На 90-е гг. XX в. и первые годы XXI в. приходится становление современной судебной системы Российской Федерации, утверждение судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти, закрепление статуса судей как гарантии их независимости. Социально-политические изменения, произошедшие в стране на рубеже 1980-90-х гг., привели к реформированию и судебной системы. Правовая среда, сложившаяся в СССР к началу реформ, характеризовалась приоритетом политических решений и подзаконных актов органов исполнительной власти перед законами и конституционными установлениями. В реализации нормативных установок преобладало административное решение, а не постановление суда [54].
Концепция судебной реформы, принятая Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г., выдвинула в качестве основной задачи построение правового государства и утверждение судебной власти как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от власти законодательной и исполнительной. Принцип разделения властей свидетельствует о разграничении отдельных государственно-властных полномочий между органами, относящимися к отдельным «ветвям» власти, в связи с чем каждый из таких органов осуществляет деятельность исключительно в пределах собственной компетенции. Полномочия по отправлению правосудия могут реализовывать исключительно суды, образованные в соответствии с требованиями действующего законодательства [53]. Фактически в Концепции судебной реформы была изложена программа превращения Российской Федерации в правовое государство. Судебная реформа была призвана внести такие изменения в судебно-правовую систему страны, которые бы обеспечили свободный доступ к правосудию всем субъектам правоотношений.
Основные направления судебной реформы получили дальнейшее развитие в Конституции Российской Федерации 1993 г., которая гарантировала каждому судебную защиту его прав и свобод. В Конституции РФ нашли отражение общепризнанные идеи и принципы, относящиеся к функционированию судебной системы: равенство всех перед законом и судом, независимость судей, состязательность и равноправие сторон, приоритет международных принципов и норм международного права. Конституция установила положение о финансировании судов в объеме, необходимом для полного и независимого осуществления правосудия. В ней также было закреплено построение судебной системы Российской Федерации и определены формы осуществления судебной власти: посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Принятые в дальнейшем законы укрепляли идеи независимого правосудия, регламентировали статус судей.
В развитии судебно-правовой реформы в современной России можно выделить три периода. Началом первого справедливо считают 24 октября 1991 г. - день принятия Верховным Советом РСФСР Постановления «О Концепции судебной реформы в РСФСР» [21]. Второй этап связан с принятием Правительством РФ 20 октября 2001 г. Постановления «О федеральной целевой программе Развитие судебной системы России на 2002-2006 гг.» [23]. Третий период начался 21 сентября 2006 г., когда Правительством РФ была утверждена федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 гг.» [22].
Как обоснованно отмечал Президент РФ Б. Ельцин в одном из ежегодных посланий Федеральному Собранию, построение эффективной судебной система усиливает другие ветви власти, способствует гражданскому миру и общественному согласию, делает организованной и сильной экономику, не говоря уже о коренном перевороте в правовом сознании людей [52].
На первом этапе были приняты важнейшие законодательные акты, определившие структуру судебной системы, статус судей и процедуру судопроизводства: Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» [20], Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» [6], Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» [5], Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» [4], Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» [18], Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» [3], Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» [19].
На втором этапе судебной реформы на территории Российской Федерации были созданы все виды судов, предусмотренные законодательством. Процессуальное законодательство было приведено в соответствие с конституционными положениями: приняты новые Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [12], Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [16], Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [13], Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» [15]. Введение судов с участием присяжных заседателей реально обеспечило конституционное право граждан на участие в отправлении правосудия. Возрождение мировой юстиции облегчило гражданам доступ к правосудию, а введение должностей помощников судей позволило в значительной мере освободить судей от технической работы, повысить эффективность их деятельности и сократить сроки рассмотрения дел в судах.
Судебная система Российской Федерации - это взаимосвязанная и взаимообусловленная единая система (совокупность) всех судов государства, связанных между собой установленными законом взаимоотношениями [55]. В настоящее время судебная система России построена в соответствии с национально-государственным устройством и административно-территориальным делением страны и состоит из федеральных судов и судов субъектов, к которым относятся мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции. С первых лет XXI столетия в России в целом и в Иркутской области в частности наблюдается последовательный процесс укрепления правовой основы в общественной жизни. Приобретен опыт функционирования всех ветвей государственной власти, в том числе и судебной. Прежде всего это выражается в повышении роли судов и постепенном росте доверия к ним со стороны населения [42].
Организационно-распорядительные функции по обеспечению деятельности судебной власти впервые были сосредоточены внутри судебной системы - их выполняет Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются органы судейского сообщества, деятельность которых регламентируется Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № ЗО-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» [14]. Органы судейского сообщества призваны содействовать совершенствованию судебной системы и судопроизводства; защищать права и законные интересы судей; участвовать в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждать авторитет судебной власти, обеспечивать выполнение судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.
К началу судебной реформы в Иркутской области действовали 36 районных и городских народных судов со штатной численностью 263 судьи, Иркутский областной суд. Арбитражный суд Иркутской области [59, с. 239]. С принятием Конституции России из наименований судов исчезло слово «народный». Самым молодым судом в области стал Саянский городской суд, образованный в 1986 г. С 1987 г. в течение более 20 лет его возглавляла Даутмерзаева Наталья Викторовна. Самым крупным судом области (27 судебных составов) являлся Ангарский городской суд под председательством Ягодиной Галины Анатольевны.
В 1993 г. председателем областного суда был назначен Виктор Филиппович Валуев. Существенной вехой в развитии Иркутского областного суда стало создание института присяжных в Приангарье. Большой вклад в организацию нового дела внес заместитель председателя Иркутского областного суда Иван Миронович Попов. Благодаря его усилиям в кратчайшие сроки в Иркутске было оборудовано два судебных зала для рассмотрения дел с участием присяжных заседателей. Такие же залы были созданы в зданиях Иркутского областного суда в г. Ангарске и г. Братске. Первое дело с участием присяжных в Иркутске слушалось в феврале 2003 г. [59, с. 58].
Иркутский областной суд сегодня - один из крупнейших и профессиональных судейских коллективов России. С введением апелляционной инстанции в гражданское судопроизводство в 2012 г. и в уголовное в 2013 г. штатная численность суда увеличилась. На сегодняшний день суд насчитывает 109 судей и 215 сотрудников аппарата [59, с. 60-61]. В структуре Иркутского областного суда сформированы президиум, две судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, рассматривающие наиболее сложные и общественно значимые дела по первой и второй инстанциям. В аппарат суда входят помощники судей, 9 отделов: финансово-бухгалтерский отдел; отдел материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта зданий; отдел государственной службы, кадров и спецчасть; отдел систематизации законодательства и правовой информатизации; отдел статистики и обобщения судебной практики; отдел делопроизводства; отделы обеспечения судопроизводства по уголовным, административным и гражданским делам; отдел по обеспечению деятельности апелляционной инстанции судебной коллегии по уголовным делам и суда кассационной инстанции. Вопросы организационного обеспечения деятельности суда возложены на администратора суда [59, с. 61].
Новый Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» определяет правовые основы судоустройства в Российской Федерации, устанавливает судебную систему, структуру судов и их компетенцию [35, с. 2042-2046]. В соответствии с ним областной суд рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами [1]. Так, количественный рост гражданских дел, рассматриваемых районными судами Иркутской области, обуславливает объем работы апелляционных инстанций. Судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда в 2013 г. рассмотрено более 9,5 тыс. апелляционных и частных жалоб (или 13,2 % от оконченных производством дел в районных судах) [52, с. 4-5].
Федеральным законом от 14 июля 2008 г. № 109-ФЗ «О преобразовании судов общей юрисдикции Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в связи с образованием Иркутской области» суды Усть-Ордынского Бурятского автономного округа преобразованы в суды соответствующего района Иркутской области, действуют в прежних территориальных границах [9]. Таким образом, в настоящее время на территории Иркутской области действует 42 районных суда со штатной численностью 340 федеральных судей. Районные суды являются вышестоящей (апелляционной) инстанцией по отношению к мировым судьям. Рассмотрим статистические данные, иллюстрирующие работу районных и городских судов, действующих на территории Иркутской области. Так, в 2003 г. на рассмотрение районных (городских) судов Иркутской области поступило 12 109 уголовных дел, в 2004 г. - 13 078 [58, с. 108]. В 2005 г. их число выросло и составило 13 232 уголовных дела [40, с. 24]. В 2006 г. на рассмотрение судов поступило 13 815 уголовных дел, в 2007 г. - 13 800 [49, с. 3]. Количество поступивших уголовных дел за 2010 г. составило 12 253, за 2011 г. - 11 610 [46, с. 1 7]. Таким образом, в настоящее время наблюдается некоторое снижение числа уголовных дел, поступающих на рассмотрение горрайсудов. Это обусловлено, в частности, декриминализацией некоторых составов преступлений, отнесением отдельных категорий дел к ведению мировых судов, а также иными факторами. Число административных дел в исследуемый период возрастало, хотя и незначительно. Так, в 2003 г. количество рассмотренных административных материалов составляло 5 598 дел, в 2004 г. - 5 982 [57, с. 114]. В 2005 г. это число увеличилось на 5,1 % и составило 6 286 дел [47, с. 38]. Что касается поступивших на рассмотрение районных (городских) судов Иркутской области гражданских дел, их число с 2002 г. значительно уменьшилось благодаря созданию института мировых судей, который «разгрузил» районные суды в связи с отнесением к подсудности мировых судов отдельных категорий дел. В 2001 г. на рассмотрение федеральных судов поступило 74 153 дел, в 2002 г. - 34 371, в 2003 г. - 25 039, в 2004 г,- 27 228. Нагрузка судей по гражданским делам составила в 2003 г. 7,9 дела в месяц, в 2004 г. - 8 [39, с. 117]. В 2005 г. число гражданских дел, поступивших в суды, увеличилось до 27 799. В целом при сравнении поступления гражданских дел за 10-летний период работы горрайсудов (с 1995 по 2005 г.) отмечается, что самое высокое поступление дел приходилось на 1998 г. С этого времени поступление гражданских дел в горрайсуды постепенно снижается. В 2003 г. в суды поступило наименьшее за указанный период число гражданских дел. С 2003 г. поступление дел в суды снова начинает увеличиваться. Удалось снизить и показатель числа дел, рассмотренных с нарушением сроков, установленных ГПК РФ, с 4 585 за 2003 г. до 3 695 за 2005 г. Нагрузка по оконченным делам за 2005 г. увеличилась в среднем до 8,4 дел в месяц на одного судью [38, с. 31]. В 2006 г. на рассмотрение судов поступило 29 465 гражданских дел, в 2007 г. - 29 681. Среднеобластная нагрузка на судей увеличилась с 8,7 дела в месяц в 2006 г. до 8,8 дела в 2007 г. [48, с. 6]. В последующем число гражданских дел, поступающих в федеральные суды общей юрисдикции, значительно увеличивалось. Так, в 2010 г. оно составило 56 253 дел, в 2011 г. - 64 109 (рост на 14,0 %). При этом при возросшей нагрузке улучшились абсолютные и относительные показатели, характеризующие оперативность судебного разбирательства гражданских дел. Так, в 2010 г. с нарушением процессуальных сроков было окончено 2 057 дел, в 2011 г. - 606 дел, снижение составило 70,5 %. Удельный вес дел, рассмотренных с нарушением процессуальных сроков, уменьшился в четыре раза: с 3,6 % до 0,9 % [45, с. 20]. В настоящее время статистика вновь отмечает рост числа обращения жителей Приангарья за судебной защитой. Всего в 2013 г. судами региона рассмотрено свыше 400 тыс. дел. Количество гражданско-правовых споров в сравнении с 2012 г. увеличилось сразу на треть - до 320 тыс., из них районными и городскими судами рассмотрено свыше 73 тыс. дел. При этом, как отмечают заместители председателя Иркутского областного суда JI. М. Зуева и JI. Г. Корнюшина, при достаточно интенсивной нагрузке: в среднем по области в месяц - 20,6 дел на одного районного судью и 174,6 - на мирового, с нарушением процессуальных сроков рассмотрено 0,028 % от общего числа оконченных производством дел в районных судах и 0,4 % - мировыми судьями. Анализ судебной статистики позволил определить срез социально-экономической ситуации в Приангарье. Так, 2012 г. был отмечен снижением трудовых споров - как по оплате труда - на 6,2 % (с 3 005 дел в 2012 г. до 2 818 дел - в 2013 г.), так и о восстановлении на работе - на 19 % (с 675 до 547 дел). Вместе с тем в Иркутской области, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается тенденция увеличения количества исков, связанных с ненадлежащим исполнением гражданами своих обязательств. К примеру, число исков налоговых органов в районные (городские) суды о взыскании налогов и сборов с физических лиц в нашем регионе выросло в 12 раз - до 9 198 дел, об оплате жилищно-коммунальных услуг - на 49 % (до 1 920 дел). Количественный рост гражданских дел обусловил и объем работы апелляционных инстанций [37, с. 4]. В целом деятельность городских и районных судов в рассматриваемый период являлась эффективной, количество дел, поступавших на их рассмотрение, в разные годы было различным в зависимости от объективных факторов. Однако в целом интенсивность работы судов увеличивается, они стабильно функционируют, обеспечивая реализацию права каждого на правосудие.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи входят в единую судебную систему Российской Федерации; полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
29 декабря 1999 г. был принят Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», предусматривающий в Иркутской области 117 мировых судей и соответствующее количество судебных участков [17]. 6 апреля 2000 г. был принят Закон Иркутской области «О мировых судьях в Иркутской области» [31]. Тем самым была создана нормативно-правовая база для назначения судей субъекта Российской Федерации и определения границ судебных участков. Первоначальный текст областного закона возлагал обязанности по обеспечению деятельности мировых судей в Иркутской области на Управление Судебного департамента в Иркутской области, осуществляющее обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции. По инициативе судейского сообщества области Управлением Судебного департамента в Иркутской области были разработаны предложения о поэтапном введении должностей мировых судей, одобренные Постановлением губернатора области от 28 августа 2000 г. На основании них были внесены соответствующие изменения в Реестр должностей областной государственной службы.
Принятый Законодательным собранием Иркутской области 26 марта 2001 г. Закон Иркутской области «Об утверждении схемы и границ судебных участков мировых судей Иркутской области» установил границы 117 судебных участков с учетом численности населения, проживающего на территории каждого создаваемого судебного участка [29]. Согласно требованиям действовавшего на тот момент федерального закона численность населения в одном судебном участке должна была составлять от 15 до30 тыс. чел. Таким образом, наибольшее число судебных участков - 25 - было образовано в г. Иркутске, немногим меньше - 14 - в г. Братске и Братском районе, 13 - в г. Ангарске и Ангарском районе. Несмотря на то что численность населения в некоторых районах области не достигала нормативной в 15 тыс. чел., были созданы отдельные судебные участки в Катангском, Балаганском, Ольхонском, Жигаловском, Мамско-Чуйском районах. 27 июня 2001 г. были назначены первые 56 кандидатов на должности мировых судей на 5-летний срок полномочий. Среди первых мировых судей - Долгих Святослав Геннадьевич, Балсунаев Владимир Ильич, Власова Валерия Анатольевна, Чупров Андрей Иванович, Орешкина Татьяна Ивановна, Иванова Ольга Николаевна, Киселева Ольга Дмитриевна, Полозова Наталья Федоровна, Бурмакина Нина Юрьевна, Долбня Вадим Александрович, Коренева Татьяна Иннокентьевна, Сыроватская Роза Равильевна, Морозов Сергей Львович, Стефанков Дмитрий Витальевич, Шовкомуд Александр Петрович, Стряпунин Сергей Борисович и др. До конца 2001 г. было замещено 79 должностей мировых судей, или 68 % от общего числа судей. Так был сформирован основной корпус мировой юстиции области. Окончательно состав мировых судей определился к 2004 г. [59, с. 200-205]. Многие из мировых судей впоследствии были назначены на должности судей и председателей районных судов, судей Иркутского областного суда и Арбитражного суда Иркутской области.
В соответствии с принятым законодательством на мировых судей легла большая нагрузка по рассмотрению уголовных, административных и гражданских дел. Мировые судьи рассматривали уголовные дела частного обвинения, дела о защите чести и достоинства, а также уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы. Введенный с 1 июля 2002 г. УПК РФ увеличил перечень статей, подсудных мировым судьям, и включил в него дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы. Дальнейшая гуманизация системы наказаний повлекла за собой изменение подсудности, прежде всего, по делам о преступлениях против собственности, которые составляли основную массу уголовных дел (кража, грабеж). Рассмотрение уголовных дел данной категории стало осуществляться не федеральными, а мировыми судами, что еще в большей степени увеличило их служебную нагрузку. Также в соответствии с законом к ведению мировых судей перешли многие категории гражданских дел и дел об административных правонарушениях. Так, за 12 месяцев 2003 г. мировыми судьями Иркутской области было наложено штрафов и исчислено к уплате госпошлины на сумму свыше 30 млн руб. Из них реально поступило в бюджет более 18 млн руб. За непродолжительное время осуществления правосудия мировыми судьями Иркутской области оказана реальная помощь судьям районных судов в снижении их служебной нагрузки. Так, мировыми судьями Иркутской области за 2003 г. было рассмотрено свыше 104 491 уголовных, гражданских и административных дел, что составило 71 % всех дел, поступивших в суды общей юрисдикции Иркутской области. Показатели числа дел, рассмотренных мировыми судьями, свидетельствуют о высокой степени нагрузки на них, которая увеличивалась с каждым годом: в 2001 г. она составляла в среднем 7 дел на одного судью в месяц, в 2002 г. - 49,5 дел на одного судью, в 2003 г. - 75 дел на одного судью. Для сравнения: в среднем на одного судью районного суда нагрузка по оконченным делам в среднем составила: за 2001 г. - 35 дел в месяц, за 2002 г. - 17 дел в месяц, за 2003 г. - 12 дел в месяц. Таким образом, за счет увеличения нагрузки на мировых судей служебная нагрузка на федеральных судей снизилась почти в три раза. Перераспределение судебной нагрузки в сторону мировой юстиции позволило перенести акцент частных правоотношений с федерального уровня на более приближенный к гражданам - уровень судебного участка мирового судьи [50]. В дальнейшем количество дел, поступавших на рассмотрение мировых судей, продолжало расти. К примеру, за 12 месяцев 2005 г. всего в производстве мировых судей Иркутской области находилось 9546 уголовных дел, включая остаток неоконченных дел за 2004 г. - 2 037 уголовных дел, что на 24,9 % больше, чем за 12 месяцев 2004 г. Доля рассмотренных уголовных дел от общего количества дел, находящихся в производстве за 12 месяцев 2004 г., составляла 73,4 %, за 12 месяцев 2005 г. – 73,3 %. Поступление уголовных дел за 12 месяцев 2005 г. увеличилось с 6 383 до 7 509, или на 17,6%. Число уголовных дел, оконченных производством, увеличилось с 5 607 до 6 999, или на 24,8 %. В связи с большим числом рассматриваемых дел и высокой нагрузкой судей происходило нарушение процессуальных сроков рассмотрения дел. Так, за 12 месяцев 2004 г. судебное разбирательство было начато с нарушением процессуальных сроков по 933 делам, что составляло 16,6% от общего числа всех оконченных уголовных дел. В 2005 г. нарушение процессуальных сроков имело место по 959 делам, что составляло 13,7 % от числа оконченных уголовных дел. При этом, к примеру, число лиц, в отношении которых был вынесен обвинительный приговор, увеличилось с 1 744 в 2004 г. до 2 834 человек в 2005 г., или на 62,5 % [56, с. 28]. Количество уголовных дел в последующий период продолжало расти. Так, в 2006 г. на рассмотрение мировых судей поступило 9 068 уголовных дел, а в 2007 г. - 9 615. Однако к этому периоду удалось улучшить ситуацию с оперативностью рассмотрения уголовных дел мировыми судами. В 2006 г. число дел, рассмотренных с нарушением сроков, составляло 9,7 %, а в 2007 г. - 8,7 % от числа рассмотренных дел [44, с. 18]. В течение 2010 г. в мировые суды Иркутской области поступило 10 691 уголовное дело, в 2011 г. - 9 030 уголовных дел [34, с. 9]. Количество поступавших на рассмотрение мировых судей Иркутской области гражданских дел также неуклонно росло. Так, в 2004 г. на рассмотрение мировых судей поступило 86 241 гражданское дело, в 2005 г. - уже 100 486 дел [36, с. 34]. В дальнейшем оно также продолжало расти. К примеру, в 2006 г. на рассмотрение мировых судей поступило 105 451 гражданское дело, в 2007 г.- 140 984 дел [43, с. 20]. В дальнейшем основные показатели работы мировых судей Иркутской области также свидетельствуют о стабильной тенденции к росту числа гражданских дел, поступающих на разрешение мировым судьям. Так, в 2010 г. на рассмотрение мировых судов поступило 210 630 дел, в 2011 г.— 211 859 дел [51, с. 13]. На сегодняшний день проблема большого числа дел, поступающих на рассмотрение мировых судей, и их высокой нагрузки, остается весьма актуальной. Так, заместитель председателя Иркутского областного суда Л.Г. Корнюшина, анализируя работу мировых судей региона, подчеркнула, что в 2013 г. при существенном росте рассмотренных на судебных участках дел (более 320 тыс.), качество отправления правосудия – выше среднероссийского. Однако по-прежнему высокой остается нагрузка на мирового судью - 222 дела в месяц в среднем (по уголовным делам - 6,2; по гражданским — 174,6; по административным делам и материалам - 62,2), в то время как общероссийский показатель нагрузки на мировых судей в 2013 г. составил: 5,5 дел - по уголовным делам, 114,6 - по гражданским, 65,5 - по административным). Вместе с тем на отдельных участках мировых судей Иркутской области судебная нагрузка превышает 400 дел в месяц. Председатель Иркутского областного суда Н. П. Дубовик отмечал, что вопросы снижения нагрузки мировых судей обсуждаются в настоящее время на самом высоком уровне. Эта тема затрагивалась как на всероссийском совещании председателей судов субъектов Российской Федерации в Москве, так и на рабочей встрече с представителем Президента РФ в Сибирском федеральном округе В. А. Толоконским в г. Новосибирске. Предлагаются разные пути решения указанной проблемы, в том числе путем увеличения штатной численности мировых судей на 1,5 тыс. человек, а также упрощения процедур судебного разбирательства [37, с. 4]. В целом рассмотренная статистика указывает на тяжелые условия работы мировых судей Иркутской области как во время становления мировой юстиции, так и в дальнейший период. Однако, как было указано выше, создание института мировых судей оправдало себя, позволило приблизить правосудие к населению, обеспечить каждому жителю Иркутской области возможность реализовать свое право на судебную защиту.
Законом Иркутской области от 15 ноября 2007 г. № 111 -03 «О мировых судьях в Иркутской области» было закреплено положение, согласно которому материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляется исполнительным органом государственной власти области, определенным администрацией Иркутской области, за счет средств областного бюджета [27].
В 2001 г. для создания необходимых условий по отправлению правосудия и обеспечения бесперебойной работы судебных участков при Управлении Судебного департамента в Иркутской области был создан аппарат мировых судей. К его основным функциям были отнесены материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение мировых судей. Этот орган отличался от аппаратов мировых судей, образованных при мировых судьях для ведения делопроизводства и процессуальной деятельности на судебных участках. Финансирование расходов, осуществляемых аппаратом мировых судей, производилось из бюджета Иркутской области. Основной целью аппарата в тот период являлось формирование материально-технической базы для введения судебных участков. В Иркутске, Братске, Ангарске, Шелехове, Нижнеудинске и некоторых районах области помещения были предоставлены муниципалитетами, что значительно ускорило процесс введения судебных участков. Управлением Судебного департамента были созданы достойные условия и стабильная материально- техническая база для отправления правосудия мировыми судьями. Однако решением Иркутского областного суда от 12 февраля 2002 г. были признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению нормы абзаца 2 ч. 1 ст. 8 Закона Иркутской области «О мировых судьях в Иркутской области» в части возложения обязанности материально-технического обеспечения деятельности мировых судей на Управление Судебного департамента.
В связи с этим в октябре 2002 г. было принято постановление администрации Иркутской области о создании самостоятельного органа исполнительной власти области - Управления по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области. С 2003 г. в системе исполнительных органов государственной власти действует самостоятельный орган по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области. В рамках проводимой в стране административной реформы Управление было преобразовано в октябре 2005 г. в Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Иркутской области. Департамент по обеспечению деятельности мировых судей в своей повседневной работе тесно сотрудничает с Управлением Судебного департамента в Иркутской области. Они сотрудничают на основании Соглашения о порядке взаимодействия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей между Управлением Судебного департамента и губернатором Иркутской области. В разные годы Управление, а затем Департамент возглавляли известные юристы-практики области Игорь Валерьевич Хайрюзов и Дмитрий Леонидович Сурков. С 2007 г. Департаментом руководит Оксана Викторовна Недорубкова.
Параллельно с мировой юстицией Иркутской области становилась и развивалась мировая юстиция соседнего автономного округа. Законом округа от 28 декабря 2000 г. «О мировых судьях в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе» закреплялись те же основы статуса мировых судей, сроки полномочий, порядок их назначения и обеспечения, что и законом области [30]. На основании закона Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 4 мая 2001 г. «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе» в округе было образовано 6 судебных участков (Аларский, Осинский, Боханский, Баяндаевский, Нукутский и Эхирит-Булагатский) и учреждено соответствующее число мировых судей [28].
В связи с принятием Федерального конституционного закона от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» на территории нового субъекта Российской Федерации в переходный период правосудие осуществлялось мировыми судьями судебных участков, ранее созданных в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе [2].
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 21 июля 2007 г. в Иркутской области штатная численность на начало 2008 г. составляла 126 единиц [11]. Федеральным законом от 26 июня 2008 г. «О внесении изменения в статью 1 федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» количество мировых судей в Иркутской области было увеличено до 135 единиц [10].
В 2009 г. в целях формирования правовой базы нового субъекта Российской Федерации, а также в связи с принятием изменений в Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации», устанавливающих 135 должностей мировых судей и такое же количество судебных участков, в Иркутской области (новом субъекте Российской Федерации) был разработан и принят Закон Иркутской области «О создании судебных участков и должностей мировых судей Иркутской области» от 4 марта 2009 г. [26]. Законом области от 13 декабря 2010 г. № 125-03 «О государственных должностях Иркутской области» мировые судьи включены в перечень государственных должностей Иркутской области [25]. Законом Иркутской области от 24 декабря 2010 г. во исполнение Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» были внесены изменения в областной закон «О мировых судьях в Иркутской области», устанавливающие порядок, сроки и формы прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации мировых судей Иркутской области [24].
В первый же год работы мировых судей стало очевидным, что поставленная перед новым звеном судебной власти задача- снижение служебной нагрузки на судей общей юрисдикции федерального уровня и, как следствие, обеспечение доступа граждан к правосудию, сокращение сроков рассмотрения судебных дел, упрощение процедуры судопроизводства - выполнена полностью.
Мировые судьи назначаются на должность Законодательным собранием Иркутской области по представлению губернатора Иркутской области, основанному на представлении председателя Иркутского областного суда. Срок полномочий мирового судьи, впервые назначенного на должность, составляет три года. При повторном и последующих назначениях на должность мировой судья назначается на семь лет. Мировой судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу на собрании судей соответствующего судебного района.
Рекомендация Комитета министров Совета Европы NR (94) 12 «О независимости, эффективности и роли судьи» от 13 октября 1994 г. устанавливает, что для обеспечения независимости и эффективности судебной власти государство должно обеспечить судебные органы необходимыми финансовыми и материальными ресурсами, а также персоналом для осуществления административно-технических работ. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее по тексту - Судебный департамент) – новый федеральный государственный орган, уполномоченный Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» на решение всех вопросов жизнедеятельности судов – кадровых, организационно-правовых, финансовых, материально- технических. Появление этой структуры внутри судебной системы является одним из аспектов независимости и самостоятельности судебной власти. В процессе реализации Концепции судебной реформы из подведомственности органов юстиции изъяты и переданы самой судебной власти вопросы кадрового, ресурсного и организационного обеспечения деятельности судов. Основная задача Судебного департамента и его органов - способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей, авторитета судебной власти, не вмешиваясь при этом в осуществление правосудия.
Управление Судебного департамента в Иркутской области как территориальный орган Судебного департамента ведет отсчет своей истории с 15 сентября 1998 г. Основные задачи и функции Управления на основании упомянутого выше Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» определены Положением о нем, утвержденным генеральным директором Судебного департамента. К ним относятся: организационно-правовое обеспечение деятельности судов, направленное на четкую и слаженную работу судов при отправлении правосудия; совершенствование форм и методов организации работы судов при рассмотрении дел, сокращение сроков рассмотрения дел за счет профессионального роста работников аппарата судов, повышения степени ответственности и совершенствования вопросов организации работы; организация и проведение текущих и капитальных ремонтов помещений и зданий судов и Управления и подготовка их к эксплуатации в осенне-зимний период; укрепление и развитие имеющейся материально- технической базы судов и Управления; обеспечение соблюдения Управлением и судами принципа планирования, анализа и контроля; совершенствование форм и методов организации работы отделов и Управления в целом.
Первым начальником Управления Судебного департамента в Иркутской области стал Николай Степанович Новокрещенов, назначенный на эту должность по рекомендации Совета судей Иркутской области. До назначения Н. С. Новокрещенов не один год возглавлял один из самых крупных судов области - Братский городской суд, затем Октябрьский районный суд г. Иркутска, являлся председателем Совета судей области.
Сложная экономическая ситуация в стране не могла не отразиться на состоянии судебной системы. Финансирование судебной деятельности производилось нерегулярно и не в полном объеме. Практически все здания судов являлись изначально построенными совсем для других целей и затем приспособленными под отправление правосудия, многие нуждались в капитальном или текущем ремонте. К 1 января 1999 г. в судах области имелось всего 125 компьютеров, и только Ангарский городской суд был полностью укомплектован оргтехникой; в 2 судах не было ни одного компьютера, в 12 судах - по одному, и то устаревших моделей [59, с. 239]. В условиях расширения сферы судебной компетенции, существенного увеличения поступающих в суды дел требовались кардинальные меры, направленные, с одной стороны, на увеличение и укрепление судейского корпуса, а с другой стороны - на внедрение новых технологий, позволяющих оптимизировать и повысить эффективность судебной деятельности.
Основную задачу - содействие укреплению самостоятельности судов и судебной власти, обеспечение полного и независимого правосудия - Управление Судебного департамента в Иркутской области решало и решает в тесном взаимодействии с Иркутским областным судом, органами судейского сообщества, органами государственной власти и местного самоуправления Иркутской области.
В первом полугодии 2000 г. в судах области введены должности администраторов районных судов. Это способствовало повышению уровня организационного обеспечения деятельности судов и освобождению председателей судов от выполнения ими хозяйственных функций.
Знаменательным событием в этот год стало новоселье Усть-Илимского городского суда, строительство которого велось с 1992 г. К тому времени это было единственное здание, специально спроектированное для отправления правосудия: здесь и просторные залы судебных заседаний, и необходимые для безупречности судебной деятельности совещательные комнаты, и изолированные конвойные помещения для подсудимых, находящихся под стражей [59, с. 240].
Важным шагом в совершенствовании судебной деятельности стало внедрение новых технологий. В 2004 г. для оптимизации этих процессов в области был создан региональный центр поддержки построения регионального сегмента АИС. Действовал этот центр на основании Соглашения о сотрудничестве между компанией «ИркутТелеком» и Управлением Судебного департамента. На сегодняшний день в судах области эксплуатируется 1 545 компьютеров, подсистемы ГАС «Правосудие» установлены на 1 432 рабочих местах, в том числе подсистемы «Судебное делопроизводство и статистика», «Судимость», «Банк судебных решений (судебная практика)», «Право», «Документооборот и обращения граждан», «Кадры», «ПОЭСО». Все суды области подключены к электронной почте. В каждом суде установлены комплекты правовых баз «КонсультантПлюс» и «Гарант» (более 1 270 рабочих мест). В судах установлено 47 информационных киосков. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №3 от 9 февраля 2012 г., в качестве дополнительных средств связи для оповещения участников судебных заседаний о месте, дате и времени рассмотрения дела в судах Иркутской области с сентября 2012 г. начала применяться процедура извещения участников судопроизводства путем смс-сообщений, как альтернатива почтовым уведомлениям [33]. Поддержку и техническое сопровождение внедрения и развития ГАС «Правосудие» обеспечивает отдел информатизации, созданный на базе Кировского районного суда г. Иркутска, который возглавляет Елена Павловна Гадеева. В декабре 2012 г. в судах Иркутской области успешно внедрена и функционирует система видеоконференцсвязи (ВКС), с помощью которой рассматриваются дела с участием лиц, находящихся под стражей либо отбывающих наказание в виде лишения свободы, а также лиц, находящихся за пределами территории области. Для этих целей оборудованы 6 залов судебных заседаний в судах области и 6 кабинетов в следственных изоляторах и исправительных колониях в городах Иркутске, Ангарске, Братске, Тайшете и Тулуне.
Дальнейшее совершенствование судебной деятельности и организационного обеспечения деятельности судов связано с внедрением в судопроизводство ювенальных и восстановительных технологий при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Впервые в Сибири в Ангарском городском суде в 2006 г. судебные составы по делам несовершеннолетних выделены в отдельное здание, где кроме судей работают с подростками социальные педагоги и психолог. Позднее по такому же принципу в соответствии с областной программой профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних «Точка опоры» организована работа в Усольском городском суде, Падунском районном суде г. Братска. В 2013 г. апробированный с успехом опыт внедрен в работу Куйбышевского и Октябрьского районных судов г. Иркутска. Ангарский городской суд является базовым судом Иркутской области [59, с. 74]. В 2006 г. здесь прошел международный семинар «Ювенальная юстиция в России - перспективы развития», участие в котором приняли около 100 человек, в том числе судьи из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Читы, других регионов России. В 2007 г. в Ангарске состоялся международный семинар по проблемам судебного администрирования, на котором отрабатывались новые технологии в судебном делопроизводстве. Ангарский суд одним из первых в России внедрил компьютерное распределение дел между судьями на основе разработанного здесь под руководством И. Н. Сухановой, председателя суда, математического алгоритма, учитывающего несколько компонентов. Этот опыт получил высокую оценку со стороны участников семинара. В 2010 г. на базе Ангарского городского суда проведена научно-практическая конференция «Права детей в международном и отечественном праве: теория и практика», организованная совместно с Уполномоченным по правам человека в Иркутской области.
В 2008 г. Управление Судебного департамента было реорганизовано. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», приказом Судебного департамента от 20 декабря 2007 г. № 157 «О реорганизации Управления Судебного департамента в Иркутской области и Отдела Судебного департамента в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе» в целях совершенствования структуры системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Управление Судебного департамента в Иркутской области и Отдел Судебного департамента в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, обеспечивающий деятельность судов округа, реорганизованы в форме присоединения к Управлению Судебного департамента в Иркутской области Отдела Судебного департамента в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе с 1 июля 2008 г.
За годы судебной реформы существенно укреплена материальная база районных, городских судов Иркутской области. В 1998 г. суды размещались в 40 зданиях общей площадью 35 513 кв. м, не соответствовавших статусу судебной власти. К 2013 г. для размещения судов Иркутской области и аппарата Управления имелись 54 здания площадью 62 264, 3 кв. м. Летом 2013 г. введены в эксплуатацию два здания для размещения Ленинского и Октябрьского районных судов г. Иркутска.
Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2007-2012 гг.», являющаяся третьим этапом современной судебной реформы, предусматривает в качестве главной задачи обеспечение доступности и открытости правосудия. В этих целях в настоящее время Управление Судебного департамента стремится создать условия для открытия в судах структурных подразделений по приему граждан (приемных) без привлечения судей, оснастить их компьютерной и другой оргтехникой. К настоящему времени такие приемные уже успели полностью зарекомендовать себя. Для информационной доступности на интернет-портале ГАС «Правосудие» зарегистрированы и активированы интернет-сайты всех судов Иркутской области. Новый импульс эта работа получила в связи с реализацией Федерального закона от 22 декабря 2008 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [8].
К числу органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», относятся конференции судей, советы судей, квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи [14]. Эти органы являются выражением самостоятельности судебной власти в решении основных вопросов судейского корпуса. Однако их история начинается еще в советский период судебной системы. 17-18 октября 1991 г. по инициативе Председателя Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедева, министра юстиции Н. В. Федорова и группы судей был созван I Всероссийский съезд судей, на котором было принято решение о создании Совета представителей судей, как органа, функционирующего в период между съездами, который был призван содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти. Во исполнение этого решения в каждом субъекте Российской Федерации были проведены конференции, избравшие по одному представителю в республиканский Совет. 12 февраля 1990 г. в Иркутске состоялся семинар-совещание народных судей Иркутской области, где был избран Совет председателей народных судов Иркутской области в количестве 11 чел. В него вошли: Брянский Павел Степанович – председатель Иркутского районного народного суда; Костромин Юрий Никитович - председатель Братского районного народного суда; Кочержинская Ольга Николаевна - председатель Куйбышевского районного народного суда г. Иркутска; Кузнецов Владимир Александрович - председатель Шелеховского городского народного суда; Юдин Виктор Гаврилович - председатель Ленинского районного народного суда г. Иркутска; Майсурадзе Татьяна Борисовна - председатель Свердловского районного народного суда г. Иркутска; Мороз Василий Семенович - председатель Зиминского городского народного суда; Першутов Анатолий Геннадьевич - исполняющий обязанности председателя Октябрьского районного народного суда г. Иркутска; Шипчин Юрий Николаевич - председатель Усольского городского народного суда; Шрайтель Валерий Васильевич – председатель Тулунского районного народного суда; Ягодина Галина Анатольевна - председатель Ангарского городского народного суда. Председателем Совета председателей народных судов Иркутской области был избран Брянский Павел Степанович, секретарем - Кочержинская Ольга Николаевна. По решению Совета председателей от 19 марта 1990 г. уже 30 марта была проведена первая конференция судей, где была обсуждена кандидатура на должность начальника отдела юстиции Иркутского облисполкома. С учетом мнения конференции судей Совет народных депутатов Иркутской области утвердил в этой должности Попова Ивана Мироновича. 12 марта 1991 г. на конференции судей утверждено положение о Совете председателей народных судов, в котором были прописаны полномочия Совета. Совет избирался сроком на 5 лет. Не оправдавший доверия коллектива член Совета мог быть выведен из его состава решением конференции судей [59, с. 214-219].
Судьи уже тогда осознали, что успех судебной реформы находится в их собственных руках, что от их активной позиции зависит, состоится ли в России судебная власть, поэтому наряду с реализацией внутренних потребностей судейского сообщества в поле зрения Совета оказалось практическое содействие реализации постановления Верховного Совета РСФСР «О концепции судебной реформы в РСФСР». На конференции обсуждался проект Основ гражданского законодательства, а также некоторые вопросы организации работы судов. Так, предлагалось создать рабочую группу для подготовки правил поведения в суде, а также обращение к председателю областного Совета народных депутатов по поводу создания учебной базы по подготовке технических работников для работы в судах. В 1991 г. Советом председателей проведено 3 конференции по вопросам судебной реформы. На ноябрьской конференции от судейского корпуса Приангарья единогласно избрана представителем в состав Высшего совета судей России Ягодина Галина Анатольевна, председатель Ангарского городского суда. 25 февраля 1992 г. на конференции судей принято решение о переименовании Совета председателей в Совет судей области. К 1993 г. Совет судей стал единственным органом, объединяющим судей судов области. 2 марта 1995 г. на очередной конференции судей Иркутской области был утвержден регламент Совета судей Иркутской области, в котором были прописаны основные принципы и формы работы Совета судей, определены рабочие органы Совета судей. Регламентом также был установлен порядок внесения, обсуждения вопросов и принятие решений конференцией, Советом судей, президиумом, группами и секциями Совета. Среди рабочих групп и секций Совета того времени были определены: жилищно-бытовая секция, редакционная группа, секция по безопасности судей и членов их семей, группа по работе с кадрами и судебно-статистическая группа. Регламент определял, что основной формой работы Совета судей является конференция, которая созывается ежегодно и проводится, как правило, в марте. На конференции, с согласия Совета судей, могут присутствовать представители средств массовой информации.
Совет судей Иркутской области решал множество вопросов, связанных с судебной деятельностью: судебной практики и совершенствования законодательства; кадрового, организационного, ресурсного обеспечения судов; правового и социального положения судей. Вплотную Совет судей занимался продвижением судебной реформы на территории области, осуществлял правовую экспертизу законопроектов, касающихся обеспечения деятельности судебной системы Иркутской области, повышения социальных гарантий судей. На заседаниях Совета рассматривались вопросы, касающиеся основных направлений деятельности судейского сообщества, в том числе такие как: безопасность работы судей, работа конвойных подразделений области по обеспечению бесперебойной работы судов, обеспечение жильем судей и работников аппаратов судов области. Новым направлением в деятельности Совета судей этого созыва стала проверка жалоб и обращений граждан на волокиту при рассмотрении судебных дел отдельными судьями, проявление грубости, неуважения к людям в судах области, на отсутствие элементарных условий нахождения в них посетителей. Изложенное выше позволило с уверенностью констатировать, что Совет судей – не почетно-номинальный орган, а постоянно действующий центр судейского сообщества, где не реже одного раза в месяц рассматриваются различные вопросы жизнеобеспечения судебной системы, в том числе улучшения деятельности судов региона в целом либо отдельных судов, категорий работников этих судов, судей и руководителей районных, городских судов области.
23 мая 2002 г. в Иркутске была созвана внеочередная конференция судей области в связи с принятием Федерального закона от 14 марта 2002 г. № ЗО-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Этот нормативный акт явился очередным этапом судебной реформы, направленной на создание действенной единой судебной системы. Он изменил порядок формирования советов и квалификационных коллегий судей. Теперь в их состав должны входить представители всех существующих в области судов - арбитражного суда, военных судов, мировых судей. С учетом новых требований был сформирован состав Совета судей в количестве 17 человек, в том числе 3 судьи Иркутского областного суда, 3 судьи Арбитражного суда Иркутской области, 7 судей районных судов, 3 мировых судьи и 1 судья гарнизонного военного суда. Совет судей области избирается сроком на 2 года.
Создание квалификационных коллегий (комиссий) предопределил Закон «О статусе судей в СССР». И первые квалификационные коллегии появились в советский период развития судебных органов. Однако впервые Положение о квалификационных коллегиях судей было утверждено Верховным Советом Российской Федерации 13 мая 1993 г. одновременно с утверждением Положения о квалификационной аттестации судей [32]. Положение о квалификационных коллегиях судей предусматривало создание нескольких квалификационных коллегий в зависимости от вида суда: квалификационная коллегия судей Верховного Суда, краев, областей, автономных округов и автономных областей, квалификационная коллегия судей арбитражных судов, квалификационная коллегия судей военных округов, групп войск и флотов, а также Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации. Квалификационные коллегии избирались сроком на 3 года.
Квалификационная коллегия судей Иркутской области была избрана на конференции судей 18 декабря 1989 г. в составе 11 человек (5 судей областного суда и 6 судей районных судов). Председателем коллегии стала член Иркутского областного суда Дорохина Нина Сергеевна, заместителем председателя коллегии - Ю. Н. Костромин, председатель Братского районного суда. В отчете коллегии на конференции судей в 1993 г. было отмечено, что до октября 1992 г. коллегия осуществляла работу в соответствии с Законом «О статусе судей в СССР»: оценивала подготовленность кандидатов в судьи путем проведения квалификационного экзамена, давала заключения о возможности выдвижения кандидатов в народные судьи или в члены областного суда, проводила аттестацию судей, давала заключения об отзыве судей, рассматривала персональные дела о дисциплинарной ответственности судей [41, с. 163-166]. Обсуждения кандидатур, рекомендованных к избранию на должность судьи, были острыми и не всегда решались в пользу кандидатов [59, с. 227-233].
Принятый в 2002 г. Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» внес существенные коррективы не только в порядок формирования квалификационных коллегий судей, но и в закрепление их статуса. Это постоянно действующие органы, являющиеся основным рабочим инструментом судейского сообщества по формированию судейского корпуса, по контролю за соблюдением его членами Кодекса судейской этики. В состав квалификационной коллегии судей Иркутской области входят 13 судей, в числе которых представители Иркутского областного суда, Арбитражного суда Иркутской области, судьи районных судов, мировой судья и судья гарнизонного военного суда, избираемые конференцией судей путем тайного голосования, а также 7 представителей юридической общественности, назначаемые в соответствии с Законом Иркутской области Законодательным собранием Иркутской области, и 1 представитель Президента РФ. В июле 2007 г. Указом Президента РФ № 995 в состав квалификационной коллегии судей Иркутской области назначен представитель Президента РФ Зайцев Константин Борисович [59, с. 232].
Квалификационная коллегия наделяется следующими полномочиями: объявлять в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, судей; организовывать проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности; давать рекомендации о назначении кандидатов на судейские должности, утверждать состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи, приостанавливать, возобновлять либо прекращать полномочия судей; налагать дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов за совершение ими дисциплинарного проступка, а также иными полномочиями, предусмотренными ст. 19 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» квалификационная коллегия судей ежегодно утверждает состав судебной коллегии Иркутского областного суда для решения вопросов, связанных с ограничением неприкосновенности судьи, в том числе: о привлечении судьи к административной ответственности; об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу; об осуществлении в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий. В силу п. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и ст. 448 УПК РФ квалификационная коллегия судей дает согласие на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо на привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу.
В декабре 2011 г. в Федеральный закон от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» внесены изменения, в соответствии с которыми срок полномочий органов судейского сообщества в субъектах РФ составляет 4 года [7]. Этими же изменениями перечень органов судейского сообщества дополнен Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи, которые формируются из числа:
1) судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов, при этом число судей судов общей юрисдикции и число судей арбитражных судов в составе соответствующей экзаменационной комиссии должно быть равным и составлять не менее трех четвертей от общего числа членов экзаменационной комиссии;
2) преподавателей юридических дисциплин образовательных организаций высшего образования, научных работников, имеющих ученую степень по юридической специальности, представителей общероссийских общественных объединений юристов, которые осуществляют полномочия членов экзаменационных комиссий на платной основе.
Члены экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации избираются конференциями судей субъектов Российской Федерации, тогда как ранее они формировались при органах юстиции, затем при управлениях Судебного департамента, а с 2002 г. экзаменационная комиссия формировалась квалификационными коллегиями судей. Новый состав экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи в Иркутской области был избран 16 марта 2012 г.
Таким образом, в Иркутской области в период с 1991 г. была проведена серьезная работа по реализации Концепции судебной реформы. Деятельность судебных органов, органов судейского сообщества была направлена на построение правового государства и утверждение судебной власти как самостоятельной ветви власти. Можно с уверенностью говорить о том, что судебная реформа в Иркутской области полноценно реализована, обеспечен свободный доступ каждого к эффективному правосудию, основанному на принципах равенства всех перед законом и судом, независимости судей, состязательности и равноправия сторон, приоритета международных принципов и норм международного права.
1.О судах общей юрисдикции в Российской Федерации : федер. конст. закон от 7 февр. 2011 г. № 1-ФКЗ (с послед, изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 898.
2.Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа: федер. конст. закон от 30 дек. 2006 г. № 6-ФЬСЗ // Собр. законодательства РФ. - 2007. - № 1(1 ч.). - Ст. 1.
3.О военных судах Российской Федерации : федер. конст. закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. - 1999. -№ 26. - Ст. 3170.
4.О судебной системе Российской Федерации : федер. конст. закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. - 1997. -№ I. -Ст. 1.
5.Об арбитражных судах в Российской Федерации : федер. конст. закон от 28 апр. 1995 г. № 1-ФКЗ// Собр. законодательства РФ,- 1995,- №18,- Ст. 1589.
6.О Конституционном Суде Российской Федерации : федер. конст. закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ// Собр. законодательства РФ. - 1994,- № 13.- Ст. 1447.
7.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи : федер. закон от 3 дек. 2011 г. № 388-Ф3 // Собр. законодательства РФ. - 2011. - № 49 (ч. 5). - Ст. 7066.
8.Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации : федер. закон от 22 дек. 2008 г. № 262-ФЗ // Собр. законодательства РФ. -2008. -№ 52 (ч. 1). - Ст. 6217.
9.О преобразовании судов общей юрисдикции Иркутской области и Усть- Ордынского Бурятского автономного округа в связи с образованием Иркутской области : федер. закон от 14 июля 2008 г. № 109-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2008. - № 29 (ч. 1). - Ст. 3409.
10. О внесении изменения в статью 1 федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» : федер. закон от 26 июня 2008 г. № 99-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2008. - № 26. - Ст. 3018.
11. внесении изменения в статью 1 Федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» : федер. закон от 21 июля 2007 г. № 162-ФЗ// Собр. законодательства РФ. - 2007. - № 30. - Ст. 3776.
12. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 14 нояб. 2002 г. № 138 (с послед, изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. - 2002. -№ 46. - Ст. 4532.
13. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-фЗ // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.
14. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации : федер. закон от 14 марта 2002 г. № ЗО-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № ll.-Ст. 1022.
15. Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» : федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (с послед, изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
16. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (с послед, изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ.-2001.-№ 52(ч. 1), - Ст. 4921.
17. Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 1999 г. № 218-ФЗ (с послед, изм. и доп.) // Собр. законодательства РФ. - 2000. — № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
18. О мировых судьях в Российской Федерации : федер. закон от 17 дек. 1998 г. № 188-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1998. -№51.- Ст. 6270.
19. О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации : федер. закон от 8 янв. 1998 г. № 7-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 223.
20. О статусе судей в Российской Федерации : закон РФ от 26 июня 1992 г. №3132-1// Рос. газ. - 1992. - № 170. - 29 июля.
21. Концепции судебной реформы в РСФСР : постановление Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 № 1801-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991.-№44.-Ст. 1435.
22. О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 гг. : постановление Правительства Российской Федерации от 21 сент. 2006 г. № 583 // Собр. законодательства РФ. - 2006. -№ 41. - Ст. 4248.
23. О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 гг. : постановление Правительства Российской Федерации от 20 нояб. 2001 г. № 805 // Собр. законодательства РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4623.
24. О внесении изменений в закон Иркутской области «О мировых судьях в Иркутской области» : закон Иркут, обл. от 24 дек. 2010 г. № 142-03 // Ведомости Законодат. Собрания Иркут, обл. - 2011. - № 28 (том 1).
25. О государственных должностях Иркутской области : закон Иркут, области от 13 дек. 2010 г. № 125-03// Ведомости Законодат. Собрания Иркут, обл.-20 !().-№ 26.
26. О создании судебных участков и должностей мировых судей Иркутской области» : закон Иркут, обл. от 4 марта 2009 г. № 3-03 // Ведомости Законодат. Собрания Иркут, обл. — 2009. - № 7 (том 1).
27. О мировых судьях в Иркутской области: закон Иркут, области от 15 нояб. 2007 г. № 111-03 (с послед, изм. и доп.) // Ведомости Законодат. Собрания Иркут, обл. - 2007. - № 35 (том 1).
28. О создании судебных участков и должностей мировых судей в Усть- Ордынском Бурятском автономном округе : закон Усть-Ордын. Бурят, автоном. округа от 4 мая 2001 г. № 30-03 (утратил силу) // Ведомости Думы Усть-Ордын. Бурят, автоном. округа. - 2002. - № 18.
29. Об утверждении схемы и границ судебных участков мировых судей Иркутской области: закон Иркут, обл. от 26 марта 2001 г. № 16-03 (утратил силу) // Ведомости Законодат. Собрания Иркут, обл. - 2001. - № 5.
30. О мировых судьях в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе : закон Усть-Ордын. Бурят, автоном. округа от 28 декабря 2000 г. № 149-03 (утратил силу) // Панорама округа. - 2001. - № 5.
31. мировых судьях в Иркутской области : закон Иркутской области от 6 апр. 2000 г. № 24-03 (утратил силу) // Ведомости Законодат. Собрания Иркут, обл. - 2000. - № 39.
32. Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей и Положения о квалификационной аттестации судей : постановление Верхов. Совета РФот 13 мая 1993 г. №4960-1 (утратил силу)// Ведомости Съезда народи. депутатов Российской Федерации и Верхов. Совета Российской Федерации. - 1993. - № 24. - Ст. 856.
33. О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации : постановление Пленума Верхов. Суда РФ от 09 февр. 2012 г. № 3 // Бюл. Верховн. Суда РФ. - 2012. - № 4.
34. Анализ работы мировых судей Иркутской области по рассмотрению уголовных дел и дел об административных правонарушениях за 12 месяцев 2011 г. // Бюл. Иркут, обл. суда, Упр. Суд. департамента в Иркут, обл., Совета судей Иркут, обл. - 2012. - № 47. - С. 9-13.
35. Быков В. М. Новый Закон о судах общей юрисдикции в Российской Федерации: науч. коммеит. (часть 1)// Право и политика. - 2011,- № 12.— С. 2042-2046.
36. Итоги работы мировых судей Иркутской области по рассмотрению гражданских дел по результатам работы за за 12 месяцев 2005 г. // Бюл. Упр. Суд. департамента в Иркут, обл. Спецвып. - 2006. - № 1. - С. 34—37.
37. Итоги работы судов Иркутской области в 2013 г.: цифры, проблемы, перспективы// Бюл. Иркут, обл. суда. Упр. Суд. департамента в Иркут, обл., Совета судей Иркут, обл. - 2014. - № 55. - С. 4-5.
38. Итоги работы федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских дел по результатам работы за 12 месяцев 2005 г. // Бюл. Упр. Суд. департамента в Иркут, обл. Спецвып. - 2006. - № 1. - С. 31-33.
39. Итоги работы федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских дел по результатам работы за 12 месяцев 2004 г. // Бюл. Упр. Суд. департамента в Иркут, обл. - 2005. - № 24. - С. 117-125.
40. Итоги работы федеральных судов общей юрисдикции Иркутской области по рассмотрению уголовных дел за 12 месяцев 2005 г. // Бюл. Упр. Суд. департамента в Иркут, обл. Спецвып. - 2006. - № 1. - С. 24-27.
41. Иркутский областной суд (1937-2007).— Иркутск: Иркут, обл. тип. № 1 им. В. М. Посохина, 2007. - 304 с.
42. Мелехин А. В. Судебная власть Российской Федерации : курс лекций // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
43. О работе мировых судей Иркутской области по рассмотрению гражданских дел за 12 месяцев 2007 г. // Бюл. Упр. Суд. департамента в Иркут, обл. Спецвып. - 2007. - № 12. - С. 20-21.
44. О работе мировых судей Иркутской области по рассмотрению уголовных дел за 12 месяцев 2007 г.// Бюл. Упр. Суд. департамента в Иркут, обл. Спецвып. - 2007. - № 12. - С. 18-19.
45. О работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских дел за 12 месяцев 201 1 г. // Бюл. Иркут, обл. суда. Упр. Суд. департамента в Иркут, обл., Совета судей Иркут, обл. - 2012. - № 47. - № 47. - С. 20-22.
46. О работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел за 12 месяцев 2011 г.// Бюл. Иркут, обл. суда. Упр. Суд. департамента в Иркут, обл., Совета судей Иркут, обл. - 2012. - № 47. - С. 17-20.
47. О работе федеральных судов общей юрисдикции Иркутской области по рассмотрению административных дел за 12 месяцев 2005 г. // Бюл. Упр. Судебного департамента в Иркут, обл. Спецвып. - 2006. - № 1. — С. 38-40.
48. О работе федеральных судов общей юрисдикции Иркутской области по рассмотрению гражданских дел за 12 месяцев 2007 г. // Бюл. Упр. Суд. департамента в Иркут, обл. Спецвып. - 2007. - № 12. - С. 6-11.
49. О работе федеральных судов общей юрисдикции Иркутской области по рассмотрению уголовных дел за 12 месяцев 2007 г. // Бюл. Упр. Суд. департамента в Иркут, обл. Спецвыпуск. - 2007. - № 12. - С. 3-5.
50. О результатах деятельности мировых судей Иркутской области: справка Упр. по обеспечению деятельности мировых судей Иркут, обл.
51. Основные показатели работы мировых судей Иркутской области по рассмотрению гражданских дел по итогам 2011 г. // Бюл. Иркут, обл. суда. Упр. Суд. департамента в Иркут обл., Совета судей Иркут, обл. - 2012,- №47,- С. 13-16.
52. Порядок во власти - порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации): Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г. // Рос. газ. - 1997. — № 47.
53. Постатейный комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» / под ред. В. А. Дмитриева // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
54. Радченко В. И. Судебная реформа в Российской Федерации : некоторые теоретические и практические проблемы. - М.: Юстицинформ. 1999 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
55. Рыжаков А. П. Правоохранительные органы : учебник для вузов. 3-е изд., перераб. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
56. Справка о работе мировых судей Иркутской области по рассмотрению уголовных дел за 12 месяцев 2005 г. // Бюл. Упр. Судеб, департамента в Иркут, обл. Спецвыпуск. - 2006. - № 1. - С. 28-30.
57. Справка о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению административных дел за 12 месяцев 2004 г. // Бюл. Упр. Судеб, департамента в Иркут, обл.-2005.-№24.-С. 114-116.
58. Справка о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел за 12 месяцев 2004 г. // Бюл. Упр. Судеб, департамента в Иркут, обл. - 2005. -№ 24. - С. 108-113.
59. Судебная система Иркутской области: История и современность,— Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012.-259 с.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей