Исследования Байкала. Вклад немецких граждан // «Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий» 3-е изд. (2010)

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

Немцы на Байкале

Даниил Готлиб Мессершмидт.
Даниил Готлиб Мессершмидт.
Источник: Архив Иркипедии
 Георги И. Г. Комментарии к путешествию по Российской Империи  в 1772-1774 годах. Содержит детальную карту Байкала.
Георги И. Г. Комментарии к путешествию по Российской Империи в 1772-1774 годах. Содержит детальную карту Байкала.
Источник: Зональная научная библиотека УрФУ
Иоганн Георг Гмелин.
Иоганн Георг Гмелин.
Источник: Русская Википедия
Петер Симон Паллас.
Петер Симон Паллас.
Источник: Русская Википедия
Карта озера Байкал П.С. Палласа.
Карта озера Байкал П.С. Палласа.
Источник: Сайт Магия Байкала
Карл Риттер.
Карл Риттер.
Источник: Русское географическое общество : официальный сайт
Логотип проекта "Чистые берега Байкала".
Логотип проекта "Чистые берега Байкала".
Источник: sustainabilityrussia.ru
Участники проекта «Чистые Берега Байкала» провели акцию «Праздник чистоты» на Ольхоне.
Участники проекта «Чистые Берега Байкала» провели акцию «Праздник чистоты» на Ольхоне.
Источник: Heineken Russia

Наверное, разговор об иностранном восприятии и понимании Байкала справедливо будет продолжить с вклада «чисто» немецких граждан и немцев, находящихся на службе у Российского государ­ства, поскольку вклад этот, как ни говори, неоценим.

18 век - исследования Мессершмидта

В ноябре 1718 года Петр I издал указ о направлении в Сибирь экспедиции доктора Мессершмидта для изыскания всяких рарите­тов и аптекарских вещей: трав, цветов, корений и семян, и других видов растительного и животного мира, входящих в лекарственные составы. Этим указом был дан старт первому научному изучению природы Сибири. Организатором этого значимого и полезного дела стал Даниил Готлиб Мессер шмидт, уроженец Данцига (Гданьска), который изучал медицину в университетах Иены и Галле, занимался также зоологией и ботаникой, и в 1713 году, защитив диссертацию, получил ученую степень доктора медицины. Профессор Брейк, осно­ватель музея естественноисторических коллекций в Данциге рекомен­довал Мессершмидта Петру I как ученого, который сможет заняться сбором коллекций и изучением естественных богатств России.

По заключённому контракту учёный в 1719 - 1726 годах совер­шил поездку по сибирским землям с целью описать: 1) географию страны, 2)  её натуральную историю, 3) медицину, лекарственные растения и эпидемические болезни, 4) жизнь и нравы сибирских на­родов, их язык и литературу, 5) памятники древности, 6) вообще все достопримечательности.

Реализуя указ Петра и условия контракта Мессершмидт в Тоболь­ске (1720 год) разработал собственный план экспедиции, в котором наряду со сбором «редкостей», лечебных трав, описанием животных и минералов, предусматривались зарисовки, изготовление чучел, заня­тия географией, историей, этнографией, филологией, метеорологией, языками и диалектами народов Сибири, а также приобретение старин­ных рукописей, книг, монет и предметов материальной культуры.

Экспедиция изначально получилась интернациональной. В ней, кроме Мессершмидта, сопровождающих его двух немецких слуг и двух денщиков, принимали участие несколько шведских военноплен­ных — офицеров и солдат, проживающих в те времена в Тобольске, русские служивые люди, татары — подводчики и т.п.

По Сибири экспедиция в 1719-1722 гг. проходила от Тюмени и Тобольска до озера Араклей в нынешней Читинской области и об­ратно. На Байкале Мессершмидт со спутниками побывали сначала по пути из Иркутска в Удинск зимой 1724 года, а затем из Кабанска в Иркутск весной 1725 года. Ученый сделал не только описание по­сещенных географических местностей, но и рассказал о специфи­ке некоторых праздников, религиозных обрядов, археологических памятников и т.д. Значительное место в работе экспедиции занял сбор сведений о расселении, происхождении, образе жизни, обыча­ях, истории аборигенных народов Сибири — татар, тунгусов (эвен­ков), остяков (хантов) бурят, вотяков (удмуртов) и, конечно, рус­ских «старожилов».

Мессершмит отлично справился со своими заданиями, имея нескольких помощников и при скромном жаловании в 500 рублей. Все порученные работы исполнялись с немецкой тщательностью и скрупулёзностью. Он сам составлял описания посещаемых мест­ностей, наблюдал и отражал в записях погодные условия, чертил географические карты, набивал чучела птиц. Побывав на Байкале, Мессершмит составил карту и сделал его описание. Увидев некото­рые результаты его работы Паллас с восхищением сказал: «Невоз­можно не удивляться этому человеку, который один совершил так много».

Изучение Байкала немцами в 19 веке

Известнейший естествоиспытатель Петер Паллас, академик Петербургской Академии наук, так же внес свой вклад в изучение Байкала. К примеру, он первым высказал мнение, что впадина Байкала громадная трещина, разделившая горы и заполнившаяся водой. Другой ученый немецкого происхождения И.Г.Георги в то же вре­мя писал, что впадина возникла насильственным путем в результа­те грандиозного землетрясения. Именно землетрясение явилось, по мнению ученого, причиной возникновения провала на месте ложа протекающей здесь реки, скорее всего, Верхней Ангары. Летом 1772 года И.Георги на плоскодонной лодке вместе с 12-ю матросами «из казаков» проплыл большую часть озера, побывав в Малом море, на острове Ольхон, в Чивыркуйском заливе и т.д. Он составил кар­ту Байкала и его окрестностей, описал более 730 видов флоры бай­кальского края. Еще один немецкий исследователь И.Гмелин, кроме естественно - научных исследований, организовал сбор редчайшей коллекции растений и минералов, проводил логические наблюде­ния, описывал этнографические особенности байкальской Сибири. Знала байкальская земля в XVIII-XIX веках и имена И.Черига, Ю.Цинзерлинга и др.

Немецкие ученые не ограничивались только естественным описа­нием Байкала. Они повествовали и о людях, проживающих на его бе­регах и в Сибири в целом: бурятах, тунгусах, русских. В частности, П.Паллас, проезжая со своей экспедицией по Сибири в 1772 году, писал о заслугах русских людей при заселении этого таёжного края: «Но если кто вспомнит, что нет почти двухсот лет, что Сибирь столь же многолюдна была, как и Северная Америка, и столь же неизвест­ных степей имела, тот удивится, глядя на нынешнее её состояние, что русских ныне число гораздо превышает собственных ея урожен­цев. И справедливо, что как открытие и скорое приведение в высшее состояние сея пространные, неизвестные и вовсе дикия земля, даже до самого восточного океана, свойству, бесстрашию и постоянству Российской нации приписать должно....».

Знаменитый немецкий географ Карл Риттер  в байкальском томе «Землеведения Азии» в начале XIX века обратил внимание на значе­ние традиций аборигенов в бережном отношении к природе Байкала. «Может быть, русское название Святого моря и обыкновение прино­сить ему жертвы и обеты произошло от одной скалы острова Ольхона, которая слыла и слывет святою у бурят... почти вокруг всего озера есть и другие подобные места, по которым оно могло получить на­звание святого моря... Бурятские поверья оживляют все: горы, реки, леса, холодные и горячие ключи, утесы и мысы населяют они низ­шими и высшими божествами, которых должно кормить и угощать, чтобы умилостивавить».

Созданный в 1851 году в Иркутске Сибирский отдел Географи­ческого общества, организовал ряд экспедиций по изучению Сибири и районов Дальнего Востока под руководством русского академика немецкого происхождения Г.И.Радде. В 1855 году он сам совершил научную поездку на лодке по Байкалу: сначала вдоль западного бе­рега до В.Ангары, и оттуда по восточному побережью до полуостро­ва Святой Нос. Побывал он и в других районах Байкала и Прибай­калья. Собранные материалы по жизни растений, животных, птиц впоследствии получили воплощение в его труде «Путешествия на юг Восточной Сибири». Среди ученых, изучавших Сибирь, были и дру­гие русские исследователи немецкого происхождения. Это академики В.И.Миллер, И.Лангас — автор книги «Собрание известий о начале и происхождении разных племен в Иркутской области». Оценивая в целом вклад ученых - немцев в исследования Сибири, академик Г.Ф.Миллер сказал «...сия отдаленная земля учинилась известнее, нежели самая середина немецкой земли тамошним жителям».

Исследования в 20 веке

Немцы осваивали байкальский регион и другими путями. Так, приволжские немцыбыли переселеныв эти края насильственно и стали основой при создании и в работе Закаменского горно-обогатительного комбината и Тимлюйского цементно-шиферного завода вблизи Бай­кала. И сегодня немало немцев проживает в небольшом прибайкаль­ском городке Каменск, в других местах Бурятии и Иркутской об­ласти. С другой стороны, в военные и послевоенные годы первой и второй «мировой» немало немцев побывало в суровых сибирских краях в качестве военнопленных.

17 сентября 1994 года в Улан-Удэ прошло международное рабо­чее совещание «Байкальский регион как мировая модельная терри­тория устойчивого развития». Его организаторами были Сибирское отделение Российской академии наук, правительство Республики Бурятия, Федеральное агентство по охране природы Германии, отде­ление по вопросам науки и окружающей среды НАТО.

Программа совещания включала такие направления: между­народная оценка современного экологического состояния бассейна озера Байкал и экономики региона; Байкал как участок мирового природного наследия; экологическая экономика в применении к байкальскому региону; культура и традиционные социально-экономические формы рационального природопользования в регионах Внутренней Азии и другие.

Совещание выработало некоторые рекомендации по модели устойчивого развития региона, включая предложения по структур­ным изменениям в экономике и социальной сфере. В выступлениях и материалах совещания прозвучали актуальные и интересные мысли о некоторых конкретных экологических мерах: расширение перечня и размеров особо охраняемых территорий, уменьшение использова­ния химических удобрений и ядохимикатов путем применения тра­диционных и современных агротехнических методов, возрождение коневодства, осуществление регионального маркетинга производи­мой продукции и т.п. Интересным являлось предложение о стратегии развития экотуризма. В частности, предлагалось «выбрать 3-5 под­ходящих точек, в которых могли бы быть размещены туристические базы принципиально нового типа и объявить международный конкурс проектов на автономные байкальские эко — поселения, учитывающие этнокультурные традиции региона и основанные на использовании новейших достижений в области прогрессивных материалов, возоб­новляемых источников энергии, уничтожения и утилизации отходов и т.д. К сожалению, из-за экономической нестабильности региона и по другим причинам многие из предложенных мер не были воплощены в жизнь. В документах совещания и в его решении, в частности, кон­статировалось: «население Байкальского региона имеет исторические и культурные традиции, связанные с защитой природы», и они были признаны в качестве важнейшего элемента устойчивого развития.

Направления и способы действительной экологизации окружаю­щей среды, что для байкальцев является если не мечтой, то мало в чем сбывающимся желанием,  сегодня для немцев - повседневная реальность. Вот всего один штрих в рассказе об этой стране. Б.Раушенбах приводит некоторые примеры трепетного отношения к окружающему миру: в Германии уже никто не пользуется одноразо­выми вещами, потому что такого их надо потом, как всякие отбросы, перерабатывать, а это - удар по природе. Поэтому вновь перешли на стеклянные стаканы, бутылки и тарелки, которые можно много­кратно мыть и полоскать. Немцы не выпускают больше некоторые типы пластмассовых бутылок, а полиэтиленовые мешочки, хоть и сохранились, но на них пишется (!), что они «предназначены для многократного использования и, пожалуйста, из соображений эко­логической культуры просим Вас не выбрасывать данную «авоську», а пойти с ней за покупками второй, третий, четвертый раз».

Как таких простейших мер  не хватает на Байкале и в целом у российских жителей!

Совместные меры русских и немцев по защите экологии Байкала

К счастью, уже встречаются примеры достаточно успешного сотрудничества байкальцев и немцев в данном направлении. Можно упомянуть реально действующий проект «Чистые берега Байкала», который разрабатывался с участием фирмы «Пивоварня Хейнекен Байкал». Федеральное агентство по экологии Германии и два уни­верситета, Иркутский государственный технический и немецкий Ду­йсбург - Эссен осенью 2007 года представили предварительный ва­риант концепции по сбору и утилизации твёрдых бытовых отходов на Байкале. Её разработка проходит в рамках сотрудничества адми­нистрации Иркутской области и Министерства окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов Германии.

Специалисты считают, что при правильной организации такая работа действительно принесёт выгоду. Если к тому же экологиче­ски и экономически значимой сортировке мусора в соответствующие контейнеры приучатся все, кто его оставляет. Одним из признаний вклада немцев в заботу о Байкале была прошедшая в ноябре 2006 года в Иркутске и на Байкале международная конференция «Все­мирное природное наследие в России. 10 лет российско-германского сотрудничества».

В конце 2008 года в Ганновере прошел международный симпозиум «Экологические и инженерно экономические аспекты жизнеобеспече­ния». В симпозиуме принимали участие девятнадцать российских, три германских вуза, украинское и южнокорейское предприятие и департамент окружающей среды Ганновера. Речь шла о создании городов и населённых пунктов будущего на основе экологических поселений. При этом участникам симпозиума продемонстрировали реальный при­мер: экологическое поселение Ганновер-Кросберг. В поселениях по­добного рода большую долю электроэнергии создают ветровые и сол­нечные станции. Кроме эффективного энергопотребления, существует система рационального использования воды и земли, есть вторичная переработка бытовых отходов. Специфична система отопления сол­нечной энергией через светопрозрачные крыши, причем тепло может аккумулироваться. Солнечный свет используется и для подогрева до­ждевой воды, собранной с крыш и использованной в бытовом горячем водопроводе. Присутствовавшие на симпозиуме представители вузов Байкальского региона рассказали о соответствующих разработках в Сибирском регионе, о возможностях использования солнечной энер­гии для бытовых и производственных нужд в экологических поселе­ниях у Байкала. О том, что такие поселения имеют в нашем регионе все научные, технологические и материальные предпосылки, мы уже говорили выше. Инновациям надо дать ход.

Особенности восприятия Байкала немцами

Остановимся еще на одном злободневном и своеобразном при­мере. Не так давно в журнале «Оео» на немецком языке опублико­ваны статьи из серии «Путешествие по Сибири»: «В царстве духов, богов и шаманов» и «Знаешь ли ты страну, где цветут ледяные узоры», автор которых Andrea Bohm. Названные публикации хоро­шо иллюстрируют то специфическое стереотипное восприятие и тот интерес, которые наблюдаются у немцев (конечно, не только у них) к природе наших мест и его жителям. Приведём некоторые ориги­нальные высказывания об этом (перевод Н.Васильевой). «Мета­форически Сибирь обозначает «окраину земли» или точнее говоря окраину Европы. С одной стороны, там живут забытые богом люди на этой земле, и цивилизация так далека оттуда, как нигде в другом месте. С другой стороны, именно эта окраина земли подаёт большие надежды». «Сибирь большая, холодная, пустая и, несмотря на это, Сибирь - это вожделенная мечта каждого немца, это одно из тех мест на земле, которое немец непременно хочет посетить». «Сибирь считается в современной цивилизации убежищем, преисполненным притягательной привлекательностью, местом, где сохранилось по­нятие человечности, как один из последних нетронутых уголков земли». «Даже влияние таких событий как переселение русских немцев, суровый климат для военнопленных, не способно омрачить образ Сибири в сознании немцев. Как это не парадоксально, но бывшие немецкие военнопленные сохранили вполне позитивные воспоминания о Сибири. Многие до сих пор ощущают на себе её влияние, рассказывают о своих впечатлениях, о русской сплочён­ности и о том, как мирное население помогало выжить».

Мы уже говорили о том, что и восприятие природных и культур­ных реалий, и их смысловая интерпретация зависят от этнических особенностей воспринимающих и (или) комментаторов. Представи­тели других народов находят в известных легендах, преданиях, об­разах какие-то специфические детали и нюансы, созвучные со своим внутренним миром, отражающие черты национального менталите­та, а, возможно, и «подтрунивающие» над ортодоксальностью не­которых мифов. Остановимся на одном примере интерпретации древней байкальской легенды о бегстве Ангары немецким писателем И.Арнольдом.

«Адам и Ева стоят голенькие в райском саду. Первая половина дня, но нет дождя.

Девушка Ангара печально сидит рядом с батюшкой Байкалом. Бородатый старик смеется. Он запер ее и не позволяет даже взгля­нуть из окна на окружающий мир.

Батюшка Байкал взволнован и пенится зеленым, серым, синим и белым. Знает он: дочь любит его, но еще больше любит она молодца Енисея.

Ангара улыбается. Молча расчесывает она свои синие, шелко­висто-мягкие волосы и ложится, тихонько и покорно, как положено послушной доброй дочке.

Доволен батя Байкал. Он зевает и погружается в приятные сны.

Пока старик спит, Ангара отправляется в путь. В самый послед­ний момент потеряла она осторожность: толкнула остров Ольхон, наступила отцу на бороду, резко повернула ключ в замке, и дверь так громко заскрипела, что Байкал очнулся:

«Ангара?»

Она скачет через утесы, мчится по долинам на север, туда, где ждет ее Енисей. Почти без дыхания бежит она и уже близка к цели, когда вдруг забушевало и зашумело все вокруг громче, чем при са­мом страшном шторме.

Это батюшка Байкал в беспредельном гневе вырывал и бросал вслед непокорной дочери огромные скалы и камни. Падали они на пути Ангары, закрывали ей дорогу к Енисею, но не могли остановить ее.

Когда на следующий день цветисто вспыхнуло солнце и ни одно облачко не затемняло вымытую рубашку прекрасной Ангары, а воло­сы ее синели, как наичистейшая вода, и были прозрачны, как ясное небо, старик отказался от погони.

В изнеможении швырнул он последний камень, и тот упал на порог его дома: «Пусть пляшут на нем шаманы и занимаются своими фокусами. Еще ни один отец не смог надежно запереть влюбленную дочку», - простонал Байкал и даже не взглянул в ту сторону, где Ангара и Енисей, крепко обнявшись, праздновали свою свадьбу».

Можно уверенно утверждать, что немцы в течение многих лет изучения и знакомства с Байкалом своеобразно воспринимали и по­нимали наше священное море. И ему сегодня нужны такие примеры педантичного, восторженного и заботливого отношения. Да и бай­кальским жителям тоже.

К содержанию книги К списку источников книги

Выходные данные материала:

Жанр материала: Отрывок из книги | Автор(ы): Карнышев А. Д. | Источник(и): Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий, 3 изд-е, Иркутск, 2010 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2010 | Дата последней редакции в Иркипедии: 19 мая 2016