Наверное, разговор об иностранном восприятии и понимании Байкала справедливо будет продолжить с вклада «чисто» немецких граждан и немцев, находящихся на службе у Российского государства, поскольку вклад этот, как ни говори, неоценим.
В ноябре 1718 года Петр I издал указ о направлении в Сибирь экспедиции доктора Мессершмидта для изыскания всяких раритетов и аптекарских вещей: трав, цветов, корений и семян, и других видов растительного и животного мира, входящих в лекарственные составы. Этим указом был дан старт первому научному изучению природы Сибири. Организатором этого значимого и полезного дела стал Даниил Готлиб Мессер шмидт, уроженец Данцига (Гданьска), который изучал медицину в университетах Иены и Галле, занимался также зоологией и ботаникой, и в 1713 году, защитив диссертацию, получил ученую степень доктора медицины. Профессор Брейк, основатель музея естественноисторических коллекций в Данциге рекомендовал Мессершмидта Петру I как ученого, который сможет заняться сбором коллекций и изучением естественных богатств России.
По заключённому контракту учёный в 1719 - 1726 годах совершил поездку по сибирским землям с целью описать: 1) географию страны, 2) её натуральную историю, 3) медицину, лекарственные растения и эпидемические болезни, 4) жизнь и нравы сибирских народов, их язык и литературу, 5) памятники древности, 6) вообще все достопримечательности.
Реализуя указ Петра и условия контракта Мессершмидт в Тобольске (1720 год) разработал собственный план экспедиции, в котором наряду со сбором «редкостей», лечебных трав, описанием животных и минералов, предусматривались зарисовки, изготовление чучел, занятия географией, историей, этнографией, филологией, метеорологией, языками и диалектами народов Сибири, а также приобретение старинных рукописей, книг, монет и предметов материальной культуры.
Экспедиция изначально получилась интернациональной. В ней, кроме Мессершмидта, сопровождающих его двух немецких слуг и двух денщиков, принимали участие несколько шведских военнопленных — офицеров и солдат, проживающих в те времена в Тобольске, русские служивые люди, татары — подводчики и т.п.
По Сибири экспедиция в 1719-1722 гг. проходила от Тюмени и Тобольска до озера Араклей в нынешней Читинской области и обратно. На Байкале Мессершмидт со спутниками побывали сначала по пути из Иркутска в Удинск зимой 1724 года, а затем из Кабанска в Иркутск весной 1725 года. Ученый сделал не только описание посещенных географических местностей, но и рассказал о специфике некоторых праздников, религиозных обрядов, археологических памятников и т.д. Значительное место в работе экспедиции занял сбор сведений о расселении, происхождении, образе жизни, обычаях, истории аборигенных народов Сибири — татар, тунгусов (эвенков), остяков (хантов) бурят, вотяков (удмуртов) и, конечно, русских «старожилов».
Мессершмит отлично справился со своими заданиями, имея нескольких помощников и при скромном жаловании в 500 рублей. Все порученные работы исполнялись с немецкой тщательностью и скрупулёзностью. Он сам составлял описания посещаемых местностей, наблюдал и отражал в записях погодные условия, чертил географические карты, набивал чучела птиц. Побывав на Байкале, Мессершмит составил карту и сделал его описание. Увидев некоторые результаты его работы Паллас с восхищением сказал: «Невозможно не удивляться этому человеку, который один совершил так много».
Известнейший естествоиспытатель Петер Паллас, академик Петербургской Академии наук, так же внес свой вклад в изучение Байкала. К примеру, он первым высказал мнение, что впадина Байкала громадная трещина, разделившая горы и заполнившаяся водой. Другой ученый немецкого происхождения И.Г.Георги в то же время писал, что впадина возникла насильственным путем в результате грандиозного землетрясения. Именно землетрясение явилось, по мнению ученого, причиной возникновения провала на месте ложа протекающей здесь реки, скорее всего, Верхней Ангары. Летом 1772 года И.Георги на плоскодонной лодке вместе с 12-ю матросами «из казаков» проплыл большую часть озера, побывав в Малом море, на острове Ольхон, в Чивыркуйском заливе и т.д. Он составил карту Байкала и его окрестностей, описал более 730 видов флоры байкальского края. Еще один немецкий исследователь И.Гмелин, кроме естественно - научных исследований, организовал сбор редчайшей коллекции растений и минералов, проводил логические наблюдения, описывал этнографические особенности байкальской Сибири. Знала байкальская земля в XVIII-XIX веках и имена И.Черига, Ю.Цинзерлинга и др.
Немецкие ученые не ограничивались только естественным описанием Байкала. Они повествовали и о людях, проживающих на его берегах и в Сибири в целом: бурятах, тунгусах, русских. В частности, П.Паллас, проезжая со своей экспедицией по Сибири в 1772 году, писал о заслугах русских людей при заселении этого таёжного края: «Но если кто вспомнит, что нет почти двухсот лет, что Сибирь столь же многолюдна была, как и Северная Америка, и столь же неизвестных степей имела, тот удивится, глядя на нынешнее её состояние, что русских ныне число гораздо превышает собственных ея уроженцев. И справедливо, что как открытие и скорое приведение в высшее состояние сея пространные, неизвестные и вовсе дикия земля, даже до самого восточного океана, свойству, бесстрашию и постоянству Российской нации приписать должно....».
Знаменитый немецкий географ Карл Риттер в байкальском томе «Землеведения Азии» в начале XIX века обратил внимание на значение традиций аборигенов в бережном отношении к природе Байкала. «Может быть, русское название Святого моря и обыкновение приносить ему жертвы и обеты произошло от одной скалы острова Ольхона, которая слыла и слывет святою у бурят... почти вокруг всего озера есть и другие подобные места, по которым оно могло получить название святого моря... Бурятские поверья оживляют все: горы, реки, леса, холодные и горячие ключи, утесы и мысы населяют они низшими и высшими божествами, которых должно кормить и угощать, чтобы умилостивавить».
Созданный в 1851 году в Иркутске Сибирский отдел Географического общества, организовал ряд экспедиций по изучению Сибири и районов Дальнего Востока под руководством русского академика немецкого происхождения Г.И.Радде. В 1855 году он сам совершил научную поездку на лодке по Байкалу: сначала вдоль западного берега до В.Ангары, и оттуда по восточному побережью до полуострова Святой Нос. Побывал он и в других районах Байкала и Прибайкалья. Собранные материалы по жизни растений, животных, птиц впоследствии получили воплощение в его труде «Путешествия на юг Восточной Сибири». Среди ученых, изучавших Сибирь, были и другие русские исследователи немецкого происхождения. Это академики В.И.Миллер, И.Лангас — автор книги «Собрание известий о начале и происхождении разных племен в Иркутской области». Оценивая в целом вклад ученых - немцев в исследования Сибири, академик Г.Ф.Миллер сказал «...сия отдаленная земля учинилась известнее, нежели самая середина немецкой земли тамошним жителям».
Немцы осваивали байкальский регион и другими путями. Так, приволжские немцыбыли переселеныв эти края насильственно и стали основой при создании и в работе Закаменского горно-обогатительного комбината и Тимлюйского цементно-шиферного завода вблизи Байкала. И сегодня немало немцев проживает в небольшом прибайкальском городке Каменск, в других местах Бурятии и Иркутской области. С другой стороны, в военные и послевоенные годы первой и второй «мировой» немало немцев побывало в суровых сибирских краях в качестве военнопленных.
17 сентября 1994 года в Улан-Удэ прошло международное рабочее совещание «Байкальский регион как мировая модельная территория устойчивого развития». Его организаторами были Сибирское отделение Российской академии наук, правительство Республики Бурятия, Федеральное агентство по охране природы Германии, отделение по вопросам науки и окружающей среды НАТО.
Программа совещания включала такие направления: международная оценка современного экологического состояния бассейна озера Байкал и экономики региона; Байкал как участок мирового природного наследия; экологическая экономика в применении к байкальскому региону; культура и традиционные социально-экономические формы рационального природопользования в регионах Внутренней Азии и другие.
Совещание выработало некоторые рекомендации по модели устойчивого развития региона, включая предложения по структурным изменениям в экономике и социальной сфере. В выступлениях и материалах совещания прозвучали актуальные и интересные мысли о некоторых конкретных экологических мерах: расширение перечня и размеров особо охраняемых территорий, уменьшение использования химических удобрений и ядохимикатов путем применения традиционных и современных агротехнических методов, возрождение коневодства, осуществление регионального маркетинга производимой продукции и т.п. Интересным являлось предложение о стратегии развития экотуризма. В частности, предлагалось «выбрать 3-5 подходящих точек, в которых могли бы быть размещены туристические базы принципиально нового типа и объявить международный конкурс проектов на автономные байкальские эко — поселения, учитывающие этнокультурные традиции региона и основанные на использовании новейших достижений в области прогрессивных материалов, возобновляемых источников энергии, уничтожения и утилизации отходов и т.д. К сожалению, из-за экономической нестабильности региона и по другим причинам многие из предложенных мер не были воплощены в жизнь. В документах совещания и в его решении, в частности, констатировалось: «население Байкальского региона имеет исторические и культурные традиции, связанные с защитой природы», и они были признаны в качестве важнейшего элемента устойчивого развития.
Направления и способы действительной экологизации окружающей среды, что для байкальцев является если не мечтой, то мало в чем сбывающимся желанием, сегодня для немцев - повседневная реальность. Вот всего один штрих в рассказе об этой стране. Б.Раушенбах приводит некоторые примеры трепетного отношения к окружающему миру: в Германии уже никто не пользуется одноразовыми вещами, потому что такого их надо потом, как всякие отбросы, перерабатывать, а это - удар по природе. Поэтому вновь перешли на стеклянные стаканы, бутылки и тарелки, которые можно многократно мыть и полоскать. Немцы не выпускают больше некоторые типы пластмассовых бутылок, а полиэтиленовые мешочки, хоть и сохранились, но на них пишется (!), что они «предназначены для многократного использования и, пожалуйста, из соображений экологической культуры просим Вас не выбрасывать данную «авоську», а пойти с ней за покупками второй, третий, четвертый раз».
Как таких простейших мер не хватает на Байкале и в целом у российских жителей!
К счастью, уже встречаются примеры достаточно успешного сотрудничества байкальцев и немцев в данном направлении. Можно упомянуть реально действующий проект «Чистые берега Байкала», который разрабатывался с участием фирмы «Пивоварня Хейнекен Байкал». Федеральное агентство по экологии Германии и два университета, Иркутский государственный технический и немецкий Дуйсбург - Эссен осенью 2007 года представили предварительный вариант концепции по сбору и утилизации твёрдых бытовых отходов на Байкале. Её разработка проходит в рамках сотрудничества администрации Иркутской области и Министерства окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов Германии.
Специалисты считают, что при правильной организации такая работа действительно принесёт выгоду. Если к тому же экологически и экономически значимой сортировке мусора в соответствующие контейнеры приучатся все, кто его оставляет. Одним из признаний вклада немцев в заботу о Байкале была прошедшая в ноябре 2006 года в Иркутске и на Байкале международная конференция «Всемирное природное наследие в России. 10 лет российско-германского сотрудничества».
В конце 2008 года в Ганновере прошел международный симпозиум «Экологические и инженерно экономические аспекты жизнеобеспечения». В симпозиуме принимали участие девятнадцать российских, три германских вуза, украинское и южнокорейское предприятие и департамент окружающей среды Ганновера. Речь шла о создании городов и населённых пунктов будущего на основе экологических поселений. При этом участникам симпозиума продемонстрировали реальный пример: экологическое поселение Ганновер-Кросберг. В поселениях подобного рода большую долю электроэнергии создают ветровые и солнечные станции. Кроме эффективного энергопотребления, существует система рационального использования воды и земли, есть вторичная переработка бытовых отходов. Специфична система отопления солнечной энергией через светопрозрачные крыши, причем тепло может аккумулироваться. Солнечный свет используется и для подогрева дождевой воды, собранной с крыш и использованной в бытовом горячем водопроводе. Присутствовавшие на симпозиуме представители вузов Байкальского региона рассказали о соответствующих разработках в Сибирском регионе, о возможностях использования солнечной энергии для бытовых и производственных нужд в экологических поселениях у Байкала. О том, что такие поселения имеют в нашем регионе все научные, технологические и материальные предпосылки, мы уже говорили выше. Инновациям надо дать ход.
Остановимся еще на одном злободневном и своеобразном примере. Не так давно в журнале «Оео» на немецком языке опубликованы статьи из серии «Путешествие по Сибири»: «В царстве духов, богов и шаманов» и «Знаешь ли ты страну, где цветут ледяные узоры», автор которых Andrea Bohm. Названные публикации хорошо иллюстрируют то специфическое стереотипное восприятие и тот интерес, которые наблюдаются у немцев (конечно, не только у них) к природе наших мест и его жителям. Приведём некоторые оригинальные высказывания об этом (перевод Н.Васильевой). «Метафорически Сибирь обозначает «окраину земли» или точнее говоря окраину Европы. С одной стороны, там живут забытые богом люди на этой земле, и цивилизация так далека оттуда, как нигде в другом месте. С другой стороны, именно эта окраина земли подаёт большие надежды». «Сибирь большая, холодная, пустая и, несмотря на это, Сибирь - это вожделенная мечта каждого немца, это одно из тех мест на земле, которое немец непременно хочет посетить». «Сибирь считается в современной цивилизации убежищем, преисполненным притягательной привлекательностью, местом, где сохранилось понятие человечности, как один из последних нетронутых уголков земли». «Даже влияние таких событий как переселение русских немцев, суровый климат для военнопленных, не способно омрачить образ Сибири в сознании немцев. Как это не парадоксально, но бывшие немецкие военнопленные сохранили вполне позитивные воспоминания о Сибири. Многие до сих пор ощущают на себе её влияние, рассказывают о своих впечатлениях, о русской сплочённости и о том, как мирное население помогало выжить».
Мы уже говорили о том, что и восприятие природных и культурных реалий, и их смысловая интерпретация зависят от этнических особенностей воспринимающих и (или) комментаторов. Представители других народов находят в известных легендах, преданиях, образах какие-то специфические детали и нюансы, созвучные со своим внутренним миром, отражающие черты национального менталитета, а, возможно, и «подтрунивающие» над ортодоксальностью некоторых мифов. Остановимся на одном примере интерпретации древней байкальской легенды о бегстве Ангары немецким писателем И.Арнольдом.
«Адам и Ева стоят голенькие в райском саду. Первая половина дня, но нет дождя.
Девушка Ангара печально сидит рядом с батюшкой Байкалом. Бородатый старик смеется. Он запер ее и не позволяет даже взглянуть из окна на окружающий мир.
Батюшка Байкал взволнован и пенится зеленым, серым, синим и белым. Знает он: дочь любит его, но еще больше любит она молодца Енисея.
Ангара улыбается. Молча расчесывает она свои синие, шелковисто-мягкие волосы и ложится, тихонько и покорно, как положено послушной доброй дочке.
Доволен батя Байкал. Он зевает и погружается в приятные сны.
Пока старик спит, Ангара отправляется в путь. В самый последний момент потеряла она осторожность: толкнула остров Ольхон, наступила отцу на бороду, резко повернула ключ в замке, и дверь так громко заскрипела, что Байкал очнулся:
«Ангара?»
Она скачет через утесы, мчится по долинам на север, туда, где ждет ее Енисей. Почти без дыхания бежит она и уже близка к цели, когда вдруг забушевало и зашумело все вокруг громче, чем при самом страшном шторме.
Это батюшка Байкал в беспредельном гневе вырывал и бросал вслед непокорной дочери огромные скалы и камни. Падали они на пути Ангары, закрывали ей дорогу к Енисею, но не могли остановить ее.
Когда на следующий день цветисто вспыхнуло солнце и ни одно облачко не затемняло вымытую рубашку прекрасной Ангары, а волосы ее синели, как наичистейшая вода, и были прозрачны, как ясное небо, старик отказался от погони.
В изнеможении швырнул он последний камень, и тот упал на порог его дома: «Пусть пляшут на нем шаманы и занимаются своими фокусами. Еще ни один отец не смог надежно запереть влюбленную дочку», - простонал Байкал и даже не взглянул в ту сторону, где Ангара и Енисей, крепко обнявшись, праздновали свою свадьбу».
Можно уверенно утверждать, что немцы в течение многих лет изучения и знакомства с Байкалом своеобразно воспринимали и понимали наше священное море. И ему сегодня нужны такие примеры педантичного, восторженного и заботливого отношения. Да и байкальским жителям тоже.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей