Политико-административная структура Иркутской области к середине 80-х гг. являлась частью общей системы в стране, при которой реальная власть находилась в руках партийного аппарата. Советские органы лишь реализовывали решения, принимавшиеся на уровне партийного руководства страны и области. Партийное руководство Иркутской области предпринимало действия в русле общей линии руководства КПСС.
Многие лидеры областных партийных организаций в большей степени зависели от хозяйственной номенклатуры, нежели от партийной. Именно у хозяйственников были финансы, материальные и людские ресурсы. Не случайно постановления Иркутского обкома часто принимались с указаниями финансирования со стороны ведомств [14]. Партийный аппарат вместо осуществления контроля стал посредником между ведомствами и регионами. Региональные лидеры, ощущая нехватку распределяемых ресурсов, выходили на прямые взаимоотношения с другими областями по оказанию помощи в снабжении продовольствием и товарами народного потребления. Как отмечают исследователи, принятие решений в Центре, обязательность их исполнения зачастую приводили к игнорированию региональных особенностей (природно-климатических, социальных, особенностей экономического развития), а слабое понимание региональных особенностей, некомпетентное планирование, игнорирование мнений науки и хозяйственных кадров вели к проблемам в экономике и социальной сфере региона.
Процессы развития советского общества оставались настолько неэффективными, что руководство партии и страны было вынуждено принять более решительные действия в области реформирования органов государственной власти. На апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС был взят курс на перестройку.
В первое время (1985 - начало 1988 г.) перестройка рассматривалась лишь как преобразования в социально-экономической сфере. Но в январе 1987 г. Пленум ЦК КПСС принял решение о проведении и политической реформы в стране. В своем докладе Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев заявил о необходимости превращения КПСС из государственной структуры в реальную политическую партию, изменения функции и роли советов, которые должны были стать подлинными органами власти на своей территории, развития самоуправленческого начала в их деятельности, укрепления материальной базы. Реформирование советской политической системы осуществлялось форсированными темпами и объяснялось конъюнктурой момента, поэтому отличалось противоречивостью и иногда поверхностным подходом. Но реализация реформ, начавшаяся с привлечения населения к обсуждению отчета облисполкома, показала, что закон открывал возможности, но не гарантировал всестороннего рассмотрения предложений и замечаний граждан, воплощения в государственных решениях.
Принятые законы о собственности, самоуправлении и местном хозяйстве, аренде и арендных отношениях создали предпосылки для формирования новых отношений, но выполнение местными советами поставленных задач затруднялось отсутствием механизмов, дающих им реальную власть. Большая часть предприятий области находилась в союзном и республиканском подчинении, поэтому решения об их реформировании принимались в Москве.
Приход к власти М. С. Горбачева нарушил до того времени незыблемые законы функционирования советской элиты. Со времен Н. С. Хрущева серьезных кадровых чисток в ней не производилось, и любая перестановка воспринималась крайне тяжело. Горбачев осуществил массовую смену партийного руководства на местах. Этим кадровым маневром были ослаблены позиции подавляющего большинства могущественных ранее руководителей. Беспрецедентным стал 1989 г., когда на апрельском Пленуме ЦК КПСС 74 члена и 24 кандидата в члены ЦК были отправлены в отставку. Многие представители элиты не смогли избраться в народные депутаты СССР. После первого Съезда народных депутатов СССР стало ясно, что советы уже не будут играть второстепенную роль.
Политическая реформа, осуществленная Горбачевым, привела к краху советской номенклатуры. Выборы вывели на политическую арену новых лидеров, причем их формирование происходило вне карьерной лестницы КПСС [13, с. 5]. Новая элита получила новые привилегии через создание предприятий, льготное кредитование, операции с недвижимостью, свободное обналичивание денег, приватизацию распределительной системы и предприятий. Впоследствии из государственных трестов стали создаваться частные холдинги и корпорации, во главе которых оказывались люди, близкие к государственной и партийной власти. Это породило формирование двух ветвей новой российской элиты: принадлежность к первой по-прежнему определялась должностью и статусом в политической власти, вторую же составляли люди, чье влияние основывалось на контроле капиталов.
Звездным часом для хозяйственных руководителей стали 1987-1988 гг., когда вышел ряд законодательных актов, дающих промышленным предприятиям и строительным организациям свободу в принятии решений. Страна узнала о трех «С»: самостоятельность, самофинансирование, самоуправление.
С 1988г. разворачивается новая инициатива- выборы директоров. Так, генеральный директор ТПО «Востоксибстрой» И. Т. Смолянин проиграл своему первому заместителю Ю. Г. Корытову, который использовал еще малоизвестные популистские лозунги и жесткую критику своего непосредственного начальника [3, с. 3].
Несмотря на то, что на первом этапе приватизации хозяйственные руководители, топ-менеджмент предприятий имели фору в виде контрольного пакета акций, воспользоваться ей смогли далеко не все. Однако нельзя не признать, что крупные предприятия дали региону сильных партийных и государственных руководителей, таких как Ю. А. Ножиков, В. А. Яковенко, В.Е. Межевич, В. М. Боровский, В. К. Круглов и др.
После выхода Постановления ЦК КПСС «О первоочередных мерах, связанных с организацией выполнения январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС “О перестройке и кадровой политике”» резко усилилась критика и самокритика партийных органов в области и на местах.
В ноябре 1988 г. вместо назначенного послом СССР в Монголию В. И. Ситникова первым секретарем Иркутского обкома КПСС был избран В. И. Потапов. Это было время добровольного выхода коммунистов из партии: только в 1988 г. партийные билеты сдали 336 чел. [17, с. 142]. Массовый отток рабочих из партии способствовал дальнейшей изоляции рабочего класса как субъекта политической жизни страны. Партийные организации опытномеханического, деревообрабатывающего заводов г. Иркутска, заводов авторемонтного, монтажных заготовок г. Ангарска, предприятий «Востокспецэнерго», «Востоксибавтоматика» г. Братска после XXVIII съезда КПСС не приняли в партию ни одного человека, за что Иркутская областная партийная организация подвергалась критике со стороны ЦК КПСС. Всего в 1989 г. в Иркутской области было исключено из КПСС 1492 коммуниста. По сравнению с 1988 г. численность коммунистов, исключенных из партии, возросла на 77 %, а выбывших по параграфу 8 Устава (партийные организации в советской армии) - на 174 %. Среди исключенных и выбывших по сравнению с 1988 г. в 2 раза возросло число рабочих. Всего же выход из партии за год возрос в пять раз [7, л. 31-32]. Иркутская областная партийная организация сократилась на 3816 чел., или на 2,7 % (до этого среднегодовой прирост составлял 1,4%). По данным социологических исследований, чаще всего выход из партии означал отход человека от активной политической жизни: 68 % не собирались состоять ни в какой партии, лишь 2 % стали членами других партий и 3 % собирались это сделать [1, с. 163].
События в стране и области заставили начать широкую внутрипартийную дискуссию. Несмотря на то, что партийные платформы пытались приспособить к изменившимся реалиям политической жизни, во многих из них признавались неформальные движения; разрабатывались сценарии развития, включая введение многопартийности, они принимались с опозданием. Часто партийные документы не предлагали ничего реального, в основе своей были декларативными и не могли привести к сплочению коммунистов на выборах, а лишь усиливали дальнейшее размежевание в рядах партии. Многие партийные платформы носили весьма общий характер, в том числе и Иркутской областной партийной организации. Первый секретарь Бодайбинского горкома КПСС Ю. И. Бутаков отмечал: «...когда читаешь документ, не можешь понять: об Иркутской области идет речь или о Читинской. В нем даже слова “Иркутской” нет, только есть слово “Байкал” в одном месте» [1, с. 163].
В докладе первого секретаря Иркутского обкома КПСС В. И. Потапова «О проектах Платформы ЦК КПСС к XXVIII съезду партии, Устава КПСС» говорилось, что есть «серьезные основания для критики обсуждаемых документов». Он заявлял, что трактовка отдельных положений платформы дается в отрыве от практики, характеризуется идейно-теоретической нечеткостью и декларативностью: «Особенно это относится к концепции гуманного демократического социализма... не совсем понятно, куда мы идем, что нас ожидает в будущем, какое общество хотим построить? Формулировка.., что “это будет совсем другое общество”, является абстрактной и неубедительной. Крайне слабо проработаны идейные и организационные основы партии, не дается объемного представления о будущем ее облике, способах функционирования и реального влияния на жизнь общества в условиях многопартийной системы» [8, л. 9].
В начале 1989 г. стартовала кампания по выборам народных депутатов СССР по новому закону на альтернативной основе. Выборы состоялись 26 марта 1989 г. на фоне обострения межнациональных отношений в советских республиках. По области проголосовали более 86 % избирателей.
4 марта 1990 г. состоялись выборы депутатов областного Совета народных депутатов. Это были первые выборы на альтернативной основе: на 150 депутатских мест претендовало 759 кандидатов: женщин - 96, рабочих - 84, колхозников - 27, партработников 73, советских работников — 60, руководителей предприятии и организаций 307. Подавляющее большинство - 611 – члены КПСС. 595 кандидатов имели высшее образование, 98 чел. были депутатами облсовета прошлого созыва [15, с. 3].
На выборах народных депутатов РСФСР 1990 г. от Иркутской области избиралось 20 депутатов. Всего было выдвинуто 135 кандидатов, это почти семь человек на одно место. Самое большое количество кандидатов было в Кировском округе г. Иркутска - 15 чел. Из 18 депутатов прошлого созыва в список попали только двое: председатель облисполкома Ю. А. Ножиков и электромонтажница АЭХК В. С. Нефедьева. Депутатами были избраны Г. Н. Алексеев, В. И. Вершинин, А. Н. Закопырин, П. М. Имедоев, Г. С. Кондобаев, JI. А. Крестьянинов, Г. М. Никольская, Ю. А. Ножиков, В. Е. Подлужный, В. Ф. Полещук, В. Д. Попов, В. Я. Редькин, Г. Н. Хорошилов, В. Н. Хайрюзов, К. Н. Хаматов, И. И. Широбоков, Л. Е. Ясенков.
Избирательная кампания проходила в сложной обстановке. В Иркутске прошла серия митингов, публичных дискуссий, обращений к избирателям. Были созданы Клуб гражданских инициатив, общественный комитет по выборам «Россия-90». В Академгородке Иркутска появилась межрайонная группа кандидатов в народные депутаты советов, обращение которой было опубликовано в местной прессе. В нем говорилось о консолидации кандидатов в депутаты всех уровней на платформе Межрегиональной депутатской группы. Выступали межрайонцы против монополии любой партии на власть, за многопартийную систему, разделение властей, избрание главы исполнительной власти всем пародом, равноправие всех форм собственности, включая частную. Особенностью программы межрайонной группы было требование создания для регионов права законодательного регулирования хозяйственной деятельности на своей территории [4, с. 1].
Как отмечал один из депутатов В. В. Игнатенко, «тогда было другое время, я бы его назвал романтикой ранней демократии. Выборы были чистыми, без черного пиара». Сам В. В. Игнатенко вскоре стал заместителем, а через год — председателем областного Совета народных депутатов.
В начале 1990-х гг. областному Совету приходилось решать много сложных задач по стабилизации народного хозяйства в условиях нарастающего кризиса. Совет народных депутатов при решении этих вопросов активно сотрудничал с областной администрацией в лице ее главы Ю. А. Ножикова. По воспоминаниям В. В. Игнатенко, «садились мы вместе с Юрием Ножиковым, которого выбрали председателем облисполкома, с его замами и напрягали мозги, искали выход. Добились от Ельцина указа, по которому от продажи экспортной продукции: бензина, алюминия, целлюлозы — отчислялся в специальный областной фонд определенный процент валюты. На эти деньги область и вела закупки жизненно необходимых товаров и ресурсов» [11, с. 3].
После того, как было объявлено о введении талонов на основные продукты питания, кризис доверия к власти резко упал. За 1989-1990 гг. из КПСС вышли 22 % членов партии. Наибольшие потери понесли Братская, Усть-Илимская и Усть-Кутская партийные организации.
Стремительная политизация общества привела к зарождению новых политических партий, ставящих одной из главных своих целей отстранение КПСС от реальной политической власти. Не оставалась в стороне и Иркутская область. В Иркутске состоялась первая в СССР массовая демонстрация протеста против загрязнения Байкала и реки Иркут, в которой приняло участие около 5 тыс. чел. [2, с. 185-186]. Ее участники отдали секретарю Иркутского обкома КПСС В. П. Иваницкому 107 тыс. подписей в защиту озера.
В 1988 г. в рамках Клуба гражданских инициатив прошел «Суд над КПСС». Многие активисты клуба вошли в организационную группу по созданию «Народного фронта поддержки перестройки». В 1990 г. в Иркутской области были созданы региональные отделения политических движений «Демократическая Россия», Партии свободного труда, Социал-демократической партии России.
В КПСС также происходили серьезные изменения. Многие коммунисты не поддержали инициативы М. С. Горбачева и выступили с требованием его отставки. Ушел со своего поста первый секретарь Иркутского горкома КПСС В. Н. Ковшаров. 21 декабря 1990 г. на XXVI областной партийной конференции первым секретарем был избран В. М. Спирин. В Москве была создана компартия РСФСР во главе с И. К. Полозковым, но отношение рядовых коммунистов было к ней крайне неоднозначным. Более 300 коммунистов - руководителей высшего и среднего звена, а также коммунистов-депутатов вышли из партии. В 1990 г. областная партийная организация сократила свои ряды на 18 %, распались 142 первичные партийные организации Иркутской области.
Отдельные партийные организации, в частности разреза «Черемховский», объединения «Востоксибстрой», «Оргтехстрой», устанавливали произвольный процент отчисления партийных взносов до 50 %, другие — пытались совсем не перечислять взносы на счет обкома. Это было характерно для партийных организаций Иркутска, Братска, Нижнеудинска, Усть-Кута. Общая сумма этой части членских партийных взносов за 1990 г. составила 87,8 тыс. руб. В 1990 г. более 25 тыс. коммунистов - а это четверть всей областной партийной организации - не доплатили членские взносы, по сравнению с 1989 г., в 15 раз больше. Общая сумма задолженности в 1990 г. составила 3732 тыс. руб., что на 26,1 % больше, чем в 1989 г. [10, л. 6].
В некоторых партийных организациях все чаще звучали требования об упразднении горкомов и райкомов КПСС, должностей освобожденных партийных работников в трудовых коллективах. На отчетно-выборной конференции партийной организации Иркутского государственного университета 7 апреля 1990 г. было выражено недоверие обкому КПСС и высказано требование о его отставке. Обком партии обвиняли в потере связи с массами и рядовыми коммунистами, идейной некомпетентности, непонимании глубинных причин кризиса партии. Коммунистов ИГУ поддержали трудовые коллективы ИркутскНИИхиммаша и СИБИЗМИРа [5, с. 1].
В это же время численность Иркутской комсомольской организации сократилась на 60,5 тыс. чел., из них — исключено из ВЛКСМ 5,5 тыс. чел., вышли по собственному желанию 5 тыс., снято с учета за утрату связи с ВЛКСМ — 16,5 тыс. чел. Прием в 1990 г. сократился в два раза. Двенадцать городских и районных комитетов во втором полугодии 1990 г. не приняли в комсомол ни одного человека. Дефицит бюджета Иркутской областной комсомольской организации составил 1,5 млн руб. [9, л. 22]. Газета «Советская молодежь» с 24 ноября 1990 г. вместо «органа Иркутского обкома ВЛКСМ» стала называть себя «независимой газетой».
За развалом КПСС многие увидели распад Советского Союза, и задача сохранить страну стала одной из главных в партии. 31 января 1991 г. Пленум ЦК КПСС в своем политическом заявлении «О текущем моменте и задачах партии» призвал всех коммунистов и граждан высказаться за сохранение СССР. 18 февраля в ЦК КПСС были проведены беседы с секретарями парткомов автономных республик, краев и областей Сибири и Дальнего Востока. В референдуме 17 марта 1991 г. приняло участие 70,6 % граждан Иркутской области, что было ниже общероссийской явки (75,4 %). 71,64 % пришедших поддержали идею обновленного Союза.
