Полное наименование: областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Иркутский педагогический колледж № 2».
Колледж был основан осенью 1944 как педагогическое училище, подготавливавшее кадры для детских садов Иркутского региона. В 1999 учреждению присвоен статус колледжа. За 67 лет существования учебного заведения из его стен вышло почти 15 тысяч специалистов – воспитателей детского сада, социальных педагогов, учителей иностранного языка, которые трудятся в разных уголках нашей страны и за рубежом. Колледж располагался по адресу: г. Иркутск, ул. Дорожная, д. 4. Закрыт в 2011.
История колледжа уходит своими корнями в далекие военные годы.
Шла Великая Отечественная война, а страна думала о будущем. 8 июня 1944 вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении охраны материнства и детства», который предусматривал расширение сети детских садов, увеличение контингента в них. В соответствии с этим указом областные руководящие органы нашли необходимым открыть в Иркутске уже осенью 1944 дошкольное педагогическое училище № 2. Его первыми учащимися стали в основном воспитанницы детдомов, чьи родители погибли на фронте.
Как и вся страна, училище работало в трудных условиях и, несмотря ни на что, готовило специалистов самой мирной профессии – воспитателей дошкольных учреждений. Занятия проходили в педагогическом кабинете Облоно и на курсовой базе, расположенной на Вузовской набережной. Не было учебников. Не хватало бумаги – писали между строчками старых газет. В свободное от занятий время преподаватели и учащиеся дежурили в госпиталях, собирали подарки для фронтовиков, шефствовали над детскими домами. Было голодно, но духовную пищу они получали – посещали спектакли эвакуированных в Иркутск театров (Московского театра сатиры, Киевского театра оперы и балета и др.).
Первым директором училища был назначен в 1945 Александр Александрович Мишарин. В 1946 учебное заведение стало работать в переданном ему здании начальной школы на ул. Ленина (ныне – «Дом дружбы народов») с пятью учебными комнатами. Учащиеся это небольшое здание иронически и с любовью называли: «Терем-теремок».
20 лет ютилось училище в этом учебном корпусе. Потребность в кадрах для дошкольных учреждений росла, но училище не могло увеличить число обучающихся: тесно было в пяти классных комнатах. Лишь в 1965 оно переезжает в другое помещение – большое здание бывшей школы № 32, расположенное по адресу: ул. Дорожная, 4.
Постепенно страна поднималась из руин, залечивала раны. С улучшением жизни выросла рождаемость. Открывались детские сады, а воспитателей и заведующих со специальным образованием не было. С каждым годом поступало все больше заявок на специалистов, и тем важнее становилась роль образовательных учреждений, призванных готовить педагогические кадры.
В первом послевоенном пятилетнем плане предусматривалось увеличение количества и улучшение качества подготовки кадров высшей и средней квалификации, в том числе воспитателей детских садов и яслей. Чтобы воспитатель справился со стоящими перед ним задачами, он должен быть политически грамотным, хорошо разбираться в вопросах коммунистического воспитания детей, иметь специальные знания, владеть методикой рисования и лепки, графическими навыками, знать основы агрономии. Осуществление в школе политехнического обучения обязывало дошкольных работников пересмотреть содержание педагогической работы в детском саду, уделять больше внимания трудовому воспитанию, особенно труду детей в природе, привитию им интереса к технике.
Самоотверженно работали преподаватели тех лет. Все было впервые. Педагогический коллектив и студенты училища систематически выезжали на сельскохозяйственные работы, участвовали в озеленении города, в воскресниках по благоустройству. Преподаватели старались выпустить из стен учебного заведения не только профессионалов, но и состоявшихся людей, имеющих высокий культурный уровень.
В 1946 пришла в училище и назначена преподавателем русского языка и литературы Августа Павловна Тарабрина – отличник народного просвещения. В первую же неделю ею был организован литературно-драматический кружок, стали проводиться вечера, на которых читали произведения литературы и прослушивали пластинки. Учащиеся участвовали в конкурсах чтецов, ставили пьесы с учётом профессиональной направленности. Внимательно следили девушки за литературными новинками: обсуждали роман Георгия Маркова «Строговы» и стихи студента Иркутского госуниверситета Марка Сергеева. На вечера приглашали Агнию Кузнецову, частым гостем училища был писатель И.И. Молчанов-Сибирский. Студенты стали выпускать литературный журнал.
Большой вклад в преподавание методики изобразительной деятельности внесла Ирина Николаевна Чуканова, участница Великой Отечественной войны, имевшая награды, в том числе медаль «3а победу над Германией». Впервые в Иркутске она начала вести семинар для воспитателей детских садов по своей учебной дисциплине.
В том же 1946 было введено преподавание музыки и пения. Преподавателем музыки, методики музыкального воспитания, ритмики стала работать Энна Минеевна Горбунова – отличник народного образования. Ее общий трудовой стаж составил 44 года. Выпускники помнят, как Энна Минеевна организовала кукольный театр, сама вместе с девушками играла в нём, стала организатором музыкальных вечеров на темы детских утренников.
В 1947 завучем училища назначили выпускницу дошкольного отделения Молотовского пединститута Алевтину Гавриловну Аксенову. Это был первый штатный преподаватель по дошкольному воспитанию со специальным высшим образованием, отличник народного просвещения. Она являлась общественным инспектором Министерства просвещения по дошкольному воспитанию. Проработала завучем 14 лет, а затем 11 лет – преподавателем.
В 1947 в училище состоялся первый выпуск, и область получила квалифицированных специалистов по дошкольному воспитанию.
В этом же году директором была назначена Евдокия Ивановна Белавкина, которая руководила училищем бессменно почти 20 лет. Деятельность её была разнообразной, насыщенной каждодневными заботами. Особенно напряжёнными были первые годы. Трудно было с ремонтом здания, отоплением, освещением, жильём для учащихся и вновь прибывших преподавателей. Она добилась строительства дома для учителей, нашла здание под общежитие, а в 1965 г. перевела училище в большее здание по ул. Дорожной, 4. В годы деятельности Е. И. Белавкиной были организованы первые ансамбли, хор, которые под талантливейшим руководством Серафимы Павловны Руденко занимали первые места на смотрах различных уровней. Выпускники и сотрудники тех лет, вспоминая своего директора, отмечают ее высокую принципиальность, внимание и чуткость к преподавателям, учащимся. Она умело вела кадровую политику, приглашая на работу самых подготовленных специалистов, что позволило поднять преподавание на качественно новый уровень. Доблестный труд Евдокии Ивановны отмечен орденом Трудового Красного Знамени и рядом медалей.
К началу 1948/1949 учебного года на работу в училище прибыли выпускники столичных вузов, которые трудились с большим подъёмом и стали живым примером для учащихся. Среди них Эсфирь Моисеевна Гухман и Ирина Вениаминовна Дорофеева – общественницы, творческие работники, которые воспитывали у учащихся интерес к классической музыке, проводили лекции-концерты, были образцом выдержки и исполнительности.
Нет возможности перечислить всех членов учительского коллектива, но можно сказать одно: его всегда отличали стабильность кадрового состава, беззаветная верность своему училищу, преданность делу дошкольного воспитания, искренняя любовь к детям и к будущим воспитателям – учащимся.
С годами в училище формируются различные секции: истории, русского языка и литературы, музыки. С приходом специалистов по дошкольному воспитанию ведущее место стала занимать педагогическая секция. Среди этих педагогов следует отметить отличников народного просвещения Татьяну Степановну Паутову, Евгению Степановну Смирнову – инспектора гороно, потом завуча педагогического училища. Евгения Степановна отдавала всю душу делу дошкольного образования, являлась организатором художественной самодеятельности учителей.
В училище плодотворно работали Вера Николаевна Прошина – музыкант с душой дошкольницы, Елизавета Михайловна Иванова – преподаватель гигиены и методист заочного отделения, грамотный, знающий своё дело специалист, Наталья Николаевна Казанцева – заведующий педагогической практикой, умелый организатор и руководитель, Мария Степановна Павличенко – преподаватель музыки, методики физического воспитания. Все стали мастерами своего дела, внесли огромный вклад в совершенствование учебно-воспитательного процесса и улучшение профессиональной подготовки специалистов.
Особо следует сказать о Басе Израильевне Кауфман, которая пришла в училище совсем юной и выросла в эрудированного, знающего преподавателя биологии, прекрасного классного руководителя. Она ушла на пенсию с единственной записью в трудовой книжке: «Принята преподавателем в Иркутское педагогическое училище № 2».
В трудовой книжке Ольги Павловны Бодровой также одна запись. За долгие годы творческой работы она стала замечательным преподавателем рисования и методики изобразительной деятельности, пользовалась непререкаемым авторитетом в базовых детских садах.
Всё то доброе, что заложено первыми преподавателями, приумножалось следующими поколениями.
После ухода на заслуженный отдых Евдокии Ивановны Белавкиной директором училища назначена Зинаида Никитична Знаменская и, в связи с переводом мужа на работу в Москву, возглавляла учебное заведение всего один год.
В 1968 училище возглавила кандидат философских наук И.В. Толстикова. Она закончила Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена, в Иркутск приехала в 1959 и до назначения директором училища была первым секретарем Иркутского обкома комсомола. Усилиями Иды Васильевны Толстиковой вокруг здания училища продолжает облагораживаться территория: высаживаются деревья, кустарники, разбиваются клумбы, строятся стеклянные оранжереи. На базе этого прекрасного сада учащиеся проходили практикум по естествознанию. И.В.Толстикова – умный, энергичный, доброжелательный, чуткий ко всем окружающим человек. Её жизненным кредо был девиз: «Все отдаю людям». С 1972 Ида Васильевна работала преподавателем в Иркутском государственном университете.
В 1972 директором училища становится Николай Никифорович Мирошниченко, заслуженный учитель РСФСР. Ранее он был директором сельской школы, заведующим районо. В период его деятельности улучшилась материальная база учебного заведения, был построен спортивный зал, создана кабинетная система с современными средствами обучения.
В декабре 1983 коллектив возглавила Л.И. Колесникова – заслуженный учитель Российской Федерации, делегат XXV съезда КПСС, делегат съезда учителей. За свой труд и общественную работу Любовь Ивановна была награждена орденом «Знак почета». До назначения на должность она много лет проработала учителем физики, директором школы, заведующим Октябрьским районо в г. Иркутске. С ее приходом в образовательный процесс училища внедряются принципы гуманизации, что привело к созданию психологического климата, благоприятного для успешной работы. Образовался коллектив единомышленников.
В начале 1990-х годов работа училища усложняется: увеличивается набор студентов, вводятся дополнительные специализации по подготовке воспитателей-гувернеров, воспитателей логопедических групп, воспитателей для работы с детьми, нуждающимися в социально-педагогической реабилитации. Открываются новые специальности: «Социальная работа» (1992), «Социальная педагогика» (1996).
В декабре 1994 педагогический коллектив отметил 50-летний юбилей в обновленном актовом зале училища, на который собрались многочисленные гости, выпускники и ветераны педагогического труда.
В 1996 продолжателем дела Л.И. Колесниковой, ее замыслов, образовавшихся традиций стала заместитель директора по учебной работе Надежда Георгиевна Тарабрина. Н.Г. Тарабрина – заслуженный учитель Российской Федерации. В период ее деятельности в училище обновлено оборудование кабинетов, в аудиториях появилась современная аудио- и видеотехника, проведен капитальный ремонт актового и спортивного залов, открыты компьютерный класс, тренажерный зал.
В 1999 училище получило статус педагогического колледжа. Данный статус дал возможность осуществлять многоуровневую подготовку по сопряженным учебным планам и программам с Иркутским государственным педагогическим университетом (факультет дошкольной педагогики и психологии) и Иркутским государственным лингвистическим университетом (факультет иностранных языков и социальных наук). Наиболее подготовленные выпускники имели возможность продолжить обучение в данных вузах по дневной и заочной формам в сокращенные сроки.
С 1999 по инициативе Главного управления общего и профессионального образования и при поддержке Управления социальной защиты населения Иркутской области педагогический колледж № 2 начал осуществлять проект по подготовке социальных работников и воспитателей ДОУ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно набирается одна учебная группа.
Программа «Шанс» (профессиональное самоопределение студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа), разработанная кандидатами наук Л.В. Гаращенко и О.В. Барановой, была представлена на конкурс вариативных технологий, способствующих профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который проводил Университет РАО в рамках реализации подпрограммы «Дети-сироты» на 2003–2006 гг. федеральной целевой программы «Дети России», стала победителем данного конкурса и опубликована в общественно-аналитическом ежеквартальном журнале по вопросам помощи детям-сиротам; в защиту детства в России «Детский дом» (2004. № 3 /12/. С. 49–53).
Колледж становится одним из ведущих учреждений среднего профессионального образования в регионе. Осуществляется подготовка кадров по специальностям «Дошкольное образование», «Социальная педагогика» (по очной и заочной формам обучения), «Социальная работа» и «Иностранный язык» (специальность открыта в 2000 году).
В 2006 Главным управлением общего и профессионального образования администрации Иркутской области директором учебного заведения назначена Л.В. Гаращенко – кандидат педагогических наук, почетный работник среднего профессионального образования. Она руководила работой коллектива до февраля 2011.
В этот период колледж располагает хорошей материально-технической базой. Работают 14 специализированных кабинетов, оснащенных учебно-методическими и наглядными пособиями, техническими средствами, интерактивными досками. Действуют четыре компьютерных класса с выходом в Интернет, лингафонный кабинет. Открыт свой сайт, функционирует локальная сеть, что позволяет педагогам активно использовать в образовательном процессе информационные технологии. Это не только повышает мотивацию учения, но и позволяет будущим специалистам «находиться на гребне волны» – быть готовым к применению новейших информационных технологий в предстоящей профессиональной деятельности.
Разрабатываются и реализуются инновационные проекты, программа развития колледжа, организуется социальное партнерство с образовательными учреждениями региона, развернута деятельность научно-методической лаборатории по социально-духовному образованию. Активно развивается учебно-исследовательская деятельность студентов. Будущие педагоги имеют возможность получить дополнительную квалификацию: «Организатор культурно-досуговой деятельности с детьми и подростками», «Внеклассная работа в школе», «Воспитатель дошкольных учреждений для детей с недостатками умственного и речевого развития», «Информационные технологии в ДОУ».
Чтобы обеспечить студентам возможность личностного роста во внеурочной сфере, где каждый человек может найти себя, убедиться в своей персональной значимости для других людей, испытать наивысшее удовлетворение от самореализации, в колледже работают многочисленные творческие объединения. Они являются участниками городских и областных фестивалей искусств «Весенняя капель», «Сияние России», «Сыны Отечества», «Юность. Мастерство. Талант», «Созвездие Приангарья» и др., где становятся дипломантами в различных номинациях. По инициативе студенческого совета колледжа создан и успешно действует педагогический отряд «Данко», который сотрудничает с «Российским детским фондом» и работает по программе «Студенты – детям». Волонтерская группа «Контакт» организует с подростками и молодежью семинары-тренинги по профилактике ВИЧ-инфекции. Выходит студенческая газета «Планета ПК-2», рассказывающая о событиях, происходящих в колледже и за его пределами, к которым причастны и студенты и преподаватели. В газете проходят «пробу пера» юные таланты. Студенты активно участвуют в спортивной жизни города и области. Ежегодно в Спартакиаде г. Иркутска среди средних учебных заведений спортсмены колледжа занимают призовые места.
В 2011 распоряжением губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева образовательное учреждение закрыто в связи с реорганизацией. Наряду с другими тремя учебными заведениями оно вошло в состав регионального колледжа педагогического образования.
В колледже сложилось немало замечательных традиций, которые не только бережно сохранялись, но и преумножались педагогами и студентами. Одна из них – возвращение бывших выпускников в родные стены в качестве преподавателей. В разные годы училище окончили преподаватели Р.М. Тарханова, М.А. Ершова, А.Г. Кривошеина, В.И. Лескова, Н.И. Москаленко, Е.А. Гринева, А.И. Боровик, М.В. Верхозина, Е.Н. Деревцова, О.В. Егорова, В.В. Кустова, Н.Г. Тушкова, А.Т. Караматова, Н.А. Карманова, Г.А. Коноплева, Е.С. Крыжановская, Т.А. Николаенко, С.П. Овчинникова, Е.П. Пигина, Л.В. Пономарева, В.В. Савельева, Е.С. Чинкова, А.Г. Харитонова и др.
Другая традиция – преемственность поколений, воплотившаяся в педагогических династиях, среди которых преподаватели методики изобразительной деятельности О.П. Бодрова и ее дочь М.А. Пазюкова; преподаватель методики развития речи А.П. Тарабрина и ее невестка Н.Г. Тарабрина, преподаватель детской литературы и директор училища; заместитель директора по административно-хозяйственной работе Т.С. Баранова и ее дочь – преподаватель детской литературы Н.С. Баранова; заместитель директора по учебной работе Т.И. Кузнецова и ее дочь – преподаватель английского языка Е.С. Кузьмина; преподаватель гигиены детского возраста Е.М. Иванова и ее дочь – преподаватель музыки Л.Н. Монина.
1 октября 1954 на базе педагогического училища было организовано заочное отделение. Сорок процентов выпуска в училище составляют заочники. Обучение без отрыва от производства не только даёт среднее специальное образование, но и повышает квалификацию работающего воспитателя. Достоинством заочной формы обучения можно считать и то, что человек, получивший образование таким образом, редко изменяет своей профессии. Полученные знания для него являются теоретической основой, поддержкой его опыта.
В разные годы заочное отделение возглавляли: И.А. Фильшин, А.Г. Аксенова, Е.М. Иванова, И.В. Созинов, Л.В. Исаева, М.А. Ершова, Т.А. Николаенко.
Благоприятная психологическая атмосфера в колледже, когда поощряются самосовершенствование, саморазвитие, инициатива, творческий поиск, активизировали методическую работу, которая создала основу для включения преподавателей в исследовательскую деятельность. Индивидуальный поиск путей совершенствования подготовки специалистов со средним профессиональным образованием обнаружили потребность в коллективном исследовании данной проблемы и обусловили создание творческой лаборатории в колледже.
Активное участие в творческой лаборатории кардинально изменило отношение преподавателей к психолого-педагогической науке и исследовательской деятельности в целом. Результатом научно-исследовательской работы стала защита преподавателями кандидатских диссертаций. Ученую степень кандидата педагогических наук получили Л.В. Гаращенко, Е.С. Крыжановская, М.А. Пазюкова, О.М. Панюкова, А.Г. Харитонова. Кандидатами психологических наук стали О.В. Баранова и В.В. Кустова.
За годы своего существования колледж выпустил около 15 тысяч специалистов. Из них около 900 отличников учебы. Коллектив учреждения гордится своими выпускниками, которые многие годы проработали в системе дошкольного образования, отдавая всю душу своим воспитанникам, и достигли больших успехов в педагогической деятельности. Среди них начальник отдела среднего профессионального образования министерства образования Иркутской области Н.И. Москаленко, главный специалист отдела дошкольного образования Г.А. Ицкова, инспектор гороно по дошкольному образованию г. Иркутска Е.Е. Крамер, отличники народного образования и почетные работники, заведующие дошкольными образовательными учреждениями г. Иркутска: В.А. Куковская (ДОУ № 158), В.И. Сирота (ДОУ № 55), Т.А. Машкина (ДОУ № 18), Г.Г. Михалева (ДОУ № 82), Н.А. Татьянушкина (ДОУ № 68), А.И. Григорьева (ДОУ № 108), Л.А. Константинова (ДОУ № 125), воспитатели дошкольных учреждений Иркутска: Т.Ф. Сыромятникова, Л.Г. Хаймович, Л.В. Кривендо (ДОУ № 68), Л.Н. Ананьева (ДОУ № 108), Л.Г. Косачева (ДОУ № 162), Л.М. Черемушкина (ДОУ № 101), А.Д. Васильева (ДОУ № 147), О.К. Бушуева (ДОУ № 128), С.М. Давыдова (ДОУ № 138), А.П. Николаева, В.Ф Фахрутдинова (ДОУ № 148) и многие другие.
Почетными грамотами Министерства образования РФ награждены заведующие Д.П. Воронкова (ДОУ № 76), Л.И. Морозова (ДОУ № 169), Г.А. Исмаилова (ДОУ № 139), воспитатели А.Л. Лаптева (ДОУ № 94), Т.А. Галимова (ДОУ № 108), М.Ф. Перевозникова (ДОУ № 83) и другие. Многие выпускники колледжа отмечены почетными грамотами министерства образования Иркутской области.
Шесть педагогов удостоены звания «Заслуженный учитель Российской Федерации»: Н.Н. Мирошниченко, Л.И. Колесникова, Г.Н. Кравченко, Н.Г. Тарабрина, Е.А. Гринева, Л.С. Петриченко.
В 2002-2005 учреждение являлось федеральной экспериментальной площадкой по проблеме социальной адаптации студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам этого эксперимента в 2005 г. за многолетнюю успешную, высококвалифицированную подготовку выпускников колледж награжден Министерством образования РФ дипломом «Знак качества образования».
В 2007 на Международном конкурсе «Красивая школа», организованном Российской Ассоциацией образования взрослых и Международной кафедрой ЮНЕСКО Академии управления «ТИСБИ», колледж отмечен дипломами «За развитие социального партнерства», «За продуктивные педагогические идеи».
Колледж – лауреат областного конкурса «Лучшее учреждение образования Иркутской области» (2008), Всероссийского конкурса «100 лучших учреждений СПО и НПО России» (2010), включен в Национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России – 2009».
Коллектив студенческого кукольного театра «Малышок» в 2008 стал победителем областного конкурса «Молодежь Иркутской области в лицах» в номинации «Профессиональные достижения в сфере культуры».
В ноябре 2009 студенческая команда колледжа стала первым призером в областном конкурсе социальных проектов «Иркутск – мой лучший друг» в номинации «Поддержка талантливых детей».
Учебное заведение в разные годы возглавляли:
Энциклопедии городов | Энциклопедии районов | Эти дни в истории | Все карты | Всё видео | Авторы Иркипедии | Источники Иркипедии | Материалы по датам создания | Кто, где и когда родился | Кто, где, и когда умер (похоронен) | Жизнь и деятельность связана с этими местами | Кто и где учился | Представители профессий | Кто какими наградами, титулами и званиями обладает | Кто и где работал | Кто и чем руководил | Представители отдельных категорий людей