Со второй половины 90-х гг. политическое руководство страны все более убеждается в необходимости качественно новой политики по отношению к субъектам Федерации и ориентируется на систему сдержек и противовесов с целью упорядочения федеративного управления в стране. В каждом субъекте в результате общего и индивидуального торга была организована собственная система отношений с Центром, что, естественно, не влияло положительно на упорядочение системы федеративного управления. В процессе институционализации органов государственной власти Иркутская область была в числе первых субъектов Российской Федерации, где одновременно были избраны структуры исполнительной и законодательной (представительной) власти двух уровней - субъекта Федерации и местного самоуправления.
Важным атрибутом субъекта Федерации как государственно-территориального образования является нормативно-правовая и законодательная база, регламентирующая функционирование власти. Иркутская область одной из первых в России 19 января 1995 г. приняла свой Устав, в котором закрепила принципы государственного устройства области, предметы ведения области как субъекта РФ, экономические основы жизнедеятельности региона, систему и компетенцию областных органов государственной власти, общие начала организации местного самоуправления. Один из спорных тогда вопросов — закрепление возможности отзыва депутата из Законодательного собрания Иркутской области. Победила позиция отзыва, которая делала депутата ответственным перед своими избирателями.
В целом Устав позволил области стать полноценным субъектом РФ, определил статус органов представительной и исполнительной власти, взаимодействие Федерации и области. Принятие Устава означало, что был создан каркас, вокруг которого складывались государственно-правовые отношения в области, строилось все региональное законодательство.
27 мая 1996 г. был подписан трехсторонний договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, Иркутской области и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, а 11 июня - договор Иркутской области и УОБАО о разграничении полномочий. Депутаты пересмотрели и те статьи Устава, которые определяли статус и полномочия областных государственных органов, призванных осуществлять государственную защиту Устава- Уставной палаты (создана в мае 1996 г.) и Контрольно-счетной палаты Иркутской области (образована в апреле 1996 г.).
Депутаты Законодательного собрания области, избранные в 1994 г. на два года, пытались пролонгировать свои полномочия еще на такой же срок, но областной суд признал изменения Устава области в отношении полномочий регионального парламента незаконными. Выборы нового состава Законодательного собрания прошли 16 июня 1996 г. в один день с выборами Президента Российской Федерации. В нем сократилось присутствие мэров городов и районов (с 12 до 8). Председателем Законодательного собрания вновь был избран И. 3. Зелент. В тот период были приняты Законы Иркутской области «О губернаторе области» и «О местном самоуправлении в Иркутской области», а также ряд законов, которые позволили создать правовой фундамент для организации местного самоуправления. В период работы депутатов второго созыва возникла необходимость совершенствования законодательства в сфере управления областной государственной собственностью. Именно тогда в Законодательном собрании был создан комитет по собственности и экономической политике. Большое внимание уделялось природоохранным вопросам, а также проблемам сельского хозяйства.
Главным достижением «эпохи Ножикова» для региона была созданная им ситуация относительной равновесности политических сил - федерального Центра, региональных элит и крупных финансово-промышленных групп. Сам же он старался обеспечить относительную консолидацию местных элит. Однако в последние годы у Ножикова оставалось все меньше и меньше собственных рычагов влияния, поскольку решение большинства вопросов находилось в руках первого заместителя главы администрации В. К. Яковенко. Все активнее возникали конфликтные ситуации между региональной властью и руководством областного центра. Некоторые разбирательства по поводу полномочий города и области, записанных в их уставах, по поводу принадлежности городского финансового управления доходили до суда. Скрытой причиной конфликта, кроме обычного столкновения интересов области и областного центра, был вопрос о вероятном преемнике Ю. Ножикова. Для В. К. Яковенко именно мэр Иркутска Б. А. Говорин выглядел самым серьезным соперником.
В апреле 1997 г., за год до истечения своих полномочий, Ю. А. Ножиков ушел в отставку. Причиной отставки он назвал невозможность изменить к лучшему социально-экономическое положение в области, решить самые острые ее проблемы. Заявлению предшествовали резкие шаги губернатора, призванные показать его настойчивость в защите прав области: разработка программы выхода из кризиса, предлагавшая возвращение базовых отраслей промышленности под контроль областных властей, и временная приостановка в марте 1997 г. перечисления налоговых платежей в федеральный бюджет. Ю. А. Ножиков незадолго до выборов, назначенных на июль, просил жителей области поддержать кандидатуру Б. А. Говорина.
Выборы губернатора 1997 г. проходили в непростой обстановке. Сенсацией стало сокрушительное поражение одного из фаворитов, генерального директора ОАО «Востсибуголь» И. М. Щадова. На него работало имя отца М. И. Щадова, бывшего в советские времена министром угольной промышленности СССР, он имел внушительную политическую и финансовую поддержку — сразу два известных федеральных политика, Г. А. Явлинский и А. И. Лебедь, активно выступили в его поддержку. Рейтинги И. М. Щадова резко упали после того, как за два дня до голосования начальник иркутского ГУВД сделал заявление в телеэфире о прошлой судимости кандидата [7, с. 2].
Б. А. Говорин в ходе избирательной кампании использовал «антимосковскую» риторику: «Наши природные ресурсы не нужно никому отдавать в пользование, тем более продавать. Нам нужно самим использовать их с выгодой для населения области, для тех, кто сейчас живет на нашей территории, и для тех, кто будет жить. А распродать можно все. На это большого ума не надо». Активность избирателей составила 42,98 %. Б. А. Говорин выиграл в первом туре, набрав 51,19 % голосов.
Федеральный Центр, удовлетворенный уходом Ю. А. Ножикова, дал Б. А. Говорину «карт-бланш» на выстраивание новой региональной политической конфигурации. Первые два года правления Б. А. Говорина характеризуются высокой степенью консолидации элит. В момент своего избрания губернатор пользовался поддержкой компании «Иркутскэнерго», что выразилось в назначении заместителя генерального директора В. Е. Межевича первым заместителем главы администрации. Кроме того, ключевые посты получили и другие его «союзники»: менеджеры ИркАЗа- СУАЛа А. И. Соболь и Иркутского авиационного производственного объединения В. Е. Стефановский, заместитель начальника Управления ФСБ по Иркутской области Ю. А. Гуртовой.
В апреле 2001 г. контрольный пакет акций «Иркутскэнерго» оказался в руках у альянса двух конкурирующих компаний - РУСАЛа и СУАЛа. В ходе компромисса федеральных, региональных властей и компаний О. Дерипаски и В. Вексельберга в энергокомпании в конечном итоге сменился менеджмент. «Иркутскэнерго» в состав РАО «ЕЭС России» так и не вошло. Усиление влияния финансово-промышленных групп изменило и политическую ситуацию в регионе.
Кампанию по выборам депутатов Законодательного собрания 2000 г. называли одной из самых непредсказуемых. Из-за низкой явки избирателей в день голосования 25 июня 2000 г. из необходимого минимума в 30 депутатов было избрано только 28. Региональное отделение партии «Единство» выступило с заявлением, в котором обвинило областную администрацию в срыве выборов в Иркутске, Братске и Ангарске. Кроме того, результаты по округу № 1 были отменены Кировским районным судом, и лишь спустя несколько месяцев Г. В. Истомину удалось вернуть себе депутатский мандат.
За время деятельности Законодательного собрания Иркутской области третьего созыва (2000-2004 гг.) произошли три смены его руководства. Вначале депутатский корпус не мог начать работу из-за недостаточного количества депутатов и отсутствия кворума. Затем после довыборов депутаты отказывались голосовать за предложенную губернатором кандидатуру В. В. Ковалькова, генерального директора иркутского авиазавода. В сентябре 2000 г. энергетики сформировали группу депутатов, которая выдвинула на пост председателя ЗС генерального директора «Иркутскэнерго» В. М. Боровского. С просьбой поддержать кандидатуру В. М. Боровского на пост спикера к депутатам регионального парламента обратились депутаты Государственной Думы К. Б. Зайцев, Б. И. Кодзоев, Ю. Г. Курин, С. Г. Левченко, Ю. М. Тен, В. Б. Шуба. В течение трех месяцев депутаты не смогли избрать председателя, и только 25 декабря 2000 г. В. М. Боровский возглавил региональный парламент. В 2001— 2002 гг. в Законодательном собрании были созданы фракции «Единство», «Союз правых сил», группы «Народный депутат» и «Деловой союз».
После выборов губернатора произошли изменения и в руководстве регионального парламента. В феврале 2002 г. В. М. Боровский был снят с должности председателя Законодательного собрания за то, что «не смог наладить конструктивную работу депутатского корпуса», а на его место избран профессор С. И. Шишкин. Однако в октябре 2003 г. после серии голосований о недоверии С. И. Шишкин тоже уходит в отставку, так и не реализовав собственные губернаторские амбиции, и председателем Законодательного собрания был избран вице-спикер Г. В. Истомин.
Таким образом, если первый губернаторский срок Б. А. Говорина начинался в атмосфере полной консолидации вокруг него региональных элит, то к выборам 2001 г. область подошла в ситуации политического и экономического противостояния. Бюджет области на 2001 г. был принят с участием согласительной комиссий только весной [4, с. 1]. 29 июля 2001 г. состоялись выборы губернатора Иркутской области. Это были выборы не только кандидатов и идеологий, но и схватка финансово-промышленных групп, действовавших на территории региона. Из семи кандидатов в первом туре никто не набрал необходимых 50 % голосов. Б. А. Говорин (поддержанный РУСАЛом, СУАЛом) набрал 45,9 % голосов, его ближайший оппонент - депутат Госдумы от КПРФ С. Г. Левченко - 24,38 %. Считавшийся на старте кампании основным соперником Б. А. Говорина В. Е. Межевич (Интеррос) набрал всего 12,43 %.
Избирательная кампания проходила в условиях жесткой информационной войны. Каждая из сторон издавала печатные издания с тиражами в сотни тысяч экземпляров.