Путч 19-21 августа 1991 г. ускорил кризис в партии и стране. Ю. А. Ножиков, возглавлявший тогда Иркутский облисполком, от его имени заявил о незаконности отстранения от власти президента СССР М. С. Горбачева, а также о том, что на территории Иркутской области действуют только Конституция РСФСР и указы Президента РСФСР. 21 августа в СМИ было опубликовано «Обращение Иркутского областного Совета народных депутатов к жителям Иркутской области», в котором была выражена поддержка действиям Президента и Правительства России. 22 августа 1991 г. Б. Н. Ельцин, к тому времени уже избранный Президентом РСФСР, подписал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории России. 23 августа и. о. председателя областного Совета В. В. Игнатенко подписал распоряжение «О выселении обкома КПСС из Дома советов». Весь партийный архив был передан в ведение Архивного управления Иркутского облисполкома.
19 сентября 1991 г. Указом Президента РФ Ю. А. Ножиков был назначен главой администрации Иркутской области. Тогда же была создана и администрация Иркутской области путем реорганизации исполнительного комитета областного Совета народных депутатов.
Юрий Абрамович Ножиков родился в г. Ленинграде в 1934 г. В своей профессиональной карьере он дошел до поста начальника управления строительства знаменитого «Братскгэсстроя», провел его реорганизацию, наделив все заводы и строительные управления правами юридического лица и создав совет директоров, что позволило уже обновленному предприятию увеличить объемы работ. В 1988 г. Ножиков из Братска был направлен на руководство Иркутским облисполкомом. Это было именно назначение в старых советских традициях. Будучи «красным» директором, он и внешним видом, и поведением, и одеждой отличался от прежней когорты советской номенклатуры. По воспоминаниям И. 3. Зелента, «Ножиков не был злопамятным. В отношении людей, стоящих на другой точке зрения, он использовал только метод убеждения или метод практической реализации спорного вопроса, и практика показывала, кто прав» [16].
Федеральная власть предпринимала много преобразований, чтобы не подорвать имидж новой власти на местах и сохранить и восстановить былые возможности регионов. Для этого был создан институт глав администраций субъектов Федерации, позднее получивший наименование «губернатор». Назначенный главой области Ю. А. Ножиков не считал себя обязанным бездумно выполнять распоряжения федеральных органов власти. В некоторых решениях он не боялся противостоять федеральным чиновникам, как например, отказался выполнить указ Президента о земельной реформе в РСФСР, предусматривавший реорганизацию колхозов и совхозов и перераспределение земли.
В работе с людьми Ножиков стремился не допустить социального взрыва и политического кризиса в Иркутской области. Одним из первых своих решений он постановил повысить на 50 % должностные оклады работникам учреждений образования, культуры, здравоохранения и социального обеспечения, финансируемые из областного бюджета; это решение вошло в историю как «ножиковские надбавки». Ножиков умел работать с региональными СМИ, и все его шаги и заявления делались публично, что неизменно приводило к повышению рейтинга и реальной поддержке населения. Вскоре Ю. А. Ножиков заговорил о проведении всенародных выборов.
27 марта 1994 г. на выборах главы администрации области (в апреле 1994 г. решением Законодательного собрания области учреждена должность губернатора) за Ю. А. Ножикова проголосовало 78,16 %.
Ю. А. Ножиков строил свою политику, используя, в том числе, и популистскую риторику. Поэтому в Москве заговорили о «сепаратизме» иркутского губернатора. Жесткая по отношению к Центру политика Ножикова работала на формирование сильной региональной элиты. Оказавшиеся в несколько особом положении, наделенные большей свободой действий, большими возможностями, менеджеры «Иркутскэнерго», других успешных предприятий региона не могли не стать в то время новыми политическими фигурами, нарастив личный и финансовый ресурс.
Для многих региональных деятелей Ножиков был образцом политического поведения. Деятельность Ю. А. Ножикова на посту главы администрации Иркутской области снискала ему признание жителей региона. В тяжелейшей ситуации начала 90-х гг. областная администрация прилагала максимум усилий для недопущения полной хозяйственной катастрофы в новых условиях.
Иркутский областной Совет народных депутатов, состоявший из 240 депутатов, впервые в 1990 г. был избран на альтернативной основе. Однако с такой численностью он был не приспособлен для нормотворчества. Сессии длились по нескольку дней, тогда и пришла идея создать более компактный и оперативный малый Совет, вчетверо меньший, который мог собираться и решать нормотворческие вопросы между сессиями [11, с. 3]. Малый Совет стал прообразом будущего Законодательного собрания.
В целом по стране реформа местных советов была оторвана от социально-экономических реформ. Оставались неясными хозяйственные полномочия советов, что привело к бессистемному и законодательно не обеспеченному разделу общенародной собственности. На конституционном уровне в 1992 г. было произведено разделение советов краев и областей как представительных органов и местных советов, образующих систему местного самоуправления. В условиях перехода к рыночной экономике гораздо большее значение приобрела все же практическая деятельность органов власти и управления, определившая специфику их взаимодействия. На местах стало усиливаться противостояние советов и органов исполнительной власти, что на практике вело к самоуправству, систематическому нарушению закона с обеих сторон. В Иркутской области серьезных конфликтов исполнительной власти в лице главы областной администрации Ю. А. Ножикова и областного Совета в лице В. В. Игнатенко не было. В этих условиях возникали предложения о ликвидации низового звена советов, что осуществилось в Иркутской области на практике — были упразднены сельские и поселковые советы.
Одним из примеров успешной деятельности областного Совета народных депутатов можно назвать работу над проектом Устава Иркутской области. Первый его вариант был написан еще в 1992 г. Сильная школа иркутских юристов славилась по всей стране. В. В. Игнатенко отстаивал право краев и областей издавать свои законы наравне с республиками в составе РФ. Таким образом, субъекты Федерации должны были на деле иметь равный правовой статус и возможности. Эта точка зрения победила в итоге с принятием Конституции. Всенародное голосование по проекту Конституции Российской Федерации состоялось 12 декабря 1993 г. В нем участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон страны.
20 марта 1993 г. с введением «особого порядка управления» указом Президента РФ Б. Н. Ельцина глава администрации Иркутской области Ю. А. Ножиков был снят с поста, однако через два дня он был восстановлен. Тогда же был отстранен от должности губернатор Новосибирской области В. П. Муха. Областной Совет созвал внеочередную сессию, которая взяла под защиту Ножикова. Увольнение «за систематическое невыполнение распоряжений президента и злоупотребление служебным положением» любимого в народе губернатора всколыхнуло Иркутск. В защиту Ю. Ножикова в центре Иркутска прошел митинг, а с заявлением о неконституционности действий Президента РФ выступили малый Совет Иркутского областного Совета и депутаты соседней Бурятии. В итоге Б. Н. Ельцин отменил распоряжение об отставке, а премьер-министр В. С. Черномырдин принес главе иркутской администрации извинения.
Также совместными усилиями был достигнут успех и в деле с компанией «Иркутскэнерго», которую удалось оставить под контролем областных властей. Отношения области с федеральными властями в те годы во многом определял спор о принадлежности компании «Иркутскэнерго». В августе 1992 г. Президент РФ подписал указ № 923, который передавал акции всех крупных, включая ангарских и енисейских, ГЭС в уставной фонд учрежденного РАО «ЕЭС России». Иркутские и красноярские власти решили оспорить в Конституционном Суде решение Президента и победили: в сентябре 1993 г. Суд усмотрел в указе противоречие Федеративному договору, поскольку не учитывалось мнение субъекта Федерации по предмету совместного ведения. Данный конфликт между РАО «ЕЭС России» и правительством, с одной стороны, и «Иркутскэнерго» и областной администрацией, с другой, не затихал еще несколько лет. Российские власти добивались если не возвращения в РАО, то хотя бы выхода областных электростанций на федеральный оптовый рынок электроэнергии. Иркутские власти были категорически против, потому что подключение к федеральному рынку и установление единых тарифов резко подняли бы стоимость электроэнергии в области, нанеся удар по алюминиевым предприятиям.
После выхода указа № 1400 от 21 сентября 1993 г., который предусматривал разгон Верховного Совета и объявлял выборы в Государственную Думу РФ, Ю. А. Ножиков и В. В. Игнатенко высказались за перевыборы как парламента, так и президента. В рамках конституционной реформы администрации регионов как органы исполнительной власти получили дополнительные права, а полномочия представительных органов власти, напротив, были урезаны. Вскоре областной Совет был распущен, вместо него сначала в течение двух месяцев существовал депутатский Совет - совещательный орган при главе администрации, а потом Контрольная палата, состоявшая из бывших депутатов. Возглавлял все эти переходные структуры, а потом и Законодательное собрание первых двух созывов (1994-2000 гг.) поддерживаемый коммунистами И. 3. Зелент, бывший первый заместитель председателя областного Совета. Выборы депутатов Законодательного собрания первого созыва, избранного в переходный период на два года, состоялись 27 марта 1994 г. В этот же день были избраны городская дума Иркутска первого созыва, мэр г. Иркутска Б. А. Говорин, а также прошли выборы представительных органов и руководителей исполнительной власти муниципальных образований.
Согласно ст. 24 Устава, Законодательное собрание Иркутской области стало постоянно действующим однопалатным законодательным и представительным органом государственной власти области. Оно состояло из 45 депутатов и избиралось сроком на четыре года по мажоритарной избирательной системе в одномандатных округах. Первая сессия состоялась 20 апреля 1994 г. Впервые у региональных депутатов появилась возможность формировать собственную нормативно-правовую базу, принимать законы, необходимые для жизнеобеспечения Иркутской области. Причем законы базовые, рассчитанные на многолетнюю перспективу. Например, была разработана процедура принятия областного закона о бюджете, и в январе 1995 г. был принят Закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Иркутской области», которым руководствовались депутаты в течение семи лет.
12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый российский парламент - Государственную Думу и Совет Федерации РФ. Иркутская область была разделена на четыре округа в среднем по 450 тыс. избирателей в каждом. По Иркутскому округу депутатом был избран президент АО «Труд» Ю. М. Тен, по Ангарскому - генеральный директор АО «Байкалит» В. Л. Машинский, по Тулунскому - глава администрации Нижнеудинского района А. А. Турусин, по Братскому - председатель Братского городского Совета народных депутатов В. Б. Шуба. Ю. А. Ножиков и П. А. Голышев были избраны в Совет Федерации. Как и в целом по стране, ЛДПР получила 21,48% (в РФ- 22,92%), «Выбор России» - 16,85 и 15,51 % соответственно. Зато «Женщины России» получили 13,24% против 8,13 % общероссийских, а ПРЕС - 8,88% против 6,73 %. В Усть-Ордынском округе победила Аграрная партия России, набрав более четверти голосов избирателей [6].
На основании указов Президента РФ от 22 октября 1993 г. «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации» и от 30 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и в соответствии с Законом Иркутской области от 14 июня 1994 г. № 1 «Об учреждении должности губернатора Иркутской области и вступлении в должность губернатора Иркутской области» и Уставом Иркутской области (принят 19 января 1995 г., подписан губернатором 10 февраля 1995 г.) была утверждена структура администрации области и распределены обязанности между губернатором Иркутской области и его заместителями, а также утверждено штатное расписание администрации области.
Иркутская область стала одним из первых российских регионов, где благодаря настойчивости губернатора прошли прямые выборы всех органов власти. Соперниками Ю. А. Ножикова на выборах 1994 г. были тогдашний его заместитель по социальным вопросам Б. Г. Алексеев (7,9 %) и вице-президент государственной финансово-промышленной компании А. С. Помигалов (4,5 %). Выборы 1994 г. фактически стали первыми и последними, на которых все решал только сам кандидат. При подготовке выборов использовались минимальные финансовые ресурсы, Кроме того, для переходного периода, в котором находилась тогда область, именно кандидатура Ю. А. Ножикова была самой удачной. Здесь и опыт работы на крупном производстве, и позитивное восприятие элитами, и умение отвечать за дела и принятие решений, а также демократичность взглядов, что было не у каждого руководителя региона.
В последующем ситуация с губернаторскими выборами изменилась. Власть губернатора Иркутской области совершила эволюцию от реальной независимости в решении внутренних вопросов и свободных прямых всеобщих выборов к безальтернативным представительским выборам и проведению региональной политики исходя, в первую очередь, из интересов Центра. Вместе с тем эта трансформация не вызвала у населения области особых возражений, а тем более протестов. Возможной причиной этого являются отсутствие развитого регионального гражданского общества и неконсолидированность местных элит [12].
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей