Новости

Иркутское городское общественное управление

Вы здесь

Версия для печатиSend by emailСохранить в PDF

В 1870 г. Александром II было утверждено новое Городовое положение. Существовавшие с 1785 г. сословные городские думы заменялись всесословными, избираемыми на основе имущественного ценза. В соответствии с городской реформой были созданы учреждения городского общественного управления. К ним относились городские избирательные собрания, городская дума и городская управа. В Иркутске реформированная городская дума вступила в свои обязанности 28 ноября 1872 г., а городская управа – 7 декабря.

Городские избирательные собрания составлялись только для избрания гласных городской думы через каждые четыре года, и время их созыва определялось думой. Избирательным правом в органы городского самоуправления пользовались мужчины с 25-летнего возраста, русские подданные, обладавшие недвижимым имуществом плательщики городских налогов: владельцы торгово-промышленных заведений, банков и городских недвижимостей. К числу избирателей могли относиться про- жившие в городе в течение двух лет непосредственно перед выборами плательщики установленного сбора, купцы, торговцы или приказчики, на которых не числилось недоимок по городским сборам.

Из списка избирателей исключались лица, судимые за преступления, за которые предусматривалось лишение или ограничение прав состояния; отстраненные от должности в течение трех лет со времени отрешения; состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных действиях; лишенные собственности по суду; а также лица, лишенные духовного сана или звания за пороки и исключенные из обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принад- лежат. Губернатор, члены губернского по городским делам присутствия (кроме городского головы), члены губернского правления и чины местной полиции не имели права голоса. За тех, чей имущественный ценз соответствовал правилам, но не отвечали прочие условия, можно было голосовать на основании доверенности. За несовершеннолетних могли голосовать их опекуны и попечители. Право участвовать в выборах имели и женщины, выплачивающие в городскую казну соответствующие налоги. Однако уполномочить голосовать за себя они могли только лиц мужского пола.

Разные ведомства, учреждения, общества, компании, товарищества, а равно монастыри и церкви, владеющие в городе недвижимыми имуществами, с которых взимались или уплачивались в пользу города сборы на право торговли и промыслов, также пользовались правом голоса на городских выборах через своих представителей.

Для производства выборов в гласные в каждом городе из обывателей, имеющих право голоса на выборах, учреждались три избирательных собрания, из которых каждое выбирало одну треть всего числа гласных, которое для Иркутска было определено в 72 человека. Для чего обыватели вносились в список избирателей в том порядке, в каком они следовали по сумме причитающихся с каждого из них в доход города сборов, дающих право голоса на выборах. Затем список делился на три разряда, каждый из которых платил 1/3 общей суммы городских сборов. Избирательное собрание считалось правомочным, если число участвующих избирателей превышало число подлежащих избранию гласных. Если окажется меньшее количество избирателей, то через семь дней созывалось новое собрание, которое проводило выборы в любом составе. В Иркутске право голосовать получили 7 процентов населения. А пришло на выборы в 1872 г. 10 процентов, имевших право выбора. Из избранных 72 гласных Иркутской городской думы половину составило купеческое сословие, по четверти – дворяне и чиновники.

Необходимо отметить, что проведение массовых публичных выборов путем закрытой баллотировки было для Российской империи делом новым. Из-за отсутствия опыта и традиций в организации подобных выборов многие статьи, содержащиеся в разделе «О городских избирательных собраниях» Городового положения, оказались трудноосуществимыми на практике. Например, порядок баллотировки шарами затягивал до бесконечности процесс голосования, так как по каждому кандидату нужно было подсчитать количество белых и черных шаров. Основная масса допущенных к голосованию не была знакома с Городовым положением, поскольку никакой разъяснительной работы в ходе подготовки к выборам не проводилось. Избиратели не знали, сколько гласных им нужно выбрать, и, тем более не представляли своих прав и обязанностей, не говоря о том, что выбирать гласных можно было не только из собственной среды, но и из числа избирателей, принадлежащих к другим собраниям или разрядам.

Новые органы городского самоуправления – городские думы – формировались под председательством городского головы из гласных, избранных на четыре года. Если по каким-либо причинам гласный выбывал из состава общественного управления, его заменяли лицом, следующим по списку после избранных гласных, если за него было подано не менее половины голосов. Городские думы, в свою очередь, избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы – городские управы в составе городского головы, его заместителя и нескольких членов. Городской голова являлся председателем как думы, так и управы. Предусматривалось участие членов городской управы в заседаниях думы, выступления по обсуждаемым делам, но правом голоса они могли пользоваться только в том случае, если являлись гласными.

Заседание городской думы назначалось по усмотрению городского головы, требованию губернатора либо по желанию не менее пятой части гласных. Оно считалось состоявшимся, если на нем присутствовало не менее трети общего числа гласных. С инициативой рассмотрения на заседании думы того или иного вопроса могли выступить городской голова или гласные, городская управа, а также частные лица. Чтобы обеспечить подготовку принятия решений, необходимо было за три дня до заседания сообщить о намерении поставить вопрос на обсуждение. В некоторых случаях создавались особые подготовительные комиссии из гласных или приглашались «лица посторонние, от коих… можно ожидать полезных разъяснений».

Состоявшимся считалось заседание думы, на котором присутствовало не менее трети общего числа гласных. Однако при решении некоторых важных вопросов, как приобретение или продажа городского недвижимого имущества, займы, поручительства или гарантии от имени города, перевод натуральных повинностей в денежные, отстранение должностных лиц городского общественного управления от должности и передача под суд, требовалось присутствие не менее половины общего числа гласных. При этом решение считалось принятым, если за него проголосовало не менее двух третей наличных голосов. Решение по прочим вопросам принималось простым большинством голосов. При равенстве голос городского головы давал перевес. Заседания думы были открытыми, поскольку копии всех решений думы передавались губернатору, который после проверки соответствия законодательству передавал их для публикации в губернских ведомостях. Кроме того, Городовое положение предусматривало публикацию решений думы в особом издании, которое учреждалось органами общественного самоуправления. В Иркутске с 1886 г. стали издаваться «Известия Иркутской городской думы». В 1913 г. они были преобразованы в «Вестник городского общественного управления».

Городской голова, избираемый думой, утверждался в своей должности в крупных городах министром внутренних дел, а в малых – губернатором. Городская дума подчинялась Сенату, однако губернатор следил за «законностью» ее постановлений. Министр и губернатор могли отменить любое постановление городской думы. Специально для контроля над городским управлением в каждой губернии создавалось губернское по городским делам присутствие под председательством губернатора, сформированное на коллегиальных началах. Кроме губернатора членами губернского по городским делам присутствия были вице-губернатор, управляющий казенной палатой, прокурор окружного суда, председатель мирового съезда, председатель губернского земского собрания и городской голова губернского города. В Иркутске губернское по городским делам присутствие было сформировано в 1870 г. Присутствие принимало жалобы на городское общественное управление и вело надзор за его хозяйственной деятельностью. На своих заседаниях оно рассматривало отчеты городских управ о приходах, расходах и остатках городских сумм, постановления городских дум, дела о разрешении строительства в городах, дела об открытии питейных заведений.

Компетенция городского самоуправления была ограничена рамками хозяйственных вопросов: благоустройство городов, попечение о местной торговле и промышленности, общественное призрение (богадельни, детские приюты), здравоохранение и народное образование, принятие санитарных и противопожарных мер.

Городской думе предоставлялись назначение выборных должностных лиц и дела общественного устройства; назначение и определение размера содержания должностным лицам городского общественного управления; установление, увеличение и уменьшение городских сборов и налогов в установленных пределах; сложение недоимок по городским сборам; содержание мостовых и тротуаров, чистка улиц на общие средства города и вообще переложение натуральных повинностей в денежные; разрешение предположений о займах и иных обязательствах от имени города с соблюдением правил; принятие в пользу города пожертвований; определение предметов городских расходов, а равно и рассмотрение и утверждение городских смет; рассмотрение и утверждение отчетов о сборе и употреблении городских сумм, о заведо- вании городскими имуществами и вообще о действиях исполнительной власти городского общественного управления; установление правил для заведования городскими имуществами и сооружениями, а равно и состоящими в ведении общественного управления благотворительными и иными общеполезными заведениями; определение общего порядка действий исполнительной общественной власти и снабжение ее инструкциями о заведовании вверяемых ей дел; утверждение постановлений по указанным предметам городского благоустройства; представление об утверждении изменений в плане города; постановление определений о ходатайстве от имени города перед высшим правительством о местных пользах и нуждах.

Согласно Городовому положению Иркутская городская дума выработала инструкции как о порядке своих заседаний, так и для руководства действиями управы и других органов городского управления. Для составления росписи городских доходов и расходов и для установления порядка ведения финансовых дел города Дума в декабре 1872 г. избрала подготовительную комиссию, в состав которой вошли гласные Б.А. Милютин, К.А. Антонов, Я.Н. Артенов, В.И. Вагин, П.М. Герасимов, М.В. Загоскин, М.П. Шестунов. В мае 1873 г. комиссия представила на рассмотрение Думы составленную ею роспись и объяснительный к ней доклад, в котором были подробно изложены положение имущественных дел города и предположения о дальнейшем ведении их. Этот доклад стал основой той системы, которая до 1891 г. применялась Иркутским городским управлением к данной отрасли городских дел.

На исполнительный орган – городскую управу – возлагалось непосредственное управление делами городского хозяйства, решение текущих вопросов, исполнение распоряжений думы. Численный состав управы определялся думой, но должен был составлять не менее двух человек, кроме председателя. Для принятия соответствующих мер в чрезвычайных случаях либо для непосредственного управления отдельными отраслями городского хозяйства дума могла, по представлении управы, учреждать особые исполнительные комиссии, временные или постоянные. Причем, если городская управа большинством голосов признавала постановление думы противозаконным, то, не приводя его в исполнение, могла обратиться к губернатору, который передавал дело в губернское по городским делам присутствие. Так же мог поступить городской голова в случае, когда принятое большинством голосов решение городской управы не соответствовало закону.

Городская дума проводила выборы городского головы, членов управы и городского секретаря не только из гласных, но вообще из тех, кто имел право на участие в выборах, в том числе и по доверенности, а на должность секретаря даже и не имеющего права голоса. Членами управы не могли быть одновременно отец и сын, тесть и зять, родные братья. Если городской голова не мог исполнять свои обязанности по болезни или другой причине или уходил с этого поста в течение последнего года сро- ка, то его обязанности пришлось бы исполнять члену городской управы, назначенному думой. А если городской голова выбывал более чем за год до окончания срока службы, проводились новые выборы. Для участия в выборах на замещение должности городского головы существовали ограничения по национальному и религиозному признакам. Евреи не могли быть избраны в городские головы и исправлять их должность. Число членов городской управы из нехристиан не должно превышать одной трети всего ее состава. Кроме того, на должности городского головы, членов управы и городского секретаря не могли быть избраны лица духовного звания; председатели и члены судов, за исключением почетных мировых судей; прокуроры и чиновники казначейств. Однако допускалось совмещение постов в городском общественном управлении и в земских и сословных учреждениях. Городской голова и члены управы избирались на четыре года, но через каждые два года половина членов управы по очереди выбывала и замещалась вновь избираемыми, в число которых могли попадать и выбывшие. Городскому голове и членам управы назначалось денежное содержание.

Управа исполняла определения думы, собирала нужные ей сведения, составляла проекты городских смет («росписей»), взимала и расходовала городские сборы на установленных думой основаниях и представляла в назначенные думой сроки отчеты о своей деятельности и состоянии подведомственных ей частей.

В 1887 г. – через 15 лет после введения Городового положения 1870 г. в Иркутске городская управа была сформирована следующим образом. Канцелярия управы разделялась на 4 отделения: 1) распорядительное, в состав которого входили три стола: распорядительный, по воинской повинности и стол справочных цен; 2) хозяйственное, имеющее два стола – доходный и расходный; 3) оценочное и 4) казначейское отделение, в котором сосредоточено счетоводство и касса управы. На основании инструкции, данной Думой управе, члены управы руководили: один хозяйственным отделением, один – распорядительным и оценочным и один – казначейским отделением. Остальные два члена, не имеющие отделений, состояли по особым поручениям и в качестве председателя санитарной комиссии.

На распорядительном отделении лежало попечение о народном образовании и здравии, внешнем благоустройстве города. Оно рассматривало и утверждало планы частных лиц, вело книги обывателей купеческого сословия и почетных граждан, выдавало последним свидетельства, утверждало и публиковало возникновение и ликвидацию торговых домов и товариществ; свидетельствовало ручательные подписки, составляло проекты обязательных постановлений думы; проверяло отчеты и сведения, представляемые санитарной комиссией, торговой депутацией и библиотекой; вело списки избирателей. К распорядительному отделению были прикреплены столы по воинской обязанности и справочных цен. Личный состав этого отделения состоял из трех делопроизводителей, двух их помощников и двух писцов.

Хозяйственное отделение, состоявшее из доходного и расходного столов, занималось городскими доходами и расходами. В его обязанности входило составление городских росписей, отдача в арендное содержание доходных статей, заключение контрактов с контрагентами, денежный и материальный учет всех подведомственных управе учреждений и лиц, выдача ассигнований по утвержденным расходам, выдача материалов, ведение инвентарных книг, расчет за произведенные работы по постройкам, наблюдение за исправным выполнением контрагентами (напр., по освещению города, по очистке ретирад и дымовых труб, по содержанию перевоза и проч.) обязательств. При хозяйственном отделении состояли два делопроизводителя, два помощника и три писца.

Оценочное отделение занималось оценкой имуществ, взиманием городского оценочного сбора и казенного налога; следило за переходом и изменением имуществ, составляло для избирательных списков регистры недоимщиков. В его состав входили делопроизводитель и три писца.

Бухгалтерское отделение вело счетоводство управы и составляло отчеты действительных приходов и расходов, состояло из бухгалтера, помощника и писца. Касса управы принимала все денежные поступления и выдавала деньги по ордерам хозяйственного отделения, состояла из кассира и писца.

При городской управе состояли городской врач, повивальная бабка, два оспопрививателя, ветеринарный врач, архитектор, межевщик, поверенный по исковым и тяжебным делам города, материальный, три комиссара (из которых один постоянно был занят собиранием справочных цен, а два другие исполняли разные поручения по хозяйственной части), трое базарных старост на Арсенальской, Мелочной и Сенной площадях, два береговых смотрителя за складом лесных материалов на береговых участках, сдаваемых в арендное содержание от города, и три постоянных и один временный заставных смотрителя для наблюдения за тем, чтобы все вывозимые из города товары были оплачены установленным повозным сбором. При городской управе были учреждены санитарная комиссия и торговая депутация. Первая состояла из члена управы, на которого возложено заведывание санитарной частью, врача-санитара, ветеринарного врача и трех надзирателей. Вторая состояла из трех лиц, избираемых городской думой. Торговая депутация занималась надзором за торговлей и должна была предоставлять управе отчеты и своей деятельности и статистические данные, касающиеся торговли и промышленности.

По Городовому положению 1870 г. городские доходы подразделялись на «обыкновенные» и «чрезвычайные». «Обыкновенные» доходы состо- яли из доходов от городских недвижимых имуществ, оброчных статей и различных налоговых сборов. Основным налоговым сбором являлся оценочный сбор, который разрешалось устанавливать думе в размере не более 10 процентов чистого дохода с имуществ или 1 процента стоимости. Оценочным сбором не облагались императорские дворцы и принадлежащие к ним имущества; казенные здания, занятые правительственными учреждениями; принадлежащие благотворительным и учебным заведениям; принадлежащие духовным ведомствам имущества, не приносящие дохода; земли, отошедшие под железные дороги или долженствующие поступить вместе с дорогою в собственность казны; и имущества, которые по малоценности их городская дума признает справедливым освободить от сбора.

Были установлены правила для взимания оценочного сбора: городская дума назначает срок, к которому он должен быть собран, город- ская управа производит надлежащие оценки, распределяет установленный сбор на основании этих оценок и доводит до всеобщего сведения не позднее как за месяц до назначенного срока, сбор, не внесенный к назначенному сроку, считался к недоимке и взыскивался с наложением пени. В городской думе выбиралась оценочная комиссия, с которой в управе работал оценочный стол, присоединенный к распорядительному отделению. Были заведены отдельные книги по частям города, а обязанность делопроизводителя оценочного стола считалась самой тяжелой из всех обязанностей делопроизводителей городской управы, так как разверстка взимания в процентном отношении требовала усидчивого труда, а оценка недвижимых имуществ требовала делопроизводителя быть на месте оценки иногда даже каждодневно.

В бюджет города также поступали сборы с выдачи торгово-промышленных документов (купеческих свидетельств 1-й и 2-й гильдий, свидетельств на билеты мелочного торга, приказчичьих свидетельств 1-го и 2-го классов, промысловых свидетельств, питейных патентов) и с трактирного промысла. Кроме того, дума могла вводить сборы с извозного и перевозного промыслов, лошадей и экипажей, принадлежащих частным лицам, с собак. Предложения думы относительно каждого сбора представлялись на утверждение в законодательном порядке.

К «чрезвычайным» доходам относились поступления от продажи городских имуществ, от казны и земств, от недоимок прежних лет, прибыли от городских общественных банков.

Городовое положение 1870 г. регламентировало смету расходов города. На городские средства содержались городское общественное управление, городские общественные здания и памятники, производились выплаты по городским займам и выполнялись принятые городом обязательства, финансировались учебные, благотворительные и другие учреждения общего пользования, а также осуществлялись отчисления в казну. Город брал на себя издержки по организации воинского постоя, отоплению и освещению тюрем, участвовал в финансировании содержания полицейских чинов и пожарных команд, помещений для городского полицейского управления и пожарной (при полиции) команды с отоплением и освещением. Поддержание порядка на улицах, бульварах, переправах, водопровод, городское освещение также ложились на плечи городского бюджета. Городские думы не имели принудительной власти и для исполнения своих постановлений обязаны были прибегать к по- мощи полиции, им не подчиненной.

В Иркутске городское общественное управление сводило свои сметы если не с крупными дефицитами, то, во всяком случае, с таким ожидаемым по смете перерасходом, который успешно покрывался или мог быть покрыт из запасного капитала. Рамки городского хозяйства строго ограничивались размерами городских поступлений. В Иркутске не было ни мостовых, ни водопровода, уличное освещение было слабым.

Кроме городских средств в распоряжении Иркутского городского управления находились весьма значительные специальные средства. Большая часть их состояла из капиталов, пожертвованных разными лицами на учебно-воспитательные надобности и удовлетворение нужд неимущих частей населения. Таких капиталов на 1 января 1891 г. было 3 967 974 руб. 56 коп.

В 1892 г. было принято новое Городовое положение. Как отметил присяжный поверенный М.И. Мыш, составивший разъяснения к нему, «Городовое положение 11 июня 1892 г. не есть что-либо совершенно новое; оно, напротив, восприняло в себя очень много постановлений Городового положения 16 июня 1870 г. Между тем последнее действовало около 22 лет и, в течение этого времени, вызвало обширную административную и судебную практику, которая представляет собой драгоценный материал, служащий к разъяснению многих статей и Городового положения 11 июня 1892 г.». Новым Городовым положением устанавливались две формы общественного управления: в полном объеме и упрощенном виде. В губернском Иркутске общественное управление было введено в полном объеме.

По Городовому положению 1892 г. все сферы деятельности городского общественного управления были сохранены, как и основные принципы организации общественного управления, однако изменились отношения с царской администрацией. Над думами был установлен контроль гу- бернаторов. Губернатор утверждал дату выборов, давал разрешение на организацию выборов по участкам, назначал председателей участковых избирательных собраний, определял порядок доведения до всеобще- го сведения списков избирателей, принимал жалобы на неправильную процедуру выборов. Все должности в городской управе должны были утверждаться губернатором. Городской голова был обязан предоставить губернатору не только копии всех постановлений думы, как это было по Положению 1870 г., но и список вопросов, намечаемых к обсуждению на очередном заседании думы.

Особое внимание правительством было уделено формированию и исполнению городского бюджета. Составление, рассмотрение и исполнение сметы регламентировалось особыми правилами, которые были даны в приложении. Было указано, что в сентябре назначалось собрание для рассмотрения отчета по исполнению городской росписи, а в ноябре – для обсуждения сметы доходов и расходов города на предстоящий год. Иркутская городская дума четко придерживалась правил рассмотрения росписи расходов и доходов города, прописанных в Городовом положении.

Думе предоставлялось определение порядка действий исполнитель- ных органов общественного управления и снабжение их надлежащими инструкциями. Данные инструкции должны были быть изданы Думою в течение одного года. Иркутская городская дума составила «Инструкцию Иркутской городской управе» в 1895 г. По новому закону инструкции для управы и других исполнительных органов общественного городского управления в отношении городских учебных заведений, инструкции чинам торговой полиции и органам городского управления, исполняющим обязанности по надзору за торговлей и промыслами, подлежали утверждению губернатора. Текущая работа по руководству деятельностью городской управы, помимо городского головы, возлагалась на его заместителя. Он управлял всей ее канцелярией, контролировал исполнение переданных для делопроизводства документов, правильность и полноту выполнения определений управы, ее докладов городской думе и представлений в высшие правительственные учреждения.

По Городовому положению 1892 г. все члены городской управы и городской голова находились на государственной службе. Должностным лицам городского общественного управления присваивались классы го- сударственной службы. Для городских голов в губернских и областных городах присваивался VI класс, а для членов городской управы – VIII класс.

К началу XX в. структура городской управы претерпела изменения. Постепенно происходит утрата функций распорядительным отделением и с ростом города увеличивается делопроизводство по отводу участков земли, производству частных построек. В 1900 г. было принято решение об образовании и утверждении штата технико-строительного отделения. В этом отделении стали работать архитектор, землемер, инженер и техник. В 1904 г. было открыто юридическое бюро. В 1906 г. структура городской управы состояла из регистратуры городской управы, оценочного отделения, хозяйственного отделения с 1-м доходным и 2-м расходным столами, технико-строительного отделения, отделения по воинской повинности и при нем стола справочных цен, казначейского и юридического отделений. В 1910 г. членов управы стало пятеро, появился заведующий отдельными отраслями хозяйства. В 1910 г. было учреждено медико-санитарное бюро, реорганизована санитарная служба. С 1911 г. в ведение города перешла пожарная часть, и в 1913 г. был образован Пожарный совет. В 1916 г. в связи с обострением продовольственного снабжения было образовано продовольственное отделение.

По Городовому положению 1892 г. изменился закон о выборах. Был введен высокий имущественный ценз, который ограничил число городских избирателей наиболее состоятельной частью горожан. Для губернских и областных городов с населением менее 100 тыс. чел. для участия в выборах необходимо было владеть недвижимостью в черте города, оцененной в 1 000 руб. В Иркутске увеличение имущественного ценза почти в два раза уменьшило численность избирателей.

Процедура самих выборов была подробно расписана в законе, теперь они проводились одним избирательным собранием. Избирательное собрание могло быть подразделено на отдельные участки по местностям города с предоставлением каждому участку избрать подлежащее число гласных сообразно числу избирателей. Списки лиц, имеющих право участия в выборах, городская управа должна была содержать в постоянной исправности и делать своевременные отметки о происходящих в составе избирателей переменах. Избирательные списки публиковались в местных ведомостях или иным, по усмотрению губернатора, способом, не позднее как за месяц до наступления выборов.

Избирательное собрание должно было приступать к производству выборов только в том случае, если избиратели прибудут в числе, превышающем число подлежащих избранию гласных и кандидатов к ним. Кандидатов должно быть не менее одной пятой части числа гласных. Выборы производятся закрытою подачей голосов, посредством баллотировки шарами. Однако в 1906 г. было разрешено по постановлению городских дум заменить баллотировку шарами выборами записками, лично вручаемыми избирателями председателям избирательных собраний в публичном заседании.

Первый состав гласных по новому Городовому положению был избран в Иркутске в 1894 г. Право голоса получили всего 1 819 чел., или 3,9 процентов всего населения.

Сами гласные не очень ревностно относились к выполнению своих обязанностей. В Иркутской городской думе регулярно были случаи несостоявшихся заседаний по причине неприбытия узаконенного числа гласных. Иркутская пресса часто критиковала за это Думу и гласных. В 1888 г. в «Восточном обозрении» был проанализирован опубликованный в «Известиях Иркутской городской думы» список непосещенных гласными заседаний. Оказалось, что «большинство гласных далеко не оправдывало доверия, возлагавшегося на них, и относилось весьма небрежно к посещению думских собраний. Есть гласные, которые в течение 2,5 лет бывали менее десятка раз: по 3, по 5 раз на заседаниях. Из 54 гласных только 9 человек посещали собрание более-менее аккуратно, а именно более 100 раз». По Городовому положению 1892 г. присутствие гласных в думе стало обязательным, а за неявку без уважительных при- чин была предусмотрена ответственность.

Для того чтобы заседание думы состоялось, необходимо было присутствие не менее одной трети общего числа гласных. По ряду вопросов было необходимо присутствие не менее половины гласных. Общее число гласных было сокращено, по новому законодательству их стало 60.

Деятельность городских дум осуществлялась, как правило, через подготовительные и исполнительные комиссии. Подготовительные ко- миссии избирались городской думой для предварительного рассмотрения сложных дел, а исполнительные (училищная, водопроводная и т. д.) для непосредственного управления отраслями городского хозяйства. В отличие от подготовительных комиссий, которые работали в соста- ве городской думы, исполнительные подчинялись городской управе, но действовали на основании инструкций думы и с разрешения губернатора. Связь исполнительных комиссий с управой осуществлялась через председателя комиссии, который был или членом управы, или являлся «лицом по выбору Городской думы, которое приравнивалось к членам Городской управы при рассмотрении вопросов, находившихся в ведении комиссии». К 1913 г. деятельность думских комиссий в Иркутске стала предметом критики местной прессы. «Одно глубоко ненормальное явле- ние, прочно установившееся в практике нашего городского управления это избрание комиссий с поводом и без повода. Отсюда значительное количество всевозможных комиссий и относительно малая их работоспособность. К настоящему моменту число комиссий достигает 24 на 44 человек гласных. Таким образом, на каждую из существующих комиссий приходится менее 2 гласных… Лишь отдельные комиссии в достаточной степени проявили свою работоспособность и достигли своей цели. К числу этих последних необходимо отнести следующие: исполнительную комиссию по канализации г. Иркутска, по постройке постоянного моста, по введению всеобщего обучения, по благоустройству и нуждам города, технический совет, по сдаче в аренду усадебных мест, и по устройству садов и бульваров».

По воспоминаниям председателя училищной комиссии думы, гласного И.И. Попова, «Дума обращала большое внимание на просвещение. Гордостью думы была общественная библиотека, которую дума всемерно поддерживала». В 1903 г. было 10 городских школ, 1906 г. – 11, 1911 г. уже 13, 1912 г. – 19 и в 1913 г. – 22 школы стоимостью содержания в 107 172 руб. 48 коп., в том числе расходов, покрываемых из специальных капиталов, в сумме 21 429 руб. 88 коп. За 1911–1913 гг. количество городских школ увеличилось в два раза. Расходы на образование достигли одной шестой-пятой части городских расходов и стали занимать второе место в расходной смете. Когда в 1908–1909 гг. царское правительство изъявило желание поддержать городские общественные управления, готовые строить новые школы для введения всеобщего обучения, Иркутская дума подхватила эту инициативу. Был составлен общий план осуществления всеобщего обучения в г. Иркутске, рассчитанный на 10 лет (1913-1922 гг). Стоимость содержания и оборудования новых школ тогда составила 1 297 397 руб., в том числе 454 126 руб. 40 коп. из средств Министерства народного просвещения и 843 271 руб. из расходов города. Даже Первая мировая война не смогла остановить реализацию плана введения всеобщего обучения в Иркутске. В 1914 г. училищная комиссия на своем заседании обсуждала вопрос о назначении мест для постройки пяти школьных зданий, которые впоследствии и были построены.

Характерной особенностью первого десятилетия XX в. стал быстрый рост муниципального дела, радикальное переустройство городов и быстрое изменение их внешнего вида. В 1904–1909 г. все сибирские города увеличили свои бюджеты: Иркутск – с 1 040 до 2 062 тыс. руб., Красноярск – с 183 до 472 тыс. руб., Чита – с 118 до 427 тыс. руб. Вместе с тем, городское благоустройство сибирских городов находилось в весьма плачевном состоянии. В Иркутске был водопровод, построенный в 1905 г. частными предпринимателями и находившийся в их ведении до 1922 г., и построенная в 1910 г. электростанция. Ждали своей очереди строительство постоянного моста через р. Ангару, канализации, трамвая и рынка, мощение города, приведение в порядок городских окраин. Иркутское городское общественное управление дважды просило заем у правительства в 1901 г. – 2,5 млн руб. и в 1910 г. – 2 млн руб. К сожалению, городу в обоих случаях было отказано. В третий раз Иркутская дума приняла решение о возбуждении ходатайства перед Министерством внутренних дел в 1912 г. о разрешении г. Иркутску займа на устройство канализации и водопровода в сумме 5 490 000 руб., но смена городского головы приостановила это решение. Муниципальные предприятия – канализация, трамвай, рынок – могли бы стать источником пополнения городского бюджета. Городской думе разрешалось устанавливать размер платы, взимаемой в городской доход за пользование ими. Однако такие постановления думы подлежали утверждению губернатора либо министра внутренних дел.

Первая мировая война поставила перед городскими самоуправлениями совершенно другие задачи – расквартирование войск, размещение пленных, прием и лечение раненых, размещение беженцев, регулирование цен на предметы первой необходимости. Царское правительство использовало в годы Первой мировой войны городские думы и управы в качестве низового звена государственного аппарата.

15 апреля 1917 г. Временным правительством были приняты «Вре- менные правила о производстве выборов гласных городских дум» на основе знаменитой четыреххвостки – всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Но уже в марте 1917 г. состав Иркутской городской думы был обновлен 38 гласными, введенными от общественных организаций.

Правом участия в выборах стали пользоваться «российские граждане обоего пола всех национальностей и вероисповеданий, достигшие ко времени составления избирательных списков двадцати лет и если они на время составления избирательных списков проживают в городе, либо имеют в городе домашнее обзаведение или состоят там на службе, или же имеют иные связанные с городом определенные занятия». Гласными могли быть избраны лица, не проживающие в городе. Военные также получили право принимать участие в выборах. Их список составляли подлежащие воинские части. В городских выборах не имели права участвовать высшие представители административной власти и их заместители и помощники, лица, состоявшие в пределах губернии на службе местной полиции, лица монашествующие и признанные безумными, сумасшедшими и глухонемыми, а также приговоренные судом к различным наказаниям, подробно прописанным во Временных правилах. Голосование проходило исключительно по избирательным спискам: выбрать можно было только один список для голосования. Отдельная статья Правил была посвящена расчетам числа гласных, причитающихся на каждый из заявленных списков.

Процедура выборов все больше приближалась к современной. Предусматривалось образование городской избирательной комиссии под председательством городского головы, и если город разбивался на участки, то и участковых избирательных комиссий. В состав городской избирательной комиссии городской голова приглашал трех лиц из среды избирателей. В состав комиссии от каждой группы избирателей, подавшей список предлагаемых к баллотировке кандидатов в гласные, входил первый, подписавший список кандидатов, если лица, входящие в состав группы, не избрали для этого из своей среды особое лицо.

Избиратели голосовали посредством подачи избирательных записок, которые складывались в непрозрачные, одноцветные конверты и лично вручались председателю комиссии, который опускал их в присутствии избирателей в опечатанный ящик. В записке же должен был быть указан номер списка, за который избиратель подает свой голос.

Согласно Правилам выборы гласных в городскую думу должны были пройти, не дожидаясь истечения полномочий гласных, избранных на основании действующих законоположений. Гласные избирались на срок до 1 января 1919 г. Первые выборы в городскую думу Иркутска по новым Правилам прошли 30 июля 1917 г. В них участвовало 28 815 жителей Иркутска, что составило около 26 процентов населения.

Иркутск был разделен на двадцать избирательных участков, где по десяти партийным и организационным спискам предлагалось к избранию 546 кандидатов. В состав городской думы Иркутска было избрано 90 депутатов, среди которых было несколько женщин: 47 социалистов- революционеров, 12 меньшевиков, 11 большевиков, 11 представителей партии народной свободы, 4 представителя от граждан и групп домовладельцев, два представителя от иркутского комитета Российской сионистской организации, по одному представителю от жителей Нагорной части города, профсоюза служащих учреждений и трудовой народно- социалистической партии. Бывший в 1913–1916 гг. секретарем Иркутской думы И.И. Серебренников, наблюдавший за этими выборами в Иркутске, написал, что «заметен абсентеизм избирателей. Особенного оживления заметно не было. Около каждого избирательного участка стояли кучки агитаторов, снабжавшие избирателей воззваниями и бюллетенями».

Связующим звеном между городскими думами и Временным правительством стали губернские комиссары Временного правительства. В их компетенцию входило представление постановлений дум, подлежащих утверждению центральной власти перед министром внутренних дел. Кроме того, губернский комиссар имел право опротестовывать решения дум в окружных судах.

Постановлением «О некоторых изменениях в положении об общественном управлении городов» от 9 июня 1917 г. Временным правительством были определены новая структура городских дум и управ, их компетенция, а также правила и порядок взаимоотношения с центральной властью. Произошло разделение должностей городского головы и председателя городской думы. Городской голова, председательствовавший в городской управе, избирался городской думой сроком на один год и мог быть избран не из гласных. Главою Думы становилось лицо, избираемое самими депутатами из своего числа сроком также на один год. Произошло серьезное расширение полномочий городских самоуправлений.

На городское самоуправление Временным правительством было возложено не только заведование начальными школами, но и идейное руководство всем делом начального образования. Кроме того, Временное правительство готово было выделять средства городскому управлению на народное образование. Расходы г. Иркутска в 1918 г. на всеобщее обучение достигли почти четверти всего городского бюджета, а объезд всех школ с 139 комплектами с инспекцией потребовал бы полгода времени. В связи с этим при Иркутской городской думе был создан комитет по народному образованию. Вместе с тем, в старейшем частном учебном заведении Иркутска – Сиропитательном доме Е. Медведниковой – была проведена реформа. В связи с тем, что доходность банка, содержащего это благотворительное заведение, серьезно упала, Иркутская дума приняла решение в 1919 г. сократить интернат с 250 до 60 человек, тем самым уменьшить расходы на содержание до 450 000 руб. Предполагалось оставить только детей, не имеющих родителей, а остальные должны стать приходящими. Освободившееся помещение было решено использовать для других учебных заведений.

В сентябре 1917 г. городская управа издала «Городовое положение с изменениями и дополнениями, утвержденными Временным Правительством 15-го апреля и 9-го июня 1917 г., с приложениями правил о выдаче гарантий Гос. Казначейства по займам земств и городов». Согласно ему оценочный сбор мог быть поднят до двух процентов со стоимости городских имуществ. Общая оценка городского имущества должна была производиться каждые пять лет. Городской думе предписывалось обя- зать всех владельцев городских недвижимых имуществ предоставлять сведения к определенному сроку, как о составе имущества, так и получаемом с него доходе. Разрешалось собирать дополнительные сборы с недвижимости в размере 1 процента на благоустройство, также для этой цели могли назначаться специальные сборы. В статье городских доходов появились сборы с реклам и объявлений.

Работа Иркутской городской думы, избранной на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, проходила в условиях тяжелейшего политического, экономического и продовольственного кризисов. 2 мая 1918 г. Совет рабочих и красноармейских депутатов принял решение о роспуске Иркутской думы. Однако 12 июля 1918 г. постановлением Сибирского временного правительства Дума была восстановлена.

27 декабря 1918 г. колчаковским правительством был принят новый избирательный закон. Пропорциональная система выборов менялась на мажоритарную, вводился годичный ценз оседлости, возрастное право избирать определялось с 21 года, а право быть избранным – с 25 лет вме- сто 20. Исключались из числа избирателей солдаты срочной службы и милиционеры. Первые выборы по новому избирательному закону прошли 25 мая 1919 г., но окружной суд аннулировал их результаты в связи с нарушением некоторых формальных правил. Новые выборы прошли 3 августа 1919 г. В августе 1919 г. Иркутск захлестнул поток беженцев. Началось отступление белых армий на восток и развал колчаковского государства. Уже 28 августа въезд в город был запрещен из-за его переполнения, но беженцы продолжали прибывать. В целом деятельности Иркутской городской думы в это нелегкое время можно дать следующую характеристику: «Иркутская городская дума существует уже четверть года, срок достаточный, чтобы себя показать. И дума себя показала. Сперва перестал ходить паром-плашкоут, потом электричество погасло, едва не остановился водопровод; да спасибо чехам, которые слава богу, в думе не состоят, – выручили, достали угля. Теперь новая беда – снесло и унесло понтонный мост. Обыватель, который и днем-то ступает по непосыпанным городским тротуарам с опаской, словно по катку, ночью рискует окончательно свернуть себе шею или расшибить голову. Но что за дело до тротуаров социалистической думе! Ведь она-то ходит по политической платформе. Насажали в думу людей, из которых каждый в отдельности берется махом спасти Россию, а им тут про уголь тычут! В результате ни Россия не спасена, ни угля нет». 20 февраля 1920 г. Иркутская городская дума и управа были распущены, а заведование городским хозяйством передано коммунальному отделу губревкома. Вскоре власть перешла в руки Советов.

Следующие выборы депутатов городской думы Иркутска состоялись лишь 75 лет спустя. Осенью 1993 г. президент РФ Б.Н. Ельцин приостановил деятельность Верховного Совета РФ, а затем и всю деятельность Советов на территории страны. 12 декабря 1993 г. прошли выборы депутатов Государственной Думы РФ первого созыва, а с 1994 г. по всей территории России стали избираться региональные парламенты и городские думы. Выборы в местные органы власти проходили в соответствии с Указом Президента «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации».

Первые выборы в городскую думу Иркутска проходили по «Положению о выборах в органы местного самоуправления в Иркутской области». Согласно ему избирательная комиссия создает избирательные округа из расчета от 100 до 3 000 избирателей на один участок (ст. 3, 6). Выдвижение кандидатов начиналось со дня утверждения схемы избирательных округов и заканчивалось не позднее, чем за 27 дней до дня выборов (ст. 21). Кандидаты выдвигались избирательными объединениями и группами избирателей, которые вправе были выдвигать не более одного кандидата в каждом из округов. Для выдвижения кандидата в депутаты требовалось, чтобы в его поддержку были собраны не менее 1 процента от общего числа избирателей. Регистрация кандидатов происходила в течение пяти дней с момента поступления документов о выдвижении кандидатов.

Выборы признавались действительными, если в них приняли участие не менее 25 процентов от числа избирателей. На выборах же глав городов победитель должен был набрать не менее 25 процентов от принявших участие в голосовании (ст. 39, 40).

Любой гражданин мог заявить в избирательную комиссию об ошибках и неточностях в списке избирателей. Участковая избирательная комиссия была обязана проверить и устранить нарушение либо выдать мотивированный отказ, который мог быть обжалован в суде (ст. 43).

Первые выборы в современную Думу Иркутска состоялись 27 марта 1994 г. Город Иркутск был разбит на 15 избирательных округов, соответственно, на каждого депутата приходилось по 28 тысяч избирателей. На 15 депутатских мест претендовало 56 человек. Наибольшее количество кандидатов – шесть – было в 5-м, 9-м и 13-м округах, минимальное – 1 в 14-м округе, что было тогда не запрещено «Положением о выборах в органы местного самоуправления в Иркутской области». Лишь 10 из 152 депутатов горсовета решили принять участие в выборах. Так в местной прессе описывался портрет первых кандидатов в городскую думу: 23 руководителя и сотрудника предприятий, 3 работника государственного управления, 2 писателя, 3 женщины, домохозяйка и работник сельского хозяйства. Фактически половина кандидатов шла при поддержке обще- ственных и политических объединений. Вместе с депутатами городской думы избирался и глава администрации города, будущий мэр, который, по уставу города, был главой городской думы. Первым мэром города был избран Борис Говорин (78%), опередивший своего соперника – председателя Совета народных депутатов Кировского района областного центра Владимира Полякова (9,7%).

Явка на выборах была невысокой. В среднем в Иркутске она составила 40,6% и колебалась от 35% в Свердловском районе до 48% в Кировском районе. Депутаты обсудили проект Положения о городской думе, согласно которому они работали на непостоянной основе и срок их полномочий составлял два года. Согласно данному Положению, председателем Думы был мэр, а во время его отсутствия – лицо, определяемое мэром из числа депутатов. Мэр не мог участвовать в голосовании по вопросам, обсуждаемым депутатами, но имел свое решающее мнение в спорных ситуациях. Расхождения среди депутатов вызвала статья 9, в которой говорилось, что решение городской думы без подписи мэра не имеет юридической силы. Депутаты настояли на том, что в подобных случаях мэр должен аргументировать свой отказ письменно. Важной была статья 12, в которой говорилось, что в тех случаях, когда депутат городской думы имеет личную финансовую заинтересованность в каком-либо контракте или ином деле, он должен немедленно сообщить об этом и воздержаться от участия в голосовании по данному вопросу. 26 апреля 1994 г. Положение было принято. Координатором Думы и председателем единственной комиссии по мандатам, регламенту и депутатской этике избрали Валерия Соколова.

Утверждение городского бюджета, установление местных налогов и сборов, принятие устава города, изменение территориальных округов и их наименования, утверждение программ развития Иркутска – это далеко не полный перечень полномочий Думы, которая за два года своей работы провела 27 заседаний. Важнейшей заслугой первых думцев стала разработка и утверждение базовых документов городского самоуправления.

Еще во время избирательной кампании по выборам Думы второго со- зыва 29 апреля 1996 г. депутаты первого созыва приняли Временное положение о статусе депутата городской думы, которое определяло права, обязанности и ответственность депутатов, предусматривало основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими депутатских полномочий. Этот документ стал важнейшим для их работы на следующие четыре года. 16 июня 1996 г. на 224 избирательных участках Иркутска прошли вторые выборы депутатов городской думы. Явка на выборы была очень высокой, поскольку в этот день проходили выборы президента РФ. 74 инициативные группы и политическая партия ЛДПР выдвинули своих кандидатов, 5 человек выступили как самовыдвиженцы. Среди депутатов нового состава все имели высшее образование, причем 4 – медицинское, 3 – педагогическое. Два депутата являлись кандидатами наук. Комиссию по мандатам, регламенту и депутатской этике возглавил главврач клинической больницы №1 Алексей Образцов. Координатором Думы был избран Александр Чичиков. Отметим высокий уровень протестного голосования на ряде участков. Так, по первому округу «против всех» проголосовало 20,3% избирателей. Всего в Думе второго созыва прошло 50 заседаний. Депутатам пришлось выживать в экстремальных экономических условиях, например, дефолта 1999 г., когда курс рубля резко упал.

Наиболее успешным в работе второй Думы можно считать последний год, когда в апреле 2000 г. был утвержден новый Устав города, регламентирующий работу органов местного самоуправления, экономическую и финансовую их основу, а также контроль за их деятельностью. Кроме того, Дума присвоила звание «Почетный гражданин города Иркутска» первому мэру Иркутска, губернатору области Борису Говорину. Выборы мэра города выиграл вице-мэр Владимир Якубовский.

25 июня 2000 г. прошли выборы в городскую думу третьего созыва. Всего 66 кандидатов боролись за 15 депутатских мест. Строка «Против всех» в итоговых бюллетенях нигде не опускалась ниже третьего места, а в ряде округов стала второй. Так, в 1-м округе «против всех» проиграл только Юрию Кореневу (17,66%), во 2-м округе – Ивану Косову (22,06%), в 3-м округе – Алексею Белову (24,03%), в 10-м округе – Николаю Бутакову (20,63%), в 11-м – Сергею Батищеву (14,31%), в 14-м округе – Михаилу Корневу (19,46%). Всего было избрано 6 медиков, что в кулуарах дало повод для шуток «не дума – консилиум». Средний возраст депутатов был 45 лет, самый молодой – директор Центра Дикуля Павел Шапошников, которому перед выборами исполнилось 32 года. В Думе третьего созыва работали три кандидата наук. Координатором Думы вновь был избран Александр Чичиков. Во время работы третьей Думы прошли выборы мэра города Иркутска. Им во второй срок стал Владимир Якубовский. При не очень высокой явке (36,44%) за него проголосовало 63,58%, что в три с половиной раза больше, чем за другого кандидата – депутата городской думы Юрия Коренева (17,81%). Против всех проголосовало 9,43% иркутян.

Депутаты учредили памятный знак «За заслуги в развитии города Иркутска». Летом 2002 г. первыми награжденными стали первый заместитель мэра Галина Зюбр, директор школы № 14 Виталий Сафронов и заведующий ожоговым отделением городской клинической больницы № 3 Андрей Щедреев. В конце депутатского срока два депутата – Александр Чичиков и Алексей Белов – стали почетными гражданами города. А 24 апреля 2002 г. депутаты одобрили инициативу ВСЖД по восстановлению памятника императору Александру III, который занял свое дореволюционное место на пересечении улицы Карла Маркса и бульвара Гага- рина.

27 июня 2004 г. иркутяне в четвертый раз избирали депутатов Город- ской думы. По Федеральному закону РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» количество депутатов увеличилось до 35, из них 10 процентов, три депутата, могли работать на освобожденной основе. Депутатам предстояло привести в соответствие с новым законом всю нормативную базу, регламентирующую деятельность местного самоуправления. В частности, был увеличен срок полномочий депутатов – с четырех до пяти лет.

Четвертая Дума серьезно отличается от трех предыдущих, и не только количеством. Об этом можно было судить сразу во время избирательной кампании по накалу политических страстей. В выборах впервые приняли участие представители крупного бизнеса – строительных компаний, страхового бизнеса, сотовой связи, журналисты. Впервые в избирательном процессе приняли участие партии и объединения, например, «Единая Россия» и «Блок: Ангара. Байкал. Россия», созданный местными отделениями СПС и Российской партии жизни. Выборы прошли при откровенно низкой явке. Летний воскресный день, жаркая погода заставили горожан выехать за город, а не на избирательные участки. В среднем по городу явка составила менее 18%, но были и такие участки, где она чуть перешла за 10%. Большинство пришедших поддержало кандидатов от «Единой России». Депутаты сразу же создали свою собственную фракцию, избрав ее руководителем Владимира Рожкова. В нее вошли 22 члена партии и 5 сторонников. Создание депутатского объединения позволило более мобильно и согласованно принимать решения по наиболее важным вопросам. На первом заседании 9 июля 2004 г. председателем Думы был утвержден мэр Владимир Якубовский, а заместителем председателя избран ее бывший координатор Александр Чичиков, административный директор Иркутского авиазавода, являющегося основой НПО «Иркут».

Принятое новое федеральное законодательство разделило законодательную и исполнительную ветви власти на местном уровне. 21 октября 2005 г. – на 17-м заседании Думы – был избран председатель Думы. Им стал юрист Андрей Лабыгин. Заместителем председателя Думы был избран Александр Ханхалаев. В своем обращении к депутатам А. Лабыгин заявил, что Дума должна работать как самостоятельный, независимый и ответственный орган власти. По его мнению, необходимо отрегулиро- вать работу депутатов, председателя Думы, его заместителя по приему граждан по личным вопросам, сформировать аппарат Думы, восстановить шефство депутатов над предприятиями города, при необходимости организовывать временные комиссии для решения «наболевших вопросов», проводить работу по сотрудничеству Думы с Законодательным собранием Иркутской области, администрацией губернатора.

Были созданы семь постоянных комиссий: по экономической политике и бюджету (председатель – Ирина Цвигун), по вопросам градостроительства, архитектуры и дизайна (Виктор Ильичев), по ЖКХ и транспорту (Александр Ханхалаев), по муниципальному законодательству и правопорядку (Александр Егоров), по собственности и земельным отношениям (Владимир Комаров), по социальной политике (Ирина Ежова), по регламенту и депутатской этике (Жанна Есева).

2005 г. ознаменовался также увеличением объема законотворческой деятельности депутатов Думы. Если в 2004 г. было принято 142 реше- ния, то в 2005 г. – 226, из которых самые важные – принятие 36 муниципальных программ. В 2006 г. городская дума подписала соглашение с Законодательным собранием Иркутской области о взаимном сотрудничестве, по которому депутаты стали обмениваться нормативной базой, проектами решений, которые предполагалось принять и где фигурировал областной центр. Важнейшим документом 2007 г. является принятие генерального плана города.

За время деятельности Думы произошли серьезные изменения в федеральном избирательном законодательстве. Так, был отменен порог явки на муниципальных выборах и минимальный предел голосов, проголосовавших за кандидата-победителя.

11 октября 2009 г. прошли выборы депутатов городской думы пятого созыва. Из 208 кандидатов в депутаты были зарегистрированы только 124. Среди избранных депутатов – 10 работников бюджетной сферы, 20 предпринимателей, 1 сотрудник благотворительного фонда, 1 руководитель управляющей компании, 1 пенсионер, 2 депутата в прошлом созыве работали в городской думе на освобожденной основе. Среди избранников – 7 женщин и 28 мужчин. Самым опытным депутатом городской думы стал Михаил Корнев, которого избрали уже в четвертый раз. В третий раз стали депутатами Жанна Есева, Павел Шапошников и Юрий Коренев. Председателем Думы единогласно был избран Андрей Лабыгин, заместителем председателя – Александр Ханхалаев. Председателем фракции «Единой России» избрали главного врача Ивано-Матренинской детской больницы Владимира Новожилова. В нынешнем составе Думы работают восемь комиссий. К существующим семи постоянным комиссиям добавилась еще одна – в марте 2010 г. – комиссия по противодействию коррупции. Ее возглавил Сергей Юдин.

14 марта 2010 г. в Иркутске прошли выборы мэра города. Им стал поддержанный КПРФ предприниматель Виктор Кондрашов, набравший более 62% голосов. Однако уже в первый год своей работы в новой должности он вступил в партию «Единая Россия».

Всего в 2010 г. состоялось 14 заседаний городской думы, на которых было принято 190 решений, проведено 10 заседаний депутатских слушаний, на которых рассмотрено 67 вопросов.

Доход бюджет Иркутска в 2011 г. составит 10 млрд 144 млн руб., расход – 10 млрд 699 млн руб. Дефицит планируется в 555 тыс. руб. Планируется, что в течение года доходы пополнятся за счет дополнительного распределения федеральных средств между регионами и муниципалитетами. Налоговые доходы составят 6 млрд 426 млн руб., что на 668 млн руб. больше, чем в 2010 г. Неналоговые доходы запланированы в 1 млрд 572 млн руб., более 2 млрд поступят из областного бюджета в виде трансфертов. Более 6 млрд руб. расходов будут направлены на развитие социальной сферы. В частности, 1 млрд 180 млн руб. пойдут на строительство и ремонт социальных объектов. 348 млн руб. пойдет на организацию питания в детских садах и бесплатного питания для отдельных категорий школьников. На оказание адресной социальной помощи жителям города предусмотрено 135 млн руб., 88 млн руб. запланировано на социальные выплаты для покупки жилья молодым семьям. Финанси- рование городского хозяйства предусмотрено в размере 3 млрд 329 млн руб., из них более 2 млрд пойдут на благоустройство городской среды. Содержание городских дорог обойдется в 911 млн руб., из них 95 млн руб. направят на ремонт улиц частного сектора. 297 млн руб. направлено на развитие инженерной инфраструктуры, пройдет берегоукрепление и благоустройство набережной Ангары, продолжится строительство коммунальных сетей. Финансирование программы переселения граждан из ветхого жилья составит 315 млн руб.

В честь юбилея Иркутска летом 2011 г. депутаты приняли участие в римейке исторической фотосъемки 120-летней давности, когда гласные тогдашней Думы сделали фотографию на крыльце усадьбы городского главы В.П. Сукачева.

В настоящее время избирательное законодательство в области местного самоуправления переживает еще один виток. В марте 2011 г. президент РФ Д.А. Медведев подписал закон, меняющий порядок формирования представительных органов муниципалитетов. В своем последнем ежегодном Послании к парламенту осенью 2010 г. глава государства заявил, что местные советы и думы численностью не менее двадцати депутатов должны избираться по смешанному принципу, т. е. как минимум половина народных избранников на местах теперь будут выдвигаться по партийным спискам. Президент полагает, что «политическая конкуренция на низовом уровне будет способствовать укреплению доверия к партиям». Первые выборы в Иркутске по новым правилам пройдут в 2014 г.

Литература:

ГАИО. Ф. 70. Оп. 4. Д. 945. Л. 74-76, 89-89 об.; Городовое положение, Высочайше утвержденное 16/28 июня 1870 г. // Реформы Александра II. М., 1998. С.235-255; Городовое положение 11 июня 1892 г. с относящимися к нему узаконениями, судебными и правительственными разъяснениями. СПб., 1899. С. 100, 106, 123, 138, 153-154; Предисловие // Городовое положение 11 июня 1892 г. с относящимися к нему узаконениями, судебными и правительственными разъяснениями. СПб., 1899; Городовое положение с изменениями и дополнениями, утвержденными Временным правительством 15-го апреля и 9-го июня 1917 г. С приложениями правил о выдаче гарантий Гос. Казначейства по займам земств и городов. Иркутск, 1917. С. 58; Временные правила о производстве выборов гласных городских дум // Городское самоуправление в Иркутске: от Екатерины Великой до Дмитрия Медведева / под общ. ред. М.М. Плотниковой. – Иркутск: Опер. тип. «На Чехова», 2008. С. 159-162; История общественного самоуправления в Сибири второй половины XIX – нач. XX века / К.А. Анкушева, Г.А. Бочанова, Е.А. Дегальцева, А.К. Кириллов, Г.А. Ноздрин, В.М. Шиловский; отв. ред. М.В. Шиловский. Новосибирск: ИД «Сова», 2006. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://history. nsc. ru/kapital/project/sg2/3-1. html; Ир- кутск. Его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири: очерк, редактированный и изданный Иркутским городским головою В.П. Сукачевым. М., 1891. С. 100, 140, 150-151; Известия Иркутской городской думы. 1886. № 9-16. С. 228; 1887. Т. 2. № 9-16. С. 25-26; Гимельштейн А.В., Пушкина Т.Л., Трускавецкая В.А. Общественное самоуправление и развитие городской инфраструктуры Восточной Сибири. Иркутск: ООО «ВостСибкнига», 2008. С. 41-58; Городовое положение. Издание 1892 г. Свод законов. Т. II. С. 280; Гаврилова Н.И. Гражданские инициативы иркутян // Земля Иркутская. №15. 2001. С. 47-52; Шободоев Е. Б. От думы к думе (Иркутское городское управление в двадцатом веке) // Земля Иркутская. 2006. № 1 (29). С. 19-25; Восточное обозрение 1888. № 49. 11 дек. С. 2; Вестник Иркутского городского общественного управления. 1913. № 1. С. 2-3, 10-11, 17-18; Попов И.И. Забытые иркутские страницы. Записки редактора. Иркутск, 1989. С. 48; Шапова Л. В. Революционное движение в начале XX века // Иркутск в панораме веков. Иркутск, 2002. С. 258; Серебренников И.И. Претерпев судеб удары. Дневник 1914-1918 гг. / ред.-сост. Г.С. Андреев, П.К. Конкин, П.А. Новиков; коммент. П.А. Новикова. Иркутск: Изд. Сапронов, 2008. С. 367; Городское самоуправление в Иркутске: 220 лет / под общ. ред. М.М. Плотниковой. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. С.171-205; Положение о выборах в органы местного самоуправления в Иркутской области // Вост.-Сиб. правда. 1994. 18 янв. С. 3, 6; Гордеев Я. Партии опустят на низовой уровень // Независимая газета. 2011. 24 марта. http://www.ng.ru/politics/2011-03-24/3_partii.html; Дума обрела председателя // Вост.-Сиб. правда. 2005. 22 окт.; Семь новичков. Шесть медиков // Иркутск. 2000. 14 июя; С. Ильин. Как будем голосовать // Восточно-Сибирская правда. 2000.  24 июня.

Выходные данные материала:

Жанр материала: Термин (понятие) | Автор(ы): Петров Алексей, Плотникова М. М. | Источник(и): Городские головы, гласные и депутаты Иркутской думы 1872–2011 гг. Биографический справочник, Иркутск, 2011 | Дата публикации оригинала (хрестоматии): 2011 | Дата последней редакции в Иркипедии: 27 октября 2015

Примечание: "Авторский коллектив" означает совокупность всех сотрудников и нештатных авторов Иркипедии, которые создавали статью и вносили в неё правки и дополнения по мере необходимости.