Второй тур выборов состоялся 19 августа 2001 г. Б. А. Говорин набрал 48,37 % голосов. С. Г. Левченко увеличил прежний результат почти вдвое, до 45,97 %, уверенно обыграв Б. А. Говорина в Иркутске и Братске. Перевес Говорину обеспечили села и малые города. Один из кандидатов в губернаторы Л. Дробышева обратилась в суд с иском о снятии Б. А. Говорина с выборов за использование служебного положения, злоупотребление правом на проведение предвыборной агитации, но 14 августа 2001 г. областной суд отклонил иск. Всего во время избирательной кампании было подано 235 жалоб.
По мнению экспертов, возможности С. Г. Левченко были подорваны в результате соглашения, которого достигли в период между двумя турами голосования тогдашние основные субъекты региональных экономико-политических процессов. Представители «Альфа-групп» и холдинга «Интеррос» договорились о том, что последний получит возможность возобновить свое участие в консорциуме по разработке Ковыктинского газового месторождения. «Интеррос» в свою очередь обязался не противиться переизбранию Б. А. Говорина на пост губернатора, а также смене руководства «Иркутскэнерго» [5, с. 1].
Из политических успехов Б. А. Говорина в первый губернаторский срок отметим проведение в 2000 г. в Иркутске Байкальского экономического форума, первого в Сибири и одного из крупнейших деловых форумов на востоке страны. Основной задачей БЭФа стала разработка стратегических документов и формирование конкретных проектов, способствующих комплексному социально-экономическому развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Традиционно в форуме (он проводится раз в два года) участвуют федеральные министры, сенаторы и депутаты, губернаторы, ведущие бизнесмены, ученые и общественные деятели, гости из-за рубежа.
Из экономических успехов можно отметить стабилизацию и развитие лесной промышленности, топливно-энергетического комплекса, а также золотодобычи, что обеспечило региону третье место по уровню промышленного производства в Сибирской федеральном округе. Обозначив достижимые цели и «поставив на ноги» промышленность, Б. А. Говорин провел ряд значительных изменений в социальной сфере. Достаточно успешной была его деятельность в области культуры, за что он получил национальную премию «Золотая маска».
В течение второго губернаторского срока, в отличие от большинства малых партий, которые относились к губернатору достаточно лояльно, у Б. А. Говорина сложились крайне непростые отношения с региональным отделением партии «Единая Россия». В момент объединения движений «Единство», «Отечество» и «Вся Россия» в региональное отделение партии «Единая Россия» региональный актив двух последних движений, на которые опирался губернатор Б. Говорин, не занял ключевых позиций. Генеральный совет партии в 2001 г. поддержал кандидатуру Б. А. Говорина на второй губернаторский срок, но во главе регионального политсовета стояли люди, не склонные к лояльности в отношении к главе региона. Основателем и бессменным лидером организации в 2001-2005 гг. являлся А. И. Федоров, президент НПК «Иркут», ранее - один из политических партнеров Б. А. Говорина.
Выборы в Законодательное собрание Иркутской области четвертого созыва 10 октября 2004 г. существенно повлияли на расстановку сил, связанную с «третьим сроком» Б. А. Говорина. Выборы были назначены избирательной комиссией области, так как депутаты Законодательного собрания дважды не могли собрать кворум. Сразу несколько партий построили свои кампании на критике партии «Единая Россия», главным образом припоминая ей законы о монетизации льгот. Наиболее остро развернулась борьба между «Единой Россией» и «Родиной», которая поставила задачу помешать «партии власти» получить в парламенте большинство. «Родина» разместила по всему Иркутску рекламные щиты с критикой «Единой России». «Единая Россия» же сделала акцент на создании положительного имиджа партии, не вступая в публичные дискуссии. Кульминацией противостояния стало убийство 27 сентября 2004 г. одного из руководителей штаба «Родины» М. Мураховской и журналиста Я. Травинского.
Выборы по пропорциональной системе 2004 г. были первыми в Прибайкалье. Количество депутатских мандатов - 45 - осталось прежним, хотя прения депутатов по этому вопросу были острыми. В связи с резким сокращением избирательных округов количество избирателей в укрупненных округах возросло вдвое, и участие в избирательной кампании потребовало больше затрат. По пропорциональной системе избиралось 23 депутата.
Невысокая активность избирателей стала свидетельством нарастающей апатии в обществе, утомленном слишком частыми выборами и разочарованным отсутствием видимых результатов депутатской деятельности. Даже сниженный до 20 % барьер явки для признания выборов состоявшимися преодолеть в большинстве округов удалось только вечером. Общий показатель участия в голосовании составил 29,4 %. Наиболее активными по традиции были сельские районы. Наивысшая явка (46 %) была достигнута в Усть-Ордынском автономном округе. Самой низкой (менее 17 %) была явка в одном из двух округов Ангарска, что находит простое объяснение — там выборы не состоялись из-за отсутствия альтернативы Ю. И. Фалейчику. Незадолго до дня голосования его конкуренты сняли свои кандидатуры. Не был избран сразу и второй депутат от Ангарска - в округе № 7 свыше 25 % избирателей проголосовали «против всех». В начале 2005 г. здесь состоялись перевыборы.
Первое место с 30,07 % заняла «Единая Россия». При этом в крупных городах (Иркутске, Ангарске, Братске) она набрала значительно меньше голосов. Так, в Свердловском районе г. Иркутска «Единая Россия» лишь на 0,4 % опередила «Родину». На селе и в малых городах преимущество «Единой России» было значительно заметнее. Единственной территорией, где «Единая Россия» проиграла, стал Усть-Ордынский автономный округ. Там победила Аграрная партия России с 42,5 %. 5 % преодолели КПРФ, АПР, «Родина», избирательный блок «За родное Приангарье!» и Российская партия пенсионеров.
Председателем Законодательного собрания был избран генеральный директор ОАО «Саянскхимпласт» В. К. Круглов. Впервые были сформированы депутатские фракции от партий «Единая Россия», «Родина», «Аграрная партия России», действовали депутатская группа «Региональное развитие» и «Антикоррупция». В 2005 г. при Законодательном собрании был учрежден Общественный совет.
21 апреля 2004 г. сессия Законодательного собрания Иркутской области приняла постановление «Об инициативе образования в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа». Усть-Ордынскому округу в новом субъекте должен быть придан статус муниципального района. Окружные депутаты планы такого понижения статуса не поддержали. Дума не приняла данное обращение к президенту, что сорвало возможность провести референдум об объединении до конца 2004 г., а в 2005 г. избрать главу нового субъекта Федерации.
С избранием президентом В. В. Путина федеральный Центр стал стремиться унифицировать, поставить под контроль политические процессы в регионах, включая выборы как губернаторов, так и региональных законодательных собраний.
Появился такой новый формат, как совмещение выборов губернатора с федеральными выборами. Во время первого цикла губернаторских выборов 1996 г. по принципиальным соображениям применялась технология раздельных выборов. Никому из губернаторов не было позволено избираться в один день с Б. Н. Ельциным — в Кремле решили, что губернаторы должны сконцентрировать все свои административные ресурсы только в пользу одного кандидата. С 2000 г. ситуация изменилась, а совмещение выборов стало поощряться для ведения общей кампании в поддержку кандидатов «партии власти».
Важнейшим вопросом стал «поход» губернаторов на выборы на третий и больший сроки. В большинстве случаев у губернаторов не было готовой альтернативы, поэтому для федерального Центра любые выборы могли стать непредсказуемыми. Поэтому администрация Президента давала разрешение многим губернаторам переизбираться, но под чутким руководством Кремля. Однако в таких условиях не могло быть и речи о зарождении новой региональной элиты: ей просто неоткуда было взяться.
В 2003-2004 гг. региональные политики активно обсуждали вопрос участия губернатора Б. А. Говорина в третьих выборах. Это могло серьезно поменять политическую картину региона. Законодательное собрание после долгих дебатов приняло поправки в Устав области, позволявшие губернатору идти на третий срок. Но 8 декабря 2004 г. Президент РФ В. В. Путин инициировал изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» о порядке избрания кандидатуры губернатора. Теперь предложения по кандидатуре главы региона должны были вноситься Президентом в законодательный орган субъекта Федерации за 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора, а парламенту давалось 14 дней для рассмотрения кандидатуры. По окончании срока полномочий губернатора Б. А. Говорина его кандидатура не получила поддержки администрации Президента и он был назначен Чрезвычайным и Полномочным послом Российской Федерации в Монголии.
Первым губернатором в Иркутской области, получившим полномочия по новой системе, стал А. Г. Тишанин, начальник Восточно-Сибирской железной дороги. Он произвел ряд кадровых перестановок, которые были негативно восприняты региональной элитой. Так, на должность первого заместителя главы администрации был предложен Ю. В. Параничев, глава Тракторозаводского района г. Челябинска. Законодательное собрание области не поддержало его кандидатуру с первой попытки, но проголосовало «за» три месяца спустя, поскольку Ю. В. Параничев, в качестве исполняющего обязанности первого заместителя, успешно выстроил взаимодействие с депутатами и провел через парламент бюджет 2006 г., фактически сосредоточив в своих руках разработку новой структуры областной администрации.
Был дан старт новым крупным проектам. В частности, начались масштабные работы по строительству нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». После острой общественной дискуссии трасса будущей магистрали была отодвинута от Байкала, что существенно снизило экологические риски и позволило вовлечь в оборот северные нефтяные и нефтегазовые месторождения региона. Начались работы по газификации области. Иркутская область выиграла конкурс по созданию на Байкале особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Важным элементом формирования гражданского общества стало создание Общественной палаты. Регион стал активно принимать участие в международных ярмарках, выставках, презентациях.
16 апреля 2006 г. был проведен референдум о создании на основе Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа нового объединенного субъекта Федерации - Иркутской области. В области за объединение высказалось 89,77 %, а в округе - 97,79 %. Данное объединение - это прежде всего победа экономической целесообразности. Население УОБАО - 134,6 тыс. чел., и титульное (бурятское) население составляет не более 40 %. Округ давал лишь 0,26 % от объема промышленной продукции области. 82 % населения имели доходы ниже прожиточного минимума, 91 % доходов бюджета УОБАО получал за счет федеральных трансфертов, т. е. считался «глубоко дотационной территорией». 30 декабря 2006 г. Президент России В.В. Путин подписал Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа». Будущее объединение повлекло за собой большую работу над законодательной базой двух субъектов в соответствии с требованиями федерального законодательства. Для совместной деятельности и координации действий при Законодательном собрании был создан Совет законодателей.
Энергичные усилия губернатора А. Г. Тишанина по формированию нового облика Иркутской области вызвали настороженное отношение у мэра областного центра В. В. Якубовского и его команды. Отношения между губернатором и мэром обострил вопрос о распоряжении земельными участками в городской черте Иркутска. В июне 2006 г. депутаты Законодательного собрания, под влиянием мэра Иркутска В. В. Якубовского, «провалили» законопроект о переходе неразграниченной доли городской земли в распоряжение области. Губернатор, в свою очередь, наложил вето на поправки в Устав области, по которым не только кандидатура его первого заместителя, но и кандидатуры заместителей, курирующих вопросы финансов, экономики, сельского хозяйства, подлежали утверждению Законодательным собранием, обосновывая это «нарушением демократического принципа разделения властей». «Земельный» закон был впоследствии принят в компромиссном варианте, а поправки в Устав более не рассматривались.
В 2006 г. губернатор А. Тишанин предложил объединить Иркутск с двумя крупными близлежащими городами: Ангарском и Шелеховым. Создание города-миллионника позволило бы, по мнению губератора, получить дополнительное федеральное финансирование, выровнять уровень жизни и обеспечить рост производства. Концептуальным обоснованием создания Иркутской агломерации занимался Фонд регионального развития Иркутской области — некоммерческая организация, созданная в ноябре 2006 г.
Проект по созданию агломерации на базе Иркутска, Ангарска и Шелехова (как самый проработанный на тот момент из существующих в России) обсуждался на заседании Правительства РФ, был поддержан Министерством регионального развития РФ и включен в стратегию социально-экономического развития Иркутской области на период до 2025 г. В политическом отношении губернатор А. Г. Тишанин демонстрировал уверенность в собственных силах и готовность возглавлять область все отведенные ему пять лет.
Иркутская область в 2007 г. стала первым регионом страны, где две ветви власти не смогли прийти к консенсусу по вопросу бюджета. Поэтому была задействована «форс-мажорная» статья конституционного закона, когда бюджет 2008 г. был утвержден постановлением губернатора, поскольку он не был принят депутатами.
Председатель Законодательного собрания В. К. Круглов публично высказал претензии к исполнительной власти из-за низкой инвестиционной привлекательности региона, невысокого темпа прироста промышленного производства, проблем в лесном комплексе, кадровой чехарды в администрации.
4 февраля 2008 г. депутаты преодолевают губернаторское вето на бюджет области 2008 г., что приводит к еще большему обострению политической ситуации в области. 21 депутат Законодательного собрания подписали письмо Президенту РФ В. В. Путину, в котором они заявили, что «результатом работы А. Г. Тишанина в должности губернатора Иркутской области стало то, что в регионе разразилась серия коррупционных скандалов, связанным с хищением государственной собственности в особо крупных размерах с участием высших должностных лиц администрации области» [3] с просьбой досрочно прекратить полномочия губернатора А. Г. Тишанина.
15 апреля 2008 г. губернатор Тишанин не был включен в состав делегации Иркутской области на съезд партии «Единая Россия», а вечером того же дня Президент РФ принял его отставку и назначил временно исполняющим обязанности губернатора Иркутской области И. Э. Есиповского. Конфликты элит приводили к смене первых лиц и в других регионах, в частности в Тыве и Алтайском крае, но там замены глав регионов произошли только по завершении их полномочий. В Иркутской же области смена главы региона произошла через два с половиной года после назначения.
Конституция РФ закрепила самостоятельность местного самоуправления. В 1995 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Тогда институт местного самоуправления сыграл важнейшую, пока еще не оцененную, консолидирующую роль: сохранил управляемость территорий, не допустил серьезных социальных взрывов в тот момент, когда государство фактически отказалось от своих не подкрепленных финансами социальных обязательств, переложив их на местную власть. В условиях кризиса местное самоуправление смогло не просто выжить, но и начать развивать свою экономику. В начале 2000-х гг. государство приступило к новой реформе местного самоуправления с желанием укрепить этот институт, сделать его более независимым от органов государственной власти субъектов Федерации. В октябре 2003 г. был принят Федеральный закон № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако у экспертов сразу же сложились опасения, что реформа приведет к огосударствлению института местного самоуправления, увеличению численности бюрократии на местах, централизации полномочий и снижению фискальной автономии муниципалитетов, сокращению стимулов для муниципального экономического развития и снижению инвестиционной привлекательности муниципальной экономики, пренебрежению к муниципальной собственности. При Законодательном собрании Иркутской области был создан Координационный совет, который и должен был провести данную реформу в Иркутской области, поскольку регион был избран экспериментальной площадкой. Депутаты устраняли законодательные противоречия, вырабатывали нормативные правовые акты, обеспечивающие работу органов местного самоуправления.
2008 г. как последний в отведенном по федеральному законодательству переходном периоде был ознаменован всплеском судебных процессов о трансформации юридического статуса ряда крупных городов в городские поселения, фактически подчиненные муниципальным районам. Характерным примером является г. Ангарск Иркутской области с населением свыше 200 тыс. чел., который решением Законодательного собрания Иркутской области получил статус городского поселения в составе Ангарского муниципального района, притом что в городе проживает более 95 % населения муниципального района. Фактически на территории параллельно стали действовать две муниципальные власти.
Неоднократно поднимался вопрос и об объединении в одно муниципальное образование г. Шелехова и Шелеховского района. В 2010 г. КПРФ выступила с инициативой объединения Ангарска и Ангарского района. В марте 2012 г. в Ангарске прошел референдум, на котором более 80 % горожан высказались за начало процедуры изменения статуса городского поселения. Власти Ангарского муниципального образования отказались поддержать процесс объединения, поэтому в трех других муниципалитетах - Одинске, Мегете и Савватеевке - референдум не проводился.
В декабре 2007 г. состоялись выборы депутатов Государственной Думы РФ пятого созыва. За «Единую Россию» в целом по области проголосовало 58,5 %, ЛДПР - 11,49 %, КПРФ - 10,83 %, «Справедливую Россию» - 9,24 %. Депутаты С. Г. Левченко и К. Б. Зайцев вошли в состав комитета по энергетике, Т. Г. Воронова - в комитет по международным делам, С. И. Колесников - в комитет по охране здоровья, И. Д. Грачев - в комитет по собственности, В. Б. Шуба - в комитет по бюджету в статусе первого заместителя, В. Г. Малеев - в комитет по вопросам местного самоуправления, но позже был переведен в комитет по регламенту.
2 марта 2008 г. состоялись выборы Президента России. 2 марта Иркутская область вошла в число российских рекордсменов в голосовании по открепительным удостоверениям. Количество выданных удостоверений на 17 тыс. больше, чем на референдуме по объединению области и У ОБО. Свои голоса Д. А. Медведеву отдали 61,24 % проголосовавших, что почти на 9 % ниже, чем в среднем по России. В. В. Жириновский в регионе получил 14,05 % (почти на 5 % выше среднего по России), по симпатиям к Зюганову область отстала от абсолютного лидера Сибири (Новосибирской области) всего на 2,71 % (21,82 %).
12 октября 2008 г. область избирала свой парламент после референдума 2006 г. об объединении с Усть-Ордынским Бурятским округом. Выборы в Иркутской области проходили на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ. В Законодательное собрание избиралось 50 депутатов, в том числе 25 - по пропорциональной системе. В области был образован одномандатный округ - в границах старой Иркутской области- и один- четырехмандатный - в Усть-Ордынском округе. Порог для прохождения составил 7 %. «Патриотам России», подписи которых признали поддельными, не помог Верховный Суд РФ. Региональное отделение партии «Зеленые» за участие в выборах заплатило самый высокий залог в стране - 6 млн руб. Позднее «Зеленых» пытались снять с избирательной гонки за текст одной из листовок, содержание которого можно было трактовать как призывы к межнациональной розни.
В тройку «Единой России» вошли врио губернатора И. Э. Есиповский, председатель Законодательного собрания В.К. Круглов и его заместитель Л. М. Берлина. ЛДПР выдвинула лидера партии В. В. Жириновского и руководителя группы компаний «Фортуна» Н. А. Чекотову. Списки КПРФ и «Справедливой России» возглавили депутаты Государственной Думы РФ С.Г. Левченко и И. Д. Грачев.
Уже на старте избирательной кампании в процессе пересчета бюллетеней была обнаружена серьезная недостача, из-за чего избирательной комиссии пришлось применять меры по дополнительной защите. Также произошел инцидент, связанный с печатью избирательных бюллетеней. По итогам конкурса победила иркутская областная типография № 1. Однако фирма из Красноярска «Регион 38» подала жалобу в Федеральную антимонопольную службу России, заявив, что Агентство по государственному заказу Иркутской области нарушило закон. ФАС объявила конкурс незаконным. В конце концов избирательные бюллетени печатались без всякого конкурса двумя иркутскими типографиями.
На выборы пришли 38,28 % избирателей. «Единая Россия» набрала 49,45 %, а Иркутская область стала в 2008 г. единственным регионом, где на выборах в региональные представительные органы государственной власти «Единая Россия» не набрала по партийным спискам 50%. ЛДПР набрала 15,07%, КПРФ- 13,25 %. Самая сложная ситуация возникла в Черемховском районе. В селе Голуметь обнаружилось более 300 «мертвых» душ. От своих должностей были освобождены председатели городской и районной территориальных комиссий. Профессор ИГУ С. И. Шишкин в течение трех лет доказывал свою победу во всех судах, включая Верховный. Однако в последней инстанции она была возвращена Г. Франтенко, генеральному директору СХАО « Белореченское».
Глава региона И. Э. Есиповский по итогам выборов заявил, что победил «здравый смысл» [6, с. 3]. 26 октября 2008 г. на первой сессии председателем регионального парламента избрана Л. М. Берлина. Законодательное собрание избрано на пять лет. В нем действуют четыре фракции: «Единая Россия» (36 депутатов), «КПРФ» (5 депутатов), «ЛДПР» (4 депутата), «Справедливая Россия» (2 депутата).
19 ноября 2008 г. Президент РФ предложил парламенту кандидатуру И. Э. Есиповского для наделения полномочиями губернатора. Представление было подписано за день до истечения 35- дневного срока, отведенного Президенту РФ Федеральным конституционным законом, регламентирующим формирование нового субъекта. Выдвижение кандидатуры И. Э. Есиповского, экс- депутата Государственной Думы РФ, было обусловлено неформальной приближенностью кандидата к генеральному директору ОАО «Российские технологии», уроженцу Иркутской области С. В. Чемезову, а также отсутствием значимых претензий к его семимесячной работе в Иркутской области.
В связи с объединением Иркутской области и Усть- Ордынского Бурятского автономного округа с 1 января 2009 г. юридически Иркутская область стала новым субъектом Российской Федерации. Соответственно ей был нужен новый устав. В связи с объединением в Иркутской области поменялась структура исполнительной власти. Вместо администрации было создано и приступило к работе Правительство Иркутской области. И эти изменения также нашли свое отражение в проекте Устава [1, с. 3].
Устав объединенного субъекта РФ- Иркутской области- стал важнейшим документом, принятым Законодательным собранием региона первого созыва. В Устав было внесено несколько новшеств. Так, предусмотрена новая форма исполнительного органа государственной власти региона - Правительство Иркутской области, возглавляемое губернатором. Закреплено количество избираемых депутатов: с 2013 г. в Законодательное собрание области будут избираться 45 депутатов, из которых 22 - по одномандатным округам, а 23 — по партийным спискам. В новом Уставе закреплен особый статус Усть-Ордынского Бурятского округа в составе объединенного региона. 17 ноября 2010 г. был принят региональный закон «Об Усть-Ордынском Бурятском округе как административно-территориальной единице Иркутской области с особым статусом».
В феврале 2009 г. в Иркутске прошло заседание президиума Государственного совета РФ с участием Президента РФ Д. А. Медведева. Однако в целом ситуация была далека от спокойной в связи с закрытием в Иркутске Высшего военного авиационного института и передислокацией его в Воронеж, а также событиями вокруг Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Кроме того, областные власти решили разрабатывать очередную стратегию развития региона, отказавшись от наработок предыдущих лет, в том числе и проекта агломерации. Один из разработчиков проекта А. П. Козьмин выступил с резкой критикой по этому поводу.
В апреле 2009 г. в «Независимой газете» появилась статья о скорой отставке губернатора И. Э. Есиповского. Поводом для «заявления об увольнении» якобы послужил тот факт, что у премьера Путина возникли вопросы к тому, как И. Э. Есиповский проводил кредитную политику, будучи генеральным директором АвтоВАЗа в 2005 г. Губернатор опроверг эти слухи. В ночь с 9 на 9 мая 2009 г. он трагически погиб в авиакатастрофе.
Губернатором Иркутской области был назначен заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, сенатор от Иркутской области с 2002 г. Д. Ф. Мезенцев. Смена четырех губернаторов за короткий срок поставила федеральные власти в неловкую ситуацию. После введения системы назначений глав регионов федеральный центр превратился в заложников губернаторов. Так комментировали смены уже назначенных губернаторов некоторые московские эксперты [2].
Назначение А. Г. Тишанина на пост губернатора Иркутской области в 2005 г. казалось для Кремля удачным, на тот момент, выходом из «иркутского тупика». В регионе было такое сплетение интересов разных финансово-промышленных групп и местной политической элиты, что нельзя было гарантировать, что преемник Б. А. Говорина не столкнется с региональной «фрондой». Однако произошло столкновение двух менталитетов, двух образов «политического мышления». А. Г. Тишанин, будучи менеджером полувоенного ведомства— Восточно-Сибирской железной дороги, привык к ситуации, в которой каждый знает свой ранг и иерархию подчинения. Депутатский корпус во главе с И. К. Кругловым действовал в системе политических соглашений и договоренностей, взаимных обязательств, где ранг есть понятие относительное, меняющееся от обстоятельств [8]. И понятие «совместная работа» понималось каждой стороной по-своему.
Губернаторский срок А. Г. Тишанина не был продолжительным, но его имя войдет в современную историю России как самого молодого губернатора, а потом и первого в России губернатора, возглавлявшего одновременно два субъекта Федерации.
У И. Э. Есиповского не было ни крупных успехов, ни серьезных ошибок. У него не было и видимых конфликтов с региональным парламентом, но многих не устраивал жесткий стиль политического менеджмента его первого заместителя, С. М. Сокола, бывшего вице-губернатора Красноярского края. Администрации Есиповского, трансформированной в Правительство Иркутской области, удалось резко усилить свое влияние во вновь избранном представительном органе власти - Законодательном собрании первого созыва объединенного субъекта Федерации.
Представление Президентом кандидатуры Д. Ф. Мезенцева летом 2009 г. было положительно воспринято в регионе. Уже в месяц назначения Д. Ф. Мезенцев побил сразу два рекорда: во- первых, он был утвержден депутатами Законодательного собрания единогласно, чего не удостаивался ни один из предыдущих губернаторов-«назначенцев», а во-вторых, вступил в должность в день утверждения его кандидатуры, став самым «стремительным» губернатором за всю историю Иркутской области. Он также стал самым популярным иркутским губернатором у правительственных чиновников - во второй половине 2009 г. в регионе началось настоящее паломничество фигур федерального масштаба. Первой крупной политической кампанией губернаторства Мезенцева стало предложение мэру г. Иркутска В. В. Якубовскому, 12 лет руководившему областным центром, стать членом Совета Федерации от Иркутской области, имевшее следствием его досрочную отставку и назначение выборов в областном центре. Значимым, и начавшим серию политических проблем губернатора, решением главы региона стала поддержка мэра Братска С. В. Серебренникова, которого «Единая Россия» заявила своим кандидатом на выборы главы Иркутска в марте 2010 г. Выборы «партия власти» проиграла, и мэром Иркутска был избран кандидат от КПРФ В. И. Кондратов. Еще одно разгромное поражение «Единая Россия» тогда потерпела на севере области — мэром Усть- Илимска стал кандидат от «Справедливой России» В. Ташкинов с результатом 70 %. Однако уже через год политическое «статус-кво» было восстановлено: оба мэра не просто стали членами «Единой России», но и вошли в ее региональный политический совет.
Вступление Д. Ф. Мезенцева в должность губернатора совпало с рядом кризисных моментов. Закрытие БЦБК еще при И. Е. Есиповском привело к сокращению более 1000 сотрудников комбината, поэтому Мезенцеву пришлось договариваться с собственником о возобновлении его работы. Губернатор восстановил деятельность Регионального совета, представительства Иркутской области в Монголии, активно посещал заседания регионального парламента. В своем первом отчете перед депутатами Законодательного собрания области в мае 2010 г. он сделал акцент «на важности взаимоотношений с федеральным центром». Благодаря совместной работе с Президентом РФ и правительством в регион удалось привлечь прямое выделение субвенций и кредитование свыше 8 млрд руб. Быстро сдвинулось с мертвой точки решение вопроса о юбилее Иркутска. Указом Президента РФ Д. А. Медведева был создан оргкомитет под руководством главы администрации президента С. Е. Нарышкина. Главными стройками Иркутска стали набережная Ангары, зона исторической застройки «Иркутская слобода», здание областной научной библиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского, Ледовый дворец, новые памятники и дороги.
Серьезные проблемы постоянно возникали в политическом пространстве региона. Не проработав и года, покинули свои посты два первых заместителя главы администрации - А. С. Битаров и Ю.В. Параничев. Большинство ключевых портфелей занимали не местные, а приезжие политики (И. Е. Хоменко, А. Б. Лобаков, С. Д. Аникеев, В. В. Гребенников, А. Я. Школьник, И. Н. Корнеев, В. А. Нечаев), что отрицательно воспринималось местной элитой.
4 декабря 2011 г. состоялись выборы депутатов Государственной Думы РФ шестого созыва. В результате выборов в Иркутской области «Единая Россия» набрала 34,93 %, КПРФ - 27,79 %, ЛДПР- 17,34%, «Справедливая Россия»- 13,36%. В итоге «Единая Россия» получила два места, и их заняли А. В. Романов и С. Ю. Тен, КПРФ также два - С. Г. Левченко и Е. А. Рульков. От ЛДПР Иркутскую область в Госдуме представляет А. К. Луговой, «Справедливая Россия» отправила бывшего помощника депутата Госдумы И. Грачева А. В. Крутова. Сам И. Д. Грачев избрался в Думу по общефедеральному списку партии.
14 декабря 2011 г. президент ОАО «РЖД» В. Якунин в ходе визита в Иркутск на церемонии представления нового начальника ВСЖД объявил о планах корпорации поддержать выдвижение губернатора Д. Ф. Мезенцева кандидатом в президенты страны. По он не был зарегистрирован Центральной избирательной комиссией РФ по причине нехватки достаточного количества достоверных подписей.
Выборы Президента Российской Федерации прошли 4 марта 2012 г. Иркутская область показала стандартный результат в последние годы — самый низкий по явке в Сибирском федеральном округе и такой же в поддержку В. В. Путина. Уровень поддержки В. В. Путина по области превысил 55 %.
2 мая 2012 г. Президент РФ Д. А. Медведев в рамках предпринятой им политической реформы подписал изменение в федеральное законодательство, по которому возвращены выборы глав субъектов РФ. Д. Ф. Мезенцев заявил, что готов руководить областью до окончания своих полномочий в 2014 г., а потом участвовать в выборах губернатора, но 18 мая Президент В. В. Путин удовлетворил его прошение об отставке.
29 мая 2012 г. депутаты Законодательного собрания наделили полномочиями губернатора Иркутской области С. В. Ерощенко, президента группы компаний «Истлэнд», несколько месяцев возглавлявшего региональное отделение партии «Правое дело». Смена губернатора Иркутской области произошла в контексте учреждения государственной корпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока и значительного места, которое занимает Иркутская область в планах работы этой корпорации.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей