной позиции за­висит, состоится ли в России судебная власть, поэтому наряду с реализацией внутренних потребностей судейского сообщества в поле зрения Совета оказалось практическое содействие реализа­ции постановления Верховного Совета РСФСР «О концепции судебной реформы в РСФСР». На конференции обсуждался про­ект Основ гражданского законодательства, а также некоторые вопросы организации работы судов. Так, предлагалось создать рабочую группу для подготовки правил поведения в суде, а также обращение к председателю областного Совета народных депута­тов по поводу создания учебной базы по подготовке технических работников для работы в судах. В 1991 г. Советом председателей проведено 3 конференции по вопросам судебной реформы. На ноябрьской конференции от судейского корпуса Приангарья еди­ногласно избрана представителем в состав Высшего совета судей России Ягодина Галина Анатольевна, председатель Ангарского городского суда. 25 февраля 1992 г. на конференции судей при­нято решение о переименовании Совета председателей в Совет судей области. К 1993 г. Совет судей стал единственным орга­ном, объединяющим судей судов области. 2 марта 1995 г. на оче­редной конференции судей Иркутской области был утвержден регламент Совета судей Иркутской области, в котором были про­писаны основные принципы и формы работы Совета судей, определены рабочие органы Совета судей. Регламентом также был установлен порядок внесения, обсуждения вопросов и принятие решений конференцией, Советом судей, президиумом, группами и секциями Совета. Среди рабочих групп и секций Совета того времени были определены: жилищно-бытовая секция, редакци­онная группа, секция по безопасности судей и членов их семей, группа по работе с кадрами и судебно-статистическая группа. Регламент определял, что основной формой работы Совета судей является конференция, которая созывается ежегодно и проводится, как правило, в марте. На конференции, с согласия Совета судей, мо­гут присутствовать представители средств массовой информации.

Совет судей Иркутской области решал множество вопросов, связанных с судебной деятельностью: судебной практики и со­вершенствования законодательства; кадрового, организационно­го, ресурсного обеспечения судов; правового и социального по­ложения судей. Вплотную Совет судей занимался продвижением судебной реформы на территории области, осуществлял право­вую экспертизу законопроектов, касающихся обеспечения дея­тельности судебной системы Иркутской области, повышения со­циальных гарантий судей. На заседаниях Совета рассматривались вопросы, касающиеся основных направлений деятельности су­дейского сообщества, в том числе такие как: безопасность работы судей, работа конвойных подразделений области по обеспечению бесперебойной работы судов, обеспечение жильем судей и ра­ботников аппаратов судов области. Новым направлением в дея­тельности Совета судей этого созыва стала проверка жалоб и об­ращений граждан на волокиту при рассмотрении судебных дел отдельными судьями, проявление грубости, неуважения к людям в судах области, на отсутствие элементарных условий нахожде­ния в них посетителей. Изложенное выше позволило с уверенно­стью констатировать, что Совет судей – не почетно-номинальный орган, а постоянно действующий центр судейского сообщества, где не реже одного раза в месяц рассматриваются различные во­просы жизнеобеспечения судебной системы, в том числе улуч­шения деятельности судов региона в целом либо отдельных су­дов, категорий работников этих судов, судей и руководителей районных, городских судов области.

23 мая 2002 г. в Иркутске была созвана внеочередная конфе­ренция судей области в связи с принятием Федерального закона от 14 марта 2002 г. № ЗО-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Этот нормативный акт явился очеред­ным этапом судебной реформы, направленной на создание дейст­венной единой судебной системы. Он изменил порядок формиро­вания советов и квалификационных коллегий судей. Теперь в их состав должны входить представители всех существующих в об­ласти судов - арбитражного суда, военных судов, мировых судей. С учетом новых требований был сформирован состав Совета су­дей в количестве 17 человек, в том числе 3 судьи Иркутского об­ластного суда, 3 судьи Арбитражного суда Иркутской области, 7 судей районных судов, 3 мировых судьи и 1 судья гарнизонного военного суда. Совет судей области избирается сроком на 2 года.

Создание квалификационных коллегий (комиссий) предо­пределил Закон «О статусе судей в СССР». И первые квалифика­ционные коллегии появились в советский период развития су­дебных органов. Однако впервые Положение о квалификацион­ных коллегиях судей было утверждено Верховным Советом Рос­сийской Федерации 13 мая 1993 г. одновременно с утверждением Положения о квалификационной аттестации судей [32]. Положе­ние о квалификационных коллегиях судей предусматривало соз­дание нескольких квалификационных коллегий в зависимости от вида суда: квалификационная коллегия судей Верховного Суда, краев, областей, автономных округов и автономных областей, квалификационная коллегия судей арбитражных судов, квалифи­кационная коллегия судей военных округов, групп войск и фло­тов, а также Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации. Квалификационные коллегии избирались сро­ком на 3 года.

Квалификационная коллегия судей Иркутской области была избрана на конференции судей 18 декабря 1989 г. в составе 11 человек (5 судей областного суда и 6 судей районных судов). Председателем коллегии стала член Иркутского областного суда Дорохина Нина Сергеевна, заместителем председателя колле­гии - Ю. Н. Костромин, председатель Братского районного суда. В отчете коллегии на конференции судей в 1993 г. было отмече­но, что до октября 1992 г. коллегия осуществляла работу в соот­ветствии с Законом «О статусе судей в СССР»: оценивала подго­товленность кандидатов в судьи путем проведения квалификаци­онного экзамена, давала заключения о возможности выдвижения кандидатов в народные судьи или в члены областного суда, про­водила аттестацию судей, давала заключения об отзыве судей, рассматривала персональные дела о дисциплинарной ответствен­ности судей [41, с. 163-166]. Обсуждения кандидатур, рекомен­дованных к избранию на должность судьи, были острыми и не всегда решались в пользу кандидатов [59, с. 227-233].

Принятый в 2002 г. Федеральный закон «Об органах судей­ского сообщества в Российской Федерации» внес существенные коррективы не только в порядок формирования квалификацион­ных коллегий судей, но и в закрепление их статуса. Это постоян­но действующие органы, являющиеся основным рабочим инст­рументом судейского сообщества по формированию судейского корпуса, по контролю за соблюдением его членами Кодекса су­дейской этики. В состав квалификационной коллегии судей Ир­кутской области входят 13 судей, в числе которых представители Иркутского областного суда, Арбитражного суда Иркутской об­ласти, судьи районных судов, мировой судья и судья гарнизонно­го военного суда, избираемые конференцией судей путем тайного голосования, а также 7 представителей юридической обществен­ности, назначаемые в соответствии с Законом Иркутской области Законодательным собранием Иркутской области, и 1 представи­тель Президента РФ. В июле 2007 г. Указом Президента РФ № 995 в состав квалификационной коллегии судей Иркутской области назначен представитель Президента РФ Зайцев Констан­тин Борисович [59, с. 232].

Квалификационная коллегия наделяется следующими пол­номочиями: объявлять в средствах массовой информации об от­крытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, судей; организовывать проверку достоверности биографических и иных сведений, представлен­ных кандидатами на вакантные должности; давать рекомендации о назначении кандидатов на судейские должности, утверждать состав экзаменационных комиссий по приему квалификационно­го экзамена у кандидатов на должность судьи, приостанавливать, возобновлять либо прекращать полномочия судей; налагать дис­циплинарные взыскания на судей соответствующих судов за со­вершение ими дисциплинарного проступка, а также иными пол­номочиями, предусмотренными ст. 19 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ст. 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» квалификационная коллегия судей ежегодно утверждает состав судебной коллегии Иркутского областного суда для решения вопросов, связанных с ограничением неприкосновенности судьи, в том числе: о привле­чении судьи к административной ответственности; об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу; об осуществлении в отношении судьи оперативно­-розыскных мероприятий. В силу п. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и ст. 448 УПК РФ квалификационная коллегия судей дает согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо на привлечение его в качестве обвиняемо­го по другому уголовному делу.

В декабре 2011 г. в Федеральный закон от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» внесены изменения, в соответствии с которыми срок полномочий органов судейского сообщества в субъектах РФ составляет 4 года [7]. Этими же изменениями перечень органов судейского сооб­щества дополнен Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи, которые фор­мируются из числа:

1) судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных су­дов, при этом число судей судов общей юрисдикции и число су­дей арбитражных судов в составе соответствующей экзаменаци­онной комиссии должно быть равным и составлять не менее трех четвертей от общего числа членов экзаменационной комиссии;

2) преподавателей юридических дисциплин образовательных организаций высшего образования, научных работников, имею­щих ученую степень по юридической специальности, представи­телей общероссийских общественных объединений юристов, ко­торые осуществляют полномочия членов экзаменационных ко­миссий на платной основе.

Члены экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации избираются конференциями судей субъектов Россий­ской Федерации, тогда как ранее они формировались при органах юстиции, затем при управлениях Судебного департамента, а с 2002 г. экзаменационная комиссия формировалась квалификаци­онными коллегиями судей. Новый состав экзаменационной ко­миссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи в Иркутской области был избран 16 марта 2012 г.

Таким образом, в Иркутской области в период с 1991 г. была проведена серьезная работа по реализации Концепции судебной реформы. Деятельность судебных органов, органов судейского сообщества была направлена на построение правового государства и утверждение судебной власти как самостоятельной ветви власти. Можно с уверенностью говорить о том, что судебная реформа в Иркутской области полноценно реализована, обеспечен свободный доступ каждого к эффективному правосудию, основанному на принципах равенства всех перед законом и судом, независимости судей, состязательности и равноправия сторон, при­оритета международных принципов и норм международного права.

Литература

1.О судах общей юрисдикции в Российской Федерации : федер. конст. за­кон от 7 февр. 2011 г. № 1-ФКЗ (с послед, изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 898.

2.Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Рос­сийской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа: федер. конст. закон от 30 дек. 2006 г. № 6-ФЬСЗ // Собр. законодательства РФ. - 2007. - № 1(1 ч.). - Ст. 1.

3.О военных судах Российской Федерации : федер. конст. закон от 23 ию­ня 1999 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. - 1999. -№ 26. - Ст. 3170.

4.О судебной системе Российской Федерации : федер. конст. закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. - 1997. -№ I. -Ст. 1.

5.Об арбитражных судах в Российской Федерации : федер. конст. закон от 28 апр. 1995 г. № 1-ФКЗ// Собр. законодательства РФ,- 1995,- №18,- Ст. 1589.

6.О Конституционном Суде Российской Федерации : федер. конст. закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ// Собр. законодательства РФ. - 1994,- № 13.- Ст. 1447.

7.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных ко­миссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи : федер. закон от 3 дек. 2011 г. № 388-Ф3 // Собр. законодательства РФ. - 2011. - № 49 (ч. 5). - Ст. 7066.

8.Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Россий­ской Федерации : федер. закон от 22 дек. 2008 г. № 262-ФЗ // Собр. законода­тельства РФ. -2008. -№ 52 (ч. 1). - Ст. 6217.

9.О преобразовании судов общей юрисдикции Иркутской области и Усть- Ордынского Бурятского автономного округа в связи с образованием Иркутской области : федер. закон от 14 июля 2008 г. № 109-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2008. - № 29 (ч. 1). - Ст. 3409.

10.  О внесении изменения в статью 1 федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» : федер. закон от 26 июня 2008 г. № 99-ФЗ // Собр. законодательст­ва РФ. - 2008. - № 26. - Ст. 3018.

11.  внесении изменения в статью 1 Федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» : федер. закон от 21 июля 2007 г. № 162-ФЗ// Собр. законодатель­ства РФ. - 2007. - № 30. - Ст. 3776.

12.  Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 14 нояб. 2002 г. № 138 (с послед, изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. - 2002. -№ 46. - Ст. 4532.

13.  Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-фЗ // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.

14.  Об органах судейского сообщества в Российской Федерации : федер. закон от 14 марта 2002 г. № ЗО-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № ll.-Ст. 1022.

15.  Кодекс Российской Федерации «Об административных правонаруше­ниях» : федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (с послед, изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

16.  Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. за­кон от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (с послед, изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ.-2001.-№ 52(ч. 1), - Ст. 4921.

17.  Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 1999 г. № 218-ФЗ (с послед, изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. - 2000. — № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

18.  О мировых судьях в Российской Федерации : федер. закон от 17 дек. 1998 г. № 188-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1998. -№51.- Ст. 6270.

19.  О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федера­ции : федер. закон от 8 янв. 1998 г. № 7-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 223.

20.  О статусе судей в Российской Федерации : закон РФ от 26 июня 1992 г. №3132-1// Рос. газ. - 1992. - № 170. - 29 июля.

21. Концепции судебной реформы в РСФСР : постановление Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 № 1801-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991.-№44.-Ст. 1435.

22.  О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы Рос­сии» на 2007-2012 гг. : постановление Правительства Российской Федерации от 21 сент. 2006 г. № 583 // Собр. законодательства РФ. - 2006. -№ 41. - Ст. 4248.

23.  О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы Рос­сии» на 2002-2006 гг. : постановление Правительства Российской Федерации от 20 нояб. 2001 г. № 805 // Собр. законодательства РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4623.

24.  О внесении изменений в закон Иркутской области «О мировых судьях в Иркутской области» : закон Иркут, обл. от 24 дек. 2010 г. № 142-03 // Ведомо­сти Законодат. Собрания Иркут, обл. - 2011. - № 28 (том 1).

25.  О государственных должностях Иркутской области : закон Иркут, об­ласти от 13 дек. 2010 г. № 125-03// Ведомости Законодат. Собрания Иркут, обл.-20 !().-№ 26.

26.  О создании судебных участков и должностей мировых судей Иркут­ской области» : закон Иркут, обл. от 4 марта 2009 г. № 3-03 // Ведомости Зако­нодат. Собрания Иркут, обл. — 2009. - № 7 (том 1).

27.  О мировых судьях в Иркутской области: закон Иркут, области от 15 нояб. 2007 г. № 111-03 (с послед, изм. и доп.) // Ведомости Законодат. Соб­рания Иркут, обл. - 2007. - № 35 (том 1).

28.  О создании судебных участков и должностей мировых судей в Усть- Ордынском Бурятском автономном округе : закон Усть-Ордын. Бурят, автоном. округа от 4 мая 2001 г. № 30-03 (утратил силу) // Ведомости Думы Усть-Ордын. Бурят, автоном. округа. - 2002. - № 18.

29.  Об утверждении схемы и границ судебных участков мировых судей Иркутской области: закон Иркут, обл. от 26 марта 2001 г. № 16-03 (утратил силу) // Ведомости Законодат. Собрания Иркут, обл. - 2001. - № 5.

30.  О мировых судьях в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе : закон Усть-Ордын. Бурят, автоном. округа от 28 декабря 2000 г. № 149-03 (ут­ратил силу) // Панорама округа. - 2001. - № 5.

31.  мировых судьях в Иркутской области : закон Иркутской области от 6 апр. 2000 г. № 24-03 (утратил силу) // Ведомости Законодат. Собрания Иркут, обл. - 2000. - № 39.

32.  Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей : постановление Верхов. Совета РФот 13 мая 1993 г. №4960-1 (утратил силу)// Ведомости Съезда на­роди. депутатов Российской Федерации и Верхов. Совета Российской Федера­ции. - 1993. - № 24. - Ст. 856.

33.  О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верхов­ного Суда Российской Федерации : постановление Пленума Верхов. Суда РФ от 09 февр. 2012 г. № 3 // Бюл. Верховн. Суда РФ. - 2012. - № 4.

34.  Анализ работы мировых судей Иркутской области по рассмотрению уголовных дел и дел об административных правонарушениях за 12 месяцев 2011 г. // Бюл. Иркут, обл. суда, Упр. Суд. департамента в Иркут, обл., Совета судей Иркут, обл. - 2012. - № 47. - С. 9-13.

35.  Быков В. М. Новый Закон о судах общей юрисдикции в Российской Федерации: науч. коммеит. (часть 1)// Право и политика. - 2011,- № 12.— С. 2042-2046.

36.  Итоги работы мировых судей Иркутской области по рассмотрению гражданских дел по результатам работы за за 12 месяцев 2005 г. // Бюл. Упр. Суд. департамента в Иркут, обл. Спецвып. - 2006. - № 1. - С. 34—37.

37.  Итоги работы судов Иркутской области в 2013 г.: цифры, проблемы, перспективы// Бюл. Иркут, обл. суда. Упр. Суд. департамента в Иркут, обл., Совета судей Иркут, обл. - 2014. - № 55. - С. 4-5.

38.  Итоги работы федеральных судов общей юрисдикции по рассмотре­нию гражданских дел по результатам работы за 12 месяцев 2005 г. // Бюл. Упр. Суд. департамента в Иркут, обл. Спецвып. - 2006. - № 1. - С. 31-33.

39.  Итоги работы федеральных судов общей юрисдикции по рассмотре­нию гражданских дел по результатам работы за 12 месяцев 2004 г. // Бюл. Упр. Суд. департамента в Иркут, обл. - 2005. - № 24. - С. 117-125.

40.  Итоги работы федеральных судов общей юрисдикции Иркутской об­ласти по рассмотрению уголовных дел за 12 месяцев 2005 г. // Бюл. Упр. Суд. департамента в Иркут, обл. Спецвып. - 2006. - № 1. - С. 24-27.

41.  Иркутский областной суд (1937-2007).— Иркутск: Иркут, обл. тип. № 1 им. В. М. Посохина, 2007. - 304 с.

42.  Мелехин А. В. Судебная власть Российской Федерации : курс лекций // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

43.  О работе мировых судей Иркутской области по рассмотрению граж­данских дел за 12 месяцев 2007 г. // Бюл. Упр. Суд. департамента в Иркут, обл. Спецвып. - 2007. - № 12. - С. 20-21.

44.  О работе мировых судей Иркутской области по рассмотрению уголов­ных дел за 12 месяцев 2007 г.// Бюл. Упр. Суд. департамента в Иркут, обл. Спецвып. - 2007. - № 12. - С. 18-19.

45.  О работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских дел за 12 месяцев 201 1 г. // Бюл. Иркут, обл. суда. Упр. Суд. департамента в Иркут, обл., Совета судей Иркут, обл. - 2012. - № 47. - № 47. - С. 20-22.

46.  О работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел за 12 месяцев 2011 г.// Бюл. Иркут, обл. суда. Упр. Суд. департамента в Иркут, обл., Совета судей Иркут, обл. - 2012. - № 47. - С. 17-20.

47.  О работе федеральных судов общей юрисдикции Иркутской области по рассмотрению административных дел за 12 месяцев 2005 г. // Бюл. Упр. Су­дебного департамента в Иркут, обл. Спецвып. - 2006. - № 1. — С. 38-40.

48.  О работе федеральных судов общей юрисдикции Иркутской области по рассмотрению гражданских дел за 12 месяцев 2007 г. // Бюл. Упр. Суд. де­партамента в Иркут, обл. Спецвып. - 2007. - № 12. - С. 6-11.

49.  О работе федеральных судов общей юрисдикции Иркутской области по рассмотрению уголовных дел за 12 месяцев 2007 г. // Бюл. Упр. Суд. депар­тамента в Иркут, обл. Спецвыпуск. - 2007. - № 12. - С. 3-5.

50.  О результатах деятельности мировых судей Иркутской области: справка Упр. по обеспечению деятельности мировых судей Иркут, обл.

51.  Основные показатели работы мировых судей Иркутской области по рассмотрению гражданских дел по итогам 2011 г. // Бюл. Иркут, обл. суда. Упр. Суд. департамента в Иркут обл., Совета судей Иркут, обл. - 2012,- №47,- С. 13-16.

52.  Порядок во власти - порядок в стране (о положении в стране и основ­ных направлениях политики Российской Федерации): Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г. // Рос. газ. - 1997. — № 47.

53.  Постатейный комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» / под ред. В. А. Дмитриева // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справоч­ная правовая система.

54.  Радченко В. И. Судебная реформа в Российской Федерации : некото­рые теоретические и практические проблемы. - М.: Юстицинформ. 1999 // Кон­сультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

55.  Рыжаков А. П. Правоохранительные органы : учебник для вузов. 3-е изд., перераб. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

56.  Справка о работе мировых судей Иркутской области по рассмотрению уголовных дел за 12 месяцев 2005 г. // Бюл. Упр. Судеб, департамента в Иркут, обл. Спецвыпуск. - 2006. - № 1. - С. 28-30.

57.  Справка о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению админи­стративных дел за 12 месяцев 2004 г. // Бюл. Упр. Судеб, департамента в Иркут, обл.-2005.-№24.-С. 114-116.

58.  Справка о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголов­ных дел за 12 месяцев 2004 г. // Бюл. Упр. Судеб, департамента в Иркут, обл. - 2005. -№ 24. - С. 108-113.

59.  Судебная система Иркутской области: История и современность,— Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012.-259 с.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Т. Г. Эпова, Т. Л. Курас | Источник(и): Современная история Иркутской области: 1992-2012 годы : в 2 т. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012 | Том 2. Глава 3. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2015 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.