История. Политическая жизнь Приангарья в 1994-2012 гг. // «Современная история Иркутской области: 1992-2012» Т. 1 (2012)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Со второй половины 90-х гг. политическое руководство страны все более убеждается в необходимости качественно новой политики по отношению к субъектам Федерации и ориентируется на систему сдержек и противовесов с целью упорядочения феде­ративного управления в стране. В каждом субъекте в результате общего и индивидуального торга была организована собственная система отношений с Центром, что, естественно, не влияло по­ложительно на упорядочение системы федеративного управле­ния. В процессе институционализации органов государственной власти Иркутская область была в числе первых субъектов Рос­сийской Федерации, где одновременно были избраны структуры исполнительной и законодательной (представительной) власти двух уровней - субъекта Федерации и местного самоуправления.

Определение статуса Иркутской области как субъекта РФ

Важным атрибутом субъекта Федерации как государствен­но-территориального образования является нормативно-правовая и законодательная база, регламентирующая функционирование власти. Иркутская область одной из первых в России 19 января 1995 г. приняла свой Устав, в котором закрепила принципы госу­дарственного устройства области, предметы ведения области как субъекта РФ, экономические основы жизнедеятельности региона, систему и компетенцию областных органов государственной вла­сти, общие начала организации местного самоуправления. Один из спорных тогда вопросов — закрепление возможности отзыва депутата из Законодательного собрания Иркутской области. По­бедила позиция отзыва, которая делала депутата ответственным перед своими избирателями.

В целом Устав позволил области стать полноценным субъ­ектом РФ, определил статус органов представительной и испол­нительной власти, взаимодействие Федерации и области. Приня­тие Устава означало, что был создан каркас, вокруг которого складывались государственно-правовые отношения в области, строилось все региональное законодательство.

27 мая 1996 г. был подписан трехсторонний договор о раз­граничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, Иркутской об­ласти и входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского ав­тономного округа, а 11 июня - договор Иркутской области и УОБАО о разграничении полномочий. Депутаты пересмотрели и те статьи Устава, которые определяли статус и полномочия обла­стных государственных органов, призванных осуществлять госу­дарственную защиту Устава- Уставной палаты (создана в мае 1996 г.) и Контрольно-счетной палаты Иркутской области (обра­зована в апреле 1996 г.).

Депутаты Законодательного собрания области, избранные в 1994 г. на два года, пытались пролонгировать свои полномочия еще на такой же срок, но областной суд признал изменения Уста­ва области в отношении полномочий регионального парламента незаконными. Выборы нового состава Законодательного собра­ния прошли 16 июня 1996 г. в один день с выборами Президента Российской Федерации. В нем сократилось присутствие мэров городов и районов (с 12 до 8). Председателем Законодательного собрания вновь был избран И. 3. Зелент. В тот период были при­няты Законы Иркутской области «О губернаторе области» и «О местном самоуправлении в Иркутской области», а также ряд законов, которые позволили создать правовой фундамент для ор­ганизации местного самоуправления. В период работы депутатов второго созыва возникла необходимость совершенствования за­конодательства в сфере управления областной государственной собственностью. Именно тогда в Законодательном собрании был создан комитет по собственности и экономической политике. Большое внимание уделялось природоохранным вопросам, а также проблемам сельского хозяйства.

Отставка Ножикова и выборы губернатора 1997 г.

Главным достижением «эпохи Ножикова» для региона была созданная им ситуация относительной равновесности политиче­ских сил - федерального Центра, региональных элит и крупных финансово-промышленных групп. Сам же он старался обеспе­чить относительную консолидацию местных элит. Однако в по­следние годы у Ножикова оставалось все меньше и меньше соб­ственных рычагов влияния, поскольку решение большинства во­просов находилось в руках первого заместителя главы админист­рации В. К. Яковенко. Все активнее возникали конфликтные си­туации между региональной властью и руководством областного центра. Некоторые разбирательства по поводу полномочий горо­да и области, записанных в их уставах, по поводу принадлежно­сти городского финансового управления доходили до суда. Скрытой причиной конфликта, кроме обычного столкновения интересов области и областного центра, был вопрос о вероятном преемнике Ю. Ножикова. Для В. К. Яковенко именно мэр Иркут­ска Б. А. Говорин выглядел самым серьезным соперником.

В апреле 1997 г., за год до истечения своих полномочий, Ю. А. Ножиков ушел в отставку. Причиной отставки он назвал невозможность изменить к лучшему социально-экономическое положение в области, решить самые острые ее проблемы. Заявле­нию предшествовали резкие шаги губернатора, призванные пока­зать его настойчивость в защите прав области: разработка про­граммы выхода из кризиса, предлагавшая возвращение базовых отраслей промышленности под контроль областных властей, и временная приостановка в марте 1997 г. перечисления налоговых платежей в федеральный бюджет. Ю. А. Ножиков незадолго до выборов, назначенных на июль, просил жителей области поддер­жать кандидатуру Б. А. Говорина.

Выборы губернатора 1997 г. проходили в непростой обста­новке. Сенсацией стало сокрушительное поражение одного из фа­воритов, генерального директора ОАО «Востсибуголь» И. М. Щадова. На него работало имя отца М. И. Щадова, бывшего в совет­ские времена министром угольной промышленности СССР, он имел внушительную политическую и финансовую поддержку — сразу два известных федеральных политика, Г. А. Явлинский и А.          И. Лебедь, активно выступили в его поддержку. Рейтинги И. М. Щадова резко упали после того, как за два дня до голосова­ния начальник иркутского ГУВД сделал заявление в телеэфире о прошлой судимости кандидата [7, с. 2].

Б. А. Говорин в ходе избирательной кампании использовал «антимосковскую» риторику: «Наши природные ресурсы не нужно никому отдавать в пользование, тем более продавать. Нам нужно самим использовать их с выгодой для населения области, для тех, кто сейчас живет на нашей территории, и для тех, кто будет жить. А распродать можно все. На это большого ума не на­до». Активность избирателей составила 42,98 %. Б. А. Говорин выиграл в первом туре, набрав 51,19 % голосов.

Губернаторство Б.А. Говорина. Первый срок

Федеральный Центр, удовлетворенный уходом Ю. А. Ножи­кова, дал Б. А. Говорину «карт-бланш» на выстраивание новой региональной политической конфигурации. Первые два года правления Б. А. Говорина характеризуются высокой степенью консолидации элит. В момент своего избрания губернатор поль­зовался поддержкой компании «Иркутскэнерго», что выразилось в назначении заместителя генерального директора В. Е. Межевича первым заместителем главы администрации. Кроме того, ключе­вые посты получили и другие его «союзники»: менеджеры ИркАЗа- СУАЛа А. И. Соболь и Иркутского авиационного производствен­ного объединения В. Е. Стефановский, заместитель начальника Управления ФСБ по Иркутской области Ю. А. Гуртовой.

В апреле 2001 г. контрольный пакет акций «Иркутскэнерго» оказался в руках у альянса двух конкурирующих компаний - РУ­САЛа и СУАЛа. В ходе компромисса федеральных, региональ­ных властей и компаний О. Дерипаски и В. Вексельберга в энер­гокомпании в конечном итоге сменился менеджмент. «Иркутск­энерго» в состав РАО «ЕЭС России» так и не вошло. Усиление влияния финансово-промышленных групп изменило и политиче­скую ситуацию в регионе.

Кампанию по выборам депутатов Законодательного собра­ния 2000 г. называли одной из самых непредсказуемых. Из-за низкой явки избирателей в день голосования 25 июня 2000 г. из необходимого минимума в 30 депутатов было избрано только 28. Региональное отделение партии «Единство» выступило с заявле­нием, в котором обвинило областную администрацию в срыве выборов в Иркутске, Братске и Ангарске. Кроме того, результаты по округу № 1 были отменены Кировским районным судом, и лишь спустя несколько месяцев Г. В. Истомину удалось вернуть себе депутатский мандат.

За время деятельности Законодательного собрания Иркут­ской области третьего созыва (2000-2004 гг.) произошли три смены его руководства. Вначале депутатский корпус не мог на­чать работу из-за недостаточного количества депутатов и отсут­ствия кворума. Затем после довыборов депутаты отказывались голосовать за предложенную губернатором кандидатуру В. В. Ковалькова, генерального директора иркутского авиазавода. В сен­тябре 2000 г. энергетики сформировали группу депутатов, кото­рая выдвинула на пост председателя ЗС генерального директора «Иркутскэнерго» В. М. Боровского. С просьбой поддержать кан­дидатуру В. М. Боровского на пост спикера к депутатам регио­нального парламента обратились депутаты Государственной Ду­мы К. Б. Зайцев, Б. И. Кодзоев, Ю. Г. Курин, С. Г. Левченко, Ю. М. Тен, В. Б. Шуба. В течение трех месяцев депутаты не смогли избрать председателя, и только 25 декабря 2000 г. В. М. Боровский возглавил региональный парламент. В 2001— 2002 гг. в Законодательном собрании были созданы фракции «Единство», «Союз правых сил», группы «Народный депутат» и «Деловой союз».

После выборов губернатора произошли изменения и в руко­водстве регионального парламента. В феврале 2002 г. В. М. Бо­ровский был снят с должности председателя Законодательного соб­рания за то, что «не смог наладить конструктивную работу депутат­ского корпуса», а на его место избран профессор С. И. Шишкин. Однако в октябре 2003 г. после серии голосований о недоверии С.         И. Шишкин тоже уходит в отставку, так и не реализовав соб­ственные губернаторские амбиции, и председателем Законода­тельного собрания был избран вице-спикер Г. В. Истомин.

Таким образом, если первый губернаторский срок Б. А. Го­ворина начинался в атмосфере полной консолидации вокруг него региональных элит, то к выборам 2001 г. область подошла в си­туации политического и экономического противостояния. Бюд­жет области на 2001 г. был принят с участием согласительной комиссий только весной [4, с. 1]. 29 июля 2001 г. состоялись выбо­ры губернатора Иркутской области. Это были выборы не только кандидатов и идеологий, но и схватка финансово-промышленных групп, действовавших на территории региона. Из семи кандида­тов в первом туре никто не набрал необходимых 50 % голосов. Б. А. Говорин (поддержанный РУСАЛом, СУАЛом) набрал 45,9 % голосов, его ближайший оппонент - депутат Госдумы от КПРФ С.        Г. Левченко - 24,38 %. Считавшийся на старте кампании ос­новным соперником Б. А. Говорина В. Е. Межевич (Интеррос) набрал всего 12,43 %.

Избирательная кампания проходила в условиях жесткой ин­формационной войны. Каждая из сторон издавала печатные изда­ния с тиражами в сотни тысяч экземпляров.

Второй тур выборов состоялся 19 августа 2001 г. Б. А. Гово­рин набрал 48,37 % голосов. С. Г. Левченко увеличил прежний результат почти вдвое, до 45,97 %, уверенно обыграв Б. А. Гово­рина в Иркутске и Братске. Перевес Говорину обеспечили села и малые города. Один из кандидатов в губернаторы Л. Дробышева обратилась в суд с иском о снятии Б. А. Говорина с выборов за использование служебного положения, злоупотребление правом на проведение предвыборной агитации, но 14 августа 2001 г. об­ластной суд отклонил иск. Всего во время избирательной кампа­нии было подано 235 жалоб.

По мнению экспертов, возможности С. Г. Левченко были подорваны в результате соглашения, которого достигли в период между двумя турами голосования тогдашние основные субъекты региональных экономико-политических процессов. Представите­ли «Альфа-групп» и холдинга «Интеррос» договорились о том, что последний получит возможность возобновить свое участие в консорциуме по разработке Ковыктинского газового месторож­дения. «Интеррос» в свою очередь обязался не противиться пере­избранию Б. А. Говорина на пост губернатора, а также смене ру­ководства «Иркутскэнерго» [5, с. 1].

Из политических успехов Б. А. Говорина в первый губерна­торский срок отметим проведение в 2000 г. в Иркутске Байкаль­ского экономического форума, первого в Сибири и одного из крупнейших деловых форумов на востоке страны. Основной за­дачей БЭФа стала разработка стратегических документов и фор­мирование конкретных проектов, способствующих комплексному социально-экономическому развитию регионов Восточной Сиби­ри и Дальнего Востока. Традиционно в форуме (он проводится раз в два года) участвуют федеральные министры, сенаторы и депутаты, губернаторы, ведущие бизнесмены, ученые и общест­венные деятели, гости из-за рубежа.

Из экономических успехов можно отметить стабилизацию и развитие лесной промышленности, топливно-энергетического комплекса, а также золотодобычи, что обеспечило региону третье место по уровню промышленного производства в Сибирской фе­деральном округе. Обозначив достижимые цели и «поставив на ноги» промышленность, Б. А. Говорин провел ряд значительных изменений в социальной сфере. Достаточно успешной была его деятельность в области культуры, за что он получил националь­ную премию «Золотая маска».

Губернаторство Б.А. Говорина. Второй срок

В течение второго губернаторского срока, в отличие от большинства малых партий, которые относились к губернатору достаточно лояльно, у Б. А. Говорина сложились крайне непро­стые отношения с региональным отделением партии «Единая Россия». В момент объединения движений «Единство», «Отече­ство» и «Вся Россия» в региональное отделение партии «Единая Россия» региональный актив двух последних движений, на кото­рые опирался губернатор Б. Говорин, не занял ключевых пози­ций. Генеральный совет партии в 2001 г. поддержал кандидатуру Б. А. Говорина на второй губернаторский срок, но во главе ре­гионального политсовета стояли люди, не склонные к лояльности в отношении к главе региона. Основателем и бессменным лиде­ром организации в 2001-2005 гг. являлся А. И. Федоров, прези­дент НПК «Иркут», ранее - один из политических партнеров Б. А. Говорина.

Выборы в Законодательное собрание Иркутской области четвертого созыва 10 октября 2004 г. существенно повлияли на расстановку сил, связанную с «третьим сроком» Б. А. Говорина. Выборы были назначены избирательной комиссией области, так как депутаты Законодательного собрания дважды не могли со­брать кворум. Сразу несколько партий построили свои кампании на критике партии «Единая Россия», главным образом припоми­ная ей законы о монетизации льгот. Наиболее остро развернулась борьба между «Единой Россией» и «Родиной», которая поставила задачу помешать «партии власти» получить в парламенте боль­шинство. «Родина» разместила по всему Иркутску рекламные щиты с критикой «Единой России». «Единая Россия» же сделала акцент на создании положительного имиджа партии, не вступая в публичные дискуссии. Кульминацией противостояния стало убийство 27 сентября 2004 г. одного из руководителей штаба «Родины» М. Мураховской и журналиста Я. Травинского.

Выборы по пропорциональной системе 2004 г. были первы­ми в Прибайкалье. Количество депутатских мандатов - 45 - оста­лось прежним, хотя прения депутатов по этому вопросу были острыми. В связи с резким сокращением избирательных округов количество избирателей в укрупненных округах возросло вдвое, и участие в избирательной кампании потребовало больше затрат. По пропорциональной системе избиралось 23 депутата.

Невысокая активность избирателей стала свидетельством нарастающей апатии в обществе, утомленном слишком частыми выборами и разочарованным отсутствием видимых результатов депутатской деятельности. Даже сниженный до 20 % барьер явки для признания выборов состоявшимися преодолеть в большинст­ве округов удалось только вечером. Общий показатель участия в голосовании составил 29,4 %. Наиболее активными по традиции были сельские районы. Наивысшая явка (46 %) была достигнута в Усть-Ордынском автономном округе. Самой низкой (менее 17 %) была явка в одном из двух округов Ангарска, что находит про­стое объяснение — там выборы не состоялись из-за отсутствия альтернативы Ю. И. Фалейчику. Незадолго до дня голосования его конкуренты сняли свои кандидатуры. Не был избран сразу и второй депутат от Ангарска - в округе № 7 свыше 25 % избира­телей проголосовали «против всех». В начале 2005 г. здесь со­стоялись перевыборы.

Первое место с 30,07 % заняла «Единая Россия». При этом в крупных городах (Иркутске, Ангарске, Братске) она набрала зна­чительно меньше голосов. Так, в Свердловском районе г. Иркут­ска «Единая Россия» лишь на 0,4 % опередила «Родину». На селе и в малых городах преимущество «Единой России» было значи­тельно заметнее. Единственной территорией, где «Единая Рос­сия» проиграла, стал Усть-Ордынский автономный округ. Там победила Аграрная партия России с 42,5 %. 5 % преодолели КПРФ, АПР, «Родина», избирательный блок «За родное Приангарье!» и Российская партия пенсионеров.

Председателем Законодательного собрания был избран гене­ральный директор ОАО «Саянскхимпласт» В. К. Круглов. Впер­вые были сформированы депутатские фракции от партий «Еди­ная Россия», «Родина», «Аграрная партия России», действовали депутатская группа «Региональное развитие» и «Антикорруп­ция». В 2005 г. при Законодательном собрании был учрежден Общественный совет.

21 апреля 2004 г. сессия Законодательного собрания Иркут­ской области приняла постановление «Об инициативе образова­ния в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в ре­зультате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа». Усть-Ордынскому округу в но­вом субъекте должен быть придан статус муниципального рай­она. Окружные депутаты планы такого понижения статуса не поддержали. Дума не приняла данное обращение к президенту, что сорвало возможность провести референдум об объединении до кон­ца 2004 г., а в 2005 г. избрать главу нового субъекта Федерации.

С избранием президентом В. В. Путина федеральный Центр стал стремиться унифицировать, поставить под контроль полити­ческие процессы в регионах, включая выборы как губернаторов, так и региональных законодательных собраний.

Появился такой новый формат, как совмещение выборов гу­бернатора с федеральными выборами. Во время первого цикла губернаторских выборов 1996 г. по принципиальным соображе­ниям применялась технология раздельных выборов. Никому из губернаторов не было позволено избираться в один день с Б. Н. Ельциным — в Кремле решили, что губернаторы должны сконцентрировать все свои административные ресурсы только в пользу одного кандидата. С 2000 г. ситуация изменилась, а со­вмещение выборов стало поощряться для ведения общей кампа­нии в поддержку кандидатов «партии власти».

Важнейшим вопросом стал «поход» губернаторов на выборы на третий и больший сроки. В большинстве случаев у губернато­ров не было готовой альтернативы, поэтому для федерального Центра любые выборы могли стать непредсказуемыми. Поэтому администрация Президента давала разрешение многим губерна­торам переизбираться, но под чутким руководством Кремля. Од­нако в таких условиях не могло быть и речи о зарождении новой региональной элиты: ей просто неоткуда было взяться.

В 2003-2004 гг. региональные политики активно обсуждали вопрос участия губернатора Б. А. Говорина в третьих выборах. Это могло серьезно поменять политическую картину региона. Законодательное собрание после долгих дебатов приняло по­правки в Устав области, позволявшие губернатору идти на третий срок. Но 8 декабря 2004 г. Президент РФ В. В. Путин иницииро­вал изменения в Федеральный закон «Об общих принципах орга­низации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции» о порядке избрания кандидатуры губернатора. Теперь пред­ложения по кандидатуре главы региона должны были вноситься Президентом в законодательный орган субъекта Федерации за 35 дней до истечения срока полномочий действующего губернатора, а парламенту давалось 14 дней для рассмотрения кандидатуры. По окончании срока полномочий губернатора Б. А. Говорина его кандидатура не получила поддержки администрации Президента и он был назначен Чрезвычайным и Полномочным послом Рос­сийской Федерации в Монголии.

Губернаторство А.Г. Тишанина

Первым губернатором в Иркутской области, получившим полномочия по новой системе, стал А. Г. Тишанин, начальник Восточно-Сибирской железной дороги. Он произвел ряд кадро­вых перестановок, которые были негативно восприняты регио­нальной элитой. Так, на должность первого заместителя главы администрации был предложен Ю. В. Параничев, глава Тракто­розаводского района г. Челябинска. Законодательное собрание области не поддержало его кандидатуру с первой попытки, но проголосовало «за» три месяца спустя, поскольку Ю. В. Параничев, в качестве исполняющего обязанности первого заместителя, успешно выстроил взаимодействие с депутатами и провел через парламент бюджет 2006 г., фактически сосредоточив в своих ру­ках разработку новой структуры областной администрации.

Был дан старт новым крупным проектам. В частности, нача­лись масштабные работы по строительству нефтепровода «Вос­точная Сибирь - Тихий океан». После острой общественной дис­куссии трасса будущей магистрали была отодвинута от Байкала, что существенно снизило экологические риски и позволило во­влечь в оборот северные нефтяные и нефтегазовые месторожде­ния региона. Начались работы по газификации области. Иркут­ская область выиграла конкурс по созданию на Байкале особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Важным элементом формирования гражданского общества стало создание Общественной палаты. Регион стал активно принимать участие в международных ярмарках, выставках, презентациях.

16 апреля 2006 г. был проведен референдум о создании на основе Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского авто­номного округа нового объединенного субъекта Федерации - Ир­кутской области. В области за объединение высказалось 89,77 %, а в округе - 97,79 %. Данное объединение - это прежде всего по­беда экономической целесообразности. Население УОБАО - 134,6 тыс. чел., и титульное (бурятское) население составляет не более 40 %. Округ давал лишь 0,26 % от объема промышленной продукции области. 82 % населения имели доходы ниже прожи­точного минимума, 91 % доходов бюджета УОБАО получал за счет федеральных трансфертов, т. е. считался «глубоко дотаци­онной территорией». 30 декабря 2006 г. Президент России В.В. Путин подписал Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской об­ласти и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа». Бу­дущее объединение повлекло за собой большую работу над зако­нодательной базой двух субъектов в соответствии с требования­ми федерального законодательства. Для совместной деятельности и координации действий при Законодательном собрании был соз­дан Совет законодателей.

Энергичные усилия губернатора А. Г. Тишанина по форми­рованию нового облика Иркутской области вызвали насторожен­ное отношение у мэра областного центра В. В. Якубовского и его команды. Отношения между губернатором и мэром обострил во­прос о распоряжении земельными участками в городской черте Иркутска. В июне 2006 г. депутаты Законодательного собрания, под влиянием мэра Иркутска В. В. Якубовского, «провалили» законопроект о переходе неразграниченной доли городской зем­ли в распоряжение области. Губернатор, в свою очередь, наложил вето на поправки в Устав области, по которым не только канди­датура его первого заместителя, но и кандидатуры заместителей, курирующих вопросы финансов, экономики, сельского хозяйства, подлежали утверждению Законодательным собранием, обосно­вывая это «нарушением демократического принципа разделения властей». «Земельный» закон был впоследствии принят в компро­миссном варианте, а поправки в Устав более не рассматривались.

В 2006 г. губернатор А. Тишанин предложил объединить Иркутск с двумя крупными близлежащими городами: Ангарском и Шелеховым. Создание города-миллионника позволило бы, по мнению губератора, получить дополнительное федеральное фи­нансирование, выровнять уровень жизни и обеспечить рост про­изводства. Концептуальным обоснованием создания Иркутской агломерации занимался Фонд регионального развития Иркутской области — некоммерческая организация, созданная в ноябре 2006 г.

Проект по созданию агломерации на базе Иркутска, Ангар­ска и Шелехова (как самый проработанный на тот момент из су­ществующих в России) обсуждался на заседании Правительства РФ, был поддержан Министерством регионального развития РФ и включен в стратегию социально-экономического развития Ир­кутской области на период до 2025 г. В политическом отношении губернатор А. Г. Тишанин демонстрировал уверенность в собст­венных силах и готовность возглавлять область все отведенные ему пять лет.

Иркутская область в 2007 г. стала первым регионом страны, где две ветви власти не смогли прийти к консенсусу по вопросу бюджета. Поэтому была задействована «форс-мажорная» статья конституционного закона, когда бюджет 2008 г. был утвержден по­становлением губернатора, поскольку он не был принят депутатами.

Председатель Законодательного собрания В. К. Круглов публично высказал претензии к исполнительной власти из-за низкой инвестиционной привлекательности региона, невысокого темпа прироста промышленного производства, проблем в лесном комплексе, кадровой чехарды в администрации.

4    февраля 2008 г. депутаты преодолевают губернаторское вето на бюджет области 2008 г., что приводит к еще большему обострению политической ситуации в области. 21 депутат Зако­нодательного собрания подписали письмо Президенту РФ В.             В. Путину, в котором они заявили, что «результатом работы А.     Г. Тишанина в должности губернатора Иркутской области стало то, что в регионе разразилась серия коррупционных скан­далов, связанным с хищением государственной собственности в особо крупных размерах с участием высших должностных лиц администрации области» [3] с просьбой досрочно прекратить полномочия губернатора А. Г. Тишанина.

15 апреля 2008 г. губернатор Тишанин не был включен в со­став делегации Иркутской области на съезд партии «Единая Рос­сия», а вечером того же дня Президент РФ принял его отставку и назначил временно исполняющим обязанности губернатора Ир­кутской области И. Э. Есиповского. Конфликты элит приводили к смене первых лиц и в других регионах, в частности в Тыве и Ал­тайском крае, но там замены глав регионов произошли только по завершении их полномочий. В Иркутской же области смена главы региона произошла через два с половиной года после назначения.

Конституция РФ закрепила самостоятельность местного са­моуправления. В 1995 г. был принят Федеральный закон «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в РФ». Тогда институт местного самоуправления сыграл важнейшую, пока еще не оцененную, консолидирующую роль: сохранил управляемость территорий, не допустил серьезных социальных взрывов в тот момент, когда государство фактически отказалось от своих не подкрепленных финансами социальных обязательств, переложив их на местную власть. В условиях кризиса местное самоуправление смогло не просто выжить, но и начать развивать свою экономику. В начале 2000-х гг. государство приступило к новой реформе местного самоуправления с желанием укрепить этот институт, сделать его более независимым от органов госу­дарственной власти субъектов Федерации. В октябре 2003 г. был принят Федеральный закон № 131-Ф3 «Об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако у экспертов сразу же сложились опасения, что реформа приведет к огосударствлению института местного самоуправления, увеличению численности бюрократии на местах, централи­зации полномочий и снижению фискальной автономии муници­палитетов, сокращению стимулов для муниципального экономи­ческого развития и снижению инвестиционной привлекательно­сти муниципальной экономики, пренебрежению к муниципаль­ной собственности. При Законодательном собрании Иркутской области был создан Координационный совет, который и должен был провести данную реформу в Иркутской области, поскольку регион был избран экспериментальной площадкой. Депутаты устраняли законодательные противоречия, вырабатывали норма­тивные правовые акты, обеспечивающие работу органов местно­го самоуправления.

2008 г. как последний в отведенном по федеральному зако­нодательству переходном периоде был ознаменован всплеском судебных процессов о трансформации юридического статуса ря­да крупных городов в городские поселения, фактически подчи­ненные муниципальным районам. Характерным примером явля­ется г. Ангарск Иркутской области с населением свыше 200 тыс. чел., который решением Законодательного собрания Иркутской об­ласти получил статус городского поселения в составе Ангарского муниципального района, притом что в городе проживает более 95 % населения муниципального района. Фактически на территории па­раллельно стали действовать две муниципальные власти.

Неоднократно поднимался вопрос и об объединении в одно муниципальное образование г. Шелехова и Шелеховского рай­она. В 2010 г. КПРФ выступила с инициативой объединения Ан­гарска и Ангарского района. В марте 2012 г. в Ангарске прошел референдум, на котором более 80 % горожан высказались за на­чало процедуры изменения статуса городского поселения. Власти Ангарского муниципального образования отказались поддержать процесс объединения, поэтому в трех других муниципалитетах - Одинске, Мегете и Савватеевке - референдум не проводился.

В декабре 2007 г. состоялись выборы депутатов Государст­венной Думы РФ пятого созыва. За «Единую Россию» в целом по области проголосовало 58,5 %, ЛДПР - 11,49 %, КПРФ - 10,83 %, «Справедливую Россию» - 9,24 %. Депутаты С. Г. Левченко и К. Б. Зайцев вошли в состав комитета по энергетике, Т. Г. Воро­нова - в комитет по международным делам, С. И. Колесников - в комитет по охране здоровья, И. Д. Грачев - в комитет по собст­венности, В. Б. Шуба - в комитет по бюджету в статусе первого заместителя, В. Г. Малеев - в комитет по вопросам местного са­моуправления, но позже был переведен в комитет по регламенту.

2 марта 2008 г. состоялись выборы Президента России. 2 марта Иркутская область вошла в число российских рекордсме­нов в голосовании по открепительным удостоверениям. Количе­ство выданных удостоверений на 17 тыс. больше, чем на рефе­рендуме по объединению области и У ОБО. Свои голоса Д. А. Медведеву отдали 61,24 % проголосовавших, что почти на 9 % ниже, чем в среднем по России. В. В. Жириновский в регионе получил 14,05 % (почти на 5 % выше среднего по России), по симпатиям к Зюганову область отстала от абсолютного лидера Сибири (Новосибирской области) всего на 2,71 % (21,82 %).

12 октября 2008 г. область избирала свой парламент после референдума 2006 г. об объединении с Усть-Ордынским Бурят­ским округом. Выборы в Иркутской области проходили на осно­вании Положения, утвержденного Указом Президента РФ. В За­конодательное собрание избиралось 50 депутатов, в том числе 25 - по пропорциональной системе. В области был образован одномандатный округ - в границах старой Иркутской облас­ти- и один- четырехмандатный - в Усть-Ордынском округе. Порог для прохождения составил 7 %. «Патриотам России», под­писи которых признали поддельными, не помог Верховный Суд РФ. Региональное отделение партии «Зеленые» за участие в вы­борах заплатило самый высокий залог в стране - 6 млн руб. Позднее «Зеленых» пытались снять с избирательной гонки за текст одной из листовок, содержание которого можно было трак­товать как призывы к межнациональной розни.

В тройку «Единой России» вошли врио губернатора И. Э. Есиповский, председатель Законодательного собрания В.К. Круглов и его заместитель Л. М. Берлина. ЛДПР выдвинула лидера партии В. В. Жириновского и руководителя группы ком­паний «Фортуна» Н. А. Чекотову. Списки КПРФ и «Справедли­вой России» возглавили депутаты Государственной Думы РФ С.Г. Левченко и И. Д. Грачев.

Уже на старте избирательной кампании в процессе пересчета бюллетеней была обнаружена серьезная недостача, из-за чего из­бирательной комиссии пришлось применять меры по дополни­тельной защите. Также произошел инцидент, связанный с печа­тью избирательных бюллетеней. По итогам конкурса победила иркутская областная типография № 1. Однако фирма из Красно­ярска «Регион 38» подала жалобу в Федеральную антимонополь­ную службу России, заявив, что Агентство по государственному заказу Иркутской области нарушило закон. ФАС объявила кон­курс незаконным. В конце концов избирательные бюллетени пе­чатались без всякого конкурса двумя иркутскими типографиями.

На выборы пришли 38,28 % избирателей. «Единая Россия» набрала 49,45 %, а Иркутская область стала в 2008 г. единствен­ным регионом, где на выборах в региональные представительные органы государственной власти «Единая Россия» не набрала по партийным спискам 50%. ЛДПР набрала 15,07%, КПРФ- 13,25 %. Самая сложная ситуация возникла в Черемховском рай­оне. В селе Голуметь обнаружилось более 300 «мертвых» душ. От своих должностей были освобождены председатели городской и районной территориальных комиссий. Профессор ИГУ С.          И. Шишкин в течение трех лет доказывал свою победу во всех судах, включая Верховный. Однако в последней инстанции она была возвращена Г. Франтенко, генеральному директору СХАО « Белореченское».

Глава региона И. Э. Есиповский по итогам выборов заявил, что победил «здравый смысл» [6, с. 3]. 26 октября 2008 г. на пер­вой сессии председателем регионального парламента избрана Л. М. Берлина. Законодательное собрание избрано на пять лет. В нем действуют четыре фракции: «Единая Россия» (36 депута­тов), «КПРФ» (5 депутатов), «ЛДПР» (4 депутата), «Справедли­вая Россия» (2 депутата).

19    ноября 2008 г. Президент РФ предложил парламенту кан­дидатуру И. Э. Есиповского для наделения полномочиями губер­натора. Представление было подписано за день до истечения 35- дневного срока, отведенного Президенту РФ Федеральным кон­ституционным законом, регламентирующим формирование ново­го субъекта. Выдвижение кандидатуры И. Э. Есиповского, экс- депутата Государственной Думы РФ, было обусловлено нефор­мальной приближенностью кандидата к генеральному директору ОАО «Российские технологии», уроженцу Иркутской области С.      В. Чемезову, а также отсутствием значимых претензий к его семимесячной работе в Иркутской области.

Губернаторство И.Э. Есиповского

В связи с объединением Иркутской области и Усть- Ордынского Бурятского автономного округа с 1 января 2009 г. юридически Иркутская область стала новым субъектом Россий­ской Федерации. Соответственно ей был нужен новый устав. В связи с объединением в Иркутской области поменялась структура исполнительной власти. Вместо администрации было создано и приступило к работе Правительство Иркутской области. И эти изменения также нашли свое отражение в проекте Устава [1, с. 3].

Устав объединенного субъекта РФ- Иркутской области- стал важнейшим документом, принятым Законодательным соб­ранием региона первого созыва. В Устав было внесено несколько новшеств. Так, предусмотрена новая форма исполнительного ор­гана государственной власти региона - Правительство Иркутской области, возглавляемое губернатором. Закреплено количество избираемых депутатов: с 2013 г. в Законодательное собрание об­ласти будут избираться 45 депутатов, из которых 22 - по одно­мандатным округам, а 23 — по партийным спискам. В новом Ус­таве закреплен особый статус Усть-Ордынского Бурятского окру­га в составе объединенного региона. 17 ноября 2010 г. был при­нят региональный закон «Об Усть-Ордынском Бурятском округе как административно-территориальной единице Иркутской об­ласти с особым статусом».

В феврале 2009 г. в Иркутске прошло заседание президиума Государственного совета РФ с участием Президента РФ Д. А. Мед­ведева. Однако в целом ситуация была далека от спокойной в связи с закрытием в Иркутске Высшего военного авиационного института и передислокацией его в Воронеж, а также событиями вокруг Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Кроме то­го, областные власти решили разрабатывать очередную стратегию развития региона, отказавшись от наработок предыдущих лет, в том числе и проекта агломерации. Один из разработчиков проекта А. П. Козьмин выступил с резкой критикой по этому поводу.

В апреле 2009 г. в «Независимой газете» появилась статья о скорой отставке губернатора И. Э. Есиповского. Поводом для «заявления об увольнении» якобы послужил тот факт, что у пре­мьера Путина возникли вопросы к тому, как И. Э. Есиповский проводил кредитную политику, будучи генеральным директором АвтоВАЗа в 2005 г. Губернатор опроверг эти слухи. В ночь с 9 на 9 мая 2009 г. он трагически погиб в авиакатастрофе.

Губернатором Иркутской области был назначен заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, се­натор от Иркутской области с 2002 г. Д. Ф. Мезенцев. Смена че­тырех губернаторов за короткий срок поставила федеральные власти в неловкую ситуацию. После введения системы назначе­ний глав регионов федеральный центр превратился в заложников губернаторов. Так комментировали смены уже назначенных гу­бернаторов некоторые московские эксперты [2].

Назначение А. Г. Тишанина на пост губернатора Иркутской области в 2005 г. казалось для Кремля удачным, на тот момент, выходом из «иркутского тупика». В регионе было такое сплете­ние интересов разных финансово-промышленных групп и мест­ной политической элиты, что нельзя было гарантировать, что преемник Б. А. Говорина не столкнется с региональной «фрон­дой». Однако произошло столкновение двух менталитетов, двух образов «политического мышления». А. Г. Тишанин, будучи ме­неджером полувоенного ведомства— Восточно-Сибирской же­лезной дороги, привык к ситуации, в которой каждый знает свой ранг и иерархию подчинения. Депутатский корпус во главе с И. К. Кругловым действовал в системе политических соглашений и договоренностей, взаимных обязательств, где ранг есть понятие относительное, меняющееся от обстоятельств [8]. И понятие «со­вместная работа» понималось каждой стороной по-своему.

Губернаторский срок А. Г. Тишанина не был продолжитель­ным, но его имя войдет в современную историю России как само­го молодого губернатора, а потом и первого в России губернато­ра, возглавлявшего одновременно два субъекта Федерации.

У И. Э. Есиповского не было ни крупных успехов, ни серь­езных ошибок. У него не было и видимых конфликтов с регио­нальным парламентом, но многих не устраивал жесткий стиль политического менеджмента его первого заместителя, С. М. Со­кола, бывшего вице-губернатора Красноярского края. Админист­рации Есиповского, трансформированной в Правительство Ир­кутской области, удалось резко усилить свое влияние во вновь избранном представительном органе власти - Законодательном собрании первого созыва объединенного субъекта Федерации.

Губернаторство Д.Ф. Мезенцева

Представление Президентом кандидатуры Д. Ф. Мезенцева летом 2009 г. было положительно воспринято в регионе. Уже в месяц назначения Д. Ф. Мезенцев побил сразу два рекорда: во- первых, он был утвержден депутатами Законодательного собра­ния единогласно, чего не удостаивался ни один из предыдущих губернаторов-«назначенцев», а во-вторых, вступил в должность в день утверждения его кандидатуры, став самым «стремитель­ным» губернатором за всю историю Иркутской области. Он так­же стал самым популярным иркутским губернатором у прави­тельственных чиновников - во второй половине 2009 г. в регионе началось настоящее паломничество фигур федерального масшта­ба. Первой крупной политической кампанией губернаторства Ме­зенцева стало предложение мэру г. Иркутска В. В. Якубовскому, 12 лет руководившему областным центром, стать членом Совета Федерации от Иркутской области, имевшее следствием его дос­рочную отставку и назначение выборов в областном центре. Зна­чимым, и начавшим серию политических проблем губернатора, решением главы региона стала поддержка мэра Братска С. В. Се­ребренникова, которого «Единая Россия» заявила своим кандида­том на выборы главы Иркутска в марте 2010 г. Выборы «партия власти» проиграла, и мэром Иркутска был избран кандидат от КПРФ В. И. Кондратов. Еще одно разгромное поражение «Еди­ная Россия» тогда потерпела на севере области — мэром Усть- Илимска стал кандидат от «Справедливой России» В. Ташкинов с результатом 70 %. Однако уже через год политическое «статус-кво» было восстановлено: оба мэра не просто стали членами «Еди­ной России», но и вошли в ее региональный политический совет.

Вступление Д. Ф. Мезенцева в должность губернатора сов­пало с рядом кризисных моментов. Закрытие БЦБК еще при И. Е. Есиповском привело к сокращению более 1000 сотрудников комбината, поэтому Мезенцеву пришлось договариваться с соб­ственником о возобновлении его работы. Губернатор восстановил деятельность Регионального совета, представительства Иркут­ской области в Монголии, активно посещал заседания региональ­ного парламента. В своем первом отчете перед депутатами Зако­нодательного собрания области в мае 2010 г. он сделал акцент «на важности взаимоотношений с федеральным центром». Благо­даря совместной работе с Президентом РФ и правительством в регион удалось привлечь прямое выделение субвенций и креди­тование свыше 8 млрд руб. Быстро сдвинулось с мертвой точки решение вопроса о юбилее Иркутска. Указом Президента РФ Д. А. Медведева был создан оргкомитет под руководством главы администрации президента С. Е. Нарышкина. Главными строй­ками Иркутска стали набережная Ангары, зона исторической за­стройки «Иркутская слобода», здание областной научной биб­лиотеки имени И. И. Молчанова-Сибирского, Ледовый дворец, новые памятники и дороги.

Серьезные проблемы постоянно возникали в политическом пространстве региона. Не проработав и года, покинули свои посты два первых заместителя главы администрации - А. С. Битаров и Ю.В. Параничев. Большинство ключевых портфелей за­нимали не местные, а приезжие политики (И. Е. Хоменко, А. Б. Лобаков, С. Д. Аникеев, В. В. Гребенников, А. Я. Школьник, И. Н. Корнеев, В. А. Нечаев), что отрицательно воспринималось местной элитой.

4 декабря 2011 г. состоялись выборы депутатов Государственной Думы РФ шестого созыва. В результате выборов в Иркутской области «Единая Россия» набрала 34,93 %, КПРФ - 27,79 %, ЛДПР- 17,34%, «Справедливая Россия»- 13,36%. В итоге «Единая Россия» получила два места, и их заняли А. В. Романов и С. Ю. Тен, КПРФ также два - С. Г. Левченко и Е. А. Рульков. От ЛДПР Иркутскую область в Госдуме представляет А. К. Луговой, «Справедливая Россия» отправила бывшего помощника де­путата Госдумы И. Грачева А. В. Крутова. Сам И. Д. Грачев избрался в Думу по общефедеральному списку партии.

14 декабря 2011 г. президент ОАО «РЖД» В. Якунин в ходе визита в Иркутск на церемонии представления нового начальника ВСЖД объявил о планах корпорации поддержать выдвижение губернатора Д. Ф. Мезенцева кандидатом в президенты страны. По он не был зарегистрирован Центральной избирательной ко­миссией РФ по причине нехватки достаточного количества достоверных подписей.

Выборы Президента Российской Федерации прошли 4 марта 2012 г. Иркутская область показала стандартный результат в по­следние годы — самый низкий по явке в Сибирском федеральном округе и такой же в поддержку В. В. Путина. Уровень поддержки В. В. Путина по области превысил 55 %.

2    мая 2012 г. Президент РФ Д. А. Медведев в рамках пред­принятой им политической реформы подписал изменение в феде­ральное законодательство, по которому возвращены выборы глав субъектов РФ. Д. Ф. Мезенцев заявил, что готов руководить об­ластью до окончания своих полномочий в 2014 г., а потом участ­вовать в выборах губернатора, но 18 мая Президент В. В. Путин удовлетворил его прошение об отставке.

29 мая 2012 г. депутаты Законодательного собрания надели­ли полномочиями губернатора Иркутской области С. В. Ерощенко, президента группы компаний «Истлэнд», несколько месяцев возглавлявшего региональное отделение партии «Правое дело». Смена губернатора Иркутской области произошла в контексте учреждения государственной корпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока и значительного места, которое занимает Ир­кутская область в планах работы этой корпорации.

Литература

  1. Андреева О. В ответе за Устав // Областная. - 2008. - 8 дек.
  2. Кынев А. Федеральный центр стал заложником губернаторов [Электронный ресурс] / А. Кынев. - URL:  (?)
  3. Обращение депутатов Законодательного собрания Иркутской области Президенту РФ В. В. Путину [Электронный ресурс]. - URL: http://news.babr.ru/?IDE=44606.
  4. Обращение к городским (районным) Думам // Вост.-Сиб. правда. - 2001. - 21 февр.
  5. Пронин Ю. Вот это были выборы // Байк, вести. - 2011. - 15 авг.
  6. Сергеева Ю. Пора беспрецедентных побед / Ю. Сергеева, Н. Гаврилова// Конкурент-ВСП. - 2008. - 18 окт.
  7. Тростников Д. Обратный отсчет губернатора Говорина/ Д. Тростников, Т. Дугаржапов // Континент-Сибирь. - 2004. - 18 июня.
  8. Хагаалганов Б. О роли личности в иркутской политике [Электронный ресурс]  / Б. Хагаалганов. - URL: http://e-baikal.ru/news7recordJcM10215.

 

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Петров Алексей, Гимельштейн Александр Владимирович | Оригинальное название материала: Оригинальное название материала: Институциональные изменения. Подзаголовки - Иркипедия | Источник(и): Современная история Иркутской области: 1992-2012 годы : в 2 т. - Иркутск : Изд-во ИГУ, 2012 | Том 1. | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2015 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.