Международная научно-исследовательская экспедиция «„Миры“ на Байкале» — российская научно-исследовательская экспедиция на озеро Байкал (2008—2010), в ходе которой было совершено 160 погружений на глубоководных аппаратах «Мир-1» и «Мир-2». Это первое погружение глубоководных аппаратов в пресной воде. В экспедиции не используется судно-носитель «Академик Мстислав Келдыш». Для транспортировки «Миров» в этой экспедиции используется грузовая баржа (длина — 64 метра; ширина — 12,5 метров; водоизмещение — 1 тыс. тонн). Эта третья по счёту экспедиция без использования судна-носителя. Спуск на воду глубоководного обитаемого аппарата осуществляется с помощью стотонного автокрана. Руководитель экспедиции — учёный-океанолог, доктор географических наук, Артур Николаевич Чилингаров. Стоимость экспедиции составила свыше 6 млн долларов.
3 июля
Подготовка баржи «Метрополия» в посёлке Никола.
10 июля
В 23:00 по московскому времени — вылет из Калининграда самолёта «Руслан» с аппаратами «Мир». Завершение переоборудования баржи: установка автокрана.
11 июля
В 10:45 по московскому времени в Улан-Удэ приземлился самолёт «Руслан» с участниками экспедиции. Самолёт также доставил ГОА «Мир-1» и «Мир-2». В этот же день «Миры» перевезли на Байкал.
20 июля
Официальный старт экспедиции. Транспортировка «Миров» от посёлка Клюевка до посёлка Турка на барже «Метрополия». Отложена до 21 июля (баржа ещё не прошла регистр). Плановое первое погружение не состоялось.
22 июля
Международная сертификация немецкой компанией «Ллойд». Оснащение батискафов дополнительным оборудованием для погружений в пресной воде. Погрузка «Миров» на баржу «Метрополия» в посёлке Клюевка (Бурятия).
23 июля
Прибытие в порт Турка с задержкой в несколько часов из-за плохой погоды (волны до 1,5 метров). Тестовый неглубоководный (500 метров) спуск батискафов перенесён из-за плохой погоды на 24 июля.
24 июля
Начало первых технических погружений «Миров». Сдача аппаратов немецкому регистру «Ллойд». Погружение вместе с представителями организации на глубину 437 метров.
26 июля
Перенос технических погружений ГОА «Мир-1» и «Мир-2» на 27 июля (из-за шторма).
27 июля
Технические погружения «Миров» начались в 11:00 по московскому времени. Спуски проходят примерно в километре от берега.
29 июля
Начало первых исследовательских погружений «Миров». Аппараты «Мир» достигли глубины 1580 метров (в 1991 канадские «Пайсисы» достигли глубины 1637 метра). Батискафы прошли 3,5 мили в разных направлениях; дно ровное илистое, резких впадин рельефа не обнаружено. Первым начал спуск «Мир-1», в 8 часов 30 минут по московскому времени. «Мир-1» достиг дна озера на глубине 1580 метров. Батискаф установил трёхгранную пирамиду (высота 50 см) с гербами России и Бурятии. На пирамиде нанесена надпись — «85 лет Республике Бурятия». «Мир-1» всплыл в 14 часов 30 минут по московскому времени. Аппарат «Мир-2» начал погружение в 8 часов 50 минут. По достижении дна озера «Миром-2» были установлены флаг Российской Федерации и флаг Бурятии (из титана). На дно также была доставлена капсула с посланием потомкам. «Мир-2» произвёл всплытие в 16 часов 00 минут по московскому времени.
Максимальная глубина
Нет единого мнения о максимальной глубине, достигнутой «Мирами». По заявлению директора Байкальского института природопользования Сибирского отделения РАН Арнольда Тулохонова, максимальная глубина составила 1608 метров. По данным Анатолия Сагалевича: «Точные показатели глубины погружений составляют 1622 м и 1634 м, а не 1580 м и 1592 м, как сообщалось ранее». Причиной неточных данных может быть тот факт, что датчики глубины «Миров» приспособлены для работы в солёной воде, а не в пресной. «Мир-1» произвёл спуск в районе мыса Ижимей острова Ольхон, затем по дну прошёл до полуострова Святой Нос.
30 июля
В 7:00 по московскому времени «Мир-2» столкнулся с бортом баржи «Метрополия», при этом был повреждён правый подруливающий двигатель глубоководного обитаемого аппарата.
31 июля
Завершён ремонт подруливающего двигателя аппарата «Мир-2». Глубоководные погружения должны возобновиться 2 августа.
1 августа
Погружений не было.
2 августа
Второе исследовательское погружение. В 8:30 по московскому времени возобновлены глубоководные спуски, после завершения ремонта правого подруливающего двигателя «Мир-2» (инцидент произошёл 30 июля).[27] Первым совершил погружение «Мир-1» (пилот — Анатолий Сагалевич, бортнаблюдатель — директор Института океанологии РАН, Роберт Нигматулин). «Мир-2» пилотирует Е.С. Черняев, другие члены экипажа — П.П. Ширшова, Б.И. Нигматулин. На «Мире-2» производилась проверка систем безопасности.
4 августа
Третье исследовательское погружение. Спуск на глубину 850 метров, аппараты «Мир» работали примерно в двух километрах друг от друга, цель погружения — изучение геологии озера. Отобраны пробы грунта и воды. Сотрудники Лимнологического института установили датчики на местах выходов естественных углеводородов. Поиск выхода нефти на дне (источник нефти не обнаружен). В ходе погружения в районе Баргузинского залива обнаружен червь, ранее неизвестный науке. Всплытие запланировано на 14:00 по московскому времени.
5 августа
В 7:00 по местному времени — баржа «Метрополия» вышла из бухты Максимиха в район погружений в Баргузинском заливе.
7 августа
Погружение на глубину 800 метров, с целью исследования функционирования экосистемы озера. В спуске участвовали сотрудники Лимнологического института Сибирского отделения РАН, доктора биологических наук — Тамара Земская и Татьяна Ситникова. На глубине 850 метров, южнее выхода из Баргузинского залива обнаружен источник нефти. Отобраны пробы поступающей нефти и живых организмов.
11 августа
В 6:00 по местному времени, в порт Листвянка прибыл корабль «Верещагин» с участниками экспедиции (для смены состава учёных). Обнаружен предположительно неизвестный ранее науке живой организм — голубая губка.
Технические погружения в районе острова Ольхон с целью обучения новых пилотов. Иструктаж проводили Анатолий Сагалевич и Евгений Черняев.
12 августа
Погружения у места естественного выхода нефти.
«В ходе погружений мы увидели, что это (места естественного выхода нефти) — своеобразный оазис, где живые организмы концентрируются и выживают. В этих местах жизнь кипит, там много и рыб, и ракообразных, и моллюсков. Здесь жизнь богаче, чем во многих других местах Байкала», — сказала Тамара Земская.
14 августа
Погружение писателя Валентина Распутина. Валентин Распутин опустился на глубину 800 метров, возле побережья Бурятии. Продолжительность погружения — около 3 часов.
«Там ощущаются порядок, особая красота, умиротворение, дружелюбие и главное — полное отсутствие агрессии. Да, там обитают низшие организмы, но они в чем-то выше нас», — заявил Валентин Распутин после погружения.
15 августа
Погружения проводились в центральной части озера Байкал, в районе максимальных глубин. Был произведён забор образцов.
28 августа
Погружение в районе посёлка Большое Голоустное, совместно с японскими учёными. Цель погружения — обнаружение газовых гидратов. Глубина погружения — около 800 метров.
1 сентября
До погружения батискафов на озере Байкал произошло землетрясение.
10 сентября
Завершён первый этап экспедиции. Совершено 52 погружения. Исследованы воды озера в районе Баргузинского залива, Ольхонских ворот, также место впадения реки Cеленга в озеро Байкал.
Начался 15 июня 2009 года, дата завершения — 15 сентября 2009 года. Запланировано около 100 погружений по всей акватории Байкала, в 29 точках. Первое состоялось 15 июня в заливе Лиственничный, в 1 км от поселка Листвянка.
Заключительное погружение аппаратов, завершающее третий сезон комплексной международной экспедиции «Миры» на Байкале», было посвящено поиску легендарного золота Колчака. На его след исследователи напали еще в прошлом сезоне, но как следует поработать на дне Байкала помешали сильный шторм, дожди и высокие волны. Не удалось достать богатство со дна озера и во время погружения в этом году. После почти восьми часов непрерывной работы гидронавты вынуждены были подняться на поверхность, поскольку, по их мнению, существовала реальная опасность обрушения склона.
Местом погружения был выбран район берегового склона возле Кругобайкальской железной дороги, где в 2009 году экспедицией были обнаружены фрагменты железнодорожного вагона, а также ящики с патронами времен Гражданской войны.
Докопаться до несметных сокровищ в прошлом сезоне помешала погода, соответствующая началу осени. Тогда пилот ГОА «Мир-2» Евгений Черняев, комментируя увиденное, сказал, что на дне Байкала видно дверцу с окном, а если подняться выше, то видны части: то ли крыша, то ли боковая обшивка. По легенде, возможно, именно в этом районе Байкала железнодорожный состав, перевозивший золото Колчака, свалился в воду. На этот раз погружение происходило примерно в том же месте, что и в прошлом сезоне, — на глубине около 400 метров в 1,5 км от береговой линии Байкала в районе мыса Толстого.
Экипаж пробыл на дне почти 8 часов, неоднократно сообщая о проводимых работах на дне озера по связи. Чем именно занимался экипаж столько времени и что удалось отыскать, ни пилот, ни гидронавты передать по связи не захотели. Что заставило экипаж «Мира-2» так задержаться на байкальском дне, стало известно только после погружения.
«Мы обнаружили на дне Байкала блестящие бруски желтого цвета, правильной формы, похожие на слитки. Что это такое, мы сможем сказать, лишь когда расшифруем видеозапись, — рассказал вернувшийся в четвертый раз из байкальских глубин директор Фонда содействия сохранению озера Байкал Баир Цыренов. — Дотянуться до этих предметов манипулятором было невозможно. Мы ковырялись очень долго, несколько часов. Бруски были зажаты между камнями».
Закончить дело до конца мешала также движущаяся осыпь, существовал риск для аппарата и гидронавтов, поскольку она может серьезно сдвинуться. Скорее всего, именно это обстоятельство помешало закончить начатое. Тем не менее экипажу удалось зафиксировать все координаты, сделать видеосъемку. Далее предстоит изучение полученной информации. Сейчас представители фонда не уверены, что стоит снаряжать за манящими блестящими брусками новую экспедицию. Для этого нужно быть уверенными на 100%, что найденные предметы — золото, а это практически невозможно. Во-вторых, полученные координаты места, где предметы, похожие на золотые слитки, были обнаружены, могут в следующий раз подвести.
Например, в нынешнем сезоне экипажу не удалось обнаружить в том же месте фрагменты вагона, увиденного в прошлом году. По какой-то причине предметы на дне Байкала, похоже, смещаются на неопределенное расстояние.
Параллельно с аппаратом «Мир-2», выполняющим исключительно глобальную задачу поиска золота, в Байкал совершил погружение ГОА «Мир-1». На его борту в числе прочих был буддийский священник, настоятель Иволгинского дацана Дагба Очиров.
«Мы сознательно пригласили ламу улан-удэнского дацана, чтобы уравновесить представителей проживающих на берегу Байкала конфессий, — сообщил исполнительный директор Фонда содействия сохранению озера Байкал Роман Афонин. — Первое в этом сезоне погружение освящали православные священники, в том числе владыка Иркутский и Ангарский Вадим».
В этот раз представители фонда дали возможность совершить обряд буддийскому священнику. Впрочем, Дагба-лама не стал утомлять присутствовавших длительной ритуальной службой, а просто облачился в костюм гидронавта, не забыв, перед тем как опуститься в аппарат, надеть привычный головной убор и снять сапоги.
У ламы была своя, ничуть не менее значимая миссия — успокоить Байкал после трехлетнего его изучения глубоководными аппаратами.
«Мир-1» достиг глубины 1348 метров в районе мыса Толстого и стал карабкаться по склону. В контейнер аппарата перед погружением поместили сосуд в форме лошади — это своеобразное подношение Байкалу.
К фигурке лошади, выполненной из благородного металла, привязали отрез материала ярко-зеленого цвета. На ткани такого цвета настоял почитаемый в Бурятии самый старший лама.
Надо отметить, что фигурка в форме лошади — полый сосуд. В его отверстие поместили изделия из семи благородных металлов и ритуальные вещества.
«Вот так сосуд смотрится на дне, — показывает фото, сделанное на дне Байкала, Дагба-лама. — Для чего это нужно? Да потому что в течение трех лет здесь работала экспедиция «Миры» на Байкале», а тем временем хозяева водоема, может быть, чувствовали себя неуютно. Поэтому мы и оставили Байкалу дары. Этим мы как бы просим умиротворить хозяина Байкала. Как только сосуд на дне озера был установлен, не прошло и минуты, как в отверстие забрался рачок. Мы это расценили как сигнал того, что Байкал принял дары.»
30 августа после завершения погружений аппараты доставили в порт поселка Никола.
Баржа «Метрополия» «Миру-2»:
«Мир-2»:
Обнаружен новый живой организм — голубая губка.
Научный руководитель экспедиции «Миры» на Байкале» Александр Егоров считает, что самые удивительные открытия связаны с самыми неожиданными формами проявления газов и нефти на дне Байкала, которые были обнаружены. Сотрудники Иркутского лимнологического института, правда, обнаружили их намного раньше, но понять, что это такое, увидеть воочию ранее не было возможности.
«В 2008 году, во время первой экспедиции, мы обнаружили на дне Байкала битумные постройки причудливой формы, — рассказывает ученый. — В механизме формирования таких построек большое участие принимают газовые гидраты. Возможно, в будущем вся энергетика может быть построена на газогидратах, которые будут добываться из глубоководных участков океана. На Байкале такие явления тоже есть. В 2009 году также было сделано важное открытие газовых гидратов, которые обнажаются на дне на глубине 1400 метров, — подводный грязевой вулкан Санкт-Петербург. Это было всего третье в мире обнажение после Мексиканского залива и побережья возле Ванкувера. Необычность явления в том, что обычно газогидраты присыпаны осадками и их не видно, что делает невозможным их изучение с помощью подводных аппаратов. Ученым, пилотирующим «Миры», удалось это увидеть, достать, провести уникальное исследование. Нам первым удалось достать газогидраты в негерметичном контейнере, раньше это сделать не удавалось никому в мире. Думаю, это является репетицией добычи газогидратов со дна».
Кроме того, во время погружений на глазах ученых происходили невероятные физические явления. Газовые пузыри, пойманные в ловушку, вдруг начинали преобразовываться в газогидрат, а далее, по мере уменьшения глубины, исследователи могли наблюдать процесс их разложения.
«РЕСО-Гарантия» на время экспедиции застраховала аппараты «Мир-1» и «Мир-2» на 3 миллиона долларов. Срок страховки — до 19 июля 2010 года. В перечень страховых случаев входит возмещение убытков в случае пропажи аппаратов без вести.
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей